Архив статей журнала

Психологическое благополучие и структура субъектности учителя (2024)
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Авторы: Волкова Елена Николаевна

Введение. В позитивной психологии психологическое благополучие связывается с личностными ресурсами, обеспечивающими созидательные процессы и позитивные изменения в жизни и деятельности человека. Рассматривая субъектность как основной профессионально-личностный ресурс учителя для позитивных трансформаций в современном образовании, мы предполагаем, что таковым ресурсом субъектность выступает при условии восприятия учителем себя как психологически благополучного человека. Психологическое благополучие в исследовании рассматривается в рамках модели PERMA и представляет собой саморепрезентацию учителем основных ресурсов позитивного функционирования (позитивных эмоций, вовлеченности в деятельность взаимоотношений, смысла и достижения в деятельности) и переживания им счастья и удовлетворенности жизнью. Цель исследования – изучение особенностей психологического благополучия современного учителя и взаимосвязи компонентов благополучия и структуры субъектности педагога.

Материалы и методы. Выраженность компонентов субъектности педагогов изучалась с помощью опросника «Структура субъектности» (Е. Н. Волкова, И. А. Серегина). Для изучения психологического благополучия использовалась русскоязычная версия опросника PERMA-Profiler (О. М. Исаева, А. Ю. Акимова, Е. Н. Волкова). В исследовании участвовали 447 чел., из них 376 чел. (84,1 %) – женщины, 71 чел. (15,9 %) – мужчины. Средний возраст участников исследования – 37,2 года (стандартное отклонение SD=12,5). Стаж работы – от 1 года до 47 лет.

Результаты исследования. Результаты исследования показали, что общий уровень благополучия, а также значения основных компонентов благополучия у современных педагогов находится в диапазоне средних значений, однако все компоненты психологического благополучия выражены у учителей в меньшей степени, чем у представителей других профессиональных групп и в целом респондентов российской выборки. Стратификационными переменными, влияющими на психологическое благополучие школьных учителей, выступают характеристики возраста, стажа работы, квалификационной категории. Психологическое благополучие педагогов корреспондирует с более старшим возрастом, уменьшением стажа работы и невысокой квалификационной категорией (или ее отсутствием). Психологически благополучным учителям свойственна сбалансированная структура субъектности, предполагающая равномерную и высокую выраженность всех ее компонентов. Среди компонентов субъектности психологическое благополучие в наибольшей степени детерминировано способностью педагога к личностному выбору и развитием рефлексии.

Обсуждение и заключения. Психологическое благополучие учителя можно рассматривать как характеристику его профессиональной социализации, влияющей на уровень благополучия учащихся. Актуальный уровень развития психологического благополучия современного учителя ниже, чем в общей российской выборке и в сравнении с другими профессиональными педагогическими группами – воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Низкий уровень психологического благополучия учителя может препятствовать профессиональному становлению учителя. Психологическое благополучие учителя связано с развитием субъектности, в частности, с развитием у педагога активности, умения делать выбор и отвечать за него, способности к рефлексии. Сбалансированная структура субъектности определяет психологическое благополучие педагогов, при этом способность понимать и принимать другого человека у таких педагогов выражена в значительной степени.

Сохранить в закладках
Результаты пилотажного исследования особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования (на выборке преподавателей педагогического вуза) (2024)
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Авторы: Ходырев Александр Михайлович

Введение. В статье обозначена актуальная проблема освоения студентами педагогических вузов ценностно-смысловых оснований содержания образования в условиях происходящей модернизации педагогического образования. Особое внимание следует уделять преподавателям педагогических вузов, которые являются для студентов – будущих педагогов носителями профессиональной системы ценностей и основным источником информации о ценностно-смысловых основаниях содержания педагогического образования. Нами была обозначена необходимость разработки методики, позволяющей оперативно и объективно оценивать уровень освоения педагогами ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования.

Материалы и методы. В статье представлены результаты апробации авторской методики «Методика определения особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования», в которой приняли участие преподаватели Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Цель разработанной методики – выявление особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования. Для содержательной валидизации разработанной методики применялась методика «Диагностика реальной структуры ценностной ориентации личности» С. С. Бубновой.

Результаты исследования. Представленные в статье результаты апробации методики автора доказали ее валидность и надежность. В процессе содержательной валидизации методики отмечается частичное соответствие степени реализованности ценностносмысловых оснований содержания педагогического образования и ценностных ориентаций личности в условиях реальной жизнедеятельности. При этом важным представляется подчеркнуть, что ценностные позиции, выступающие в роли приоритетов, характеризуются довольно высокой согласованностью и сопоставимостью. Имеющиеся же несоответствия фиксируются по тем ценностным позициям, которые занимают относительно невысокие места в иерархии ценностей преподавателей и в нашем случае могут рассматриваться как проявления многообразия личностных смыслов и их сочетаний в индивидуальном сознании.

Обсуждение и заключения. Результаты пилотажного исследования авторской методики с помощью представленного в статье анализа корреляционных связей подтверждают, что представленная методика может быть использована для исследования развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования (на выборке преподавателей педагогического вуза).

Сохранить в закладках
Возможности технопарка в реализации системы цифрового гражданско-патриотического воспитания в вузе (2024)
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Авторы: Савченков Алексей Викторович, Уварина Наталья Викторовна, Изюмникова Снежана Андреевна, Жуков Андрей Александрович

Введение. Тенденции цифровизации и конвергенции в образовании, внедрение дистанционных образовательных технологий влияют как на систему образования, так и на воспитательный процесс как его значимую составляющую. Традиционные формы и методы воспитательной работы, которые были эффективными с предыдущими поколениями студентов, показывают низкую результативность с поколением «Z». В связи с этим актуальность приобретают цифровые средства воспитания, реализуемые в рамках цифровой воспитательной системы, что позволило бы студентам перейти из позиции наблюдателя в состояние активного участника воспитательного процесса. Разработка системы гражданско-патриотического воспитания становится наиболее актуальной и востребованной в вузовской среде.

Материалы и методы. Исследование проводилось посредством анализа научной литературы по проблеме исследования, анализа нормативно-правовых источников, обобщения собственного практического опыта по проблемам цифровых технологий гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Результаты исследования. В статье представлено описание разрабатываемой системы цифрового гражданско-патриотического воспитания в ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Разработанная система цифрового гражданско-патриотического воспитания будет реализована на базе сайта вуза с учетом возможностей технопарка универсальных педагогических компетенций. Созданные в технопарке кабинеты дают возможность для реализации различных мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Обсуждение и заключения. В настоящее время в вузах назрела необходимость в концептуальном обосновании и разработке системы цифрового воспитания, которая способствовала бы активизации и заинтересованности студентов в процессе воспитания и самовоспитания. Система гражданско-патриотического воспитания будет реализована с учетом возможностей оборудования технопарка: VR-технологии, робототехника, 3D-моделирование и др. Разрабатываемая система цифрового гражданско-патриотического воспитания включает такие цифровые воспитательные технологии, как: виртуальные экскурсии, видеоресурсы, социальные и гражданско-ориентированные проекты, веб-квесты, культурно-исторические интернет-порталы и др.

Сохранить в закладках
Дескрипторы социокультурной оценки сельских территорий и деятельность Фонда Президентских грантов по развитию социокультурного пространства сельской местности (2024)
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Авторы: Горбушов Александр Анатольевич

Введение. В статье исследуется проблема формирования социокультурной среды в сельской местности при непосредственном участии в этом процессе сельской школы и некоммерческих организаций (НКО). Современная ситуация образования на селе оценивается с помощью традиционных методов оценки образовательных организаций, и, соответственно, применяемые подходы к системе образования на селе ведут к необходимости развития тех или иных направлений деятельности сельской школы и социально-экономических составляющих жизни и деятельности населенного пункта, то есть программы развития села и сельской школы реализуются на основании традиционной оценки. В этой связи в новых социально-экономических и политических условиях развития образования и социально-экономического сектора на селе есть необходимость понять настоящие требования к системе образования в сельской местности России и рассмотреть существующие меры поддержки со стороны НКО.

Цель статьи – обосновать необходимость применения социокультурной оценки образовательных организаций в сельской местности России и дать анализ существующей деятельности НКО по формированию социокультурного пространства сельской школы. Полученные результаты могут быть использованы для оценки социокультурной составляющей сельской территории, для выбора оптимальной стратегии развития сельской школы, для решения вопроса о сохранении или ликвидации образовательных организаций в сельской местности, а также для качественного решения вопроса о выделении грантов на развитие сельской местности России.

Материалы и методы. Основным методом исследования является контентный и контекстный сплошной анализ текста работ, представленных на конкурс «Моя малая Родина» в номинации «Деревня моей мечты – деревня будущего» и заявок победителей конкурса Фонда Президентских грантов по грантовому направлению «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» при помощи метода социокультурной оценки образовательных организаций, разработанного и опубликованного нами ранее.

Результаты исследования. Выделены дескрипторы, реализация которых будет способствовать повышению уровня критериев социокультурной целесообразности образовательного учреждения на селе и, как следствие, формированию необходимой социокультурной ситуации на селе. Работа с дескрипторами позволит нивелировать сложившуюся социокультурную и экономическую ситуации в сельской местности России или будет способствовать ее улучшению. Сделан анализ деятельности Фонда Президентских грантов по грантовому направлению «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» по итогам начала 2023 года.

Обсуждение и заключения. Проведенное исследование доказало работоспособность дескрипторов и критериев социокультурной оценки для выявления потребностей образовательных организаций и жителей в сельской местности России. В ходе исследования было установлено, что настоящая деятельность Фонда Президентских грантов посредством деятельности НКО в незначительной степени содействует поддержке проектов в области науки, образования, просвещения в сельской местности России. Данное исследование может быть полезным органам федерального, регионального и местного управления, в том числе образованием, для мониторинга текущей ситуации в сельской местности России и принятия соответствующих административных решений.

Сохранить в закладках
Анализ погрешностей методов машинного обучения как основа формирования навыков их использования (2024)
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Авторы: Славутская Елена Владимировна, Славутский Леонид Анатольевич

Введение. Методы машинного обучения и элементы искусственного интеллекта используются для анализа случайных данных, процессов и сигналов. Изучение соответствующих инструментов уже входит в учебные программы направлений подготовки разного уровня.

Цель исследования – продемонстрировать на доступных для студентов разных специальностей примерах, что анализ погрешностей методов машинного обучения при решении конкретных задач может являться основой формирования в учебном процессе навыков применения элементов искусственного интеллекта.

Материалы и методы. Для обработки случайных сигналов и данных используется открытое доступное программное обеспечение: Microsoft Excel для подготовки обучающей и тестовой выборки, аналитическая платформа Deductor для реализации алгоритмов машинного обучения. В качестве примера для технических специальностей обрабатываются квазигармонические сигналы со случайными параметрами, а для обработки многомерных случайных данных используются результаты психодиагностики.

Результаты исследования. В качестве характерного решения аппроксимационных технических задач анализируются ошибки использования нейронной сети прямого распространения для определения случайных параметров сигналов. В качестве решения классификационных задач многомерные случайные данные с разной размерностью обрабатывались при помощи нейронных сетей и метода «дерево решений». Проанализированы преимущества комбинированного использования этих двух методов машинного обучения. Приведённые примеры и их анализ апробированы на занятиях со студентами университета в рамках дисциплин «Цифровая обработка сигналов» и «Основы статистики».

Обсуждение и заключения. Обсуждаются статистические особенности полученных результатов, возможности сокращения обучающей выборки и селективного анализа многомерных случайных данных. Показано, что адекватная оценка погрешностей методов машинного обучения позволяет существенно расширить возможности их применения и может являться основой для формирования навыков их использования.

Сохранить в закладках
Развитие концепта «духовность-нравственность» в отечественном педагогическом образовании последнего столетия (2024)
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Авторы: Хватаева Наталия Петровна

Введение. Статья представляет собой результат анализа сложного двухъядерного концепта «духовность-нравственность» в дискурсе учебного текста по педагогике. Целью данного исследования было рассмотрение динамики модели концепта для педагогического дискурса ХХ века, включающей базовые для него понятийные признаки. Сами по себе понятия «духовность» и «нравственность» настолько сложны и неоднозначны, что педагоги неоднократно вынуждены были переосмысливать их и менять содержание воспитания подрастающих поколений.

Материалы и методы. Для более точного определения понятий «духовность» и «нравственность» был использован метод концептуального анализа. Применение концептологического анализа позволило разработать систему понятийных признаков для каждого из ядерных понятий.

Результаты исследования. В основу структуры концепта положены пять понятийных признаков, характерных для обоих ядерных понятий: идеальность, комплексность, достижимость, социальная и индивидуальная обусловленность. Полученная модель была применена к текстам учебников по педагогике дореволюционного, советского и постсоветского периодов. Во всех случаях установлено ее неполное соотношение с исходной языковой формой. В дореволюционный период структура концепта лишена двухъядерности, понятие «духовность» имеет сложную структуру и индивидуально обусловлено, возможность его полной реализации скорее отрицается, вербальных признаков его зависимости от общественных установок в тексте не обнаружено, не в полной мере реализован признак идеальности. Реализация концепта в тексте учебника середины ХХ века выглядит слишком идеализировано. Конструирование абсолютно новой коммунистической морали позволяло представить актуальное понимание концепта «широкими мазками», выразить убежденность неофитов в реальности воплощения эталона настоящего коммуниста средствами советского воспитания. Предлагаемая современными авторами модель не реализует ядро нравственности вообще. Учебник возвращается к одному из исходных представлений о духовности, но с существенными различиями. Во-первых, уравниваются все религиозные представления и исключается доминирование одной из конфессий в процессе духовного воспитания. Во-вторых, слабая социальная обусловленность воспринимается как недостаток, подлежащий устранению. Проведен анализ факторов, сдерживающих полноценную репрезентацию концепта, даны рекомендации по их устранению.

Обсуждение и заключения. Предлагается рассматривать современный запрос на духовнонравственное воспитание в свете нормальной эволюции концепта, заложенного в его основу. Несмотря на порядок слов в номинирующем словосочетании, ядро нравственности интерпретативно и фундаментально для корректного понимания духовности. Для результативной работы над запросами духовно-нравственного воспитания личности рекомендуем организовать практическую работу последовательно, с поступательным и постепенным становлением сначала нравственных ценностей, а потом уже духовных. Базовыми принципами такой работы следует сделать те понятийные признаки, которые регулярно и полноценно реализуются в каждом из ядер концепта.

Сохранить в закладках
Разработка модуля по формированию исследовательских компетенций будущих педагогов и оценка их сформированности в рамках выпускной квалификационной работы (2024)
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Авторы: Перевощикова Елена Николаевна

Введение. В статье рассматриваются основные понятия проблемного обучения, дается их характеристика с позиций подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности при выполнении выпускной квалификационной работы, вскрываются особенности доказательного подхода к обучению, анализируются этапы формирования исследовательских компетенций будущих педагогов. Определяются структура и содержание нового учебного модуля и образовательных результатов будущих педагогов в области исследовательской деятельности, приводятся показатели оценки представления методологического аппарата в выпускной квалификационной работе выпускников по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Материалы и методы. В основу исследования положены системный, деятельностный, компетентностный и междисциплинарный подходы к подготовке будущих учителей, что позволило описать совокупность исследовательских умений, которые могут и должны формироваться у будущих педагогов в рамках их профессиональной подготовки к исследовательской деятельности. В ходе исследования осуществлялась аналитикосинтетическая деятельность с использованием следующих методов: анализ существующих нормативных документов в области подготовки будущих педагогов, анализ научных публикаций, связанных с особенностями проблемного и доказательного обучения, с вопросами формирования исследовательской деятельности и требований к выполнению выпускных квалификационных работ, анализ модульных учебных планов; отбор содержания учебных дисциплин, направленных на формирование исследовательских компетенций будущих педагогов; использовались приемы формализации и обобщения при описании образовательных результатов.

Результаты исследования. Выделены основные положения, определяющие структуру и содержание исследовательских умений будущих педагогов, лежащих в основе реализации научно-исследовательской деятельности в сфере образования. Предложен модуль «Исследовательская и проектная деятельность в сфере образования», структура которого определяет сквозную траекторию формирования исследовательских компетенций, представлено содержание модуля в виде учебных дисциплин. Раскрыты особенности описания образовательных результатов по представлению методологического аппарата, которые построены на основе согласования компетенций из ФГОС ВО и трудовых действий из Профессионального стандарта педагога. Приведена процедура оценки достижения образовательных результатов по представлению основных компонентов методологического аппарата в выпускной квалификационной работе.

Обсуждение и заключения. В статье сравниваются различные этапы формирования исследовательских компетенций, обсуждаются модули, представленные в учебных планах подготовки будущих педагогов, и обосновывается необходимость включения в систему оценки выпускной квалификационной работы критерия по представлению методологического аппарата исследования. Приводится перспектива дальнейшего исследования в виде построения целостной системы оценки качества подготовки выпускников на основе оценки достижения образовательных результатов при выполнении выпускниками выпускной квалификационной работы.

Сохранить в закладках
Взаимодействие научно-методических центров сопровождения педагогических работников с субъектами единого образовательного пространства (2024)
Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
Авторы: Папуткова Галина Александровна, Головина Инна Валентиновна, Медведева Татьяна Юрьевна, Халадов Хож-Ахмед Султанович, Леонова Олеся Игоревна

Введение. Рассматривается проблема совершенствования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с целью повышения качества профессионального развития педагогов и интеграции университетов в развитие механизмов взаимодействия субъектов научно-методической деятельности в рамках формирования единого образовательного пространства. Целью статьи является изучение особенностей взаимодействия и направлений в расширении взаимодействия научнометодических центров сопровождения педагогических работников с субъектами научнометодической деятельности в совершенствовании условий, обеспечивающих профессиональное развитие педагогических работников в рамках формирования единого образовательного пространства.

Материалы и методы. В соответствии с целью исследования применялись теоретические методы, включающие структурно-функциональный анализ при изучении литературных источников, нормативных правовых актов, регулирующих сферу образования; методы систематизации и обобщения данных отчетных материалов научно-методических центров, а также эмпирические методы, основанные на изучении и обобщении опыта деятельности научно-методических центров в 2022 – 2023 гг. по результатам проведения анкетного опроса.

Результаты исследования. Представлены обобщенные результаты деятельности научнометодических центров сопровождения педагогических работников в 2022 – 2023 гг. в обеспечении профессионального развития педагогических работников в рамках формирования единого образовательного пространства. Проведен анализ полученных данных по вопросу совершенствования условий научно-методического сопровождения педагогических работников при участии университетов, а также ключевых направлений развития взаимодействия научно-методических центров сопровождения педагогических работников с субъектами научно-методической деятельности в системе образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило конкретизировать меры, содействующие более эффективному использованию ресурсов научно-методических центров сопровождения педагогических работников в составе единой федеральной системы научнометодического сопровождения педагогических работников.

Сохранить в закладках
Закономерности развития религиозной культуры в современном обществе: проблемы систематизации и философского осмысления (2024)
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Авторы: Грязнова Елена Владимировна, Березкин Сергей Николаевич

Введение. Религиозная культура сегодня становится одним из важнейших предметов изучения философской науки. Философская методология позволяет систематизировать имеющиеся знания не только философского, но и общенаучного, частнонаучного уровня. Проведенный аналитический обзор научных публикаций, посвященных выявлению законов, закономерностей и принципов развития религиозной культуры на современном этапе, показал, что их много, но они разрозненны и очень разноплановы. Поэтому проблема философского осмысления феномена религиозной культуры на современном этапе развития общества является крайне актуальной задачей. Целью исследования является изучение отечественных и зарубежных публикаций, посвященных исследованию закономерностей развития религиозной культуры на современном этапе, и выявление возможности их систематизации на основе философской методологии.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования применялись методы аналитического обзора, анализа, обобщения и сравнения, а также диалектический метод.

Результаты исследования. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что применение философской методологии в изучении законов, закономерностей и принципов развития религиозной культуры в современном обществе позволяет выстроить их многомерную типологию, включающую несколько уровней: цивилизационный, социальный, антропологический. На каждом из уровней предоставляется возможность изучения диалектических отношений как внутри религиозной культуры, так и между ней и другими явлениями, что и позволит выйти на определение законов и закономерностей ее развития на каждом из уровней, а также между ними, позволит проводить прогностический анализ возможных дальнейших траекторий развития данного феномена, его влияния на судьбу человека и цивилизации.

Обсуждение и заключения. Этот сложный системный анализ станет предметом исследований не только авторов статьи, но и научных школ, которые существуют на базе Мининского университета. Результаты данного исследования станут основой изучения религиозной культуры в таких направлениях научной деятельности университета, как философия культуры, религиоведение, философия религии, социальная философия, история философии, философская антропология, теология, педагогические и психологические науки.

Сохранить в закладках
Антропология исламского модернизма-джадидизма (2024)
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Авторы: Евдокимов Иван Валерьевич

Введение. Данная статья представляет собой попытку исследования антропологических воззрений джадидизма – одного из направлений исламского модернистского реформизма, направленного на сближение мусульманских фундаментальных религиозных ценностей с секулярной европейской культурой. В попытке приблизить традиционные мусульманские антропологические категории к европейскому гуманистическому осмыслению человека, джадидская мысль формирует обновленную вестренизированную версию мусульманской антропологии.

Материалы и методы. Материалом для статьи послужили исследования Р. С. Хакимова, Х. Бекири, А. Х. Басырова, Д. М. Исхакова, М. Икбала, М. Абдo, G. Marranci, посвященные анализу антропологических концепций исламского модернизма, формулирующие основные принципы восприятия человека исламским модернизмом. В статье использовались методы системного и сравнительного анализа, обобщения и историко-философского анализа.

Результаты исследования. Проведенное исследование показывает, что джадидизм разрабатывает понятия человеческой свободы и личности, преодолевая традиционный для ислама детерминизм, переосмысливает антропный принцип в религиозных мусульманских категориях. Ставится акцент на личностном начале человека, центре его деятельности, обусловленной рациональной составляющей и наличием свободной воли. Пользуясь этим инструментарием, человек осуществляет связь с божественным началом через познание вселенной, синергийно применяя религиозные предписания ислама в сочетании с актуальной научной картиной мира. Важное значение при этом имеет и процесс самопознания человека как сущностно преломляющего в своей природе природу божественную.

Обсуждение и заключения. Автору исследования удалось провести сравнительный, системный и историко-философский анализ антропологических положений исламского модернистского реформизма – джадидизма – на основании трудов как отечественных, так и зарубежных мыслителей. В результате автору удалось осуществить комплексный анализ основных антропологических принципов джадидизма, а также проследить влияние различных факторов на формирование антропологии исламского модернизма.

Сохранить в закладках
«Школа парижского богословия» в оценках западных и отечественных исследователей (2024)
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Авторы: Пешков Алексей Адольфович

Введение. В статье анализируются подходы западных и отечественных исследователей в оценках релевантности определения – «школа Парижского богословия». В контексте анализа этих подходов рассматривается правомочность и объективность оценок как идей «парижской школы», так и самого концепта «школа Парижского богословия». Особый акцент делается на анализе предложенной западными учеными бинарной схемы «модернизм-традиционализм» в оценках «Парижской школы богословия».

Материалы и методы. Материалом для статьи послужили работы представителей «Парижской школы», С. Булгакова, Г. В. Флоровского, а также работы западных и отечественных исследователей. Статья анализирует работы П. Вальера, К. Штекль, С. С. Хоружего, А. А. Аржаковского, И. В. Голубович, Г. Каприева, Э. Лаут, В. Сузи и др. В статье использовались методы системного и сравнительного анализа, обобщения и историко-философского анализа.

Результаты исследования. Проведенное исследование показывает, что по отношению к феномену «Парижской школы» в западной и отечественной мысли сложился ряд направлений. Тон дискуссии здесь задает подход П. Вальера, который отрицает релевантность этого понятия, указывая на отсутствие в «парижской школе» идейного единства. В то же время в отечественной мысли и у ряда западных ученых сложилось восприятие «парижской школы богословия» как целостного феномена. Дискуссия вокруг понятия «парижская школа», которая идет в наши дни, это во многом вопрос о месте и роли в современности философии и теологии русской эмиграции. Зачастую диаметральная противоположность анализируемых здесь мнений обусловлена философской традицией, которую разделяют авторы высказываний.

Обсуждение и заключения. Автору удалось провести историографическое исследование основных направлений в оценках релевантности концепта «парижская школа богословия». В результате систематического анализа подходов в данной проблеме была предложена оригинальная классификация, в основании которой лежит четкое выделение и анализ двух методологически обусловленных направлений в оценках исторической реальности «парижской школы».

Сохранить в закладках
Опыт апробации контент-анализа в исследовании концепции «Русская идея» (2024)
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Авторы: Хамидулин Артем Маратович, Бабаева Анастасия Валентиновна

Введение. Статья посвящена проблеме формулировки содержательного аспекта Русской идеи. Актуальность текста определена тем обстоятельством, что в исследовательской литературе до сих пор не существует адекватного понимания, что должно быть включено в содержание концепции. Более того, само существование Русской идеи является проблемной зоной для отечественной философской традиции.

Материалы и методы. Авторы апробируют оригинальный подход к исследованию феномена, который заключается применении количественных инструментов к исследованию глубинных смыслов русской цивилизации. Сбор материала осуществлялся на основе 26 текстов предстателей отечественной мысли разных исторических эпох и различных мировоззренческих позиций. Базовой идеей, фундирующей исследование, являлся тезис, согласно которому Русская идея представляет собой метанарратив с 1000-летней историей, в этой связи была выдвинута гипотеза, что ни один из существующих текстов не может быть рассмотрен в качестве исчерпывающего и полностью отражающего концепцию «Русская идея». На этом основании авторы статьи анализировали все тексты-источники как отдельные главы единого повествования о судьбе русской цивилизации и ее роли во всемирном историческом процессе.

Результаты исследования. Сбор и обработка представленных в статье данных осуществлялись с помощью онлайн-ресурсов: https://miratext. ru/ и https://istio. com/. Несмотря на схожесть алгоритмов работы ресурсов, тем не менее были получены различные результаты. В процессе автоматического и ручного просмотра был сформирован топ-20 высокочастотных и релевантных слов по каждому из источников, категории систематизированы и представлены в списочно-табличном варианте и формате облака слов. Было выявлено, что, хотя анализируемые тексты объединены единой тематикой «Русская идея», не найдено ни одного понятия, которое было бы общим для всех анализируемых источников. В качестве наиболее частотных понятий следует отметить следующие: «человек», «русский», «Россия», «жизнь» и «народ». Эти слова, согласно обеим программам, оказались в топе объединенного семантического ядра всех 26 источников. Исследование показало, что эти понятия являются объединяющими для всех рассмотренных текстов.

Обсуждение и заключения. Представленные результаты демонстрируют перспективность применения количественных методов, которые позволяют уточнять смысловое наполнение концепции «Русская идея».

Сохранить в закладках