ОПЕРНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ПРОКОФЬЕВА И ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО (2024)
В статье рассмотрена одна из сюжетных линий сценария и либретто ненаписанной оперы Прокофьева «Хан Бузай» (1942-1946), связанная с образом и обликом Александра Македонского. Как известно, великий полководец является главным персонажем обширного героического эпоса, некогда послужившего материалом для разного рода фольклорных источников, в том числе для восточных сказок. Почётное прозвище Александра - «Искандер двурогий» - во многих из них стало основанием для истинно сказочных превращений в духе пародии и фарса. Такого рода перверсию использовал в своих текстах и Прокофьев, наделив глупого и злобного хана Бузая парой рогов, доставшихся якобы от «предка»-Македонского и в финале сочинения банально отрезанных бритвой цирюльника. Неожиданность и оригинальность этой интерпретации закономерно связаны с отсутствием сведений о том, откуда композитор взял свой сюжет. И тем более удивительно, что в воспоминаниях М. А. Мендельсон-Прокофьевой, обычно отличающихся высокой информативностью, в данном случае нет указаний на источники некоторых имеющихся в либретто «Бузая» сюжетных поворотов. В процессе поиска причин к известным архивным материалам по опере добавился ещё один - обнаруженный в РГАЛИ ранний вариант сценария (1942). Эта рукопись, названная «Брадобрей» и почти полностью записанная Мендельсон-Прокофьевой, публикуется в Приложении к настоящей статье. Источник позволяет расширить период работы над замыслом на восемь месяцев и дополнить его первоначальным названием сведения справочной литературы.
Идентификаторы и классификаторы
Среди зрелых оперных замыслов Прокофьева сочинение под названием «Хан Бузай»,
основанное на фольклорном материале, занимает особенное место. Прежде всего, это
первый и единственный в творчестве Про-офьева пример оперной композиции, для
которой не сколь угодно завершённый сценарий, а именно либретто зафиксировано
целиком и сохранилось в виде отдельного самодостаточного документа. Кроме того, немаловажно, что для каждой сцены и даже многих номеров этого либретто предназначены соответствующие наброски музыкального тематизма [21] (получившиеся фрагменты словесного и нотного текстов сам композитор называл «кадрами» [9, 661; 16, 213–214]). По-видимому, такая модель сочинения для Прокофьева, всегда старавшегося сократить для себя процессы механической работы, становилась очередным шагом на пути быстрого формирования объёмного цельного полотна.
Список литературы
- Ауэзов М. О., Соболев Л. С. Очерки истории казахской литературы. Ч. 1. Эпос и фольклор // Литература и искусство Казахстана. 1939. № 8–9. С. 91–116.
- Ауэзов М. О., Соболев Л. С. Эпос и фольклор казахского народа // Литературный критик. 1939. № 10–11. С. 210–233; 1940. № 1. С. 169–181.
- Волков А. И. «Война и мир» Прокофьева. Опыт анализа вариантов оперы. Москва : Музыка, 1976. 136 с.
- Затаевич А. В. 500 казакских песен и кюй’ев. Адаевских, Букеевских, Семипалатинских и Уральских / с предисл. и 403 примеч. авт. Алма-Ата : Наркомпрос Казакской АССР, 1931. 313 с.
- Затаевич А. В. 1000 песен киргизского народа (мелодии и напевы) / вступ. ст. А. Д. Кастальского. Оренбург : Киргизское гос. изд-во, 1925. 402 с. (Труды Общества изучения Киргизского края ; вып. 4).
- Кадырзаде Л. Мечта об идеальном герое. Искандер двурогий в поэме Низами //Литературный Азербайджан. 1990. № 10. С. 120–122.
- Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы // Экспериментальная научная энциклопедия. URL: http://wiki.laser.ru/index.php/%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%BA%D0%
B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%B8_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8_%D0%BA%D0%B8%D1%8
0%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B8 (дата обращения: 15.04.2023). - Книга тысячи и одной ночи. В 8 т. Т. 3. Ночи 141–270 / пер., вступ. ст. и коммент. М. А. Салье под ред. И. Ю. Крачковского. Москва ; Ленинград : Academia, 1932. 622 с.
- Комментарии // Прокофьев С. С. : Материалы, документы, воспоминания / сост., ред., примеч., вступ. ст. С. И. Шлифштейна. Изд. 2-е, доп. Москва : ГМИ, 1961. С. 626–679.
- Костюхин Е. А. Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции. Москва : Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1972. 192 с.
- Лобачёва Н. А. Вариация на казахскую тему. О неосуществлённой опере С. С. Прокофьева «Хан Бузай» // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1. С. 154–167.
- Мендельсон-Прокофьева М. А. В Алма-Ате… // Советская музыка. 1962. № 8. С. 40–41.
- Мендельсон-Прокофьева М. А. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания [1938–1950]. Дневники [1951–1967] / предисл., коммент., указ., фотоальбом – Е. В. Кривцова. Москва : Композитор, 2012. 632 с.
- Муха тоже однажды хотела перекатить камень // Кавказские тосты. URL: http://toast.fome.ru/ras-8-9.html (дата обращения: 15.04.2023).
- Потанин Г. Н. Казак-киргизские и алтайские предания, легенды и сказки. Петроград : Типогр. В. Д. Смирнова, 1917. Отд. отт. из журн.: Живая старина. Год XXV. 1916. С. 47–198.
- Прокофьев о Прокофьеве : Статьи и интервью / ред.-сост. В. П. Варунц. Москва : Совет. композитор, 1991. 287 с.
- Рогатый царь // Грузинские сказки. Москва : Гос. изд-во худож. лит., 1937. С. 137.
- Рогатый царь // Грузинские сказки / пер. Н. И. Долидзе, ред. М. Я. Чиковани. Тбилиси : Заря Востока, 1939. С. 384–385.
- Скобелев М. А. Значение слова «рог» в библейской метафоре // Журнал Московской Патриархии. 2008. № 4. С. 76–85 EDN: MVLRZF
АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Договора С. С. Прокофьева с различными организациями (1934–1951) // Российской государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 806. 32 л. Машинопись с рукописными вставками
- Либретто и музыкальные наброски тем оперы «Хан Бузай» на основе народных мелодий из сборников А. В. Затаевича // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 2. Ед. хр. 21. 50 л. с об. Авторская дата: «23 Авг[уста] 1946». Рукопись М. А. Мендельсон-Прокофьевой (словесный текст), автограф Прокофьева (нотный текст).
- Либретто оперы «Хан Бузай» // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 2. Ед. хр. 23. 9 л. Авторская дата: «11 мая 43». Машинопись с пометами и исправлениями авторов (Л. 1–4, 6–9), автограф 4-й картины (Л. 5–5 об.).
- Прокофьев С. С. Тетрадь с хронологическими записями (28 февраля 1942 – 7 августа 1943) // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 2. Ед. хр. 136. 46 л. Автограф.
- Письма и телеграммы С. С. Прокофьеву от разных учреждений (26 августа 1940 – 26 января1953) // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 2. Ед. хр. 552. 7 л.
- «Хан Бузай». Либретто оперы. Варианты. Материалы для работы над либретто // РГАЛИ.
Ф. 1929. Оп. 3. Ед. хр. 14. 69 л. с об. Авторские даты: «12 Сентября 42 г.» (Л. 2 об.), «23 Авг[уста] 1946» (Л. 38). Рукопись и машинопись М. А. Мендельсон-Прокофьевой с правками и дополнениями обоих авторов. - Прокофьев С. С. Заметки [1940-е] // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 3. Ед. хр. 52. 3 л. Автограф.
- Список книг, прочитанных М. А. Мендельсон-Прокофьевой вслух С. С. Прокофьеву в 1941–
1953 гг. // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 3. Ед. хр. 390. 17 л. с об. Рукопись М. А. Мендельсон-Прокофьевой.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Психоакустические исследования показывают, что при восприятии речи активируются как участки коры головного мозга, так и подкорковые структуры мозга. При восприятии музыкальных звуков в психоакустике основное внимание уделяется слуховому спектроана-лизатору, обрабатывающему звуки до 20 кГц, который обеспечивает восприятие высоты звука и который находится в нейросетях слуховой зоны коры головного мозга, а нейросети подкорковых структур мозга рассматриваются как обеспечение пространственной ориентации по звукам. Если в нейросетях подкорковых структур мозга анализируется не частотный спектр звуков, а изменение звукового давления во времени, то эта обработка имеет важное значение при восприятии атаки музыкальных звуков, делает необходимым подробное изучение связи стадии атаки музыкального звука и его выразительности, эквивалентно восприятию звуков с полосой частот, превышающей порог в 20 кГц.
В 2024 году Уральской государственной консерватории (УГК) исполняется 90 лет. В статье на основе документальных материалов УГК и Государственного архива Свердловской области (ГАСО) реконструируется процесс становления научной работы в вузе. Одной из первых кафедр, заложивших основы исследовательской деятельности, является кафедра сольного пения. На материале архивных источников, большая часть которых впервые вводится в научный обиход, выявлены основные тенденции и научные направления, сложившиеся на начальном этапе её функционирования и обозначившие дальнейшие перспективы её развития.
В статье рассматривается сеть народных школ музыкального просвещения Петрограда, появившихся после Октябрьской революции 1917 года. Поднимается вопрос о причинах объединения общего и специального музыкального образования на начальной ступени обучения музыке. Анализируются документы Наркомпроса 1919-1920-х годов, а также труды исследователей советского и постсоветского времени, посвящённые истории отечественного музыкального образования указанного периода. На основании этих источников делается вывод, что причинами своего рода диффузного характера взаимодействия общего и специального музыкального образования на его начальной ступени стали: 1) совпадение интересов новой власти в сфере культуры (государственный социальный заказ на всеобщее музыкальное просвещение) и потребностей народа в музыкальном просвещении; 2) прочные связи обновляющегося музыкального образования с дореволюционной системой обучения, обеспечивавшие их преемственность; 3) высокий уровень профессионализма музыкантов дореволюционной консерваторской выучки, включившихся в строительство новой системы музыкального образования.
Цель предлагаемой публикации - познакомить отечественных читателей с мыслями выдающегося музыканта Ферруччо Бузони (1866-1924) о фортепианном искусстве, представленными в его заметках «Уважайте фортепиано», «“Учебная книга” Гальстона» (1910) и «Гений фортепиано» (1912). В тексте «Уважайте фортепиано» определяется место инструмента в музыкальной иерархии и его возможности. В анонсе книги Гальстона замечания Бузони касаются не только деталей, но и наиболее общих проблем эстетики исполнительства. Последняя из публикуемых заметок поднимает актуальную тему прогресса в исполнительском искусстве, в котором ведущую роль играют композиторы-пианисты. В комментариях приводятся фрагменты писем Бузони, до сих пор не переводившиеся на русский язык.
На рубеже XIX и XX веков в европейском музыкальном театре актуализируется романтическая идея одинокого и непонятого творца, противопоставленного современному ему обществу. Оперы, принадлежащие композиторам самых разных стилевых направлений (Х. Пфицнеру, А. Шёнбергу, Ф. Шрекеру, П. Хиндемиту, Э. Кшенеку) и посвящённые данной проблеме, объединены в зарубежном музыкознании термином Künstleroper («опера о художнике»). В статье формулируются черты жанра с опорой на его исторические взаимосвязи с литературными аналогами (Künstlerroman и Künstlerdrama), в своё время достаточно глубоко изученными. На основании сравнения точек зрения исследователей жанра Künstleroper прослеживаются общие закономерности драматургии стилистически различных оперных произведений, связанных, однако, единой концепцией, репрезентирующей жанр, - романтическим конфликтом между художником и суетным, враждебным ему миром.
Статья посвящена рассмотрению сцены безумия Мелинды из малоизвестной для русского слушателя оперы Ференца Эркеля «Банк Бан» (1861). Эркель, основоположник венгерской национальной оперы, в этом сочинении отдал дань сюжетному мотиву женского сумасшествия, популярному в итальянской и французской опере XIX века. В статье освещаются следующие вопросы: краткая история создания оперы; роль сюжетного мотива безумия в драматургии произведения; претворение европейских и национальных традиций; особенности формообразования и музыкального языка сцены безумия Мелинды. Приложения включают нотные примеры и таблицу с указанием разделов сцены сумасшествия Мелинды.
Издательство
- Издательство
- УГК
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620014, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
- Юр. адрес
- 620014, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
- ФИО
- Шкарупа Валерий Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@uscon.sco.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3712180