Статьи в выпуске: 8

РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ (2024)
Авторы: Стульев Дмитрий Леонидович

В данной статье анализируется понятие «ценностно-смысловая сфера личности», рассматриваются факторы развития ценностно-смысловой сферы обучающихся в современной школе, в частности, роль такого личностного ресурса, как критическое мышление, у современных школьников в контексте формирования и развития их ценностно-смысловой сферы личности в современной школе. Анализируется влияние уровня развития критического мышления у обучающихся на их способность к формулированию и обоснованию собственных духовных ценностей и личностных смыслов, а также на способность к глубоким рассуждениям вокруг них. Приводится перечень свойств, присущих человеку, обладающему критическим мышлением, и их связь с его системой ценностных ориентаций и системой личностных смыслов, в контексте формирования и развития ценностно-смысловой сферы школьников в современной школе.

Сохранить в закладках
О ФАКТОРАХ И МЕХАНИЗМАХ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОАНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА (2024)
Авторы: Крестников Константин Юрьевич

Используя достижения разных антропологических «измерений» образования в социально-гуманитарном познании, в статье впервые представлена содержательно-смысловая трактовка факторов как побуждающих причин процесса развития антропологического знания об образовании человека и механизмов, приводящих его в действие. Факторы развития антропологических знаний об образовании человека характеризуются: а) субъектностью как ценностно-смысловой конструктивной позицией человека, определяющей его познавательно-преобразующую нацеленность на создание нового знания; б) методологической рефлексией, содействующей развитию антропологической аксиоматики и уточнению инструментальных средств познания, обуславливающей критическое переосмысление антропологических представлений об образовании человека, а также усовершенствование средств и способов познавательно-преобразующей деятельности; в) влиянием научно-технологического прогресса, обуславливающего направленность развития гуманитарно-антропологических знаний преодолевать разрывы между достижениями научного прогресса и эффективностью превращать их в инновационный образовательный продукт; г) социально-политическими и социокультурными причинами, побуждающими создавать новые научные знания, отвечающие растущим вызовам современности и предопределяющие эффективность их практической реализации в сфере образования. Разнообразие механизмов развития антропологического знания представлено описанием методов: заимствования смысловых значений из других систем знаний; наследования; обогащения предметно-тематического содержания; интеграции; категоризации; комплексного развития знаний в контексте системного представления об уровне развития современного образования. Выдвигается условие для его поступательного совершенства. Дается оценка перспектив создания целостного гуманитарно-антропологического знания об образовании человека.

Сохранить в закладках
РОЛЬ ВЫПУСКАЮЩЕГО РЕДАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ НОВОСТНОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ (НА ПРИМЕРЕ ВГТРК ГТРК "НИЖНИЙ НОВГОРОД") (2024)
Авторы: Крестников Константин Юрьевич

Данная статья систематизирует результаты исследования выпусков новостей филиала ВГТРК ГТРК «Нижний Новгород» и анализирует, на каких темах делают акцент редакторы регионального телевидения. Основываясь на собственных предпочтениях, редакторы выносят волнующие их вопросы в начало информационного новостного блока. Так определяется место этих материалов в информационном пространстве Нижегородской области и за ее пределами. Исследование показывает, что большая часть новостных сюжетов, вынесенных в начало выпуска, носит социальный характер. В большинстве случаев выбираются темы, которые поступили непосредственно от телезрителей. Однако существуют содержательные различия выстраивания новостного выпуска, зависящие от личности редактора. Это в том числе сказывается и на характере формирования новостной повестки дня. С одной стороны, она может быть социально-криминальной, с другой - непосредственно гражданской.

Сохранить в закладках
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ РАДИО ПУЛЬС МПГУ) (2024)
Авторы: Мискевич Юлия Артуровна, Зубаркина Елена Станиславовна

Статья посвящена исследованию медиаобразователъных инструментов развития эстетических ценностей у молодого поколения посредством продуктов аудиокулътуры. В эпоху цифровизации стремительно трансформируется структура медиапотребления подростков и молодежи. Вопрос формирования и поддержания высокого культурного уровня пользователей на сегодняшний день стоит особенно остро. Позитивная альтернатива циркулирующему в медиасреде деструктивному контенту может быть создана не только усилиями журналистских редакций, но и в рамках современных медиаобразовательных практик. Эмпирической базой статьи послужили радиопроекты, созданные независимыми редакциями - в частности, студенческой радиостанцией Московского педагогического государственного университета «Радио Пульс МПГУ». Особое внимание уделяется рассмотрению технологии создания художественно-драматургических аудиоциклов, а также их эстетической и социальной значимости.

Сохранить в закладках
ТАКТИКА СДЕРЖИВАНИЯ ИНФОДЕМИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ: ОПЫТ КИТАЯ (2024)
Авторы: Землянский Александр Валентинович

Статья посвящена изучению причин распространения инфодемических нарративов в социальных сетях Китая в конце 2019 - первой половине 2020 г. Именно на начальном этапе пандемии коронавируса в силу того, что государственные СМИ и представители власти замалчивали проблему появления нового заболевания, пользователи социальных медиа, находясь в состоянии повышенной тревожности, становились источниками и распространителями непроверенной информации о коронавирусе и действиях, предпринимаемых властями. Исходя из изученных материалов, автор приходит к выводу, что инфодемия - естественный процесс, который сопровождает глобальный медицинский кризис, а соцсети в этом процессе играют главенствующую роль. С целью повышения доверия населения к власти и официальным СМИ Китай реализовал четырехэтапную модель реагирования государственных структур на дезинформацию в соцсетях, а также использовал накопленный до пандемии опыт борьбы с фейк-ньюз. Все эти действия привели к существенному снижению количества инфодемических нарративов в социальных сетях.

Сохранить в закладках
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА В РОМАНЕ О. Н. ЕРМАКОВА "РОДНИК ОЛАФА" (2024)
Авторы: Лунькова Софья Алексеевна, Мескин Владимир Алексеевич

В статье рассматривается тематика, проблематика исторического романа современного прозаика О. Ермакова «Родник Олафа». Основное внимание уделяется реконструкции в нем картин древности, обращаясь к соответствующей поэтике, автор как бы погружает читателя в повседневность русичей XII в., в эпоху, ознаменованную распространением христианства, борьбой новой веры со старой - с язычеством. Анализ образной системы подводит авторов статьи к другим сочинениям современных прозаиков на темы далекого прошлого, к вопросам этическим, социальнополитическим, но прежде всего - к лингвистике текста, к языку, речи, к фольклорным мотивам.

Сохранить в закладках
ТИПОЛОГИЯ ЖАНРА ВОЕННЫХ МЕМУАРОВ НА ПРИМЕРЕ КНИГИ ЛОУРЕНСА АРАВИЙСКОГО "СЕМЬ СТОЛПОВ МУДРОСТИ" (2024)
Авторы: Кузьмин Илья Андреевич

В статье устанавливаются черты такой жанровой модификации, как военные мемуары. Автор материала выявляет главные признаки, необходимые для формирования произведений в данном жанре, а также указывает на второстепенные черты, которыми представители жанра могут обладать лишь в частных случаях. В качестве примера автором используются военные мемуары британского военного и писателя Томаса Эдварда Лоуренса, более известного как Лоуренс Аравийский, под названием «Семь столпов мудрости». Книга является поздним представителем жанра военных мемуаров, зародившегося еще в Древней Греции, и обладает всеми основными чертами, присущими жанровому канону, прошедшему длительный период становления и развития.

Сохранить в закладках
МИФОЛОГЕМА СИБИРИ В ДИЛОГИИ А. В. ИВАНОВА "ТОБОЛ": ГЕНЕЗИС, ГЕОПОЭТИКА, АКСИОЛОГИЯ (2024)
Авторы: Солдаткина Янина Викторовна, Бондарчук Даниил Евгеньевич

В статье анализируются художественные принципы воплощения мифологемы Сибири в дилогии современного писателя А. В. Иванова «Тобол». Литературная традиция интерпретации мифологемы Сибири имеет многовековую историю и связана с политическими, территориальными и культурными особенностями освоения региона. Для русской ментальности Сибирь мыслилась местом отдаленным, гиблым, своего рода филиалом ада на земле - мифоэтическая семантика, свойственная «лагерной прозе». Но природные красоты и богатства, а потом и знакомство с населяющими Сибирь народностями заставляют пересмотреть отношение к Сибири. Геопоэтика Сибири учитывает ее реальное географическое положение, но строится на антитезе между европейским и местным взглядом на ландшафт и потенциал региона, собирательного названного писателем по главному для XVIII в. городу Сибири. Иванов последовательно объединяет различные подходы к художественному истолкованию Сибири, заставляя восхищаться ее самобытностью, не забывая ее жестокости здешних обычаев. Ключевую роль в дилогии играют персонажи, которые мечтают превратить «адскую» Сибирь в рай на земле, верят в обновление и возрождение этой земли за счет таких аксиологических принципов, как милость и диалог. В выводах статьи обобщается геоэтическая, аксиологическая и культурно-историческая семантика мифологемы Сибири в дилогии «Тобол».

Сохранить в закладках