Цель работы заключается в выявлении факторов развития и проявления агрессивности у женщин, занимающихся спортом. В работе на основе анализа и обобщения материалов по проблеме исследования определены мотивы, побуждающие современных женщин к занятиям спортом: желание доказать свое социальное равноправие и биологическую полноценность, стремление к самоутверждению и самореализации. Доминирование этих мотивов побуждает и направляет женщин к занятиям спортом, создающим условия для их удовлетворения. Спортивная деятельность неизбежно связана с проявлением агрессивности. Наблюдаемые учеными высокие показатели агрессивности у женщин, занимающихся агрессивными видами спорта, в сравнении с женщинами, не имеющими какого-либо отношения к спорту, объясняются либо действием фактора спортивного выбора, обусловленного агрессивностью как свойства темперамента, либо фактором личностного развития, обусловленного воздействием спортивной деятельности. Чем больше опыт спортивной деятельности и выше уровень спортивной квалификации женщин, тем ярче проявляется тенденция маскулинизации агрессивного поведения с конструктивной направленностью. В обоих случаях интегральным результатом воздействия обоих факторов выступает высокий уровень готовности женщин к проявлению конструктивной инструментальной агрессии для достижения успеха в условиях соревновательного противоборства.
Идентификаторы и классификаторы
Изучение особенностей проявления агрессивности у женщин, занимающихся спортом, имеет большое практическое значение для повышения качества подготовки женщин-спортсменок, для предотвращения конфликтов в ходе спортивной подготовки и соревновательной деятельности. В определении роли и места агрессивности в поведении человека наблюдаются противоречивые подходы. Ряд исследователей этого феномена [5, 8, 20] связывают агрессивность с деструктивным поведением, другие же ученые [1, 16, 22], напротив, обращают внимание на положительные стороны проявления агрессивности. Проблема особенностей проявления агрессивности у лиц, занимающихся спортом, была предметом ряда исследовательских работ [6, 7, 18].
Список литературы
1. Антонян, Ю.М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди: монография ∕ Ю.М. Антонян. – М. : ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2015. – 311 с.
2. Артамонова, Т.В. Гендерная идентификация в спорте: монография / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко. – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2009. – 236 с.
3. Афиногенова, С.В. Биологический и психологический пол в связи с профессиональными и спортивными интере- сами в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / С.В. Афиногенова. – СПбГПУ им А.И. Герцена, 2006. – 24 с.
4. Багадирова, С.К. Формирование гендерной идентичности в условиях профессионализации личности в спорте / C.К. Багадирова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2014. – №2 – С. 114-118.
5. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб. : Нева, 2001. – 510 с.
6. Бугаевский, К.А. Изучение уровня проявлений агрессивности у спортсменок, занимающихся единоборствами и атлетическими видами спорта / К.А. Бугаевский // В сборнике: Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы Всероссийской науч- но-практической конференции с международным участием, посвященной памяти доктора биол. наук, профессора А.С. Чинкина. – 2017. – С. 180-183.
7. Дамадаева, А.С. Гендерные аспекты спортивной мотивации / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – Вып.12 (70). – С. 58-63.
8. Ениколопов, С.Н. Психология агрессии: основные подходы / С.Н. Ениколопов // Вестник Псковского Вольного университета – 1994 – №1 – С. 62-68.
9. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1988 – 319 с.
10. Краев, Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов: автореф. дисс. …канд. псих. наук: 19.00.13 / Ю.В. Краев. – СПб., 1999. – 22 с.
11. Краев, Ю.В. Проявление агрессии в спорте / Ю.В. Краев, А.А. Мерзликин // Московский экономический жур- нал. – 2018. – №4 – С. 493-499.
12. Лубышева, Л.И. Женщина и спорт: мозговой штурм ученых / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1999. − №6 – C.96-99.
13. Максимова, В. Не так уж слаб этот «слабый пол» / В. Максимова, Г. Семенов // Спорт за рубежом. – 2003. – №13. – 35 с.
14. Маскаева, Т.Ю. Гендерные психические и поведенческие особенности женщин и их проявление как результат занятий различными видами спорта / Т.Ю. Маскаева, Г.Н. Германов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки» – 2014. − №12 (118). – С. 266-272.
15. Огуречников, Д.Г. Особенности проявления агрессии и агрессивности у женщин-спортсменок / Д.Г. Огуречников, Д.Р. Ягудин, В.Ю. Еремеев, В.В. Петров // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. − №56-9. – С. 329-335.
16. Паренс, Г. Агрессия наших детей и подростков / Генри Паренс // Перевод с англ. Л.Г. Герциг, А.В. Решетникова. – М. : Изд. дом «Форум», Инфра-М.,1997. – 160 с.
17. Пихлер, В. «Женщины изобретательны и коварны» [Электронный ресурс] / В. Пихлер – Режим доступа: https:// www.sport-express.ru/se-velena/revievs/79685
18. Сафонов, В.К. Агрессия в спорте / В.К. Сафонов. – СПб. : Изд-во С.– Петербург. ун-та 2003. – 159 с.
19. Спектор, Р.И. Психологические особенности высших спортивных достижений (теоретико-методологический анализ): автореф. дис. … канд. психол. наук / Р.И. Спектор. – М., 1987. – 18 с.
20. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 860 с.
21. Цикунова, Н.Г. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Цикунова. – СПб., 2003. – С.136-148.
22. Яценко, Т.С. Агрессия: психодинамическая теория и феминология: монография / Т.С. Яценко. – К. : ВИЩА ШKOЛА – XXI, 2010. − C. 65-271.
23. Diegel, H. Sport in changing society: sociological essays / H. Diegel // Sport science studies. – 1995. − № 7. – 200 p.
24. Dworkin, Sh. L. «Holding back»: Negotiating a glass ceiling on women’s muscular strength / Sh. L. Dworkin // Sociological perspectives, 2001. – Vol. 44 (3). – P. 333-350.
25. Goldberg, H New male-female relationship / H. Goldberg. – N.Y., 1983.
26. Messner, M.A., Sabo D.F. Sex, violence and powering sports / M.A. Messner, D.F. Sabo. – The Grossing Press, Freedom, 1994.
27. Murphy, P.J. Sport and gender / P.J. Murphy, W.M. Leonard // A sociological perspective of sport. Ed. By Leonard W.M. – 5 ed. Illinois State University, 1998. – P. 241-276.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проводиться биомеханическое исследование подъёма штанги от груди у спортсменов весовой категории до 73 килограммов (чемпионат Европы 2020). На основе изучения данных биомеханического контроля, получены параметры технического мастерства в подъёме штанги от груди у спортсменов весовой категории до 73 килограммов.
Исследование рассматривает риски травм в хоккее с шайбой, выявляя факторы, влияющие на их частоту. Основные причины травм – высокая скорость игры, физический контакт и недостаточное использование защитного снаряжения. Уровень травматизма различается у игроков разных амплуа и возрастных групп. Нападающие и защитники подвержены травмам в разной степени. Молодые игроки чаще получают повреждения лица, плеч и колен. Профессионалы часто сталкиваются с травмами нижних конечностей, шеи и головы. Эффективное предупреждение травм требует комплексного подхода, включая постоянное обучение правилам игры, использование защитной экипировки и работу над существующим сводом правил.
С помощью научно-исследовательских методов, широко используемых в области физической культуры и спорта, в рамках проекта была проведена общая оценка текущего состояния физического воспитания и школьного спорта в начальных школах провинции Тханьхоа, Вьетнам, посредством следующего содержания: Внутриклассная программа по физическому воспитанию, внеклассная спортивная деятельность, физкультурная работа, материально-техническая база, учительский состав, результаты обучения предмету физическое воспитание ученики. Тем самым создавая научные аргументы для эффективного внедрения физического воспитания и школьного спорта в начальных школах провинции Тханьхоа, Вьетнам.
В статье представлено исследование, посвященное разработке методики развития мышц-стабилизаторов и коррекции асимметрии посадки у девушек 18–23 лет, занимающихся рекреационной верховой ездой. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что от внедрения разработанной методики получен положительный эффект, заключающийся в повышение силы и силовой выносливости мышц – стабилизаторов у девушек, качества функции равновесия, а также навыков верховой езды, в частности посадки. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предложено научно обоснованное применение методики, обеспечивающей комплексное направленное развитие мышц-стабилизаторов и коррекцию асимметрии посадки (осанки) у девушек 18–20 лет, занимающихся рекреационной верховой ездой, с учетом анатомических особенностей женского организма и биомеханики движений в верховой езде, разработаны конкретные режимы применения данных упражнения, а также прогрессирование нагрузки.
В статье рассматривается реализация содержательного компонента познавательной активности обучающихся вуза физической культуры и спорта на основе ПСФРПА с использованием межпредметных терминов, которые являются структурными компонентами межпредметных связей наряду с межпредметными определениями и межпредметными теоретическими положениями.
Межпредметные связи в учебной деятельности играют важнейшую роль в интеграции научных знаний гуманитарной, естественнонаучной и математической направленности, а межпредметные термины являются составными словами, объединяемые общим контекстом. Межпредметные термины составляют основу для межпредметных определений и межпредметных теоретических положений.
Технологической основой использования межпредметных терминов в реализации содержательного компонента познавательной активности в учебном процессе обучающихся вуза физической культуры и спорта являются дидактические игры, преимуществом которых перед традиционными формами трансляции знаний является то, что в играх их участники имеют воз-можность проследить и «прожить» конкретное содержание профессио-нальных ситуаций.
Результаты исследования уровня развития межпредметных связей по межпредметным терминам после эксперимента выявили достоверные различия между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп, обучающихся вуза физической культуры и спорта, а ПСФРПА с использованием игровых методов обучения показала свою эффективность в решении задач формирования межпредметных связей.
В данной статье обсуждаются вопросы, связанные с проблемой подготовки кадров для осуществления квалифицированной физкультурной и спортивной работы с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Рассматриваются основные для данной сферы задачи, решение которых до недавнего времени не было предусмотрено в рамках утвержденных в физкультурных вузах программ подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Отмечается, что включение дисциплины «Адаптивная физическая культура» в учебный план направления «Спорт» стало важным шагом на пути к расширению профессиональных компетенций специалистов по физическому воспитанию и спорту в современных условиях развития инклюзивных программ в России.
Медитация используется человечеством давно, имеет глубокие корни в развитии истории и культуры человечества. Медитативные упражнения использовались и совершенствовались на протяжении тысяч лет, начиная с буддийского цигуна и индийской йоги. С развитием научных исследований, медитация стала использоваться и как эффективный метод психологической адаптации людей с психологическими расстройствами, как уникальный метод, адаптированный к различным эмоциональным состояниям. Медитативные упражнения могут выполняться самостоятельно, под руководством, в различных группах для снятия стресса и усталости и по самым разным другим поводам. В данном исследовании используется библиографический анализ для изучения направления развития и «горячих точек» исследования, а также использование медитационных техник в спортивной деятельности.
В данной статье представлены результаты исследования типа темперамента и уровня мотивации гребцов-академистов высокой спортивной квалификации (МС), направленные на изучение индивидуально-психологических черт и их влияние на спортивный результат.
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей копинг-поведения спортсменов сборной Республики Татарстан по керлингу среди женщин в условиях соревновательного стресса. Описаны, выбранные ими стратегии совладающего поведения.
Анализ результатов исследования совладающего поведения вышеназванной команды показал выраженность почти всех стратегий: планирование решения проблемы, принятие ответственности, положительная переоценка, самоконтроль, избегание проблемы, поиск социальной поддержки, дистанцирование.
В экстремальных условиях, когда требуется самостоятельный перцептивный анализ трудных ситуаций, при чрезмерных требованиях и критичном отношении окружающих к своей деятельности, ее обесценивании спортсмены, оценивающие свое поведение как социально желательное, соответствующее социальным нормам и моральным требованиям, переживают неудовлетворенность, раздражение, фрустрацию. Для успешного выполнения ролевых функций в таких ситуациях необходимо не только совершенствовать деятельность, но и повышать активность различных социальных субъектов, способствовать формированию механизмов регуляции активности и субъективных отношений личности.
Художественная гимнастика является сложно-координационным видом спорта с нетривиальными структурными действиями. Поэтому основная задача этапа начальной подготовки - развитие двигательно-координационных способностей и вестибулярной устойчивости спортсменок, используя упражнения с предметами художественной гимнастики. Исходя из этого, большую значимость имеет развитие координации конечностей, дифференциация пространственно-временных и динамических параметров движений кистей рук, ног, реакция на движущийся объект, способность к антиципации, что обуславливает быстрое формирование навыков владения предметами, усвоение большего количества движений, независимых между собой [1, 3, 4].
Феномен двойного карьерного пути представлен в границах ресурсного подхода. Цель исследования – изучить особенности осознанной саморегуляции обучающихся спортсменов как значимого психологического ресурса реализации двойного карьерного пути. Анализ когнитивно-регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств осуществлялся по результатам теста ССП-98 «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). По завершении эмпирических процедур зафиксировано: общий уровень саморегуляции у мастеров спорта (n=6) и кандидатов в мастера спорта (n=46) находится на высоком уровне, у разрядников (n=32) в пределах среднего; установлено преобладание среднего уровня по шкалам планирование, программирование, оценка результата, гибкость и самостоятельность, звено моделирование значимо выше у МС (на 16,3%) и КМС (на 13,8%) в сравнении с разрядниками (p<0,05).
Соревнования с классическим контролем времени являются одним из наиболее сложных видов шахматной игры. В данной статье представлен анализ различных компонентов специальной подготовленности юных квалифицированных шахматисток к таким соревнованиям и выявлены их корреляционные взаимосвязи.
Эффективное развитие двигательных качеств возможно на основе правильно подобранных критериев спортивного отбора с обязательным учетом специфических морфологических признаков, в том числе характерных и для каждого этапа спортивного совершенствования.
В статье представлены результаты влияния технологии физической подготовки, основанной на учете типов телосложения на двигательную подготовленность студенток Государственного университета «Дубна». В исследовании принимали участие две группы: экспериментальная, состоящая из студенток, занимающихся в соответствии с требованиями технологии, и контрольная группа студенток, использующая двигательные режимы, не соответствующие требованиям технологии. Изучение влияния двигательных режимов в экспериментальной группе студенток показало позитивное их воздействие на двигательную подготовленность. При этом все результаты двигательных тестов имели положительную динамику и в 66,7% случаев она носила достоверный характер. У студенток астенического и дигестивного типов телосложения в 50% случаев положительные изменения были достоверны. У студенток торакального и мышечного типов телосложения было выявлено соответственно 63,7% и 66,6% случаев достоверных приростов. При анализе изменений результатов двигательных тестов в контрольной группе студенток было выявлено 66,7% случаев позитивных изменений и 33,3% негативных изменений. В контрольной группе студенток положительных достоверных изменений было выявлено лишь 33,3% случаев.
Издательство
- Издательство
- РУС ГЦОЛИФК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105122, г Москва, р-н Измайлово, Сиреневый б-р, д 4
- Юр. адрес
- 105122, г Москва, р-н Измайлово, Сиреневый б-р, д 4
- ФИО
- Павлов Евгений Александрович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rectorat@gtsolifk.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9613111
- Сайт
- https://gtsolifk.ru/