В экстремальных условиях, когда требуется самостоятельный перцептивный анализ трудных ситуаций, при чрезмерных требованиях и критичном отношении окружающих к своей деятельности, ее обесценивании спортсмены, оценивающие свое поведение как социально желательное, соответствующее социальным нормам и моральным требованиям, переживают неудовлетворенность, раздражение, фрустрацию. Для успешного выполнения ролевых функций в таких ситуациях необходимо не только совершенствовать деятельность, но и повышать активность различных социальных субъектов, способствовать формированию механизмов регуляции активности и субъективных отношений личности.
Идентификаторы и классификаторы
Как пишет Филиппов Ф. Р. [14], социальная ориентация – это осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений, как части класса, слоя и т. п., выбор человеком предпочитаемого им социального положения и путей его достижения.
Список литературы
1. Абульханова-Славская. К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991.
2. Аксенова, Г.И. Проблема адаптации личности в отечественной психологии / Г.И. Аксенова, П.Ю. Аксенова // Прикладная юридическая психология. – 2012. – № 4. – С. 28-36.
3. Аксенова, П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу (на примере образовательных учреждений ФСИН России) : автореф. дис. … канд. психол. наук : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» / Аксенова Полина Юрьевна; [Акад. права и упр. ФСИН России] Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Тамбов, 2011. – 24 с. : ил. ; 21 см. – Библиогр.: С. 23–24 (8 назв.).
4. Выбойщик, И.В. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла: учебное пособие / И.В. Выбойщик, З.А. Шакурова. – Челябинск : Изд. ЮУрГУ, 2000. – 54 с.
5. Голованов, А.А. Проблемы социального выбора : философский аспект исследования : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Голованов Александр Анатольевич; [Место защиты: Ин-т философии РАН]. – Москва, 2010. – 23 с.
6. Джанерьян С.Т. Психология профессионального самосознания: учебник / С.Т. Джанерьян. – Ростов н/д: изд-во ЮФУ, 2008. – 240 с. ISBN 978-5-9275-0476-3
7. Завьялова, Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): автореф. дис. … д-ра психол. наук / Е.К. Завьялова. – СПб., 1998. – 38 с.
8. Завьялова, Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2014. – №40. – С. 55-59.
9. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / Кон И.С. – М., 1984. – С. 37.
10. Малыгина, И.В. Идентичность в философской, социальной и культурной антропологии: учебное пособие. Издание 2-е. / И.В. Малыгина. – М. : ООО Издательство «согласие», 2018. – 240 с.
11. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды / В.С. Мухина // Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 640 с. – с. 84-89.
12. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. Монография / Е.Т. Соколова. – М. : Изд-во МГУ, 2009. – 216 с.
13. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М., 1983.
14. Филиппов Ф.Р. Социология образования / Ф.Р. Филиппов. – М. 1980; его же. От поколения к поколению. – М., 1989.
15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М., 1977.
16. Шнейдер, Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов / Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд., пер. и доп. –
Электрон. дан. – Москва: Юрайт, 2022. – 328 с.
17. Шумова Н.С. Формирование навыка самооценивания у спортсменок-волейболисток / Н.С. Шумова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 11. – С. 14-16. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36347072
18. Шумова, Н.С. Взаимосвязь субъектной активности личности и результативности действий баскетболистов России и Китая: монография / Н.С. Шумова, Ю.В. Байковский, Люй Сюнцэ. – Москва : РГУФКСМиТ, 2019. – 276 с.
19. Шумова, Н.С. Взаимосвязь структуры личности с результативностью баскетболистов российской и китайской студенческих сборных команд / Н.С. Шумова, Ю.В. Байковский, Люй Сюнцэ // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 17-20. – Режим доступа: https://www.teoriya.ru/ru/node/9752
20. Шумова, Н.С. Низкий уровень развития интеллекта китайских баскетболистов второго состава как причина фрустрации и снижения нормативности поведения / Н.С. Шумова, Чжу Цзин // XI Международный Конгресс «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 26–28 апреля 2023 г., Санкт-Петербург, Россия : Материалы Конгресса ; под ред. С.И. Петрова. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. – 766 с. – С. 79-81.
21. Шумова, Н.С. Самопрезентация в синхронном плавании / Н.С. Шумова, М.В. Шурочкина // Спортивный психолог. – 2018.– №1 (48). – С. 39-44. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=35177341
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проводиться биомеханическое исследование подъёма штанги от груди у спортсменов весовой категории до 73 килограммов (чемпионат Европы 2020). На основе изучения данных биомеханического контроля, получены параметры технического мастерства в подъёме штанги от груди у спортсменов весовой категории до 73 килограммов.
Исследование рассматривает риски травм в хоккее с шайбой, выявляя факторы, влияющие на их частоту. Основные причины травм – высокая скорость игры, физический контакт и недостаточное использование защитного снаряжения. Уровень травматизма различается у игроков разных амплуа и возрастных групп. Нападающие и защитники подвержены травмам в разной степени. Молодые игроки чаще получают повреждения лица, плеч и колен. Профессионалы часто сталкиваются с травмами нижних конечностей, шеи и головы. Эффективное предупреждение травм требует комплексного подхода, включая постоянное обучение правилам игры, использование защитной экипировки и работу над существующим сводом правил.
С помощью научно-исследовательских методов, широко используемых в области физической культуры и спорта, в рамках проекта была проведена общая оценка текущего состояния физического воспитания и школьного спорта в начальных школах провинции Тханьхоа, Вьетнам, посредством следующего содержания: Внутриклассная программа по физическому воспитанию, внеклассная спортивная деятельность, физкультурная работа, материально-техническая база, учительский состав, результаты обучения предмету физическое воспитание ученики. Тем самым создавая научные аргументы для эффективного внедрения физического воспитания и школьного спорта в начальных школах провинции Тханьхоа, Вьетнам.
В статье представлено исследование, посвященное разработке методики развития мышц-стабилизаторов и коррекции асимметрии посадки у девушек 18–23 лет, занимающихся рекреационной верховой ездой. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что от внедрения разработанной методики получен положительный эффект, заключающийся в повышение силы и силовой выносливости мышц – стабилизаторов у девушек, качества функции равновесия, а также навыков верховой езды, в частности посадки. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предложено научно обоснованное применение методики, обеспечивающей комплексное направленное развитие мышц-стабилизаторов и коррекцию асимметрии посадки (осанки) у девушек 18–20 лет, занимающихся рекреационной верховой ездой, с учетом анатомических особенностей женского организма и биомеханики движений в верховой езде, разработаны конкретные режимы применения данных упражнения, а также прогрессирование нагрузки.
В статье рассматривается реализация содержательного компонента познавательной активности обучающихся вуза физической культуры и спорта на основе ПСФРПА с использованием межпредметных терминов, которые являются структурными компонентами межпредметных связей наряду с межпредметными определениями и межпредметными теоретическими положениями.
Межпредметные связи в учебной деятельности играют важнейшую роль в интеграции научных знаний гуманитарной, естественнонаучной и математической направленности, а межпредметные термины являются составными словами, объединяемые общим контекстом. Межпредметные термины составляют основу для межпредметных определений и межпредметных теоретических положений.
Технологической основой использования межпредметных терминов в реализации содержательного компонента познавательной активности в учебном процессе обучающихся вуза физической культуры и спорта являются дидактические игры, преимуществом которых перед традиционными формами трансляции знаний является то, что в играх их участники имеют воз-можность проследить и «прожить» конкретное содержание профессио-нальных ситуаций.
Результаты исследования уровня развития межпредметных связей по межпредметным терминам после эксперимента выявили достоверные различия между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп, обучающихся вуза физической культуры и спорта, а ПСФРПА с использованием игровых методов обучения показала свою эффективность в решении задач формирования межпредметных связей.
В данной статье обсуждаются вопросы, связанные с проблемой подготовки кадров для осуществления квалифицированной физкультурной и спортивной работы с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Рассматриваются основные для данной сферы задачи, решение которых до недавнего времени не было предусмотрено в рамках утвержденных в физкультурных вузах программ подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Отмечается, что включение дисциплины «Адаптивная физическая культура» в учебный план направления «Спорт» стало важным шагом на пути к расширению профессиональных компетенций специалистов по физическому воспитанию и спорту в современных условиях развития инклюзивных программ в России.
Медитация используется человечеством давно, имеет глубокие корни в развитии истории и культуры человечества. Медитативные упражнения использовались и совершенствовались на протяжении тысяч лет, начиная с буддийского цигуна и индийской йоги. С развитием научных исследований, медитация стала использоваться и как эффективный метод психологической адаптации людей с психологическими расстройствами, как уникальный метод, адаптированный к различным эмоциональным состояниям. Медитативные упражнения могут выполняться самостоятельно, под руководством, в различных группах для снятия стресса и усталости и по самым разным другим поводам. В данном исследовании используется библиографический анализ для изучения направления развития и «горячих точек» исследования, а также использование медитационных техник в спортивной деятельности.
В данной статье представлены результаты исследования типа темперамента и уровня мотивации гребцов-академистов высокой спортивной квалификации (МС), направленные на изучение индивидуально-психологических черт и их влияние на спортивный результат.
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей копинг-поведения спортсменов сборной Республики Татарстан по керлингу среди женщин в условиях соревновательного стресса. Описаны, выбранные ими стратегии совладающего поведения.
Анализ результатов исследования совладающего поведения вышеназванной команды показал выраженность почти всех стратегий: планирование решения проблемы, принятие ответственности, положительная переоценка, самоконтроль, избегание проблемы, поиск социальной поддержки, дистанцирование.
Цель работы заключается в выявлении факторов развития и проявления агрессивности у женщин, занимающихся спортом. В работе на основе анализа и обобщения материалов по проблеме исследования определены мотивы, побуждающие современных женщин к занятиям спортом: желание доказать свое социальное равноправие и биологическую полноценность, стремление к самоутверждению и самореализации. Доминирование этих мотивов побуждает и направляет женщин к занятиям спортом, создающим условия для их удовлетворения. Спортивная деятельность неизбежно связана с проявлением агрессивности. Наблюдаемые учеными высокие показатели агрессивности у женщин, занимающихся агрессивными видами спорта, в сравнении с женщинами, не имеющими какого-либо отношения к спорту, объясняются либо действием фактора спортивного выбора, обусловленного агрессивностью как свойства темперамента, либо фактором личностного развития, обусловленного воздействием спортивной деятельности. Чем больше опыт спортивной деятельности и выше уровень спортивной квалификации женщин, тем ярче проявляется тенденция маскулинизации агрессивного поведения с конструктивной направленностью. В обоих случаях интегральным результатом воздействия обоих факторов выступает высокий уровень готовности женщин к проявлению конструктивной инструментальной агрессии для достижения успеха в условиях соревновательного противоборства.
Художественная гимнастика является сложно-координационным видом спорта с нетривиальными структурными действиями. Поэтому основная задача этапа начальной подготовки - развитие двигательно-координационных способностей и вестибулярной устойчивости спортсменок, используя упражнения с предметами художественной гимнастики. Исходя из этого, большую значимость имеет развитие координации конечностей, дифференциация пространственно-временных и динамических параметров движений кистей рук, ног, реакция на движущийся объект, способность к антиципации, что обуславливает быстрое формирование навыков владения предметами, усвоение большего количества движений, независимых между собой [1, 3, 4].
Феномен двойного карьерного пути представлен в границах ресурсного подхода. Цель исследования – изучить особенности осознанной саморегуляции обучающихся спортсменов как значимого психологического ресурса реализации двойного карьерного пути. Анализ когнитивно-регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств осуществлялся по результатам теста ССП-98 «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). По завершении эмпирических процедур зафиксировано: общий уровень саморегуляции у мастеров спорта (n=6) и кандидатов в мастера спорта (n=46) находится на высоком уровне, у разрядников (n=32) в пределах среднего; установлено преобладание среднего уровня по шкалам планирование, программирование, оценка результата, гибкость и самостоятельность, звено моделирование значимо выше у МС (на 16,3%) и КМС (на 13,8%) в сравнении с разрядниками (p<0,05).
Соревнования с классическим контролем времени являются одним из наиболее сложных видов шахматной игры. В данной статье представлен анализ различных компонентов специальной подготовленности юных квалифицированных шахматисток к таким соревнованиям и выявлены их корреляционные взаимосвязи.
Эффективное развитие двигательных качеств возможно на основе правильно подобранных критериев спортивного отбора с обязательным учетом специфических морфологических признаков, в том числе характерных и для каждого этапа спортивного совершенствования.
В статье представлены результаты влияния технологии физической подготовки, основанной на учете типов телосложения на двигательную подготовленность студенток Государственного университета «Дубна». В исследовании принимали участие две группы: экспериментальная, состоящая из студенток, занимающихся в соответствии с требованиями технологии, и контрольная группа студенток, использующая двигательные режимы, не соответствующие требованиям технологии. Изучение влияния двигательных режимов в экспериментальной группе студенток показало позитивное их воздействие на двигательную подготовленность. При этом все результаты двигательных тестов имели положительную динамику и в 66,7% случаев она носила достоверный характер. У студенток астенического и дигестивного типов телосложения в 50% случаев положительные изменения были достоверны. У студенток торакального и мышечного типов телосложения было выявлено соответственно 63,7% и 66,6% случаев достоверных приростов. При анализе изменений результатов двигательных тестов в контрольной группе студенток было выявлено 66,7% случаев позитивных изменений и 33,3% негативных изменений. В контрольной группе студенток положительных достоверных изменений было выявлено лишь 33,3% случаев.
Издательство
- Издательство
- РУС ГЦОЛИФК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105122, г Москва, р-н Измайлово, Сиреневый б-р, д 4
- Юр. адрес
- 105122, г Москва, р-н Измайлово, Сиреневый б-р, д 4
- ФИО
- Павлов Евгений Александрович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rectorat@gtsolifk.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9613111
- Сайт
- https://gtsolifk.ru/