Статья посвящена анализу российско-китайского сотрудничества в сфере художественно-педагогического образования в условиях современной глобализации и ускоренной цифровизации. Исследуются ключевые исторические, культурные и педагогические аспекты взаимодействия двух крупнейших стран, включая влияние классической советской системы образования на китайскую художественную школу, также актуальные современные тенденции, такие как интеграция цифровых технологий и искусственного интеллекта, междисциплинарные подходы и кросс-культурные исследования, академические обмены и стажировки. Особое внимание уделено детальному сравнительному анализу педагогических практик России и Китая, системному выявлению их сильных сторон и конкретным возможностям для взаимного обогащения. Авторы рассматривают, как традиционные методы обучения органично сочетаются с инновационными подходами, также как культурные различия непосредственно влияют на формирование современных образовательных стратегий. В работе методы историко-культурного анализа, сравнительной педагогики, а также практико-ориентированный подход, включающий разработку учебных программ и экспериментальное обучение. Исследование опирается на анализ академических публикаций, образовательных стандартов и реального опыта совместных проектов между российскими и китайскими вузами. Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении и анлизе российско-китайского сотрудничества в области художественно-педагогическом образовании на современном этапе, включая разработку адаптированных учебных планов и программ и критериев оценки. Авторы приходят к выводу, что интеграция традиционных и инновационных методов, а также системное усиление академических обменов способствуют формированию мультикультурной образовательной среды в условиях цифровой трансформации. Однако сохраняются вызовы, такие как сложный баланс между традициями и модернизацией на практике, а также острая необходимость дальнейшей цифровизации. Перспективы развития очевидно включают расширение совместных программ, использование VR/AR-технологий и укрепление междисциплинарных связей в педагогический процесс. Дальнейшие исследования в области интеграции российских и китайских педагогических практик помогут глубже изучить механизмы культурного обмена и его влияния на обогащение художественного образования обеих стран, цель которого - как развить значимые профессиональные компетенции, так и укрепить социокультурную идентичность будущих специалистов. Тем важнее для обеих стран продолжение диалога культур в рамках новых форматов сотрудничества, чтобы успешно отвечать на вызовы, связанные с интернационализацией сферы образования.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Актуальность исследования опыта российско-китайского сотрудничества в сфере художественно-педагогического образования в условиях глобализации и цифровизации обоснована гуманизацией межнациональных отношений в целом, комплексным взаимным интересом к инонациональной культуре, своеобразию культурных кодов, сближением образовательных систем и художественных традиций, стремлением к диалогу, в ходе которого каждая из сторон и сохраняет свою культурную самобытность, и получает возможность улучшить, осовременить педагогическую практику.
Список литературы
1. Дроздов С.А. Периодизация художественно-педагогического образования России и результаты современных реформ: на примере учебных рабочих планов по изобразительному искусству в педвузе // KANT. - 2024. - № 4 (53). - С. 400-409. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-53.60 EDN: UTLEEN
2. Зубрилин К.М., Ван М.Э.Й. Роль Российско-Китайского сотрудничества в становлении художественно-педагогического образования Китая // Право и практика. - 2016. - № 3. - С. 166-169. EDN: WLBICF
3. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / гл. ред. С.Л. Тихвинский. - 2013. Т. VII: Китайская Республика (1912-1949) / отв. ред. Н.Л. Мамаева. - М., 2013. - 863 с.
4. Ли Бовэй. Влияние российского современного художественного образования на художественное образование Китая // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № 1. - С. 220-225.
5. Лыкова Е.С., Сухарев А.И. Проблемы художественно-педагогического образования в условиях дистанционного обучения // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 12-2. - С. 368-372. DOI: 10.17513/snt.38458 EDN: FBDZKM
6. Лю П. Современное художественное образование в Китае (проблемы и перспективы) // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN523.pdf.
7. Лян Л. Проблемы и перспективы обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов Китая // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика. - 2020. - С. 3-6. EDN: QQBMKT
8. Перевышина Н.Ю. Пространство художественно-педагогического образования в России: ретроспектива и перспектива // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 3. - С. 13-19. DOI: 10.26170/po18-03-02 EDN: YUJZYL
9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1980. - 239 с.
10. Го С. Специфика методики обучения современному искусству педагогов-художников в российских и китайских вузах // Педагогика и просвещение. 2023. № 2. С. 59-69. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40929.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом настоящего исследования выступает лингводидактика ИИ в аспекте его языковой репрезентации в соответствии с когнитивной моделью человеческого языкового мышления. Статья посвящена интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в процессе преподавания русского языка как иностранного (РКИ) студентам бакалавриата Хэйлунцзянского университета, Института русского языка. Автор анализирует преимущества и вызовы применения AI-инструментов, таких как чат-боты, в формировании коммуникативных компетенций, а также предлагает методические рекомендации по оптимизации учебного процесса в условиях цифровой трансформации. На основе анализа кейсов использования ИИ (включая чат-бот «Алиса») обоснована программа применения AI-инструментов в практике преподавания РКИ, сочетающая классические педагогические подходы с инновационными технологиями для повышения эффективности обучения. В работе применялись следующие методы исследования: - методы теоретического познания: анализ научной литературы; анализ и синтез теоретического и эмпирического материала; вероятное прогнозирование, позволившие обосновать особенности формирования лексико-грамматических навыков обучающихся посредством чат-бота;- методы эмпирического познания: лингвистический анализ текста, описательный и переводческий анализы, кейс-стади; педагогический эксперимент. Новизна исследования заключается в следующем: разработаны и апробированы рекомендации по формированию иноязычных лексико-грамматических навыков при обучении письму и говорению на занятиях по РКИ, основанные на синтезе классических дидактических принципов (коммуникативная направленность, учёт родного языка) и технологий искусственного интеллекта. Методические рекомендации включают в себя: алгоритмы адаптивного подбора упражнений с использованием чат-бота «Алиса»; интерактивные сценарии для отработки синонимии и падежной системы русского языка; автоматизированную обратную связь по грамматическим ошибкам. Выводы. В результате исследования установлено, что интеграция классических педагогических подходов к формированию коммуникативных компетенций с технологиями ИИ (например, чат-ботом с Алисой) позволяет создать программу обучения, основанную на развитии языковых способностей и цифровой грамотности, что значительно повышает межкультурные коммуникативные навыки студентов и их инновационное мышление.
Объектом исследования явлется художественное образование. Предметом исследования являются стратегии модернизации художественного образования. Автор особое внимание уделяет рассмотрению особенностей педагогического синкретизма и преимуществ внедрения междисциплинарных учебных планов. Также описывается и анализируется образовательная модель STEAM. Автором выдвигается гипотеза о широком потенциале включения в процесс обучения искусству инновационных технологий (в том числе и технологий виртуальной и дополненной реальности). Целью данного исследования является выявление стратегий модернизации художественного образования, применение которых позволит повысить эффективность образовательного процесса и преодолеть недостатки действующей системы. Для достижения этой цели использовались аналитический и описательный методы, позволяющие выявить наиболее продуктивные пути преобразования образовательной системы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении инновационных инструментов (в частности, возможностей искусственного интеллекта), которые потенциально могут быть применены для разрешения задач художественного образования. Исследование показывает, что проектный метод обучения позволяет развивать междисциплинарные способности учащихся, а технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности открывают совершенно новые возможности для художественного творчества. В результате системного реформирования учебных программ, а также применения междисциплинарных методов к организации учебного процесса и внедрения в него передовых технологий, художественное образование будет способно подготавливать специалистов, обладающих компетенциями, достаточными для профессиональной реализации в условиях глобализации современного мира. Выводы, сформированные в результате проведения исследовательской работы, могут быть использованы в образовательной среде.
Объектом исследования в настоящей статье выступает исследовательская деятельность студентов, предметом - оценка ВКР как её основного результата и конечного информационного продукта и проявления информационной культуры выпускника. В работе обосновывается информационная культура как более сложное личностно обусловленное качество по сравнению с функциональными информационными умениями и навыками и необходимость его раскрытия у студентов в условиях лёгкой доступности цифровой информации. Цель настоящего исследования заключается в раскрытии возможностей смещения фокуса оценки выпускных квалификационных работ с актуализацией цифровой информационной культуры. Исследование выполнено на основе анализа современных научно-методических публикаций, посвящённых проблемам организации процесса подготовки и оценки выпускных квалификационных работ в условиях цифровизации информационной деятельности. Автор рассматривает возможности смещения фокуса оценки информационного творчества студентов от содержательной релевантности в сторону личностной значимости и смысловой наполненности. Основным методом исследования выступает анализ эмпирических данных, полученных в результате включённого наблюдения в процессе собственной практики. Активно используется также метод абстрагирования, позволяющий получать содержательные рассуждения без относительно конкретного профиля или темы студенческой работы, а также метод синтеза, на основе которого сформулированы конкретные предложения по совершенствованию подхода к оценке работ. Несмотря на то, что рассуждения производятся на примере выпускных квалификационных работ, их обобщённость придаёт им универсальное свойство, что позволяет применить их к курсовым работам или презентациям-проектам - в целом к любым самостоятельно выполняемым студенческим информационным продуктам. Подобная теоретическая обобщённость в сочетании с конкретными предложениями предполагает методическую новизну данной статьи. В результате автор приходит к выводам о том, что с позиций развития информационной культуры в условиях цифровой эпохи оценка выпускных квалификационных работ должна смещаться от формально-текстовой оригинальности в сторону оригинальности содержательной; от общей актуальности в сторону личностной значимости; от формальной новизны в сторону локальных собственных суждений, взглядов и точек зрения студентов.
В статье рассматривается формирование критического мышления студентов в условиях информационного общества. Рассмотрены когнитивные и поведенческие компоненты критического мышления. Акцент делается на выявлении факторов, препятствующих развитию аналитических и рефлексивных способностей учащихся в современной образовательной среде, включая информационную перегрузку, клиповое восприятие, мультизадачность и воздействие цифровых отвлекающих факторов. Анализируется влияние цифровой среды на когнитивные процессы обучающихся, описываются противоречия между привычками потребления информации у студентов и задачами профессионального образования. Особое внимание уделяется тому, как цифровая трансформация образовательного пространства влияет на способы получения, обработки и критической оценки информации. Выделяются ключевые проблемы, связанные с неспособностью студентов адекватно оценивать достоверность интернет-контента, а также системные причины низкого уровня сформированности критического мышления, подтверждённые результатами международных и отечественных социологических исследований. В работе применяются методы теоретического анализа, обобщения научной литературы, сравнительно-сопоставительный подход, а также интерпретация данных отечественных и зарубежных исследований, опросов и педагогических экспериментов, проведённых в 2018-2023 гг. Научная новизна статьи заключается в комплексном изучении современных вызовов цифровой образовательной среды как факторов, одновременно препятствующих и стимулирующих развитие критического мышления. Обосновано влияние клипового мышления, информационной перегрузки и цифровой многозадачности на когнитивную деятельность студентов. Представлена типология эффективных педагогических практик, способствующих преодолению негативных эффектов цифровизации. Обоснована эффективность конкретных педагогических подходов: проектной деятельности, метода кейсов, обучающих дебатов, развития медиаграмотности, онлайн-дискуссий. Предложены практические рекомендации по формированию критического мышления - интеграция цифровых технологий в активные формы обучения, развитие метакогнитивных навыков и рефлексивной культуры студентов. Авторы приходят к выводу, что развитие критического мышления студентов требует системного пересмотра образовательной парадигмы - перехода от трансляционной модели к исследовательски-ориентированной. Несмотря на негативные влияния цифровой среды, она может быть использована как ресурс. Показано, что эффективность таких методик повышается при педагогическом сопровождении, ориентированном на развитие самостоятельности, медиаграмотности и умения задавать вопросы.
Статья посвящена определению перспектив использования методик программирования тренировочного процесса функционального многоборья AMRAP и AFAP в целях развития профессионально-значимых физических качеств обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Предметом исследования являются методики программирования функционального многоборья AMRAP и AFAP, принимаемые для внедрения в образовательный процесс с курсантами и слушателями образовательных организаций системы МВД России (на примере Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя). Выбор предмета исследования определяется тем, что в условиях кадрового дефицита не снижаются требования к уровню физической подготовленности сотрудников ОВД. При этом привнести в образовательный процесс элементы соревновательности, необходимые стимулы для самосовершенствования способен такой относительно молодой спорт, как функциональное многоборье, базирующееся на использовании разнообразных движений с собственным весом своего тела, свободными отягощениями и циклическими движениями. Автором предложены конкретные варианты построения тренировочных комплексов на основе данных методик с учетом доступного периода времени и материально-технического обеспечения. В эксперименте по их внедрению участвовали две группы обучающихся (15 и 16 человек), контрольный срез проводился по сумме баллов за выполнение двух контрольных упражнений на силу и быстроту. Результатами проведенного эксперимента подтверждается значительный прирост суммы баллов испытуемых, полученных по результатам выполнения двух контрольных упражнений на силу и быстроту по сравнению с обучающимися, в отношении которых реализуются традиционные подходы к развитию физических качеств (диапазон от 30 до 63 баллов против диапазона от 4 до 26 баллов). Автор доказывает, что программирование тренировочного процесса на основе методик AMRAP и AFAP позволяет добиться вполне осязаемых результатов в части ускоренного комплексного развития значимых физических качеств силы и быстроты без выделения дополнительного учебного времени, специального оборудования и (или) качественного перестроения принципов обучения. Новизна исследования определяется тем, что предлагаемое автором решение не только учитывает специфику условий организации образовательного процесса в ведомственных вузах, но и ориентировано на последовательное применение принципов избранной методики и особенностей функционального многоборья как вида спорта.
Предметом исследования является процесс чтения хоровой партитуры в ходе освоения дисциплины «Чтение хоровых партитур» по направлению подготовки «Искусство народного пения», который предполагает разностороннее изучение и осуществление целого ряда совокупных и взаимосвязанных действий. С одной стороны - это детальное аналитическое восприятие знаковой нотографической системы на физическом уровне, предслышание читаемого нотного текста внутренним слухом, контроль и корректировка точности звучания внешним слухом при воспроизведении, сбалансированное применение технических навыков игры на фортепиано. С другой стороны - целостное восприятие особенностей развития мелодики, ритма, гармонии хоровой партитуры в контексте жанра народной песни, постижение формообразующих элементов и включенности песенного образца в традиционный обрядовый комплекс, что способствует созданию органичного художественного образа и корректного выбора исполнительских приемов. Методология исследования использует научные методы, связанные с анализом теоретических знаний и их практическим комплексным применением в процессе чтения хоровых партитур. Рассмотрены герменевтический, формульный, метод музыковедческого анализа, практический метод. Новизна исследования заключается в том, что чтение хоровой партитуры рассматривается как глубокий разноуровневый процесс, требующий наличие разносторонних профессиональных знаний, в том числе из области разных наук, выходящих за пределы музыкального искусства - философии, культурологии. Практическое применение герменевтического метода позволяет изучать хоровую партитуру, рассматривая особенности её исполнения сквозь призму аутентичности, представляя историческую эпоху возникновения, и в то же время учитывая новые условия существования - концертно-сценические. Погружение в контекст фольклорно-этнографического комплекса через специфический для народно-певческого исполнительства формульный метод помогает видеть в нотном тексте мелодико-ритмические и поэтические «формулы», настраивающие на нужное эмоциональное состояние и способ интонирования. Применение подтверждено в практической хормейстерской работе над концертной программой итогового государственного экзамена. Все методы взаимосвязаны и дополняют друг друга, что подтверждает необходимость комплексного подхода к чтению хоровых партитур. Отмечена важная роль использования традиционного русского песенного фольклора и песенных образцов Алтайского края как основы учебного репертуара в подготовке хормейстеров народно-певческих коллективов. Аргументируется перспективность использования в комплексном подходе возможностей современных компьютерных технологий.
Цвет является одним из ключевых элементов визуального искусства, играя важную роль в передаче эмоций и создании художественных образов. Предметом исследования: Современные подходы к развитию цветовосприятия в профессиональном художественном образовании, включая интеграцию цифровых технологий и совершенствование методик обучения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью интеграции новых технологий, таких как виртуальная реальность и цифровые платформы, а также разработки объективных критериев оценки. Цель статьи - проанализировать современное состояние преподавания цветовосприятия в художественном образовании и предложить пути его совершенствования. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические и практические аспекты обучения цвету, выявить проблемы в оценке и обратной связи, разработать рекомендации по внедрению цифровых технологий и обновлению учебных программ, предложить меры по улучшению подготовки преподавателей. Методология исследования: Использован комплексный подход, включающий теоретический анализ научной литературы по проблеме цветовосприятия, сравнительное исследование традиционных и современных методов обучения, анализ практического опыта внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено изучению опыта китайских учебных заведений в данной области. Новизна исследования, выводы: В данной статье дан системный анализ современного состояния и существующих проблем в сфере развития цветовосприятия в профессиональном художественном образовании, а также показана важная роль цвета как интуитивного и выразительного визуального языка в творчестве и преподавании искусства. Впервые выполнен комплексный анализ современных методов обучения цветовосприятию с учетом цифровых инноваций. Разработаны практические рекомендации по модернизации учебных программ, внедрению цифровых технологий и совершенствованию системы оценки для китайских художественных учебных заведений. Показана эффективность сочетания традиционной теории цвета с современными концепциями дизайна и применением цифровых платформ. Полученные результаты могут быть использованы в художественных школах и вузах различных стран для повышения качества подготовки специалистов в области визуальных искусств.
Предметом исследования является теоретическое обоснование взаимосвязи между исторической грамотностью и социальной компетентностью студентов высших учебных заведений, а также разработка и обоснование конкретных педагогических путей для их интегрированного формирования. Автор исследует, как историческая грамотность служит когнитивной и ценностно-смысловой основой для развития качеств социальной компетентности через анализ источников, работу с нарративами, осознание исторических корней норм и изучение трансформаций. Практическая часть предмета включает разработку активных методов (проблемно-ориентированные семинары на кейсах, критическая работа с источниками, академические дискуссии, междисциплинарные проекты, рефлексивные практики) и определение условий их эффективной реализации (подготовка преподавателей, мотивация студентов, интеграция в программы, система оценки) в образовательном процессе высшего учебного заведения. Исследование базируется на анализе междисциплинарной литературы (педагогика, психология, методика истории) и педагогическом моделировании для разработки путей интеграции формирования целевых компетенций в образовательный процесс. Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы: комплексном теоретическом обосновании взаимосвязи исторической грамотности и социальной компетентности студентов вуза, с конкретизацией механизмов этого влияния на ее когнитивные, коммуникативные, ценностные и адаптационные компоненты. Практическая новизна представлена разработкой и систематизацией педагогических путей для реализации этой связи через активные методы: проблемно-ориентированные семинары с современными параллелями, углубленную критическую работу с источниками, структурированные академические дискуссии, междисциплинарные исследовательские проекты и систематические рефлексивные практики. Основные выводы подтверждают, что историческая грамотность служит необходимой когнитивной и ценностно-смысловой платформой для социальной компетентности. Эффективное формирование обеих компетенций требует перехода от традиционных лекций к активным, интерактивным и рефлексивным технологиям, интегрированным в учебные программы. Успех этой работы зависит от системных условий: подготовки преподавателей, мотивации студентов через демонстрацию практической ценности истории, интеграции методов в программы и разработки адекватных критериев оценки. Таким образом, целенаправленное развитие исторической грамотности через современные методы является стратегическим ресурсом для подготовки социально ответственных, адаптивных и критически мыслящих специалистов.
В условиях стремительного технологического развития традиционные методы обучения демонстрируют недостаточную эффективность в формировании инженерных компетенций у младших школьников, что требует перехода к образовательной экосистеме. Цель статьи - теоретическое обоснование, разработка идей модели образовательной экосистемы, направленной на комплексное формирование инженерных умений через интеграцию междисциплинарных методик, цифровых технологий, сетевого взаимодействия. Объект исследования - процесс формирования инженерных умений в начальной школе, предмет - образовательная экосистема как инструмент развития инженерных компетенций. Подход предполагает интеграцию проектных инженерных классов, междисциплинарных программ, цифровых инструментов, сетевого взаимодействия с внешними партнерами. Особое внимание уделяется адаптации учебных программ. Статья анализирует эволюцию образовательных систем - от локальных моделей античности до глобальных цифровых экосистем. Философская основа подхода базируется на идеях Л. С. Выготского о роли среды в развитии личности, концепциях Дж. Мура о динамичных сообществах. Используется комплекс методов: сравнение традиционного и экосистемного подходов, историко-философский обзор эволюции образовательных систем с выделением ключевых трансформаций; критический анализ существующих проектов по параметрам; проектирование модели на базе проектных инженерных классов; пилотная модель в 2 школах. Использовались качественные - тесты, количественные - экспертные оценки, психометрические методы - опросники мотивации. Научная новизна заключается: 1) первой адаптации экосистемного подхода именно для младшей школы, преодолевающей узость существующих проектов (TEXcommunity, «ПиктоМир»); 2) расширении понятия инженерных умений: математико-научные основы, проектное мышление, креативность, коммуникация, цифровая грамотность, что дает более точечно подходить к обучению; 3) синтезе междисциплинарности, цифровизации, сетевого взаимодействия в гибкой модели. Можно сделать вывод: формирование инженерных навыков - комплексный, многогранный процесс, требующий создания образовательной экосистемы, ориентированной на развитие широкого спектра умений. Пилотное внедрение в 2 школах подтверждает эффективность формирования инженерных навыков с помощью PISA-подобных диагностик, но есть ограничения, связанные с малым сроком существования проекта; перспективы включают масштабирование модели, разработку цифровой платформы, инструментов. Дальнейшие исследования пилотного проекта в рамках формирования инженерных умений в образовательной экосистеме позволят получить точные результаты и привести к созданию нового образовательного подхода.
Объектом исследования являются инновационные преобразования в системе образования Китая, реализуемые Министерством образования КНР в рамках развития новых гуманитарных наук, с акцентом на образовательную модель «иностранный язык + микроспециальность». Предмет исследования включает практические механизмы и методологические принципы построения эффективной системы подготовки специалистов в рамках данной модели. Основная цель работы состоит в разработке научно обоснованных теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию модели подготовки кадров по схеме «иностранный язык + микроспециальность». Особое внимание уделяется анализу современных тенденций интеграции языковой и профессиональной подготовки, а также поиску оптимальных способов сочетания этих компонентов в образовательном процессе для повышения его эффективности и соответствия требованиям современного рынка труда. В ходе исследования были использованы традиционные общенаучные методы познания, включая анализ, синтез, аналогию и обобщение теоретических и практических аспектов изучаемой модели. Результаты исследования выявили конкретные примеры успешной интеграции русского языка и узкоспециальных дисциплин в образовательных программах китайских вузов, а также определили ключевые принципы построения эффективной модели подготовки междисциплинарных специалистов. Научная новизна работы заключается в том, что впервые проводится комплексный анализ этой инновационной образовательной тенденции в Китае, рассматриваются её методологические основы и практические реализации. В статье систематизированы современные подходы к междисциплинарному обучению, что способствует более глубокому пониманию данной модели. Особую ценность представляет обобщение новейших достижений в области сочетания языковой и профессиональной подготовки. Полученные результаты создают теоретическую базу для дальнейших исследований и могут быть применены при разработке образовательных программ нового поколения, что подчеркивает практическую значимость проведенного анализа.
В настоящей статье исследуется технология формирования профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России. Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в вузах МВД России, предмет исследования - методы, средства и педагогические условия, способствующие становлению их профессионального мировоззрения. Целью исследования является разработка и научное обоснование технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России. Автор подробно рассматривает этапы технологии, которые включают: диагностику уровня профессионального мировоззрения курсантов; разработку образовательной программы, которая включает теоретические занятия, практические задания и тренинги; интеграцию практических стажировок и оценку результатов, что позволяет зафиксировать достигнутые изменения в профессиональном мировоззрении. Приведены педагогические условия и даны рекомендации, которые будут способствовать успешной реализации предложенной технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов МВД России. Особое внимание уделяется интеграции теоретической подготовки с практической деятельностью, влиянию воспитательной работы и служебного опыта на развитие профессионального мировоззрения, а также практико-ориентированным методам подготовки курсантов, поскольку профессиональное мировоззрение формируется в деятельности. В заключении автор делает выводы о необходимости комплексного подхода к формированию мировоззрения курсантов, сочетающего образовательные, воспитательные и практические компоненты. Автор применяет комплексную методологию, основанную на системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах; использует теоретические (анализ научной литературы, систематизация, моделирование) и эмпирические (экспертные оценки, наблюдение) методы исследования. Новизна исследования заключается в систематизации и уточнении ключевых компонентов профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России, разработке теоретически обоснованной модели формирования профессионального мировоззрения, интегрирующей этапы образовательного процесса и педагогические условия эффективной реализации. Особым вкладом автора в исследование темы является: выявление специфических педагогических условий, способствующих формированию профессионального мировоззрения, а также разработка критериев оценки сформированности профессионального мировоззрения, включая устойчивость ценностных ориентаций, готовность к принятию решений в нестандартных ситуациях и уровень правосознания. Предложена система наставничества как механизм сопровождения профессиональной адаптации выпускников, что расширяет традиционные подходы к подготовке сотрудников правоохранительных органов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебных программ и методик подготовки курсантов вузов МВД России.
Исследование посвящено интеграции принципов нейронауки в проектирование гибридных образовательных экосистем профессионального образования в условиях цифровой трансформации. В центре внимания находится проблема эффективного сочетания онлайн- и офлайн-форм обучения на основе знаний о работе мозга. Актуальность темы обусловлена тем, что простой перенос традиционных методов в цифровую среду снижает вовлеченность студентов и приводит к когнитивной перегрузке. Это, в свою очередь, затрудняет глубокое усвоение материала. В статье предлагается переосмысление образовательных подходов с учётом нейронаучных данных о восприятии информации, внимании и памяти в цифровой среде. Цель исследования - разработать концептуальную модель гибридной образовательной экосистемы, которая учитывает нейрокогнитивные особенности обучающихся и обеспечивает более эффективное усвоение знаний в эпоху цифровизации. Методология исследования основана на интегративном подходе. Проведен анализ современных нейронаучных исследований и сравнительное изучение различных образовательных форматов. Для подтверждения выводов использовалось комбинированное применение качественных и количественных методов анализа. В результате исследования предложена теоретическая модель гибридной образовательной экосистемы, основанная на четырех ключевых принципах: когнитивная эргономика, мультимодальность, адаптивность и интерактивность. Показано, что применение нейрокогнитивного подхода имеет существенные ограничения, и его эффективность зависит от конкретных условий. Определены факторы успешного применения нейрокогнитивных принципов в образовании, включая адаптацию под возраст, профиль подготовки и индивидуальные особенности обучающихся. Обосновано, что для повышения эффективности обучения эти принципы необходимо адаптировать к конкретному образовательному контексту. Практическая значимость подтверждается успешным внедрением предложенных принципов в различных образовательных контекстах. При этом отмечается значительное улучшение качества обучения. Таким образом, результаты исследования вносят вклад в развитие адаптивных и человекоцентрированных образовательных систем для цифровой эпохи.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______