Предметом настоящего исследования выступает лингводидактика ИИ в аспекте его языковой репрезентации в соответствии с когнитивной моделью человеческого языкового мышления. Статья посвящена интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в процессе преподавания русского языка как иностранного (РКИ) студентам бакалавриата Хэйлунцзянского университета, Института русского языка. Автор анализирует преимущества и вызовы применения AI-инструментов, таких как чат-боты, в формировании коммуникативных компетенций, а также предлагает методические рекомендации по оптимизации учебного процесса в условиях цифровой трансформации. На основе анализа кейсов использования ИИ (включая чат-бот «Алиса») обоснована программа применения AI-инструментов в практике преподавания РКИ, сочетающая классические педагогические подходы с инновационными технологиями для повышения эффективности обучения. В работе применялись следующие методы исследования: - методы теоретического познания: анализ научной литературы; анализ и синтез теоретического и эмпирического материала; вероятное прогнозирование, позволившие обосновать особенности формирования лексико-грамматических навыков обучающихся посредством чат-бота;- методы эмпирического познания: лингвистический анализ текста, описательный и переводческий анализы, кейс-стади; педагогический эксперимент. Новизна исследования заключается в следующем: разработаны и апробированы рекомендации по формированию иноязычных лексико-грамматических навыков при обучении письму и говорению на занятиях по РКИ, основанные на синтезе классических дидактических принципов (коммуникативная направленность, учёт родного языка) и технологий искусственного интеллекта. Методические рекомендации включают в себя: алгоритмы адаптивного подбора упражнений с использованием чат-бота «Алиса»; интерактивные сценарии для отработки синонимии и падежной системы русского языка; автоматизированную обратную связь по грамматическим ошибкам. Выводы. В результате исследования установлено, что интеграция классических педагогических подходов к формированию коммуникативных компетенций с технологиями ИИ (например, чат-ботом с Алисой) позволяет создать программу обучения, основанную на развитии языковых способностей и цифровой грамотности, что значительно повышает межкультурные коммуникативные навыки студентов и их инновационное мышление.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку является поиск эффективных средств обучения. Современный мир претерпевает трансформации во всех сферах: в культуре и образовании (глобализация культуры, кризис идентичности (влияние соцсетей на молодежь), онлайн-образование), политике, социальной сфере, экономике и т. д.
Список литературы
1. Баркович А. А. Информационная лингвистика: Метаописания современной коммуникации. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 360 с.
2. Беликова Е. К., Попов Е. А. Современные проблемы соотношения естественного и искусственного интеллекта в парадигме культуры // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 11. С. 9-13.
3. Васьбиева Д. Г. К вопросу об иммерсивном подходе к иноязычному образованию в вузе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024. № 14. С. 36-41. с-36-41. DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-
4. Гуреева А. С., Архипова Е. И. Применение технологических решений искусственного интеллекта в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Научный журнал. 2024. № 14. С. 431-434.
5. Киселева С. В., Смирнова А. А., Трофимова Н. А. “Чат-бот коммуникация” как объект лингвистического исследования в системе цифровых коммуникаций // ДИСКУРС. 2022. Т. 8. № 3. С. 128-146. DOI: 10.32603/2412-8562-2022-8-3-128-146
6. Леонтьев А. А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. Изд-е 2, стереотип. / Под ред. А. С. Маркосяна, Д. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина. М.: Смысл, 2016. 271 с.
7. Манович Л. Язык новых медиа. М.: АД МАРГИНЕМ ПРЕСС, 2018. 400 с.
8. Фань Синьжань. Исследование применения технологий искусственного интеллекта в преподавании русского языка как иностранного в Китае // Молодой учёный. 2025. № 10(561). С. 200-203.
9. Чернышкова Н. В. SMART-технологии в преподавании иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2(80). С. 211-214. EDN: TCINPW
10. Якопо Винья-Тальянти. Сгенерированные с помощью ИИ изображения как средство обучения в преподавании иностранного языка // Technology and Language. 2024. № 5(3). С. 85-105. DOI: 10.48417/technolang.2024.03.07
11. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. 1997. 124 p.
12. Fang Pan. AI in Language Teaching, Learning, and Assessment. Published in the United States of America by IGI Global, 2024. 384 p.
13. Ming Liu, Yiling Ren, Lucy Michael Nyagoga, Francis Stonier Zhongming, Wu Liang Yu. Future of education in the era of generative artificial intelligence: Consensus among Chinese scholars on applications of ChatGPT in schools. 2023. № 1(1). DOI: 10.1002/fer3.10
14. Reiss M. J. The use of AI in education: Practicalities and ethical considerations // London Review of Education. 2021. № 19(1). DOI: 10.14324/LRE.19.1.05
15. Tuomi I. The Impact of Artificial Intelligence on Learning, Teaching, and Education Policies // Science for Policy. 2018. DOI: 10.2760/12297
16. 吴丹丹.新时代背景下高校俄语教学的创新路径研究-评《俄语教学理论与实践研究》[J].中国高校科技, 2022(06):110. 10.16209/j.cnki.cust.2022.06.012. (У Даньдань, Исследование инновационных подходов к преподаванию русского языка в вузах в новую эпоху: рецензия на книгу “Теория и практика преподавания русского языка”. // Академический журнал. 2022. № (06). С. 110. 10.16209/j.cnki.cust.2022.06.012). DOI: 10.16209/j.cnki.cust.2022.06.012.(
17. 郭赟赟, 于浩, 于洋.高校外语教学中人工智能技术的应用、前景及路径[J].传播与版权, 2023,(23):95-99. 10.16852/j.cnki.45-1390/g2.2023.23.030. (Го Юньюнь, Юй Хао, Юй Ян, Применение технологий искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков в вузах: перспективы и пути реализации // Чуаньбо ю баньцюань (Распространение и авторское право). 2023. № 23. С. 95-99. 10.16852/j.cnki.45-1390/g2.2023.23.030). DOI: 10.16852/j.cnki.45-1390/g2.2023.23.030.(
18. 邵楠希.基于3D虚拟情境的外语体验认知教学模式研究与实践-以俄语教学为例[J].外国语文(双月刊), 2017, 33(4), 137-144. (Шао Наньси, Исследование и практика когнитивной модели обучения иностранным языкам на основе 3D-виртуальных ситуаций: на примере преподавания русского языка. // Иностранные языки и литература (бимесячник). 2017. № 33(4). С. 137-144).
19. 梁春宇.“互联网+“背景下高校俄语教学中跨文化交际能力的培养策略[J].文化创新比较研究, 2021, 5(13):185-188. (Лян Чуньюй. Стратегии развития межкультурной коммуникативной компетенции в преподавании русского языка в вузах в условиях “Интернет+” [J]. Сравнительное исследование культурных инноваций. 2021. № 5(13). С. 185-188).
20. 孔蕾, 杨鑫蕊.人工智能赋能中华文化融入外语教学:文化理解与讲述[J].外语界, 2025, (01):29-37. (Кун Лэй, Ян Синьжуй. Искусственный интеллект как инструмент интеграции китайской культуры в преподавание иностранных языков: культурное понимание и повествование // Вайюйцзе (Мир иностранных языков). 2025. № 01. С. 29-37).
21. 李婧.高校俄语教学智慧课堂的构建探究[J].中国高校科技, 2024, (08):102. 10.16209/j.cnki.cust.2024.08.013. (Ли Цзин. Исследование построения “умных классов” в преподавании русского языка в вузах // Чжунго гаосяо кэцзи (Наука и технологии китайских вузов). 2024. № 08. С. 102). DOI: 10.16209/j.cnki.cust.2024.08.013.(
22. 黄欣宁.跨学科视角下人工智能与高校外语教学融合策略研究[J].太原城市职业技术学院学报, 2024, (11):86-88. 10.16227/j.cnki.tycs.2024.0678. (Хуан Синьнин. Стратегии интеграции искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков в ВУЗах с междисциплинарной перспективы // Сюэбао Тайюань чэнши чжие цзишу сюэюань (Журнал Тайюаньского городского профессионально-технического института). 2024. № (11). С. 86-88).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом исследования явлется художественное образование. Предметом исследования являются стратегии модернизации художественного образования. Автор особое внимание уделяет рассмотрению особенностей педагогического синкретизма и преимуществ внедрения междисциплинарных учебных планов. Также описывается и анализируется образовательная модель STEAM. Автором выдвигается гипотеза о широком потенциале включения в процесс обучения искусству инновационных технологий (в том числе и технологий виртуальной и дополненной реальности). Целью данного исследования является выявление стратегий модернизации художественного образования, применение которых позволит повысить эффективность образовательного процесса и преодолеть недостатки действующей системы. Для достижения этой цели использовались аналитический и описательный методы, позволяющие выявить наиболее продуктивные пути преобразования образовательной системы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении инновационных инструментов (в частности, возможностей искусственного интеллекта), которые потенциально могут быть применены для разрешения задач художественного образования. Исследование показывает, что проектный метод обучения позволяет развивать междисциплинарные способности учащихся, а технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности открывают совершенно новые возможности для художественного творчества. В результате системного реформирования учебных программ, а также применения междисциплинарных методов к организации учебного процесса и внедрения в него передовых технологий, художественное образование будет способно подготавливать специалистов, обладающих компетенциями, достаточными для профессиональной реализации в условиях глобализации современного мира. Выводы, сформированные в результате проведения исследовательской работы, могут быть использованы в образовательной среде.
Объектом исследования в настоящей статье выступает исследовательская деятельность студентов, предметом - оценка ВКР как её основного результата и конечного информационного продукта и проявления информационной культуры выпускника. В работе обосновывается информационная культура как более сложное личностно обусловленное качество по сравнению с функциональными информационными умениями и навыками и необходимость его раскрытия у студентов в условиях лёгкой доступности цифровой информации. Цель настоящего исследования заключается в раскрытии возможностей смещения фокуса оценки выпускных квалификационных работ с актуализацией цифровой информационной культуры. Исследование выполнено на основе анализа современных научно-методических публикаций, посвящённых проблемам организации процесса подготовки и оценки выпускных квалификационных работ в условиях цифровизации информационной деятельности. Автор рассматривает возможности смещения фокуса оценки информационного творчества студентов от содержательной релевантности в сторону личностной значимости и смысловой наполненности. Основным методом исследования выступает анализ эмпирических данных, полученных в результате включённого наблюдения в процессе собственной практики. Активно используется также метод абстрагирования, позволяющий получать содержательные рассуждения без относительно конкретного профиля или темы студенческой работы, а также метод синтеза, на основе которого сформулированы конкретные предложения по совершенствованию подхода к оценке работ. Несмотря на то, что рассуждения производятся на примере выпускных квалификационных работ, их обобщённость придаёт им универсальное свойство, что позволяет применить их к курсовым работам или презентациям-проектам - в целом к любым самостоятельно выполняемым студенческим информационным продуктам. Подобная теоретическая обобщённость в сочетании с конкретными предложениями предполагает методическую новизну данной статьи. В результате автор приходит к выводам о том, что с позиций развития информационной культуры в условиях цифровой эпохи оценка выпускных квалификационных работ должна смещаться от формально-текстовой оригинальности в сторону оригинальности содержательной; от общей актуальности в сторону личностной значимости; от формальной новизны в сторону локальных собственных суждений, взглядов и точек зрения студентов.
В статье рассматривается формирование критического мышления студентов в условиях информационного общества. Рассмотрены когнитивные и поведенческие компоненты критического мышления. Акцент делается на выявлении факторов, препятствующих развитию аналитических и рефлексивных способностей учащихся в современной образовательной среде, включая информационную перегрузку, клиповое восприятие, мультизадачность и воздействие цифровых отвлекающих факторов. Анализируется влияние цифровой среды на когнитивные процессы обучающихся, описываются противоречия между привычками потребления информации у студентов и задачами профессионального образования. Особое внимание уделяется тому, как цифровая трансформация образовательного пространства влияет на способы получения, обработки и критической оценки информации. Выделяются ключевые проблемы, связанные с неспособностью студентов адекватно оценивать достоверность интернет-контента, а также системные причины низкого уровня сформированности критического мышления, подтверждённые результатами международных и отечественных социологических исследований. В работе применяются методы теоретического анализа, обобщения научной литературы, сравнительно-сопоставительный подход, а также интерпретация данных отечественных и зарубежных исследований, опросов и педагогических экспериментов, проведённых в 2018-2023 гг. Научная новизна статьи заключается в комплексном изучении современных вызовов цифровой образовательной среды как факторов, одновременно препятствующих и стимулирующих развитие критического мышления. Обосновано влияние клипового мышления, информационной перегрузки и цифровой многозадачности на когнитивную деятельность студентов. Представлена типология эффективных педагогических практик, способствующих преодолению негативных эффектов цифровизации. Обоснована эффективность конкретных педагогических подходов: проектной деятельности, метода кейсов, обучающих дебатов, развития медиаграмотности, онлайн-дискуссий. Предложены практические рекомендации по формированию критического мышления - интеграция цифровых технологий в активные формы обучения, развитие метакогнитивных навыков и рефлексивной культуры студентов. Авторы приходят к выводу, что развитие критического мышления студентов требует системного пересмотра образовательной парадигмы - перехода от трансляционной модели к исследовательски-ориентированной. Несмотря на негативные влияния цифровой среды, она может быть использована как ресурс. Показано, что эффективность таких методик повышается при педагогическом сопровождении, ориентированном на развитие самостоятельности, медиаграмотности и умения задавать вопросы.
Статья посвящена определению перспектив использования методик программирования тренировочного процесса функционального многоборья AMRAP и AFAP в целях развития профессионально-значимых физических качеств обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Предметом исследования являются методики программирования функционального многоборья AMRAP и AFAP, принимаемые для внедрения в образовательный процесс с курсантами и слушателями образовательных организаций системы МВД России (на примере Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя). Выбор предмета исследования определяется тем, что в условиях кадрового дефицита не снижаются требования к уровню физической подготовленности сотрудников ОВД. При этом привнести в образовательный процесс элементы соревновательности, необходимые стимулы для самосовершенствования способен такой относительно молодой спорт, как функциональное многоборье, базирующееся на использовании разнообразных движений с собственным весом своего тела, свободными отягощениями и циклическими движениями. Автором предложены конкретные варианты построения тренировочных комплексов на основе данных методик с учетом доступного периода времени и материально-технического обеспечения. В эксперименте по их внедрению участвовали две группы обучающихся (15 и 16 человек), контрольный срез проводился по сумме баллов за выполнение двух контрольных упражнений на силу и быстроту. Результатами проведенного эксперимента подтверждается значительный прирост суммы баллов испытуемых, полученных по результатам выполнения двух контрольных упражнений на силу и быстроту по сравнению с обучающимися, в отношении которых реализуются традиционные подходы к развитию физических качеств (диапазон от 30 до 63 баллов против диапазона от 4 до 26 баллов). Автор доказывает, что программирование тренировочного процесса на основе методик AMRAP и AFAP позволяет добиться вполне осязаемых результатов в части ускоренного комплексного развития значимых физических качеств силы и быстроты без выделения дополнительного учебного времени, специального оборудования и (или) качественного перестроения принципов обучения. Новизна исследования определяется тем, что предлагаемое автором решение не только учитывает специфику условий организации образовательного процесса в ведомственных вузах, но и ориентировано на последовательное применение принципов избранной методики и особенностей функционального многоборья как вида спорта.
Предметом исследования является процесс чтения хоровой партитуры в ходе освоения дисциплины «Чтение хоровых партитур» по направлению подготовки «Искусство народного пения», который предполагает разностороннее изучение и осуществление целого ряда совокупных и взаимосвязанных действий. С одной стороны - это детальное аналитическое восприятие знаковой нотографической системы на физическом уровне, предслышание читаемого нотного текста внутренним слухом, контроль и корректировка точности звучания внешним слухом при воспроизведении, сбалансированное применение технических навыков игры на фортепиано. С другой стороны - целостное восприятие особенностей развития мелодики, ритма, гармонии хоровой партитуры в контексте жанра народной песни, постижение формообразующих элементов и включенности песенного образца в традиционный обрядовый комплекс, что способствует созданию органичного художественного образа и корректного выбора исполнительских приемов. Методология исследования использует научные методы, связанные с анализом теоретических знаний и их практическим комплексным применением в процессе чтения хоровых партитур. Рассмотрены герменевтический, формульный, метод музыковедческого анализа, практический метод. Новизна исследования заключается в том, что чтение хоровой партитуры рассматривается как глубокий разноуровневый процесс, требующий наличие разносторонних профессиональных знаний, в том числе из области разных наук, выходящих за пределы музыкального искусства - философии, культурологии. Практическое применение герменевтического метода позволяет изучать хоровую партитуру, рассматривая особенности её исполнения сквозь призму аутентичности, представляя историческую эпоху возникновения, и в то же время учитывая новые условия существования - концертно-сценические. Погружение в контекст фольклорно-этнографического комплекса через специфический для народно-певческого исполнительства формульный метод помогает видеть в нотном тексте мелодико-ритмические и поэтические «формулы», настраивающие на нужное эмоциональное состояние и способ интонирования. Применение подтверждено в практической хормейстерской работе над концертной программой итогового государственного экзамена. Все методы взаимосвязаны и дополняют друг друга, что подтверждает необходимость комплексного подхода к чтению хоровых партитур. Отмечена важная роль использования традиционного русского песенного фольклора и песенных образцов Алтайского края как основы учебного репертуара в подготовке хормейстеров народно-певческих коллективов. Аргументируется перспективность использования в комплексном подходе возможностей современных компьютерных технологий.
Цвет является одним из ключевых элементов визуального искусства, играя важную роль в передаче эмоций и создании художественных образов. Предметом исследования: Современные подходы к развитию цветовосприятия в профессиональном художественном образовании, включая интеграцию цифровых технологий и совершенствование методик обучения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью интеграции новых технологий, таких как виртуальная реальность и цифровые платформы, а также разработки объективных критериев оценки. Цель статьи - проанализировать современное состояние преподавания цветовосприятия в художественном образовании и предложить пути его совершенствования. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические и практические аспекты обучения цвету, выявить проблемы в оценке и обратной связи, разработать рекомендации по внедрению цифровых технологий и обновлению учебных программ, предложить меры по улучшению подготовки преподавателей. Методология исследования: Использован комплексный подход, включающий теоретический анализ научной литературы по проблеме цветовосприятия, сравнительное исследование традиционных и современных методов обучения, анализ практического опыта внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено изучению опыта китайских учебных заведений в данной области. Новизна исследования, выводы: В данной статье дан системный анализ современного состояния и существующих проблем в сфере развития цветовосприятия в профессиональном художественном образовании, а также показана важная роль цвета как интуитивного и выразительного визуального языка в творчестве и преподавании искусства. Впервые выполнен комплексный анализ современных методов обучения цветовосприятию с учетом цифровых инноваций. Разработаны практические рекомендации по модернизации учебных программ, внедрению цифровых технологий и совершенствованию системы оценки для китайских художественных учебных заведений. Показана эффективность сочетания традиционной теории цвета с современными концепциями дизайна и применением цифровых платформ. Полученные результаты могут быть использованы в художественных школах и вузах различных стран для повышения качества подготовки специалистов в области визуальных искусств.
Статья посвящена анализу российско-китайского сотрудничества в сфере художественно-педагогического образования в условиях современной глобализации и ускоренной цифровизации. Исследуются ключевые исторические, культурные и педагогические аспекты взаимодействия двух крупнейших стран, включая влияние классической советской системы образования на китайскую художественную школу, также актуальные современные тенденции, такие как интеграция цифровых технологий и искусственного интеллекта, междисциплинарные подходы и кросс-культурные исследования, академические обмены и стажировки. Особое внимание уделено детальному сравнительному анализу педагогических практик России и Китая, системному выявлению их сильных сторон и конкретным возможностям для взаимного обогащения. Авторы рассматривают, как традиционные методы обучения органично сочетаются с инновационными подходами, также как культурные различия непосредственно влияют на формирование современных образовательных стратегий. В работе методы историко-культурного анализа, сравнительной педагогики, а также практико-ориентированный подход, включающий разработку учебных программ и экспериментальное обучение. Исследование опирается на анализ академических публикаций, образовательных стандартов и реального опыта совместных проектов между российскими и китайскими вузами. Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении и анлизе российско-китайского сотрудничества в области художественно-педагогическом образовании на современном этапе, включая разработку адаптированных учебных планов и программ и критериев оценки. Авторы приходят к выводу, что интеграция традиционных и инновационных методов, а также системное усиление академических обменов способствуют формированию мультикультурной образовательной среды в условиях цифровой трансформации. Однако сохраняются вызовы, такие как сложный баланс между традициями и модернизацией на практике, а также острая необходимость дальнейшей цифровизации. Перспективы развития очевидно включают расширение совместных программ, использование VR/AR-технологий и укрепление междисциплинарных связей в педагогический процесс. Дальнейшие исследования в области интеграции российских и китайских педагогических практик помогут глубже изучить механизмы культурного обмена и его влияния на обогащение художественного образования обеих стран, цель которого - как развить значимые профессиональные компетенции, так и укрепить социокультурную идентичность будущих специалистов. Тем важнее для обеих стран продолжение диалога культур в рамках новых форматов сотрудничества, чтобы успешно отвечать на вызовы, связанные с интернационализацией сферы образования.
Предметом исследования является теоретическое обоснование взаимосвязи между исторической грамотностью и социальной компетентностью студентов высших учебных заведений, а также разработка и обоснование конкретных педагогических путей для их интегрированного формирования. Автор исследует, как историческая грамотность служит когнитивной и ценностно-смысловой основой для развития качеств социальной компетентности через анализ источников, работу с нарративами, осознание исторических корней норм и изучение трансформаций. Практическая часть предмета включает разработку активных методов (проблемно-ориентированные семинары на кейсах, критическая работа с источниками, академические дискуссии, междисциплинарные проекты, рефлексивные практики) и определение условий их эффективной реализации (подготовка преподавателей, мотивация студентов, интеграция в программы, система оценки) в образовательном процессе высшего учебного заведения. Исследование базируется на анализе междисциплинарной литературы (педагогика, психология, методика истории) и педагогическом моделировании для разработки путей интеграции формирования целевых компетенций в образовательный процесс. Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы: комплексном теоретическом обосновании взаимосвязи исторической грамотности и социальной компетентности студентов вуза, с конкретизацией механизмов этого влияния на ее когнитивные, коммуникативные, ценностные и адаптационные компоненты. Практическая новизна представлена разработкой и систематизацией педагогических путей для реализации этой связи через активные методы: проблемно-ориентированные семинары с современными параллелями, углубленную критическую работу с источниками, структурированные академические дискуссии, междисциплинарные исследовательские проекты и систематические рефлексивные практики. Основные выводы подтверждают, что историческая грамотность служит необходимой когнитивной и ценностно-смысловой платформой для социальной компетентности. Эффективное формирование обеих компетенций требует перехода от традиционных лекций к активным, интерактивным и рефлексивным технологиям, интегрированным в учебные программы. Успех этой работы зависит от системных условий: подготовки преподавателей, мотивации студентов через демонстрацию практической ценности истории, интеграции методов в программы и разработки адекватных критериев оценки. Таким образом, целенаправленное развитие исторической грамотности через современные методы является стратегическим ресурсом для подготовки социально ответственных, адаптивных и критически мыслящих специалистов.
В условиях стремительного технологического развития традиционные методы обучения демонстрируют недостаточную эффективность в формировании инженерных компетенций у младших школьников, что требует перехода к образовательной экосистеме. Цель статьи - теоретическое обоснование, разработка идей модели образовательной экосистемы, направленной на комплексное формирование инженерных умений через интеграцию междисциплинарных методик, цифровых технологий, сетевого взаимодействия. Объект исследования - процесс формирования инженерных умений в начальной школе, предмет - образовательная экосистема как инструмент развития инженерных компетенций. Подход предполагает интеграцию проектных инженерных классов, междисциплинарных программ, цифровых инструментов, сетевого взаимодействия с внешними партнерами. Особое внимание уделяется адаптации учебных программ. Статья анализирует эволюцию образовательных систем - от локальных моделей античности до глобальных цифровых экосистем. Философская основа подхода базируется на идеях Л. С. Выготского о роли среды в развитии личности, концепциях Дж. Мура о динамичных сообществах. Используется комплекс методов: сравнение традиционного и экосистемного подходов, историко-философский обзор эволюции образовательных систем с выделением ключевых трансформаций; критический анализ существующих проектов по параметрам; проектирование модели на базе проектных инженерных классов; пилотная модель в 2 школах. Использовались качественные - тесты, количественные - экспертные оценки, психометрические методы - опросники мотивации. Научная новизна заключается: 1) первой адаптации экосистемного подхода именно для младшей школы, преодолевающей узость существующих проектов (TEXcommunity, «ПиктоМир»); 2) расширении понятия инженерных умений: математико-научные основы, проектное мышление, креативность, коммуникация, цифровая грамотность, что дает более точечно подходить к обучению; 3) синтезе междисциплинарности, цифровизации, сетевого взаимодействия в гибкой модели. Можно сделать вывод: формирование инженерных навыков - комплексный, многогранный процесс, требующий создания образовательной экосистемы, ориентированной на развитие широкого спектра умений. Пилотное внедрение в 2 школах подтверждает эффективность формирования инженерных навыков с помощью PISA-подобных диагностик, но есть ограничения, связанные с малым сроком существования проекта; перспективы включают масштабирование модели, разработку цифровой платформы, инструментов. Дальнейшие исследования пилотного проекта в рамках формирования инженерных умений в образовательной экосистеме позволят получить точные результаты и привести к созданию нового образовательного подхода.
Объектом исследования являются инновационные преобразования в системе образования Китая, реализуемые Министерством образования КНР в рамках развития новых гуманитарных наук, с акцентом на образовательную модель «иностранный язык + микроспециальность». Предмет исследования включает практические механизмы и методологические принципы построения эффективной системы подготовки специалистов в рамках данной модели. Основная цель работы состоит в разработке научно обоснованных теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию модели подготовки кадров по схеме «иностранный язык + микроспециальность». Особое внимание уделяется анализу современных тенденций интеграции языковой и профессиональной подготовки, а также поиску оптимальных способов сочетания этих компонентов в образовательном процессе для повышения его эффективности и соответствия требованиям современного рынка труда. В ходе исследования были использованы традиционные общенаучные методы познания, включая анализ, синтез, аналогию и обобщение теоретических и практических аспектов изучаемой модели. Результаты исследования выявили конкретные примеры успешной интеграции русского языка и узкоспециальных дисциплин в образовательных программах китайских вузов, а также определили ключевые принципы построения эффективной модели подготовки междисциплинарных специалистов. Научная новизна работы заключается в том, что впервые проводится комплексный анализ этой инновационной образовательной тенденции в Китае, рассматриваются её методологические основы и практические реализации. В статье систематизированы современные подходы к междисциплинарному обучению, что способствует более глубокому пониманию данной модели. Особую ценность представляет обобщение новейших достижений в области сочетания языковой и профессиональной подготовки. Полученные результаты создают теоретическую базу для дальнейших исследований и могут быть применены при разработке образовательных программ нового поколения, что подчеркивает практическую значимость проведенного анализа.
В настоящей статье исследуется технология формирования профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России. Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в вузах МВД России, предмет исследования - методы, средства и педагогические условия, способствующие становлению их профессионального мировоззрения. Целью исследования является разработка и научное обоснование технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России. Автор подробно рассматривает этапы технологии, которые включают: диагностику уровня профессионального мировоззрения курсантов; разработку образовательной программы, которая включает теоретические занятия, практические задания и тренинги; интеграцию практических стажировок и оценку результатов, что позволяет зафиксировать достигнутые изменения в профессиональном мировоззрении. Приведены педагогические условия и даны рекомендации, которые будут способствовать успешной реализации предложенной технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов МВД России. Особое внимание уделяется интеграции теоретической подготовки с практической деятельностью, влиянию воспитательной работы и служебного опыта на развитие профессионального мировоззрения, а также практико-ориентированным методам подготовки курсантов, поскольку профессиональное мировоззрение формируется в деятельности. В заключении автор делает выводы о необходимости комплексного подхода к формированию мировоззрения курсантов, сочетающего образовательные, воспитательные и практические компоненты. Автор применяет комплексную методологию, основанную на системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах; использует теоретические (анализ научной литературы, систематизация, моделирование) и эмпирические (экспертные оценки, наблюдение) методы исследования. Новизна исследования заключается в систематизации и уточнении ключевых компонентов профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России, разработке теоретически обоснованной модели формирования профессионального мировоззрения, интегрирующей этапы образовательного процесса и педагогические условия эффективной реализации. Особым вкладом автора в исследование темы является: выявление специфических педагогических условий, способствующих формированию профессионального мировоззрения, а также разработка критериев оценки сформированности профессионального мировоззрения, включая устойчивость ценностных ориентаций, готовность к принятию решений в нестандартных ситуациях и уровень правосознания. Предложена система наставничества как механизм сопровождения профессиональной адаптации выпускников, что расширяет традиционные подходы к подготовке сотрудников правоохранительных органов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебных программ и методик подготовки курсантов вузов МВД России.
Исследование посвящено интеграции принципов нейронауки в проектирование гибридных образовательных экосистем профессионального образования в условиях цифровой трансформации. В центре внимания находится проблема эффективного сочетания онлайн- и офлайн-форм обучения на основе знаний о работе мозга. Актуальность темы обусловлена тем, что простой перенос традиционных методов в цифровую среду снижает вовлеченность студентов и приводит к когнитивной перегрузке. Это, в свою очередь, затрудняет глубокое усвоение материала. В статье предлагается переосмысление образовательных подходов с учётом нейронаучных данных о восприятии информации, внимании и памяти в цифровой среде. Цель исследования - разработать концептуальную модель гибридной образовательной экосистемы, которая учитывает нейрокогнитивные особенности обучающихся и обеспечивает более эффективное усвоение знаний в эпоху цифровизации. Методология исследования основана на интегративном подходе. Проведен анализ современных нейронаучных исследований и сравнительное изучение различных образовательных форматов. Для подтверждения выводов использовалось комбинированное применение качественных и количественных методов анализа. В результате исследования предложена теоретическая модель гибридной образовательной экосистемы, основанная на четырех ключевых принципах: когнитивная эргономика, мультимодальность, адаптивность и интерактивность. Показано, что применение нейрокогнитивного подхода имеет существенные ограничения, и его эффективность зависит от конкретных условий. Определены факторы успешного применения нейрокогнитивных принципов в образовании, включая адаптацию под возраст, профиль подготовки и индивидуальные особенности обучающихся. Обосновано, что для повышения эффективности обучения эти принципы необходимо адаптировать к конкретному образовательному контексту. Практическая значимость подтверждается успешным внедрением предложенных принципов в различных образовательных контекстах. При этом отмечается значительное улучшение качества обучения. Таким образом, результаты исследования вносят вклад в развитие адаптивных и человекоцентрированных образовательных систем для цифровой эпохи.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______