Статья: Особенности применения искусственного интеллекта в преподавании студентам бакалавриата русского как иностранного в Институте русского языка Хэйлунцзянcкого университета (на примере предмета «Основы русского языка») (2025)

Читать онлайн

Предметом настоящего исследования выступает лингводидактика ИИ в аспекте его языковой репрезентации в соответствии с когнитивной моделью человеческого языкового мышления. Статья посвящена интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в процессе преподавания русского языка как иностранного (РКИ) студентам бакалавриата Хэйлунцзянского университета, Института русского языка. Автор анализирует преимущества и вызовы применения AI-инструментов, таких как чат-боты, в формировании коммуникативных компетенций, а также предлагает методические рекомендации по оптимизации учебного процесса в условиях цифровой трансформации. На основе анализа кейсов использования ИИ (включая чат-бот «Алиса») обоснована программа применения AI-инструментов в практике преподавания РКИ, сочетающая классические педагогические подходы с инновационными технологиями для повышения эффективности обучения. В работе применялись следующие методы исследования: - методы теоретического познания: анализ научной литературы; анализ и синтез теоретического и эмпирического материала; вероятное прогнозирование, позволившие обосновать особенности формирования лексико-грамматических навыков обучающихся посредством чат-бота;- методы эмпирического познания: лингвистический анализ текста, описательный и переводческий анализы, кейс-стади; педагогический эксперимент. Новизна исследования заключается в следующем: разработаны и апробированы рекомендации по формированию иноязычных лексико-грамматических навыков при обучении письму и говорению на занятиях по РКИ, основанные на синтезе классических дидактических принципов (коммуникативная направленность, учёт родного языка) и технологий искусственного интеллекта. Методические рекомендации включают в себя: алгоритмы адаптивного подбора упражнений с использованием чат-бота «Алиса»; интерактивные сценарии для отработки синонимии и падежной системы русского языка; автоматизированную обратную связь по грамматическим ошибкам. Выводы. В результате исследования установлено, что интеграция классических педагогических подходов к формированию коммуникативных компетенций с технологиями ИИ (например, чат-ботом с Алисой) позволяет создать программу обучения, основанную на развитии языковых способностей и цифровой грамотности, что значительно повышает межкультурные коммуникативные навыки студентов и их инновационное мышление.

Ключевые фразы: лингводидактика искусственного интеллекта, современные технологии, чат-бот-коммуникация, преподавание русского языка, студенты-бакалавры, ai-технологии, русскоязычный искусственный интеллект, лексико-грамматические навыки, методические рекомендации, чат-бот с алисой
Автор (ы): Пэй Хайтун
Журнал: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Для цитирования:
ПЭЙ Х. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕПОДАВАНИИ СТУДЕНТАМ БАКАЛАВРИАТА РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО В ИНСТИТУТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ХЭЙЛУНЦЗЯНCКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА») // ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2025. № 2
Текстовый фрагмент статьи