В статье представлен анализ многогранной научно-педагогической деятельности профессора Воронежского государственного университета А. В. Гпуховой. Автор раскрывает различные стороны ее профессионального успеха и делает вывод, что в основе лежит триединство научных исследований А. В. Глуховой в области политологии, преподавания политологических дисциплин с включением в их содержание результатов собственных научных изысканий и воспитания будущих политологов как профессионалов и социально ответственных граждан.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Как ученый А. В. Глухова вносит заметный вклад в развитие современной российской политологии, совместно с коллегами размышляя над общими тенденциями этой науки в актуальных социально-политических условиях [16; 17 и др.]. Наряду с этим скрупулезному исследованию подвергает отдельные темы и проблемы политической науки: политические конфликты, современный популизм, взаимодействие территориальных сообществ, миграционные процессы и др. [18–21 и др.]. Их анализ сегодня наиболее востребован, во-первых, для лучшего понимания происходящих в стране и мире политических процессов, во-вторых, для практики совершенствования государственно-политической системы России, в-третьих, для обогащения актуальным содержанием подготовки в университетах современных политологов, социологов, журналистов.
Список литературы
1. Гпухова А. В. Политический конфликт: анализ теории и методологии исследования: дис.. д-ра полит, наук / А. В. Глухова. - Москва, 1997. - 400 с. EDN: SXGXUJ
2. Арапов А. В. Основы российской государственности. Учебник / А. В. Арапов, Ю. А. Бубнов, А. Г. Вяткина, Н. А. Гаршин, А. В. Глухова [и др.].; под ред. Д. А. Ендовицкого. - Москва: КноРус, 2024.-277 с. EDN: PRKBVO
3. Глухова А. В. Управление персоналом в России: вызовы XXI века: монография / А. В. Глухова, Е. А. Митрофанова, В. В. Тарасенко [и др.]. - Москва: ИНФРА-М, 2024. - 297 с. EDN: IJAUEI
4. Гзнкин Б. М. Управление персоналом в России: 100 лет после революции: монография / Б. М. Генкин, А. В. Глухова, И. Б. Дуракова [и др.]; под ред. И. Б. Дураковой. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 288 с.
5. Кафедра: люди и судьбы (история одной кафедры ВГУ) / под ред. А. В. Глуховой [и др.]. - Воронеж: Изд. дом ВГУ,2022. - 354 с.
6. Глухова А. В. Внутриполитическая повестка дня как фактор единства современной России: монография / А. В. Глухова, Е. Б. Зюзина, О. А. Сиденко [и др.]; отв. ред. А. В. Глухова. - Воронеж: Научная книга, 2020. - 248 с.
7. Глухова А. В. Современные технологии в публичной политике и управлении: учебное пособие / А. В. Глухова, А. В. Гармонова, Д. В. Сосунов [и др.]. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2018. - 227 с. EDN: UGXRTZ
8. Бакен-Кнапп Г. Сотрудничество в публичной политике и управлении: монография / Г. Бакен-Кнапп, С. Г. Балабанова, Н. А. Баранов, А. В. Волкова, А. В. Глухова [и др.]. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2018. - 274 с. EDN: YVOONV
9. Глухова А. В. Социология: учебное пособие / А. В. Глухова, А. И. Верецкая, А. Б. Довейко [и др.]. -Воронеж: Истоки, 2014. - 308 с.
10. Молокова М. А. Взаимодействие власти и гражданского общества в контексте трансформации российского общества: от конфронтации к партнерству: монография / М. А. Молокова, Ю. А. Красин, А. В. Глухова [и др.]. - Курск: Изд-во Юго-Западного гос. ун-та, 2014. - 426 с.
11. Глухова А. В. Постижение непостижимого (российская политика 2000-х годов в контексте глобальных и региональных процессов): монография / А. В. Глухова. - Воронеж: Истоки, 2014. -411 с.
12. Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология, динамика: теоретико-методологический анализ / А. В. Глухова. - Москва: Эдиториал УРСС,2010.-277 с. EDN: QBXYSN
13. Глухова А. В. Роль социологии и политологии в подготовке современных специалистов / А. В. Глухова, А. А. Романовский, А. И. Верецкая [и др.] // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: История. Политология. Социология. -2016,-№4.-С. 112-122. EDN: XHOCWL
14. Глухова А. В. Политическое образование в вузе и воспитание гражданина / А. В. Глухова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2021. -№ 2. - С. 34-39. EDN: BAPLCW
15. Рахманин В. С. Некоторые методологические проблемы высшего образования / В. С. Рахманин // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. -2022.-№ 1,-С. 10-16. EDN: VCMREK
16. Айвазова С. Г. Тенденции и проблемы развития российской политической науки в мировом контексте: традиция, рецепция и новация: монография / С. Г. Айвазова, В. Л. Ачкасов, Д. М. Воробьев, М. В. Гаврилова, А. В. Глухова [и др.]. - Москва: Политическая энциклопедия, 2017. -477 с. EDN: ZXOGXD
17. Гаман-Голутвина О. В. Структурные трансформации и развитие отечественных школ политологии: монография / О. В. Гаман-Голутвина, В. А. Гуторов, О. В. Попова, В. Г. Ледяев, А. В. Глухова [и др.]. - Москва: Аспект Пресс, 2015. - 464 с. EDN: ZAJCIX
18. Глухова А. В. Теоретико-методологические проблемы политической конфликтологии: классический и современный дискурс / А. В. Глухова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. - 2021. - № 1(44). - С. 327-333. EDN: AVULPO
19. Глухова А. В. Современный популизм / А. В. Глухова // Политология. Новый лексикон / под ред. А. И. Соколова. - Москва: Аспект-Пресс, 2024. -С. 326-337. EDN: XUXQFU
20. Глухова А. В. Стратегии взаимодействия территориальных сообществ в ходе городских конфликтов (на материалах экспертного опроса в крупных региональных центрах РФ) / А. В. Глухова, А. И. Кольба, А. В. Соколов //Журнал исследований социальной политики. - 2021. - Т. 19, № 2. - С. 239252. EDN: MRCVGR
21. Глухова А. В. Миграционный фактор в политических процессах современной Европы (конфликтный потенциал и новые стратегии общественной интеграции) /А. В. Глухова // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2018. - Т.14, № 4. - С. 4-24. EDN: XXOPHP
22. Глухова А. В. Политическая конфликтология: учебное пособие / А. В. Глухова, В. С. Рахманин. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2002. -293 с. EDN: RWJHGN
23. Глухова А. В. Политические процессы: учебное пособие / А. В. Глухова. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2009.-278 с. EDN: QOLYUJ
24. Глухова А. В. История и теория демократии: учебное пособие / А. В. Глухова. - Воронеж: Истоки, 2013.-227 с. EDN: RVECCX
25. Глухова А. В. Основы сравнительной политологии: учебное пособие / А. В. Глухова, О. А. Сиденко, В. Д. Щеглова. - Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2019. -212 с.
26. Социология: курс лекций / [А. В. Глухова и др.]. - Воронеж: Истоки, 2015. - 307 с.
27. Социология: курс лекций: учебник/А. В. Глухова, А. И. Верецкая, Л. П. Волкова [и др.]; под ред. А. В. Глуховой. - 2-е изд., расшир. и доп. - Воронеж: Изд. дом ВГУ,2021. - 500 с.
28. Сосунов Д. В. Проблемы трансформации высшего образования на современном этапе развития российского общества (материалы круглого стола, состоявшегося на кафедре социологии и политологии исторического факультета ВГУ 28 февраля 2023 года) / Д. В. Сосунов, А. Б. Довейко, А. В. Глухова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. -2024.-№ 1,-С. 105-109. EDN: BWTOJV
29. Ендовицкий Д. А. Воспитательный процесс в вузе: обратная связь / Д. А. Ендовицкий, А. В. Глухова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. -2021,-№4.-С. 5-11. EDN: ZFHEAY
30. Глухова А. В. Те десять лет: постатейные хроники российской политической жизни, 1999-2009 гг. / А. В. Глухова. - Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2009. - 888 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящее время проблема устойчивости и длительности существования семейного союза приобрела особую остроту, поскольку институт брака подвергается различным угрозам - от социально-экономических до психологических и социокультурных. В силу этого представления студентов о любви имеют важное значение, поскольку непосредственно влияют на благополучие семейной группы, нередко «рождающейся» именно в студенческий период жизни. Результаты описанного в статье эмпирического исследования дополняют имеющиеся в социально-психологической науке знания о том, как студенты понимают феномен любви. Установлено, что по мере падения у них уровня социальной тревожности представления о любви приобретают всё более оптимистичное содержание, в них на первое место выходят взаимный обмен между супругами различными психологическими ресурсами и альтруизм.
В статье рассматривается актуальная и значимая для современной образовательной практики проблема воспитания в аспекте педагогических идей А. С. Макаренко. В частности, отмечается ценность субъектного подхода к воспитуемому оптимистический настрой, вера в потенциальные возможности личности, гуманизм и др. Авторы, опираясь на педагогическое наследие великого предшественника, подчеркивают важную роль педагога, его творческое отношение к воспитанию для обеспечения эффективности данного процесса. Приводятся примеры программ, направленных на улучшение воспитательной работы со студентами, цель которых - вовлечение в социально полезные дела, стимулирование саморазвития, активности и др. В заключении подчеркивается необходимость развития идей великого педагога, которые в современных условиях нуждаются в конкретизации, дополнении, творческом переосмыслении.
В статье выделены факторы современности, объективно обусловливающие системный и целостный характер военно-педагогического процесса на основе междисциплинарного взаимодействия. Представлены актуальные идеи отечественного историко-педагогического опыта междисциплинарного взаимодействия 20-х гг. XX в. в высших военных учебных заведениях в контексте современного этапа развития военно-педагогического процесса как методолого-теоретический и методический потенциал, содействующий достижению цели профессионально-личностного развития будущих офицеров и выявлению существующих в военно-педагогическом процессе проблем.
В статье рассматриваются особенности участия студентов педагогических специальностей России и Китая в неформальном образовании, мотивация выбора ими направлений и форм такого вида образования, роль дополнительных компетенций, получаемых в ходе неформального образования, в профессиональном развитии будущих педагогов. Проанализирована также работа студентов - будущих педагогов - в качестве репетиторов, которую автор относит к одному из видов неформального образования. Сделан вывод о наличии ряда общих черт в участии российских и китайских студентов в неформальном образовании.
Оценка эффективности цифровых инструментов в образовании требует научно обоснованного подхода и должна проводиться по четко определенным критериям. Настоящее исследование направлено на разработку комплекса критериев для оценки эффективности цифрового сопровождения образования в вузе, обеспечивающих оптимальное достижение его целей. Результатом исследования стала пятиэлементная система критериев, позволяющая осуществлять мониторинг и оценку эффективности цифрового сопровождения вузовского образования с целью анализа и поддержания последнего на должном уровне, обеспечения его соответствия потребностям обучающихся и преподавателей.
В статье затрагивается вопрос о подготовке будущих педагогов к работе с буллингом в различных его проявлениях. Обращается внимание на важность личностных детерминант готовности, включая варианты предшествующего опыта. Автор описывает особенности процесса формирования опыта продуктивного реагирования у будущих педагогов на явления профессиональной практики, происходящего на уровнях формального, неформального и информального образования с опорой на различные виды опыта обучающихся, его рефлексию и осмысление, эмоциональное и смысловое наполнение чужого опыта с целью его актуализации и создания ситуаций переживания. В статье представлен результат анализа эссе, выполненных студентами Воронежского государственного педагогического университета.
Статья посвящена проблеме формирования у студентов, обучающихся в магистратуре языкового факультета по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, готовности к профессионально-педагогической деятельности. Разработанная педагогическая модель образовательного процесса и личностно формирующие профессиональные ситуации призваны не только повысить уровень сформированности у будущих учителей иностранного языка профессиональной компетентности, но и способствовать овладению опытом педагогической работы и ориентации их на трудовую деятельность по профессии.
В статье авторы рассматривают правомерность и обоснованность применения аксиологического подхода к изучению различных аспектов формирования готовности студентов к публично-сценической музыкально-исполнительской деятельности. В результате теоретического осмысления проблемы и описания этапов формирования ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей музыки авторы формулируют положение о том, что ценности, воплощая культурные смыслы человечества, духовно-нравственные нормы поведения, выступают в качестве индивидуально-социальных ориентиров в личностном и профессиональном саморазвитии студентов-музыкантов в условиях образовательного процесса вуза.
В статье приведены результаты эмпирического исследования социальных установок (на примере диспозиций деструктивного поведения), уровня эмпатии и установок на альтруизм -эгоизм у студентов. Установлено, что примерно у четверти студентов имеются те или иные психологические предпосылки деструктивных установок. Но при этом в группу риска допустимо включить только примерно каждого десятого представителя студенческой молодежи, принявшего участие в исследовании.
В статье рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности у студентов как в целом, так и по разным сферам деятельности. В результате установлено, что терминальное ценностное наполнение имеет общие тенденции относительно связи с направленностью на эстетические и практические виды деятельности и отличается в остальных случаях, наиболее сильно при ориентации на работу с людьми и исследования. Проявляется более выраженное своеобразие ценностей-целей при направленности на работу с людьми, ценностей-средств при практической направленности, а всей системы ценностных ориентаций - при направленности на исследовательскую деятельность.
Статья посвящена актуальной теме применения игровых технологий в обучении студентов. Автор выделяет ключевые игровые форматы учебных занятий и заданий. Теоретические положения статьи иллюстрируются кейсами из авторской практики внедрения игровых технологий в образовательный процесс вуза.
Процесс профессиональной подготовки специалистов для сферы управления не теряет своей актуальности. В частности, сегодня особо значимым становится вопрос формирования комплекса ключевых навыков будущего менеджера в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования. В статье дана характеристика ключевых навыков будущего менеджера: soft, hard, meta и transferable skills. На основе анализа учебного плана по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент представлены дисциплины, в ходе освоения которых формируются soft и hard skills. Выделены перспективные направления формирования у будущих менеджеров ключевых профессионально значимых навыков.
Статья посвящена решению проблемы эффективности обучения первокурсников разных направлений подготовки языковедческим дисциплинам. Предложена образовательная технология, в соответствии с которой в качестве иллюстративного материала при объяснении новых тем, а также в качестве текстов для анализа при обучении применению полученных знаний используются анекдоты. Указанная технология прошла успешную апробацию. Результаты исследования свидетельствуют о повышении уровня мотивации первокурсников к обучению языковедческим дисциплинам, а также общем росте их лингвистической компетентности.
В статье рассматривается актуальная проблема поиска путей мотивации к обучению современных студентов образовательных организаций высшего образования. Условия информационного общества обусловливают необходимость трансформации системы обучения, поиска новых форм подачи учебного материала, способов формирования умений и приобретения практических профессиональных навыков. В качестве одной из таких форм авторы выделяют фиджитал-техно-логию, описывают примеры ее использования в образовательном процессе вуза, обозначая ее преимущества. Сделан вывод о том, что распространение фиджитал-технологий способно эффективно мотивировать не только студентов к обучению, но и преподавателей к их освоению и использованию.
В статье анализируются современные эмпирические исследования по проблеме смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Описываются параметры смысложизненных ориентаций, которые затрагивают осмысленность жизни молодых людей, специфику отношения к своим достижениям, успехам / неуспехам в деятельности. Характеризуется также модальность представлений об осмысленности жизни и способов достижения успеха. Приводятся результаты проведенного эмпирического исследования и описание авторских тренинговых программ, которые помогают формировать смысложизненные ориентации у студентов.
Взаимодействие между преподавателями и обучающимися состоит не только в том, чтобы передать знания, но и в том, чтобы обеспечить полное понимание материала. Другими словами, в межличностном общении толкование информации, полученной обучающимся от педагога, и наоборот, является особой проблемой. В связи с этим в статье рассмотрены разные виды барьеров педагогического взаимодействия, выделяемые различными авторами, в частности: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая область затруднений и барьер в процессе общения при осуществлении самой деятельности. В целях выявления барьеров в педагогическом взаимодействии с курсантами в образовательном процессе было проведено пилотажное исследование с использованием тест-опросника В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности».
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязей стилей поведения в межличностном конфликте у студентов с разными типами жизненной направленности и характером проявления себя в группе. Установлено, что склонности к соперничеству в ситуации конфликта сопутствует направленность личности на себя, независимость и принятие борьбы в группе, а склонности к приспособлению к партнеру в конфликтной ситуации - низкий уровень личностной независимости и направленность на поддержание взаимоотношений в группе. Стиль «избегание» в межличностном конфликте сопряжен с невозможностью принятия борьбы в группе.
В статье рассматривается проблема изучения студентами военных специальностей сущности информационно-аналитической деятельности, ее структуры и функций. Предлагаются некоторые подходы, способствующие усвоению будущими военнослужащими понятия «информационно-аналитическая деятельность», его составляющих, их использованию в служебной деятельности.
В статье рассматривается проблема истории развития факультета в аспекте воспитательного воздействия на обучающихся с целью формирования у них образовательных результатов. Актуальность исследования обусловлена значимостью исторического прошлого вуза и факультета как его основного подразделения для воспитания у студентов базовых национальных ценностей, а также для выбора абитуриентами конкретной образовательной организации. Материалом для исследования послужила систематизированная авторами история факультета педагогики и методики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института, ныне - Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета.
В статье рассматривается проблема формирования российской идентичности у студенческой молодежи. Обосновывается взаимосвязь заявленной темы исследования с укреплением государственности и национальной консолидацией общества. Особое внимание уделяется роли молодежи в формировании единого идентификационного пространства России, влиянию студенческих молодежных движений на политическое и социальное устройство государственных систем. В качестве культурного нарратива идентификации авторы выделяют язык, являющийся основой консолидации российского общества.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/