Архив статей журнала
Объектом исследования в настоящей статье выступает исследовательская деятельность студентов, предметом - оценка ВКР как её основного результата и конечного информационного продукта и проявления информационной культуры выпускника. В работе обосновывается информационная культура как более сложное личностно обусловленное качество по сравнению с функциональными информационными умениями и навыками и необходимость его раскрытия у студентов в условиях лёгкой доступности цифровой информации. Цель настоящего исследования заключается в раскрытии возможностей смещения фокуса оценки выпускных квалификационных работ с актуализацией цифровой информационной культуры. Исследование выполнено на основе анализа современных научно-методических публикаций, посвящённых проблемам организации процесса подготовки и оценки выпускных квалификационных работ в условиях цифровизации информационной деятельности. Автор рассматривает возможности смещения фокуса оценки информационного творчества студентов от содержательной релевантности в сторону личностной значимости и смысловой наполненности. Основным методом исследования выступает анализ эмпирических данных, полученных в результате включённого наблюдения в процессе собственной практики. Активно используется также метод абстрагирования, позволяющий получать содержательные рассуждения без относительно конкретного профиля или темы студенческой работы, а также метод синтеза, на основе которого сформулированы конкретные предложения по совершенствованию подхода к оценке работ. Несмотря на то, что рассуждения производятся на примере выпускных квалификационных работ, их обобщённость придаёт им универсальное свойство, что позволяет применить их к курсовым работам или презентациям-проектам - в целом к любым самостоятельно выполняемым студенческим информационным продуктам. Подобная теоретическая обобщённость в сочетании с конкретными предложениями предполагает методическую новизну данной статьи. В результате автор приходит к выводам о том, что с позиций развития информационной культуры в условиях цифровой эпохи оценка выпускных квалификационных работ должна смещаться от формально-текстовой оригинальности в сторону оригинальности содержательной; от общей актуальности в сторону личностной значимости; от формальной новизны в сторону локальных собственных суждений, взглядов и точек зрения студентов.