Статья: Социально-психологические характеристики профессиональной компетенции психолога, работающего с детьми раннего возраста (2025)

Читать онлайн

Введение. Статья посвящена изучению развития социально-психологической компетенции психологов, работающих с детьми раннего возраста. Анализируется научная и социальная актуальность изучаемой проблемы. В силу сложившейся практики, существующей в большинстве образовательных учреждений в нашей стране, дети раннего возраста оказываются под эпизодическим профессиональным вниманием психолога. Специалист данного профиля осуществляет свою профессиональную деятельность во всех возрастных группах дошкольного детства без дифференцирования этапов онтогенеза младенческого и раннего возраста.

Материалы и методы. В статье обоснована авторская концепция психологической структуры понятия социально-психологической компетенции психолога раннего детства в составе следующих компонентов: профессионально-мотивационный компонент; система профессиональных действий (аналитических, диагностических, прогностических). Для получения содержательной информации об особенностях профессиональной деятельности психолога, работающего с детьми раннего возраста, разработана программа констатирующего эксперимента, важной частью которой является авторский опросник, включающий в себя наиболее профессионально значимые вопросы.

Результаты исследования. Представлены аналитические материалы по результатам констатирующего исследования; психологи, принимавшие в нем участие, подчеркивают в своих ответах значимость дифференцированной психологической работы с детьми младенческого и раннего возраста, однако специалистами осознается недостаточность научной и технологической подготовки для подобной работы.

Обсуждение и заключения. На основе обсуждения результатов констатирующего исследования определена необходимость создания специальной программы формирования у психологов раннего детства новой социально-психологической компетенции, которая обеспечит продуктивность психического развития младенческого и раннего возраста.

Ключевые фразы: социально-психологические компетенции, основные компоненты, психологическая структура, психологи раннего детства, младенцы, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, сенсомоторное развитие
Автор (ы): Сорокина Татьяна Михайловна, Чекалина Екатерина Вячеславовна
Журнал: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9.072. Психологические исследования, опыты, эксперименты, тесты, измерения
Префикс DOI
10.26795/2307-1281-2025-13-1-13
Для цитирования:
СОРОКИНА Т. М., ЧЕКАЛИНА Е. В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА // ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2025. ТОМ 13, № 1
Текстовый фрагмент статьи