В статье устанавливаются черты такой жанровой модификации, как военные мемуары. Автор материала выявляет главные признаки, необходимые для формирования произведений в данном жанре, а также указывает на второстепенные черты, которыми представители жанра могут обладать лишь в частных случаях. В качестве примера автором используются военные мемуары британского военного и писателя Томаса Эдварда Лоуренса, более известного как Лоуренс Аравийский, под названием «Семь столпов мудрости». Книга является поздним представителем жанра военных мемуаров, зародившегося еще в Древней Греции, и обладает всеми основными чертами, присущими жанровому канону, прошедшему длительный период становления и развития.
Идентификаторы и классификаторы
Еще одной особенностью разновидности жанра является коллективистский голос в повествовании. Война подразумевает коллективное участие, следовательно, и в повествовании военных мемуаров нередко могут звучать многие голоса, как и обстоит дело в случае книги Лоуренса. Существенную часть книги автор ведет повествование как от имени англичан, так и от имени арабов, так как находится с ними во взаимодействии и подчинен общему делу. Лоуренс использует и традиционное повествование от первого лица, особенно описывающее моменты его уединения, передышки от военных действий. Повествование от имени участников событий, присущее военным мемуарам как специфическому жанру, характеризуется намерением автора продемонстрировать свое стремление к объективности [6].
Список литературы
1. Коваленко Е. И. Мемуарная проза как жанрово-стилистический феномен // Соловьевские чтения - 2018: сб. науч. ст. Минск: МГЛУ, 2020. С. 44-53.
2. Краснов В. Г., Дайнес В. О. Русский военно-исторический словарь. М.: Олма-пресс, 2001. 656 с.
3. Вострилов И. Н. Творчество А. В. Верещагина в контексте военной мемуаристики последней трети XIX - начала XX века // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 39. С. 76-79. EDN: KVAQTX
4. Лоуренс Т. Э. Семь столпов мудрости. URL: http://lib.ru/INPROZ/LOURENS_T/arawia.txt (дата обращения: 28.07.2023).
5. Harari Y. N. Military memoirs: A Historical Overview of the Genre from the Middle Ages to Late Modern Era. URL: https://www.jstor.org/stable/26070708 (дата обращения: 28.07.2023).
6. Лебедева А. С., Салтымакова О. А. Типология авторов народных военных мемуаров (на материале текстов естественной письменной речи) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. № 4. URL: https://www.gramota.net/materials/2/2022/4/17.html (дата обращения: 28.07.2023). EDN: YKLTPK
7. Гюбиева Г. Е. Этапы развития русской мемуарно-автобиографической литературы XVIII века: дис.. канд. филол. наук. М., 1968. EDN: NPKVBJ
8. Глинникова С. В. Особенности библиографирования военных мемуаров // Трансформации музеев-библиотек-архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе: сб. ст. по материалам науч.-практ. семинара. ИНИОН РАН 21.02.2017 / авт.-сост. Е. А. Воронцова. М., 2017. C. 34-42. EDN: ZWTADZ
9. Буланова И. С., Смолянский П. В., Чернов А. Ю. Идентичность и смысловая система солдата: опыт нарративного анализа военно-исторических мемуаров // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN419.pdf (дата обращения: 28.07.2024). EDN: UZXWPD
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье анализируется понятие «ценностно-смысловая сфера личности», рассматриваются факторы развития ценностно-смысловой сферы обучающихся в современной школе, в частности, роль такого личностного ресурса, как критическое мышление, у современных школьников в контексте формирования и развития их ценностно-смысловой сферы личности в современной школе. Анализируется влияние уровня развития критического мышления у обучающихся на их способность к формулированию и обоснованию собственных духовных ценностей и личностных смыслов, а также на способность к глубоким рассуждениям вокруг них. Приводится перечень свойств, присущих человеку, обладающему критическим мышлением, и их связь с его системой ценностных ориентаций и системой личностных смыслов, в контексте формирования и развития ценностно-смысловой сферы школьников в современной школе.
Используя достижения разных антропологических «измерений» образования в социально-гуманитарном познании, в статье впервые представлена содержательно-смысловая трактовка факторов как побуждающих причин процесса развития антропологического знания об образовании человека и механизмов, приводящих его в действие. Факторы развития антропологических знаний об образовании человека характеризуются: а) субъектностью как ценностно-смысловой конструктивной позицией человека, определяющей его познавательно-преобразующую нацеленность на создание нового знания; б) методологической рефлексией, содействующей развитию антропологической аксиоматики и уточнению инструментальных средств познания, обуславливающей критическое переосмысление антропологических представлений об образовании человека, а также усовершенствование средств и способов познавательно-преобразующей деятельности; в) влиянием научно-технологического прогресса, обуславливающего направленность развития гуманитарно-антропологических знаний преодолевать разрывы между достижениями научного прогресса и эффективностью превращать их в инновационный образовательный продукт; г) социально-политическими и социокультурными причинами, побуждающими создавать новые научные знания, отвечающие растущим вызовам современности и предопределяющие эффективность их практической реализации в сфере образования. Разнообразие механизмов развития антропологического знания представлено описанием методов: заимствования смысловых значений из других систем знаний; наследования; обогащения предметно-тематического содержания; интеграции; категоризации; комплексного развития знаний в контексте системного представления об уровне развития современного образования. Выдвигается условие для его поступательного совершенства. Дается оценка перспектив создания целостного гуманитарно-антропологического знания об образовании человека.
Данная статья систематизирует результаты исследования выпусков новостей филиала ВГТРК ГТРК «Нижний Новгород» и анализирует, на каких темах делают акцент редакторы регионального телевидения. Основываясь на собственных предпочтениях, редакторы выносят волнующие их вопросы в начало информационного новостного блока. Так определяется место этих материалов в информационном пространстве Нижегородской области и за ее пределами. Исследование показывает, что большая часть новостных сюжетов, вынесенных в начало выпуска, носит социальный характер. В большинстве случаев выбираются темы, которые поступили непосредственно от телезрителей. Однако существуют содержательные различия выстраивания новостного выпуска, зависящие от личности редактора. Это в том числе сказывается и на характере формирования новостной повестки дня. С одной стороны, она может быть социально-криминальной, с другой - непосредственно гражданской.
Статья посвящена исследованию медиаобразователъных инструментов развития эстетических ценностей у молодого поколения посредством продуктов аудиокулътуры. В эпоху цифровизации стремительно трансформируется структура медиапотребления подростков и молодежи. Вопрос формирования и поддержания высокого культурного уровня пользователей на сегодняшний день стоит особенно остро. Позитивная альтернатива циркулирующему в медиасреде деструктивному контенту может быть создана не только усилиями журналистских редакций, но и в рамках современных медиаобразовательных практик. Эмпирической базой статьи послужили радиопроекты, созданные независимыми редакциями - в частности, студенческой радиостанцией Московского педагогического государственного университета «Радио Пульс МПГУ». Особое внимание уделяется рассмотрению технологии создания художественно-драматургических аудиоциклов, а также их эстетической и социальной значимости.
Статья посвящена изучению причин распространения инфодемических нарративов в социальных сетях Китая в конце 2019 - первой половине 2020 г. Именно на начальном этапе пандемии коронавируса в силу того, что государственные СМИ и представители власти замалчивали проблему появления нового заболевания, пользователи социальных медиа, находясь в состоянии повышенной тревожности, становились источниками и распространителями непроверенной информации о коронавирусе и действиях, предпринимаемых властями. Исходя из изученных материалов, автор приходит к выводу, что инфодемия - естественный процесс, который сопровождает глобальный медицинский кризис, а соцсети в этом процессе играют главенствующую роль. С целью повышения доверия населения к власти и официальным СМИ Китай реализовал четырехэтапную модель реагирования государственных структур на дезинформацию в соцсетях, а также использовал накопленный до пандемии опыт борьбы с фейк-ньюз. Все эти действия привели к существенному снижению количества инфодемических нарративов в социальных сетях.
В статье рассматривается тематика, проблематика исторического романа современного прозаика О. Ермакова «Родник Олафа». Основное внимание уделяется реконструкции в нем картин древности, обращаясь к соответствующей поэтике, автор как бы погружает читателя в повседневность русичей XII в., в эпоху, ознаменованную распространением христианства, борьбой новой веры со старой - с язычеством. Анализ образной системы подводит авторов статьи к другим сочинениям современных прозаиков на темы далекого прошлого, к вопросам этическим, социальнополитическим, но прежде всего - к лингвистике текста, к языку, речи, к фольклорным мотивам.
В статье анализируются художественные принципы воплощения мифологемы Сибири в дилогии современного писателя А. В. Иванова «Тобол». Литературная традиция интерпретации мифологемы Сибири имеет многовековую историю и связана с политическими, территориальными и культурными особенностями освоения региона. Для русской ментальности Сибирь мыслилась местом отдаленным, гиблым, своего рода филиалом ада на земле - мифоэтическая семантика, свойственная «лагерной прозе». Но природные красоты и богатства, а потом и знакомство с населяющими Сибирь народностями заставляют пересмотреть отношение к Сибири. Геопоэтика Сибири учитывает ее реальное географическое положение, но строится на антитезе между европейским и местным взглядом на ландшафт и потенциал региона, собирательного названного писателем по главному для XVIII в. городу Сибири. Иванов последовательно объединяет различные подходы к художественному истолкованию Сибири, заставляя восхищаться ее самобытностью, не забывая ее жестокости здешних обычаев. Ключевую роль в дилогии играют персонажи, которые мечтают превратить «адскую» Сибирь в рай на земле, верят в обновление и возрождение этой земли за счет таких аксиологических принципов, как милость и диалог. В выводах статьи обобщается геоэтическая, аксиологическая и культурно-историческая семантика мифологемы Сибири в дилогии «Тобол».
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011