НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕТРОГРАДА ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
В статье рассматривается сеть народных школ музыкального просвещения Петрограда, появившихся после Октябрьской революции 1917 года. Поднимается вопрос о причинах объединения общего и специального музыкального образования на начальной ступени обучения музыке. Анализируются документы Наркомпроса 1919-1920-х годов, а также труды исследователей советского и постсоветского времени, посвящённые истории отечественного музыкального образования указанного периода. На основании этих источников делается вывод, что причинами своего рода диффузного характера взаимодействия общего и специального музыкального образования на его начальной ступени стали: 1) совпадение интересов новой власти в сфере культуры (государственный социальный заказ на всеобщее музыкальное просвещение) и потребностей народа в музыкальном просвещении; 2) прочные связи обновляющегося музыкального образования с дореволюционной системой обучения, обеспечивавшие их преемственность; 3) высокий уровень профессионализма музыкантов дореволюционной консерваторской выучки, включившихся в строительство новой системы музыкального образования.
Идентификаторы и классификаторы
С появлением консерваторий во второй половине XIX века в музыкальном образовании сформировались два направления – общее и специальное, которые базировались на трёх инициативах: общественной, частной и государственной. Общественная инициатива, осуществляя музыкальные занятия в социальных организациях, была ориентирована на общее музыкальное образование. Частная и государственная инициативы способствовали распространению обоих направлений. Частная инициатива воплощалась в проведении педагогами-музыкантами приватных уроков музыки, цель которых зависела от запросов обучающихся. Таким образом, государственная инициатива обеспечивала специальное
музыкальное образование прежде всего в консерваториях, общее же музыкальное
образование было сосредоточено в государственных немузыкальных учебных учреждениях начального, среднего и высшего образования.
Список литературы
- Аракелова А. О. О развитии начального музыкального образования в России // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1(10). С. 176-181.
- Верещагина К. С. Музыка как форма политической идеологии (на примере советского периода 20-40 гг. ХХ века) // Политика и общество. 2012. № 10. С. 4-14. EDN: QACIJJ
- Доклады заведующих районными музыкальными школами // Жизнь искусства. 1919. № 96., 12 марта. С. 2-3.
- Из истории советского музыкального образования: сб. материалов и док. / сост. и редкол. Л. А. Баренбойм, С. М. Вильскер, П. А. Вульфиус (отв. ред.), С. Л. Гинзбург, Е. М. Орлова, С. Я. Требелева. Ленинград: Музыка, 1969. 308 с.
- Календарь-справочник Музыкального отдела Народного Комиссариата по Просвещению на 1919 год. Петроград; Москва, 1919. 244 с.
- Ковин Н. М. Музыкальные школы для учащихся // Музыка в единой трудовой школе. Петроград, 1919. Вып. 1. С. 35.
- Мильковская И. Ю. Предпрофессиональная подготовка как интеграция общего и дополнительного образования // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития: сб. науч. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. Калуга, 2022. С. 445-451. EDN: SEWJYZ
- Народные музыкальные школы // Народное просвещение. 1919. № 34. С. 27-28.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. Москва: Музыка, 1988. 240 с.
-
Новые Народные музыкальные школы // Жизнь искусства. 1919. № 63, 23 янв. С. 2.
-
Новые школы народного просвещения // Жизнь искусства. 1919. № 78, 14 февр. С. 3.
-
О том, что сделано: Бюллетень Муз. отд. Народного Комиссариата по Просвещению. Вып. 1. Июль. 1919. 16 с.
-
О том, что сделано: Бюллетень Муз. отд. Народного Комиссариата по Просвещению. Вып. 2. Статьи, отчёт и картограмма. 24 с., 1 л. табл.
-
Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные организации в Петербурге 1801-1917: энцикл. Санкт-Петербург: Петровский фонд, 1999. 368 с.
-
Сборник декретов, постановлений и распоряжений по музыкальному отделу Народного комиссариата по просвещению. Петербург: Музыкальный отдел Н.К.П., 1919. 74 с.
-
Строительство музыкального отдела // Жизнь искусства. 1919. № 191, 18 апр. С. 4.
-
Филимонов К. А. Хронология Музыкальных курсов Е. П. Рапгофа (к истории Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова) // Opera Musicologica. 2019. № 4(42). С. 31-44. DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.003 EDN: OKFWGU
-
Polotskaya E., Yegorova K. Musical and Educational Initiatives in Russia in the 2nd Half of the XIX - Early XX Centuries // Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020). URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icassee-20/125944309 (дата обращения: 06.04.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Психоакустические исследования показывают, что при восприятии речи активируются как участки коры головного мозга, так и подкорковые структуры мозга. При восприятии музыкальных звуков в психоакустике основное внимание уделяется слуховому спектроана-лизатору, обрабатывающему звуки до 20 кГц, который обеспечивает восприятие высоты звука и который находится в нейросетях слуховой зоны коры головного мозга, а нейросети подкорковых структур мозга рассматриваются как обеспечение пространственной ориентации по звукам. Если в нейросетях подкорковых структур мозга анализируется не частотный спектр звуков, а изменение звукового давления во времени, то эта обработка имеет важное значение при восприятии атаки музыкальных звуков, делает необходимым подробное изучение связи стадии атаки музыкального звука и его выразительности, эквивалентно восприятию звуков с полосой частот, превышающей порог в 20 кГц.
В 2024 году Уральской государственной консерватории (УГК) исполняется 90 лет. В статье на основе документальных материалов УГК и Государственного архива Свердловской области (ГАСО) реконструируется процесс становления научной работы в вузе. Одной из первых кафедр, заложивших основы исследовательской деятельности, является кафедра сольного пения. На материале архивных источников, большая часть которых впервые вводится в научный обиход, выявлены основные тенденции и научные направления, сложившиеся на начальном этапе её функционирования и обозначившие дальнейшие перспективы её развития.
В статье рассмотрена одна из сюжетных линий сценария и либретто ненаписанной оперы Прокофьева «Хан Бузай» (1942-1946), связанная с образом и обликом Александра Македонского. Как известно, великий полководец является главным персонажем обширного героического эпоса, некогда послужившего материалом для разного рода фольклорных источников, в том числе для восточных сказок. Почётное прозвище Александра - «Искандер двурогий» - во многих из них стало основанием для истинно сказочных превращений в духе пародии и фарса. Такого рода перверсию использовал в своих текстах и Прокофьев, наделив глупого и злобного хана Бузая парой рогов, доставшихся якобы от «предка»-Македонского и в финале сочинения банально отрезанных бритвой цирюльника. Неожиданность и оригинальность этой интерпретации закономерно связаны с отсутствием сведений о том, откуда композитор взял свой сюжет. И тем более удивительно, что в воспоминаниях М. А. Мендельсон-Прокофьевой, обычно отличающихся высокой информативностью, в данном случае нет указаний на источники некоторых имеющихся в либретто «Бузая» сюжетных поворотов. В процессе поиска причин к известным архивным материалам по опере добавился ещё один - обнаруженный в РГАЛИ ранний вариант сценария (1942). Эта рукопись, названная «Брадобрей» и почти полностью записанная Мендельсон-Прокофьевой, публикуется в Приложении к настоящей статье. Источник позволяет расширить период работы над замыслом на восемь месяцев и дополнить его первоначальным названием сведения справочной литературы.
Цель предлагаемой публикации - познакомить отечественных читателей с мыслями выдающегося музыканта Ферруччо Бузони (1866-1924) о фортепианном искусстве, представленными в его заметках «Уважайте фортепиано», «“Учебная книга” Гальстона» (1910) и «Гений фортепиано» (1912). В тексте «Уважайте фортепиано» определяется место инструмента в музыкальной иерархии и его возможности. В анонсе книги Гальстона замечания Бузони касаются не только деталей, но и наиболее общих проблем эстетики исполнительства. Последняя из публикуемых заметок поднимает актуальную тему прогресса в исполнительском искусстве, в котором ведущую роль играют композиторы-пианисты. В комментариях приводятся фрагменты писем Бузони, до сих пор не переводившиеся на русский язык.
На рубеже XIX и XX веков в европейском музыкальном театре актуализируется романтическая идея одинокого и непонятого творца, противопоставленного современному ему обществу. Оперы, принадлежащие композиторам самых разных стилевых направлений (Х. Пфицнеру, А. Шёнбергу, Ф. Шрекеру, П. Хиндемиту, Э. Кшенеку) и посвящённые данной проблеме, объединены в зарубежном музыкознании термином Künstleroper («опера о художнике»). В статье формулируются черты жанра с опорой на его исторические взаимосвязи с литературными аналогами (Künstlerroman и Künstlerdrama), в своё время достаточно глубоко изученными. На основании сравнения точек зрения исследователей жанра Künstleroper прослеживаются общие закономерности драматургии стилистически различных оперных произведений, связанных, однако, единой концепцией, репрезентирующей жанр, - романтическим конфликтом между художником и суетным, враждебным ему миром.
Статья посвящена рассмотрению сцены безумия Мелинды из малоизвестной для русского слушателя оперы Ференца Эркеля «Банк Бан» (1861). Эркель, основоположник венгерской национальной оперы, в этом сочинении отдал дань сюжетному мотиву женского сумасшествия, популярному в итальянской и французской опере XIX века. В статье освещаются следующие вопросы: краткая история создания оперы; роль сюжетного мотива безумия в драматургии произведения; претворение европейских и национальных традиций; особенности формообразования и музыкального языка сцены безумия Мелинды. Приложения включают нотные примеры и таблицу с указанием разделов сцены сумасшествия Мелинды.
Издательство
- Издательство
- УГК
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620014, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
- Юр. адрес
- 620014, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
- ФИО
- Шкарупа Валерий Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@uscon.sco.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3712180