В статье обоснована актуальность проблемы развития социально-образовательной активности, рассмотрены теоретические и практические аспекты понятия, а также условия ее развития в современных реалиях. На примере пространства «школа - загородный Центр дополнительного образования» (загородный Центр детско-юношеского творчества «Зеркальный», Выборгский район Ленинградской области) выбраны критерии оценки и механизмы развития социально-образовательной активности подростков в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Также обозначены некоторые особенности организации образовательного процесса с использованием проектных технологий в условиях школы на предметах гуманитарного цикла (в частности, уроков английского языка) с учетом многообразия интересов подростков и с целью определения уровня и дальнейшего развития социально-образовательной активности.
Идентификаторы и классификаторы
Таким образом, изучив проблемы развития социально-образовательной активности подростков, процессы обучения в загородном центре и школе, мы обобщаем аспекты, которые позволят добиться лучших результатов на основе совершенствования системы интеграции, создания алгоритма поддержки на всех уровнях и направлениях образовательной деятельности, разработке критериальных основ для оценивания уровня развития социально-образовательной активности. Подчеркнем в качестве проблемы дальнейшего исследования необходимость разработки структурно-функциональной модели развития социально-образовательной активности обучающихся – ингерентной (сообразной среде), простой (без несущественных характеристик, сконцентрированной на достижении главной цели) и адекватной (точной, истинной, способной привести к заданной цели) с целью оптимизации образовательного процесса в пространстве школа – загородный центр дополнительного образования.
Список литературы
1. Проект федеральной программы по внесению изменений в государственную программу РФ “Развитие образования”. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=133132 (дата обращения: 03.05.2024).
2. Джеус А. В. Социальное воспитание в рамках реализации Программы развития социальной активности учащихся начальной школы “Орлята России” // Народное образование. 2022. № 1 (1490). С. 64-68. EDN: KVCXKG
3. Бовина И. Б. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. С. 101-115. EDN: IUPQPM
4. Новикова Г. В. Социально-психологические технологии формирования социальной активности молодежи в добровольческой деятельности: дис.. канд. психол. наук. М., 2013. 280 с. EDN: SUXOEF
5. Белкина В. В. Воспитание демократической культуры подростков как целевая функция образовательной организации: дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2021. 487 с. EDN: SAHBEB
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр “Академия”, 2001. EDN: RUWJIX
7. Ахмедова Э. М. Особенности применения технологии проектного обучения на уроках // Вестник Московской международной академии. Педагогика и лингводидактика. 2020. № 1-2. С. 77-79.
8. Першин А. И. Теоретические и методологические основы исследования карьерных ориентаций // Актуальные вопросы и перспективы развития гуманитарных и социальных наук: сб. науч. ст. обуч. под ред. И. Б. Сусловой. М.: Междунар. инновационный ун-т, 2023. С. 130-135. EDN: RNBOUF
9. Программа развития обособленного структурного подразделения ГБНОУ “Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных” ЗЦ ДЮТ “Зеркальный” на период 20212025 гг. (с изм., доп. на 01.07.2023). URL: https://www.spb-zerkalny.ru/doc/zcdyut-_progr_zerk_2021-25.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
10. Магомедов Г. М. Социально-педагогические условия подготовки будущих учителей к организации коллективных творческих дел в школе: дис.. канд. пед. наук. Махачкала, 2000. 161 с. EDN: NLSTFD
11. Вагапова А. Р. Рецензия на книгу: Психология социальной активности молодежи / под ред. Р. М. Шамионова. М.: Перо, 2020. 200 с. 1,9 Мб // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3 (39). С. 275-278. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-3-275-278 EDN: CBLLTR
12. Гасанова М. Н. Технология тьюторского сопровождения обучающихся подростковой школы для реализации индивидуальных образовательных интересов в рамках проекта “Курсы по выбору” // Молодежь и политика в эпоху глобальной информатизации: материалы конференции (Чебоксары - Познань - Одесса, 22-23 мая 2015 г.). Чебоксары - Познань - Одесса: CreateSpace, 2015. С. 143-146.
13. Кущина Е. А. Интердисциплинарность как принцип обучения в современном образовательном процессе // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. Е.: Педагогические науки. 2013, № 15. С. 9-13.
14. Королева Н. Ю., Рыжова Н. И. Использование цифровых и межпредметных проектноисследовательских технологий во внеурочной деятельности // Наука и школа. 2022. № 4. С. 211-224. EDN: AOKSCM
15. Ермакова Е. В. Подготовка учителей технологии к оцениванию образовательных результатов обучающихся в контексте цифровой трансформации образования // Концепт. 2023. № 12. С. 151-166. EDN: TLPZNX
Выпуск
Другие статьи выпуска
На фоне существенных изменений социальной ситуации развития детей вследствие цифровизации, охватившей все сферы общественной жизни, особо актуальной проблемой современного образования в целом и иноязычного образования в частности выступает поиск путей развития эмоционального интеллекта школьников как основы для их эффективного социального взаимодействия в современном информационном обществе. Иностранный язык обладает большими дидактическими возможностями для развития эмоциональной сферы школьников. В статье представлено научное обоснование эмоционально-развивающего подхода к обучению иностранным языкам, призванного обеспечить развитие у учащихся эмотивных языковых и речевых способностей как значимых конституентов эмоционального интеллекта и воспитание у школьников высших чувств. Раскрыты концепция, цель, стратегия, принципы эмоционально-развивающего обучения, выступающие основными компонентами предлагаемого подхода и составляющие его методологическую основу.
Статья посвящена интеграции рифмованных текстов в процесс обучения французскому языку младших школьников. В контексте современных задач иноязычного образования, решаемых в начальной школе, обосновывается актуальность поставленной лингводидактической проблемы. Представлено описание рифмованных текстов как дидактического языкового материла. Показано, что использование песен, считалок, стихов приобщает школьников к изучаемой франкоязычной культуре, стимулирует процесс запоминания языкового материала при освоении различных аспектов французского языка. Построена дидактическая модель использования рифмованных текстов на различных этапах урока. Продемонстрированы необходимость и возможность применения разработанной модели в практике изучения фонетики, лексики и грамматики французского языка на начальном этапе. Описаны конкретные приемы и способы работы с рифмованными текстами на уроках французского языка в начальной школе.
В статье подробно рассматривается образовательный квест как эффективная технология обучения учащихся в общеобразовательном учреждении, предлагается алгоритм создания образовательного квеста. Автор статьи обращает внимание читателей на преимущества выбранной им технологии, подчеркивает отличия данной технологии от других игровых технологий, обращает внимание на преимущества образовательных квестов, а также приводит собственный алгоритм написания квеста. Автор статьи предлагает 11 вариантов заданий, которые стоит включать в квест, а также рассматривает способы перемещения между этапами, виды локаций, время проведения, тематику, логические связи. Знакомит читателей с существующими классификациями квестов. Предложенный алгоритм создания образовательного квеста может быть использован педагогами, старшеклассниками, студентами, а также методистами, желающими внедрить квест-технологию в образовательный процесс учебных учреждений.
Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования интеграционного компонента в структуре понятия «единство математических знаний» обучающихся. Изучение научной и методической литературы показало, что единство математических знаний обучающихся строится на установлении интеграционных связей на двух уровнях: внутреннем (внутри предмета «математика») и внешнем (между различными школьными дисциплинами). В рамках данного исследования сделан акцент на внутреннем уровне интеграции математических знаний, а именно подробно описаны различные основания (системообразующие факторы), в рамках которых подобная интеграция может осуществляться. К таким основаниям относятся специальные методы обучения математике: аксиоматический метод, алгебраический и геометрический методы, метод математического моделирования; ведущие содержательно-методические линии школьного курса математики; математические структуры. Описание каждого основания сопровождается примерами учебных заданий, внедрение которых в реальный учебный процесс, на наш взгляд, будет способствовать решению проблемы формирования интеграционного компонента.
В статье сделана попытка объяснения трудностей, возникающих у учителей и преподавателей естественнонаучных дисциплин при работе с учащимися. По мнению авторов, они связаны с особенностями формирования восприятия окружающего мира у детей, которые постоянно взаимодействуют с экранными средствами. Взаимодействие с гаджетами, экраны которых имеют яркие, не всегда естественные цвета, приводит к изменению эталонов цвета, и, следовательно, более спокойная и мягкая цветовая гамма природных объектов перестает быть для детей привлекательной. Авторами проведен анализ ряда трудов по психологии когнитивной деятельности и произведений современных философов. С учетом собственных наблюдений и данных других авторов было сделано предположение о том, что в зависимости от условий формирования эталонов цвета люди по-разному воспринимают цвет окружающих предметов. Для его проверки был разработан специальный эксперимент, основным методом которого стало сравнение, позволяющее сопоставить восприятие цвета людей разного возраста.
В статье проведен анализ значимости и обоснование необходимости домашнего задания по физической культуре, с позиций учителя и обучающегося. Целью нашего исследования было изучение проблемы образовательной и развивающей значимости домашнего задания по физической культуре как организационно-обучающей формы как с позиции учителей, так и учащихся. В исследовании приняли участие 58 учителей и более 230 обучающихся общеобразовательных школ г. Иркутска, которым бъли предложены специально разработанные анкеты с вопросами, отражающими отношение учителей и обучающихся к домашнему заданию по физической культуре. По результатам проведенного анкетирования нами были сделаны выводы, что на сегодняшний день не определены и окончательно не сформированы четкие и понятные критерии и требования, предъявляемые к домашнему заданию. Как следствие этого, достаточно часто отмечается негативное и пренебрежительное отношение к нему со стороны как учителей, так и обучающихся. Не существует и единого или выраженного преобладающего мнения по направленности домашних заданий, которая, по нашему мнению, может носить как практический (выполнение комплексов упражнений), так и теоретический (получение знаний) или методический (методика воспитания физических качеств и формирование двигательных способностей) или даже прикладной (к виду спорта или будущей профессиональной деятельности) характер. Анализ уже проведенных научно-методических исследований, изучение практического опыта учителей со стажем работы и мониторинг значимости домашних заданий и их содержания позволил нам обобщить и разработать методические рекомендации по организации и содержательному наполнению домашних заданий по физической культуре.
Развитие компьютерных технологий способствует росту доступности широкого спектра методов коммуникации. Однако специфика интернет-общения не только порождает множество способов передачи информации, но и содействует созданию новых правил этикета (нетикета), а также невербальных средств, используемых при синхронном и асинхронном разговоре реакций пользователей на сообщение адресантов, в том числе форм их фильтрации и психологической защиты. Одним из таких феноменов является молчание или отсутствие ответа в диалоге и полилоге. Такое поведение приобретает новую интерпретацию, выступая в невербальной коммуникации в роли отдельного кода. Более того, онлайн-общение способствует возникновению новых функций и способов репрезентации категории «молчание». С учетом того, что данная коммуникативная единица в семиотических текстах китайской культуры может иметь отличные от русской модели речевого поведения обозначения, важно учитывать разницу данных невербальных знаков и особенности их декодирования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает углубление знаний в процессе внеурочной деятельности; обучающиеся, осваивавшие углубленный уровень, должны владеть методами научного исследования. Школьный экологический мониторинг (ШЭМ) реализуется через исследовательскую деятельность практической краеведческой направленности. Рассмотрен вопрос участия ШЭМ в формировании экологического мышления и навыков научно-исследовательской деятельности школьников профильных химикобиологических классов. Предлагается организовать ШЭМ для обучающихся в профильных классах с использованием простых и доступных методов микробиоиндикации почвы. На основании исследований, по зонам города Воронежа с разным уровнем нагрузки отобраны наиболее чувствительные методы микробиоиндикации: фитотоксическая активность почвы (метод почвенных пластинок, тест-растение редис или редька масличная, показатель - ингибирование роста зародышевого корешка) и содержание азотобактера (метод обрастания почвенных комочков на безазотистой, селективной среде Эшби). Продемонстрирована информативность данных показателей - корреляция с уровнем загрязнения почвы разных городских зон (рекреационной, селитебной, транспортной). Разработан и реализован курс внеурочной деятельности с использованием разнообразных организационных форм: лекции, диспут, выездные экскурсии, лабораторный практикум, конференции, проектная деятельность. Статья поможет учителям и студентам-практикантам грамотно организовать и провести экологический мониторинг городских почв в профильных классах средней школы.
В статье обоснована актуальность изучения генезиса дефиниции «технологическое образование школьников». Выполнен ретроспективный анализ дефиниции «технологическое образование школьников» на разных исторических этапах ее развития: досоветском, советском, постсоветском. Выделены основные направления изучения трудового и технологического образования в трудах отечественных ученых. Выявлено, что на досоветском этапе технологическое образование осуществлялось посредством введения учебного предмета «Ручной труд», на советском этапе - через трудовое обучение, воспитание и политехническое образование, на постсоветском - в системе технологического образования школьников. Автором осуществлен анализ диссертационных и монографических исследований по проблеме генезиса системы технологического образования подрастающего поколения. Предложено авторское определение дефиниции «технологическое образование школьников», которое основано на историко-педагогическом изучении особенностей становления и развития технологического/трудового образования.
Внимание современных педагогов и психологов к индустрии детских товаров и, в частности, к производству детских игр и игрушек обусловлено их огромным воспитательным значением в становлении ценностного мира ребенка. Подобный интерес взрослых к детской игре и предметам, выступавшим в роли игрушек, находился в центре внимания уже в древнейшие периоды истории каждой из современных цивилизаций, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Помимо данных археологии, источниками выступают письменные памятники, а также сведения из научных трудов отечественных и зарубежных ученых XIX-XX вв. В предлагаемой статье обозначены основные этапы эволюции взглядов на педагогические возможности игры и игрушки в воспитании ребенка, дана характеристика каждого из этапов. Представленные ведущие тенденции в развитии детской игры и игрушки в различных цивилизациях на разных этапах их эволюции отражают целый ряд общих и отличительных черт этого процесса и могут быть полезны педагогам дошкольного воспитания.
В подготовке будущего учителя актуальными являются не только знания о содержании предметного обучения, но и владение способами и средствами анализа методического сопровождения учебника в организации его изучения с детьми. Умение «читать» учебник предполагает со стороны учителя извлечение информации о предмете («что предстоит изучить?»), способов методического оснащения («как организовать изучение?»), возможностей вовлечения детей в процесс учения («как построить взаимодействие?»). Тем самым будущие педагоги учатся строить диалог с учебником, отвечая на основные вопросы методики: «чему?», «зачем?», «как?» и «почему?». Особую значимость приобретает в этом случае изучение методического сопровождения учебников по литературному чтению, поскольку на уроке предстоит организовывать не только чтение произведения, но и вовлечение детей в диалог. Анализ методического сопровождения в учебнике становится образовательным средством, когда будущие педагоги не просто «считывают» учебно-методический материал, а сами пробуют выполнить задания за детей, обосновывая при этом их назначение и форму представления, в процессе чего открывают методические приемы организации диалога. В этом отношении анализ учебного пособия М. П. Воюшиной «Литературное чтение» учебно-методического комплекта «Школа диалога» позволил вовлечь будущих учителей в открытие и изучение специфики методической организации диалогового обучения.
В статье рассматривается актуальность и доказывается необходимость создания профессионального портрета педагога городской школы. В данной статье на основании анализа истории отечественного городского образования, современных и перспективных моделей развития городов приведены обязательные элементы профессионального портрета педагога городской школы. В статье рассмотрены современные методы и формы организации образовательного процесса, повышающие эффективность обучения в городской школе, сформулированы основные требования к преподавателю для их успешной реализации в условиях школьного и внешкольного образования. В статье приведены компоненты образовательного потенциала городской среды и условия для их применения в городской образовательной практике, их стабилизирующая функция в современной городской образовательной системе. Сформулированы перспективные направления исследования, позволяющие создать профессиональный портрет педагога городской школы.
В статье рассматриваются вопросы разработки и внедрения дополнительного учебного курса, направленного на подготовку будущих педагогов изобразительного искусства к реализации методов инклюзивного образования. Основное внимание уделяется практико-ориентированному аспекту обучения, который позволяет будущим педагогам соединить теоретические знания с их применением в реальных образовательных условиях. Автор подчеркивает важность специализированных учебных программ дополнительного образования для глубокого понимания студентами важности инклюзивного подхода в образовании и искусстве, а также развития таких навыков, как адаптивность, эмпатия, коммуникативные навыки, критическое мышление в решении проблем и др. В заключение подчеркивается необходимость комплексной подготовки профессиональных кадров для успешной интеграции инклюзивных программ в образовательный процесс.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью преодоления духовно-нравственных деградационных процессов современного общества, которые возможно переориентировать в позитивное русло за счет возврата к традиционным культурным ценностям русского народа, ключевое место среди которых занимают православные каноны, являвшиеся на протяжении более чем тысячелетия неотъемлемой частью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения граждан нашей великой страны, обеспечивая ее единение и духовное могущество. На опыте образовательной среды Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина раскрываются возможности использования православного образовательного поля для становления профессиональной компетентности будущего педагога как одного из действенных способов воспитания духовно-нравственной сферы их личности и подготовки его к воспитательной работе с детьми, к передаче своего духовного опыта. Описаны особенности преподавания курса «Основы православной педагогики» для обучающихся по программе среднего профессионального образования - программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Полученные результаты свидетельствуют о том, что инициирование введения в программу подготовки учителей начальных классов в системе среднего профессионального образования курса «Основы православной педагогики» способно обеспечить становление профессиональной компетентности будущего педагога как в аспекте духовного развития его самого, так и способности им эффективно осуществлять в дальнейшем воспитательную работу по формированию духовно-нравственной сферы личности младшего школьника средствами религиозных воспитательных идей и положений. Делается вывод о том, что формирование профессиональной компетентности современного педагога должно включать интегративную общепрофессиональную подготовку с включением содержательных блоков профессиональных знаний в области православной культуры.
В классической теории и методике обучения математике исследуются категории математического пространства, учебной теории математического пространства, моделей математического пространства. Содержание общего математического образования представлено спектрами моделей числового, геометрического, евклидова, функционального, предикатного, стохастического пространств, неявно используемых в учебной математической деятельности. Модели задают целостную систему образов объектов математических пространств, в их содержании формируется имеющая наглядно-образный уровень абстрактно-алгоритмическая деятельность. Систематизация моделей каждого из математических пространств позволяет структурировать содержание учебной математической деятельности уровня общего математического образования. Модельные представления математических пространств создают основу для их абстрагирования в содержании соответствующих учебных теорий. На базе модельных образов объектов математического пространства возникает и разрешается задача дедуктивного представления его абстрактной формы, глубже и точнее исследуются его закономерности.
2024 г. является годом 100-летнего юбилея Т. И. Шамовой. В материалах проведенного исследования описаны основные вехи становления и достижения научной школы управления образовательными системами, основоположником которой по праву считается Т. И. Шамова. Научная школа управления образовательными системами имеет определенную известность среди педагогического сообщества и заслуженную научную репутацию; достаточный исследовательский уровень научно-практических исследователей, аспирантов и докторантов подтверждает практическую направленность научной школы. Все современные учебники педагогики обязательно уделяют достойное внимание концепции активизации учения Т. И. Шамовой, рассматривающей активность обучающихся как качество его учебной деятельности, в котором проявляется личность самого ученика, его отношение к содержанию, характер и стремление мобилизовать нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.
Представляемая статья посвящена исследованию особенностей языка и стиля киберспортивной журналистики на примере новостных материалов сайта cyber. sports. ru. Выявлены уникальные лингвистические черты, характерные для данной области, такие как высокая доля заимствованной лексики (13% по сравнению с 8% в 2018 г.), использование специализированного сленга и терминологии, а также частое внедрение неологизмов. Специфика игровой терминологии заключается в ее семантической гибкости и адаптивности к русскому языку. Эти особенности подчеркивают динамичное развитие языка киберспортивной журналистики и его роль в формировании медийного пространства, способствуя созданию уникального социолекта и культурной идентичности киберспортивного сообщества.
Статья посвящена проблеме эволюции повествовательных моделей «переходного» времени - от романтизма к реализму. Рассматривается жанр простонародной повести в аспекте перестройки конфликта и динамики мифопоэтических мотивов в творчестве Н. А. Полевого 1820-1830-х гг.: от повести «Мешок с золотом» (1828) к «Рассказам русского солдата» (1834). Романтическое противостояние личности демократического героя и общества в первой повести смягчено идиллическим разрешением конфликта, который поддерживают циклическое мифологическое время, мифологемы искушения и дара, Москвы, мифологизация крестьянского мира. В повести «Рассказы русского солдата» конфликт приближается к реалистическому, его разрешение в повести свидетельствует о подчинении характера бывшего крестьянина-индивидуалиста обстоятельствам военной службы, социальным законам. Мифологизация крестьянского мира подвергается редукции, однако проявляется мифологизация российского полководца. Мифопоэтические мотивы (переправа через реку забвения, инфернальный образ вражеского полководца) и сюжетно-образные отголоски инициации подчинены новым повествовательным принципам.
Статья посвящена стихотворению (маленькой поэме) «Письмо к женщине», представляющему собой авторскую модификацию жанровой структуры любовного послания. При этом традиционная лирическая тема решается и в социально-политическом плане. Если эпистолярный жанр предполагает диалог с адресатом - здесь преобладает «диалог с самим собой», в котором превалирует мотив познания себя в изменившемся мире. Два временных пласта определяют двучастную композицию. Особое внимание обращается на основные композиционно-стилистические приемы, с помощью которых создается многозначная оппозиционная пространственно-художественная образность двух миров: комнаты, в которой происходит конфликт, и планетарного масштаба земли-корабля. Анализируется история создания произведения. Показано его место в прижизненной критике и в современном литературоведении.
Цель статьи заключается в том, чтобы охарактеризовать восприятие в драме Теннисона «Бекет» одной из наиболее значительных личностей в английской истории. В статье анализируются эпизоды конфликта короля и Бекета, учитывается следование Теннисоном традиции шекспировских хроник в представлении различных социальных групп в их взаимодействии с героем, отмечается стремление автора подчеркнуть нравственное превосходство Бекета над королем. Объективно оценивая своего героя, не принимая его чрезмерной поглощенности одной идеей, Теннисон на его примере представляет идеал человека, верного долгу, способного к состраданию и самопожертвованию. Теннисон в большей мере известен как выдающийся поэт викторианской эпохи. В статье доказывается, что его драматургия также заслуживает внимания как еще одна грань его литературного наследия, как часть истории английского театра.
Цель статьи - исследование восприятия личности и творчества М. И. Цветаевой представителями итальянской литературы XX и XXI вв. Писатели познакомились с русским поэтом благодаря переводам на итальянский язык ее произведений - в первую очередь это переводы Пьетро Антонио Цветеремича и Серены Витале. В статье анализируется «цветаевский след» в творчестве Кристины Кампо, Мило Де Анджелиса, Надии Кампана, Амелии Росселли, Антонеллы Анедда, Альды Мерини, Роберто Карифи, Роберто Баккетты, Кикки Гальярдо, Давиде Брулло. Учитывая явную недостаточность работ как на итальянском, так и на русском языках, посвященных рецепции произведений Цветаевой в Италии, проблема диалога русского поэта с представителями итальянской литературы нуждается в дальнейшем исследовании.
В статье анализируются черты исторического дискурса Португалии второй половины XIX в. в творчестве Ж. М. Эсы де Кейроша. В первую очередь, дискурс выражается антитезой «прошлое-настоящее», которая в той или иной форме присутствует в большинстве произведений автора. Эса де Кейрош критически осмысливает современную действительность, сравнивая ее со славным прошлым своей страны. В раннем творчестве данная тема вводится в текст в виде прямых авторских размышлений и высказываний персонажей, в поздней - воплощается в главных героях и их родах. Кроме того, отдельное место в творчестве автора занимает тема ресентимента по отношению к Испании, наиболее ярко раскрытая в рассказе «Катастрофа». Проведенный анализ позволяет заключить, что реализм Эсы де Кейроша обладает ретроспективным и рекурсивным оттенком.
Цель работы - определить место романа Ю. Домбровского «Обезьяна приходит за своим черепом» в литературном процессе 1920-1970-х гг., времени существования и развития авторского художественного сознания. Научная новизна исследования состоит в недостаточной изученности этапного для творчества Ю. Домбровского произведения. В результате анализа обнаружено, что в романе продолжаются начатые русской литературой Серебряного века поиски ориентиров духовного существования в эпоху крушения гуманизма, автором заново переосмысляются экзистенциальные темы самоубийства, безумия и взаимоотношений человека и культуры, которые найдут свое продолжение в центральных произведениях его творчества - романах «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей». Обращение к общезначимым для духовного состояния эпохи проблемам сближает роман Домбровского с произведениями экзистенциальной направленности в русской европейской литературе и выводит на знаковую для модернистской и постмодернистской культуры проблему взаимоотношений реальности и текста.
Статья посвящена жанру путешествия в творчестве английского писателя У. С. Моэма, представляющемуся недостаточно изученным в отечественном литературоведении. В статье происходит обращение к книге 1923 г. «Джентльмен в гостиной. Дневник путешествия из Рангуна в Хайфон». Эти тексты в художественном наследии автора находятся на стыке художественной литературы и литературы нон-фикшн. В данной статье особый акцент делается на том, что путешествие для Моэма - это особый творческий процесс; книги путешествий - своеобразная лаборатория творческого труда, и они больше говорят о Моэме как художнике слова, чем о тех странах, в которых он побывал. Важное место в книге занимает образ писателя. Моэм всегда остается именно писателем, даже в путешествиях. Осмысление природы творчества - особый предмет рефлексии для автора. Значимая вещь для Моэма - отношения между писателем и читателем. Творчество Моэма, к какому бы жанру он ни обращался, - единое полотно. Накопленные впечатления, встреченные люди часто служат вдохновением для создания художественных произведений в дальнейшем. Именно люди - главный предмет интереса для писателя в путешествиях. Каждый встреченный человек - это книга, которую нужно читать здесь и сейчас. Во время путешествия Моэм постоянно читает. Моэма как художника слова «выдают» многочисленные метафоры и сравнения.
Работа посвящена изучению центрального пространственного образа в экспериментальном романе «Жизнь способ употребления» (La Vie mode d’emploi, 1978) французского писателя Жоржа Перека (Georges Perec, 1936-1982). Цель исследования - проанализировать образ дома и выявить черты, позволяющие считать его моделью Универсума. Актуальность статьи обусловлена возрастающим интересом к личности и творчеству Ж. Перека, значимостью категории пространства в его художественном мире, а также важным значением изучения пространства в рамках культурологического и литературоведческого анализа. В ходе исследования делается вывод, что к характерным чертам образа дома можно отнести сочетание пустующих помещений, воплощающих мотив отсутствия (а также тесно связанный с ним мотив ограничения), и зон, насыщенных различными объектами; присутствие контрастных элементов - оппозиций, формирующихся на протяжении текста; связь между жилищами и внутренним миром их хозяев; разнообразие в системе персонажей - жильцов дома № 11; обилие сюжетных историй (реально происходящих в романе и потенциально возможных), охватывающих различные страны и эпохи, а также наличие отступлений от основного повествования. Указанные черты способствуют расширению образа дома и позволяют понимать его как воплощение Универсума. Результаты проведенного исследования можно использовать при подготовке курса лекций по истории зарубежной литературы второй половины XX в.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011