Статья: Сущностно-содержательные характеристики понятия «исследовательское мышление учителя» и подходы к его изучению в отечественной и зарубежной науке (2025)

Читать онлайн

Введение. В настоящее время все большее внимание уделяется развитию когнитивных способностей учащихся. Когнитивные способности играют важную роль в различных сферах жизни, включая образование, профессиональную деятельность, спорт и даже повседневные задачи. Понимание сущности когнитивных способностей и их развитие необходимо для нашего личностного и профессионального роста. Одной из важнейших когнитивных способностей будущего учителя в настоящее время является исследовательское мышление. Статья посвящена изучению сущностных характеристик понятия «исследовательское мышление» учителя и хронологии его развития в отечественной и зарубежной педагогике.

Материалы и методы. Для решения поставленных цели и задач использовались такие основные методы теоретического исследования, как концептуальный анализ и синтез. Кроме того, применялся сравнительно-исторический анализ.

Результаты исследования. В статье обоснована актуальность широко ведущегося поиска новых возможностей повышения эффективности профессиональной деятельности учителя и особая значимость его исследовательского мышления в решении этой задачи, выделены признаки исследовательского мышления учителя, на основе которых сформулировано его авторское определение.

Обсуждение и заключения. Рассмотрены взгляды зарубежных и отечественных (российских) ученых, занимающихся изучением сущности данного понятия, выделены основные признаки исследовательского мышления учителей, специфические различия в подходах ученых к рассмотрению его содержания, дано авторское определение рассматриваемого понятия. Сформулированное авторами определение может оказать влияние на методологию исследований, способствуя уточнению и стандартизации понимания сущности исследовательского мышления в академической и научной среде, а также повлиять на разработку образовательных программ и методик его развития у студентов – будущих учителей.

Ключевые фразы: мышление, исследовательское мышление, УЧИТЕЛЯ, БАКАЛАВРЫ, профессиональная активность, ПОДХОДЫ
Автор (ы): Халиуллина Лилия Ринатовна, Савина Надежда Николаевна
Журнал: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
37.025.7. мышления
Префикс DOI
10.26795/2307-1281-2025-13-1-6
Для цитирования:
ХАЛИУЛЛИНА Л. Р., САВИНА Н. Н. СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ» И ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ // ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2025. ТОМ 13, № 1
Текстовый фрагмент статьи