ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Макушина Ольга Петровна, РОМАНОВА М.А.

В настоящее время проблема устойчивости и длительности существования семейного союза приобрела особую остроту, поскольку институт брака подвергается различным угрозам - от социально-экономических до психологических и социокультурных. В силу этого представления студентов о любви имеют важное значение, поскольку непосредственно влияют на благополучие семейной группы, нередко «рождающейся» именно в студенческий период жизни. Результаты описанного в статье эмпирического исследования дополняют имеющиеся в социально-психологической науке знания о том, как студенты понимают феномен любви. Установлено, что по мере падения у них уровня социальной тревожности представления о любви приобретают всё более оптимистичное содержание, в них на первое место выходят взаимный обмен между супругами различными психологическими ресурсами и альтруизм.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ А. С. МАКАРЕНКО ДЛЯ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Полякова Янина Николаевна, Сухарева Елена Викторовна

В статье рассматривается актуальная и значимая для современной образовательной практики проблема воспитания в аспекте педагогических идей А. С. Макаренко. В частности, отмечается ценность субъектного подхода к воспитуемому оптимистический настрой, вера в потенциальные возможности личности, гуманизм и др. Авторы, опираясь на педагогическое наследие великого предшественника, подчеркивают важную роль педагога, его творческое отношение к воспитанию для обеспечения эффективности данного процесса. Приводятся примеры программ, направленных на улучшение воспитательной работы со студентами, цель которых - вовлечение в социально полезные дела, стимулирование саморазвития, активности и др. В заключении подчеркивается необходимость развития идей великого педагога, которые в современных условиях нуждаются в конкретизации, дополнении, творческом переосмыслении.

Сохранить в закладках
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА И ЕГО АКТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Белошицкий А. В., Лазукин В. Ф., Просветова Татьяна Сергеевна

В статье выделены факторы современности, объективно обусловливающие системный и целостный характер военно-педагогического процесса на основе междисциплинарного взаимодействия. Представлены актуальные идеи отечественного историко-педагогического опыта междисциплинарного взаимодействия 20-х гг. XX в. в высших военных учебных заведениях в контексте современного этапа развития военно-педагогического процесса как методолого-теоретический и методический потенциал, содействующий достижению цели профессионально-личностного развития будущих офицеров и выявлению существующих в военно-педагогическом процессе проблем.

Сохранить в закладках
УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РОССИИ И КИТАЯ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Сунь Давэй

В статье рассматриваются особенности участия студентов педагогических специальностей России и Китая в неформальном образовании, мотивация выбора ими направлений и форм такого вида образования, роль дополнительных компетенций, получаемых в ходе неформального образования, в профессиональном развитии будущих педагогов. Проанализирована также работа студентов - будущих педагогов - в качестве репетиторов, которую автор относит к одному из видов неформального образования. Сделан вывод о наличии ряда общих черт в участии российских и китайских студентов в неформальном образовании.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Ярмак Кирилл Владимирович

Оценка эффективности цифровых инструментов в образовании требует научно обоснованного подхода и должна проводиться по четко определенным критериям. Настоящее исследование направлено на разработку комплекса критериев для оценки эффективности цифрового сопровождения образования в вузе, обеспечивающих оптимальное достижение его целей. Результатом исследования стала пятиэлементная система критериев, позволяющая осуществлять мониторинг и оценку эффективности цифрового сопровождения вузовского образования с целью анализа и поддержания последнего на должном уровне, обеспечения его соответствия потребностям обучающихся и преподавателей.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПРОДУКТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Юрова Мария Сергеевна

В статье затрагивается вопрос о подготовке будущих педагогов к работе с буллингом в различных его проявлениях. Обращается внимание на важность личностных детерминант готовности, включая варианты предшествующего опыта. Автор описывает особенности процесса формирования опыта продуктивного реагирования у будущих педагогов на явления профессиональной практики, происходящего на уровнях формального, неформального и информального образования с опорой на различные виды опыта обучающихся, его рефлексию и осмысление, эмоциональное и смысловое наполнение чужого опыта с целью его актуализации и создания ситуаций переживания. В статье представлен результат анализа эссе, выполненных студентами Воронежского государственного педагогического университета.

Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Щербакова Марина Викторовна, Химиченко Анастасия Николаевна

Статья посвящена проблеме формирования у студентов, обучающихся в магистратуре языкового факультета по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, готовности к профессионально-педагогической деятельности. Разработанная педагогическая модель образовательного процесса и личностно формирующие профессиональные ситуации призваны не только повысить уровень сформированности у будущих учителей иностранного языка профессиональной компетентности, но и способствовать овладению опытом педагогической работы и ориентации их на трудовую деятельность по профессии.

Сохранить в закладках
ОБУЧАЯ ВОСПИТЫВАТЬ И ВОСПИТЫВАЯ ОБУЧАТЬ ПОЗНАНИЮ НЕПОСТИЖИМОГО: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА (К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА А. В. ГЛУХОВОЙ) (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: РАХМАНИН В.С.

В статье представлен анализ многогранной научно-педагогической деятельности профессора Воронежского государственного университета А. В. Гпуховой. Автор раскрывает различные стороны ее профессионального успеха и делает вывод, что в основе лежит триединство научных исследований А. В. Глуховой в области политологии, преподавания политологических дисциплин с включением в их содержание результатов собственных научных изысканий и воспитания будущих политологов как профессионалов и социально ответственных граждан.

Сохранить в закладках
СУЩНОСТЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Петелин Анатолий Степанович, Го Яньхун

В статье авторы рассматривают правомерность и обоснованность применения аксиологического подхода к изучению различных аспектов формирования готовности студентов к публично-сценической музыкально-исполнительской деятельности. В результате теоретического осмысления проблемы и описания этапов формирования ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей музыки авторы формулируют положение о том, что ценности, воплощая культурные смыслы человечества, духовно-нравственные нормы поведения, выступают в качестве индивидуально-социальных ориентиров в личностном и профессиональном саморазвитии студентов-музыкантов в условиях образовательного процесса вуза.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Логвинова М. И., Князева А. Н., Никуличева Д. А.

В статье приведены результаты эмпирического исследования социальных установок (на примере диспозиций деструктивного поведения), уровня эмпатии и установок на альтруизм -эгоизм у студентов. Установлено, что примерно у четверти студентов имеются те или иные психологические предпосылки деструктивных установок. Но при этом в группу риска допустимо включить только примерно каждого десятого представителя студенческой молодежи, принявшего участие в исследовании.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Николаева Юлия Равильевна, Лисова Екатерина Николаевна

В статье рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности у студентов как в целом, так и по разным сферам деятельности. В результате установлено, что терминальное ценностное наполнение имеет общие тенденции относительно связи с направленностью на эстетические и практические виды деятельности и отличается в остальных случаях, наиболее сильно при ориентации на работу с людьми и исследования. Проявляется более выраженное своеобразие ценностей-целей при направленности на работу с людьми, ценностей-средств при практической направленности, а всей системы ценностных ориентаций - при направленности на исследовательскую деятельность.

Сохранить в закладках
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ: ФОРМАТЫ И ЭЛЕМЕНТЫ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Курганова Екатерина Борисовна

Статья посвящена актуальной теме применения игровых технологий в обучении студентов. Автор выделяет ключевые игровые форматы учебных занятий и заданий. Теоретические положения статьи иллюстрируются кейсами из авторской практики внедрения игровых технологий в образовательный процесс вуза.

Сохранить в закладках