Раннехристианские жанры, которые в древности именовали «страстями» и «мартириями», иногда «актами», не имели четких жанровых границ. Литературные рамки и верность жанровым дефинициям не были важны христианам, писавшим о мученичестве. Они часто писали Послания, потому что хотели рассказать собратьям по вере о подвигах мучеников, часто опирались на подлинные протоколы судов и рассказы очевидцев, нередко восхваляли страстотерпцев, использовали мартирии как богослужебные тексты. Мартирология постепенно перетекала в агиографию с ее поджанрами. Но и на этом фоне «Страсти Свв. Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» имеют особенно ускользающую жанровую природу. Традиционное название “Passio” подходит к его основной теме, однако произведение состоит из множества частей, написанных разными авторами. В подготовке этого свода документов принимали участие по меньшей мере пять лиц (общее мнение, что три). Причем не одновременно. Эти пятеро имели разный статус и разные задачи. Богослов и автор Пролога и Эпилога говорил проповедь и прославлял мучеников, Перпетуя создавала для своей общины внежанровые записки о событиях в тюрьме, главным образом о своих посылаемых ей Святым Духом сновидениях: небесное путешествие, два путешествия в загробный мир, символическое сновидение о грядущем мученичестве как победе над дьяволом. Сновидение о собственном и Перпетуи посмертии, несколько напоминающем апокалиптику, но как события уже за гранью земной жизни, записал Сатур; анонимный Очевидец создал рассказ о том, что происходило в тюрьме и на арене, очень яркий, но не выполняющий минимальных условий актов и мартириев: допрос, приговор, казнь, погребение, культ. Пятый автор свел все тексты воедино и снабдил поясняющими вставками, превращая тем самым целое функционально в Послание, которое может быть отправлено из Карфагена в большой мир и читаться в церкви.В результате возникла такая книга, для которой нет никаких аналогий в античной литературе, и попытки определить ее через жанры античной литературы как в целом, так и по частям оказываются безуспешны. Однако жанр документальной книги, написанной разными авторами не одновременно, в разных жанрах, включающих апокалиптику, деяния и страсти, проповеди, послания, видения, сложился ко времени написания нашего Пассио как целое Нового Завета, причем все разнородные тексты, хотя и самостоятельны, посвящены одному большому событию: жизни, смерти, воскресению Христа и созданию его Церкви. Новый Завет как целое и послужил жанровой моделью для «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших».
Идентификаторы и классификаторы
Мартирология постепенно перетекала в агиографию с ее поджанрами. Но и на этом фоне «Страсти Свв. Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» имеют особенно ускользающую жанровую природу. Традиционное название “Passio” подходит к его основной теме, однако произведение состоит из множества частей, написанных разными авторами. В подготовке этого свода документов принимали участие по меньшей мере пять лиц (общее мнение, что три). Причем не одновременно. Эти пятеро имели разный статус и разные задачи. Богослов и автор Пролога и Эпилога говорил проповедь и прославлял мучеников, Перпетуя создавала для своей общины внежанровые записки о событиях в тюрьме, главным образом о своих посылаемых ей Святым Духом сновидениях: небесное путешествие, два путешествия в загробный мир, символическое сновидение о грядущем мученичестве как победе над дьяволом.
Сновидение о собственном и Перпетуи посмертии, несколько напоминающем апокалиптику, но как события уже за гранью земной жизни, записал Сатур; анонимный Очевидец создал рассказ о том, что происходило в тюрьме и на арене, очень яркий, но не выполняющий минимальных условий актов и мартириев: допрос, приговор, казнь, погребение, культ.
Список литературы
1. Аверинцев 1997 - Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. 343 с. EDN: YOMBFQ
2. Брагинская 2007 - Брагинская Н.В. Эзоп - служитель муз, или Ошибка бога // Восток и Запад в балканской картине мира: памяти В.Н. Топорова. М.: Индрик, 2007. С. 98-152.
3. Брагинская 2010 - Брагинская Н.В. Мировая безвестность // Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт России и Польши / отв. ред. Е. Аксер, И.М. Савельева. М.: ГУ ВШЭ, 2010. С. 34-62. EDN: QZNHXF
4. Брагинская 2022 - Брагинская Н.В. Сколько сомучеников было у Перпетуи и Фелицитаты? // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. 2022. Т. 18. № 1. С. 48-77.
5. Брагинская 2023 - Брагинская Н.В. Как звали Рассказчика-Очевидца в “Passio Perpetuae et Felicitatis?” // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2023. Т. 27. № 1. С. 123-148.
6. Виноградов, Дунаев 2008 - Виноградов А.Ю., Дунаев А.Г. Ерма // Православная энциклопедия. Т. 18. М.: Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”, 2008. С. 612-618.
7. Книги Маккавеев 2014 - Книги Маккавеев (Четыре Книги Маккавеев) / пер. с древнегр., введ. и коммент. Н.В. Брагинской, А.Н. Коваля, А.И. Шмаиной-Великановой; под общ. ред. Н.В. Брагинской; науч. ред. М. Туваль. М.: Мосты культуры/Гешарим, 2014. 630 с.
8. Крюкова 2013 - Крюкова А.Н. Поэтика сновидений в раннехристианской литературе: на материале “Мученичества Перпетуи и Фелицитаты”, “Мученичества Мариана и Иакова” и “Мученичества Монтана, Луция, Флавиана и других мучеников”: Дис.... канд. филол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. 181 с. EDN: SUUYTX
9. Онианс 1999 - Онианс Р. На коленях богов: истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 615 с.
10. Орлов 2018 - Орлов А.А. Зеркала Всевышнего: небесный двойник человека в иудейской апокалиптике / пер. с англ. И.В. Колбутовой. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. 384 с.
11. Орлов 2021 - Орлов А.А. Слава Бога Невидимого: предания о двух владычествах на небесах и ранняя христология. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2021. 432 с.
12. Пантелеев 2017 - Ранние мученичества: Переводы, комментарии, исследования / пер., коммент., вступ. ст., прил. и общ. ред. А.Д. Пантелеева. СПб.: ИЦ “Гуманитарная академия”, 2017. 384 с.
13. Разумова 2001 - Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи: Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001. 374 с. EDN: YGVOVN
14. Сафронов 2016 - Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре: Исследование и тексты. М.: Лабиринт, 2016. 544 с.
15. Фрейденберг 1930 - Фрейденберг О.М. Евангелие - один из видов греческого романа // Атеист. 1930. № 59, декабрь. С. 129-147 // Электронный архив Ольги Михайловны Фрейденберг. URL: http://freidenberg.ru/Docs/Nauchnyetrudy/Stati/Evangelie (дата обращения 22.03.2023).
16. Фрейденберг 1995 - Фрейденберг О.М. Вступление к греческому роману / публ. И.А. Протопоповой // Диалог. Карнавал. Хронотоп: журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М.М. Бахтина. 1995. № 4. С. 78-85.
17. Amat 1996 - Amat J. Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes. P.: Les éditions du Cerf, 1996. 318 p.
18. Ancient Fiction 1998 - Ancient fiction and Early Christian narrative / ed. by R.F. Hock, J.B. Chance, J. Perkins. Atlanta, GA: Scholars Press, 1998. 328 p.
19. Ancient Fiction 2005 - Ancient fiction. The matrix of Early Christian and Jewish narrative? / ed. by J.-A. Brant, Ch.W. Hedrick, Ch. Shea. Atlanta, GA: Society of Biblical Literature, 2005. 372 p.
20. Andersen, Freedman 1983 - Andersen F.I., Freedman D.N. Hosea: a new translation with introduction and commentary. Garden City; N.Y.: Doubleday, 1983. 699 p.
21. Avemarie, van Henten 2002 - Avemarie F., van Henten J.W. Martyrdom and noble death: selected texts from Graeco-Roman, Jewish, and Christian Antiquity. L.; N.Y.: Routledge, 2002. 200 p.
22. Barton 1994 - Barton C. Savage miracles. The redemption of lost honor in Roman society and the sacrament of the gladiator and the martyr // Representations. 1994. Vol. 45. P. 41-71.
23. Baslez, Hoffmann, Pernot 1993 - L’invention de l’autobiographie d’Hésiode à Saint Augustine: Actes du deuxième colloque de l’Equipe de recherche sur l’hellénisme post-classique / ed. by M.-F. Baslez, P. Hoffmann, L. Pernot. P.: Presses de l’Ecole normale supérieure, 1993. 390 p.
24. Bowersock 1995 - Bowersock G. Martyrdom and Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 106 p.
25. Boyarin 1999 - Boyarin D. Dying for God. Martyrdom and the making of Christianity and Judaism. Stanford: Stanford University Press, 1999. 247 p.
26. Braginskaya 2002 - Braginskaya N.V. From the marginals to the center: Olga Freidenberg’s works on the Greek novel // Ancient Narrative. 2002. Vol. 2. P. 64-86.
27. Braginskaya, Lebedev 2023 - Braginskaya N.V., Lebedev P.N. How many co-authors had Perpetua and Saturus? // Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography. 2023. Vol. 19. P. 237-255.
28. Bremmer 2017 - Bremmer J.N. Maidens, magic and martyrs in early Christianity. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. 501 p.
29. Bremmer, Formisano 2012 - Bremmer J.N., Formisano M. Perpetua’s passions. A brief introduction // Perpetua’s passions. Multidisciplinary approaches to the Passio Perpetuae et Felicitatis / ed. by J.N. Bremmer, M. Formisano. N.Y.: Oxford University Press, 2012. P. 1-13.
30. Bremmer 2002 - Bremmer J.N. Perpetua and her diary. Authenticity, family and visions // Märtyrer und Märtyrerakten / Hrsg. von W. Ameling. Stuttgart: Steiner, 2002. P. 77-120.
31. Brown 2000 - Brown P. Augustine of Hippo: a biography. 2nd ed. Berkeley: University of California Press, 2000. 548 p.
32. Burrus 2008 - Burrus V. Saving shame: martyrs, Saints, and other abject subjects. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2008. 193 p.
33. Castelli 2004 - Castelli E. Martyrdom and memory: Early Christian culture making. N.Y.: Columbia University Press, 2004. 335 p.
34. Cobb 2008 - Cobb L.S. Dying to be men: gender and language in Early Christian martyr texts. N.Y.: Columbia University Press, 2008. 208 p.
35. Cobb 2021 - The Passion of Perpetua and Felicitas in Late Antiquity / ed. by L.S. Cobb; with transl. by A.S. Jacobs and L.S. Cobb. Oakland, CA: University of California Press, 2021. 362 p.
36. Coleman 1990 - Coleman K. Fatal charades: Roman executions staged as mythological enactments // The Journal of Roman Studies. 1990. Vol. 80. P. 44-73.
37. Edwards 2007 - Edwards C. Death in Ancient Rome. New Haven: Yale University Press, 2007. 304 p.
38. Ekroth, Nilsson 2018- Round trip to Hades in the Eastern Mediterranean tradition. Visits to the underworld from Antiquity to Byzantium / ed. by G. Ekroth, I. Nilsson. Leiden; Boston: Brill, 2018. 420 p.
39. Elm 2015 - Elm S. Apology as autobiography - an episcopal genre? Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, Augustine of Hippo // Spätantiken Konzeptionen von Literatur / Hrsg. von J.R. Stenger. Heidelberg: Universitätsverlag Winter, 2015. S. 33-48.
40. Goodspeed 1966 - Goodspeed E.J. A history of Early Christian literature. Chicago: University of Chicago Press, 1966. 214 p.
41. Formisano 2008 - Formisano M. La Passione di Perpetua e Felicita. Milano: RCS Libri S.p.A., 2008. 131 p.
42. Franchi de’ Cavalieri 1900 - Franchi de’ Cavalieri P. La Passio SS. Mariani et Iacobi. Roma: Tipografia Vaticana, 1900. 71 p.
43. Fredriksen 2012 - Fredriksen P. The confessions as autobiography // A companion to Augustine / ed. by M. Vessey. Chichester; Malden, MA: WileyBlackwell, 2012. P. 87-98.
44. Frend 1967 -Frend W.H.S. Martyrdom and persecution in the Early Church: a study of a conflict from the Maccabees to Donatus. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1967. 626 p.
45. Frilingos 2004 - Frilingos Ch.A. Spectacles of empire: monsters, martyrs, and the book of revelation. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 2004. 184 p.
46. Futre Pinheiro, Perkins, Pervo 2012 - Futre Pinheiro M.P., Perkins J., Pervo R. The Ancient novel and Early Christian and Jewish narrative: fictional intersections. Groningen: Barkhuis Publishing; Groningen University Library, 2012. 230 p.
47. Hägg 2012 - Hägg T. The art of biography in Antiquity. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 496 p.
48. Harker 2009 - Harker A. Loyalty and dissidence in Roman Egypt. The case of the Acta Alexandrinorum. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 256 p.
49. Heffernan 2012 - Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. N.Y.: Oxford University Press, 2012. 592 p.
50. Himmelfarb 1993 - Himmelfarb M. Ascent to Heaven in Jewish and Christian Apocalypses. Oxford: Oxford University Press, 1993. 171 p.
51. Hopkins 1999 - Hopkins K. A World full of Gods: Pagans, Jews and Christians in the Roman Empire. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1999. 402 p.
52. Huebner 2019 - Huebner S. Soter, Sotas, and Dioscorus before the governor. The first authentic court record of a Roman trial of Christians? // Journal of Late Antiquity. 2019. Vol. 12. No. 1. P. 2-24.
53. Insley, Saint-Laurent 2018 - Insley S., Saint-Laurent J.-N.M. Biography, autobiography, and hagiography // A companion to Late Antique literature / ed. by S. McGill, E.J. Watts. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell, 2018. P. 373-387.
54. Kelley 2006 - Kelley N. Philosophy as training for death: reading the Ancient martyr acts as spiritual exercises // Church History. 2006. Vol. 75. P. 723-747.
55. Kitzler 2015- Kitzler P. From Passio Perpetuae to Acta Perpetuae. Recontextualizing a martyr story in the literature of the Early Church. Berlin; Boston: W. de Gruyter, 2015. 159 p.
56. Kyle 1998 - Kyle D.G. Spectacles of death in Ancient Rome. N.Y.: Routledge, 1998. 195 p.
57. Lazzati 1956 - Lazzati G. Gli sviluppi della letteratura sui martiri nel primi quattro secoli. Torino: Societa Editrice Internazionale, 1956. 213 p.
58. Marasco 2011 - Marasco G. Political autobiographies and memoirs in Antiquity: A Brill Companion. Leiden: Brill, 2011. 461 p.
59. McGuckin 2001 - McGuckin J.A. Autobiography as apologia in St. Gregory Nazianzen // Studia patristica. 2001. Vol. 37. P. 160-177.
60. Middleton 2006 - Middleton P. Radical martyrdom and cosmic conflict in Early Christianity. L.: T&T Clark, 2006. 224 p.
61. Misch 1951 - Misch G. A history of autobiography in Antiquity. 2 vols. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1951. 706 p.
62. Momigliano 1993 - Momigliano A. The development of Greek biography. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993. 143 p.
63. Moss 2010 - Moss C. The other Christs: imitating Jesus in Ancient Christian ideologies. Oxford: Oxford University Press, 2010. 315 p.
64. Musurillo 1954 -Musurillo H.A. The acts of the Pagan martyrs. Acta Alexandrinorum. Oxford: Oxford University Press, 1954. 299 p.
65. Musurillo 1972 - Musurillo H.A. The acts of the Christian martyrs. Oxford: Clarendon Press, 1972. 379 p.
66. Niggl 2005 - Niggl G. Zur Theorie der Autobiographie // Antike Autobiographien: Werke, Epochen, Gattungen / Hrsg. von M. Reichel. Cologne: Böhlau, 2005. S. 1-13.
67. O’Donnell 1992 - O’Donnell J. Augustine: Confessions. 3 vols. N.Y.: Oxford University Press, 1992. 1170 p.
68. O’Donnell 2005 - O’Donnell J. Augustine: a new biography. N.Y.: Ecco, 2005. 399 p.
69. Perkins 1995 - Perkins J. The suffering Self: pain and narrative representation in the Early Christian era. L.: Routledge, 1995. 254 p.
70. Quinn 2002 - Quinn J.M. A companion to the Confessions of St. Augustine. N.Y.: P. Lang, 2002. 967 p.
71. Recla 2014 - Recla M. Autothanatos: the martyr’s self-formation // Journal of the American Academy of Religion. 2014. Vol. 82. No. 2. P. 472-494.
72. Reichel 2005 - Antike Autobiographien: Werke, Epochen, Gattungen / Hrsg. von M. Reichel. Cologne: Böhlau, 2005. 285 S.
73. Robinson 1891 - Robinson J.A. The Passion of St. Perpetua. Cambridge: Cambridge University Press, 1891. 131 p.
74. Scott 2010 - Scott J.M. Небесное восхождение в иудейской и языческой традициях // Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета / под ред. К. Эванса, Р. Мартина, Д. Рейда. М.: ББИ, 2010. С. 487-490.
75. Shaw 2020 - Shaw B.D. Doing it in Greek. Translating Perpetua // Studies in Late Antiquity. Vol. 4. No. 3. P. 309-345.
76. Söder 1932 - Söder R. Die apokryphen Apostelgeschichten und die Romanhafte Literatur der Antike. Stuttgart: W. Kohlhammer, 1932. 216 S.
77. Thompson 2002 - Thompson L.L. The martyrdom of Polycarp: death in the Roman games // The Journal of Religion. 2002. Vol. 82. P. 27-52.
78. Urner 1952 - Urner H. Die außerbiblische Lesung im christlichen Gottesdienst. Ihre Vorgeschichte und Geschichte bis zur Zeit Augustins. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1952. 80 S.
79. van Henten 1986 - Henten J.W., van. Datierung und Herkunft des Vierten Makkabäerbuches // Tradition and Re-interpretation in Jewish and Early Christian Literature: Essays in Honour of Jürgen C.H. Lebram / Hrsg. von J.W. van Henten et al. Leiden: Brill, 1986. P. 136-149.
80. van Henten 1993 - Henten J.W., van. Zum Einfluss jüdischer Martyrien auf die Literatur des frühen Christentums, II. Die Apostolischen Väter // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. T. 2. Principat. Bd. 27: Religion, Tbd. 1 / Hrsg. von W. Haase. Berlin: W. de Gruyter, 1993. S. 700-723.
81. van Henten 1997 - Henten J.W., van. The Maccabean martyrs as saviours of the Jewish people: a study of 2 and 4 Maccabees. Leiden; N.Y.; Köln: Brill, 1997. 346 p.
82. Vessey 2012 - A companion to Augustine / Ed. by M. Vessey. Chichester; Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2012. 595 p.
83. Warwick 2018 - Warwick С. Christian martyr as homeric hero: a literary allusion in Perpetua’s Passio // The Classical Journal. 2018. Vol. 114. No. 1. P. 86-109.
84. Wills 1997 - Wills L.M. The quest of the historical Gospel: Mark, John and the origin of the Gospel genre. L.; N.Y.: Routledge, 1997. 296 p.
85. Young 2001 - Young R.D. In procession before the world: martyrdom as public liturgy in Early Christianity. Milwaukee: Marquette University Press, 2001. 70 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется четвертое видение Перпетуи из раннехристианского памятника «Страсти Перпетуи и Фелицитаты» (“Passio Perpetuae et Felicitatis”), посвященное ее сражению с Египтянином. Мы выявляем литургические аллюзии в отрывке, где помощники помазывают Перпетую елеем, устанавливая связь с псалмами, особенно с псалмом 88 (89). Мы особенно выделяем термин ἀντιλήμπτωρ, который подчеркивает роль Бога как помощника в псалмах, и его появление в видении. Помазание елеем в видении Перпетуи сравнивается с новозаветными контекстами, где оно служит целям экзорцизма и исцеления. В статье рассматривается литургическое значение помазания елеем, которое служит защитой от поражения и способствует изгнанию дьявола. Высказывается предположение, что термин ἀντιλήμπτωρ мог появиться в видении Перпетуи из литургической практики или Псалтыри. Анализируя связи с Псалмом 88 (89), мы обнаруживаем параллели в победной песне Перпетуи, образе Ланисты, держащего жезл, и победе над Египтянином, который отсылает к Рааву в псалме. Превращение Перпетуи в мужчину связано с образом Давида в 88 (89) псалме, что подчеркивает ее роль как царя-военачальника. Образ Египтянина связан с образами Голиафа и Фараона из пророчества Иезекиля. В статье делается вывод, что эти пересечения между видением и Псалмом 88 (89), такие как использование специфических терминов, помазание и победная тематика, скорее всего, не случайны и могут свидетельствовать о неосознанном влиянии. Предполагается, что греческая версия видения содержит более узнаваемые литургические аллюзии, чем латинская. В выводах содержатся ключевые моменты подробного анализа связей между видением Перпетуи и 88 (89) Псалмом, подчеркивается значимость этих пересечений для понимания богословского и литургического контекста видения.
Раннехристианский памятник «Страсти Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» (Passio Perpetuae et Felicitatis, начало III в.) имеет сложный состав. Одна из частей содержит уникальный текст - «Записки» Перпетуи, написанные ею в заключении перед казнью. В тюремных записях содержится рассказ о четырех снах или видениях героини. В статье рассматриваются второе и третье видения Перпетуи (VII, 1 - VIII, 4), где она видит своего брата Динократа, умершего еще мальчиком после тяжелой болезни. Эти два сна показывают сначала печальную картину его загробного пребывания, но после горячих молитв сестры вид мальчика преображается, и Перпетуя уверяется в его спасении. В настоящей статье этот сюжет рассматривается с точки зрения влияния христианской молитвы на посмертную участь и выделяется особая роль воды в облегчении этой участи. Автор затрагивает также вопрос об устойчивости языческих представлений о загробном мире в новом христианском контексте. В завершение предлагается несколько иная трактовка заключительных слов третьего видения, чем традиционно принято их понимать комментаторами, переводчиками и издателями текста.
В статье рассматривается сон Перпетуи, который она видит в темнице и в котором находит ответ на вопрос, ждет ли впереди мученичество или освобождение. Во сне героиня видит лестницу, восходящую к небесам, а у подножия лестницы поджидает и угрожает сновидице змей. Мы видим героиню на перепутье, в момент выбора, когда для нее есть путь вверх и путь вниз. В статье отмечается традиционность данного образа лестницы как символа вознесения к небесам и духовного преображения.Змей препятствует восхождению Перпетуи и символически представляет дьявола. Однако образ змея сложен и многозначен. Во сне Перпетуи он появляется как олицетворение телесного, языческого, как образ искусителя и как воплощение страха перед грядущим мученичеством. Однако уникальность данного текста заключается в том, что, как признается большинством исследователей, описанные сны являются не сконструированными литературными сочинениями, а реальными снами героини, отражающими состояние ее психики в период тяжелейшего выбора и духовной трансформации. Отмечается также, что соседство образов лестницы и змея, то есть символических противоположностей, находит аналог в традиционной восточной трансформационной игре «Лила», имеющей многовековую историю и символически представляющей духовный путь «играющего» как совершение выборов, некоторые из которых ведут к вознесению, а некоторые - к падению.Цель этой работы - обратить внимание на то, как в истории Перпетуи образы лестницы и змея сходятся вместе. Описанное видение, будучи, с одной стороны, личным сном, с другой стороны, вписалось в иную существующую уже традицию, описывающую сложный путь души, испытания и искушения, а также духовный взлет к небесам и высшим силам.
В статье представлен анализ взаимоотношений в семье христианской мученицы III в. Перпетуи. Автор рассматривает, каким образом типичный для житий христианских мучеников конфликт христианина и его родных-язычников отражен в тексте «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников». Уникальность этого памятника состоит в том, что семейный конфликт в нем описан от лица самой мученицы в тюремных записях Перпетуи. При этом проблема отношений с домочадцами и, в частности, конфликт с отцом, толкающим ее к отступничеству, занимает в записях героини центральное место. На примере сравнения «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников» с более поздними «Актами Перпетуи и Фелицитаты» можно проследить, как реалистичное описание отношений в семье новообращенной христианки во всем их многообразии, от единомыслия с братом-катехуменом до острого конфликта с отцом, сменяется подгонкой под уже сложившуюся схему. В рамках более поздней схемы домочадцы-нехристиане становятся неразличимой толпой «просто язычников», которых новообращенный христианин отождествляет со своим греховным прошлым и часто воспринимает как врагов.
В статье рассматриваются новые варианты датировки “Passio Perpetuae et Felicitatis”, которые предлагают Эрик Ребийар и Эллен Мюльбергер. Ребийар считает временем составления памятника период после гонения при императорах Валериане и Галлиене. По мнению автора статьи, эту гипотезу нельзя принять, так как она построена без какой-либо поддержки со стороны самого источника (например, игнорируется сходство языка Перпетуи и редактора памятника со стилем Тертуллиана). Попытку же Мюльбергер отнести время создания мученичества к V в. и доказать, что памятник не является аутентичным, автор считает бездоказательной и указывает, что рассуждения исследовательницы основаны на чрезмерном скептицизме по отношению к тексту источника. По мнению Мюльбергер, живший в конце IV - начале V в. автор-мужчина написал текст в первом лице от имени Перпетуи, потом он или другой автор сочинил Видение Сатура, а затем некий редактор соединил все части вместе, сопроводив их Прологом и Эпилогом, так что получился известный нам памятник. Как показано в статье, Мюльбергер совершенно отвергает результаты предшествующих исследований о времени появления “Passio”, проблеме авторства и влиянии памятника на последующие христианские тексты и не стремится подкрепить свою собственную позицию какой-либо основательной аргументацией. Автор статьи приходит к выводу, что дискуссию о датировке памятника следует вести с опорой на тщательный анализ текста самого источника и с учетом внимательного отношения к достижениям существующей историографии по теме.
Публикуемый перевод латинской версии «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» (Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis) был выполнен участниками исследовательского семинара «Дневники христианских мучеников» под руководством Н.В. Брагинской и А.И. Шмаиной-Великановой на базе проекта «Лаборатория ненужных вещей» в Независимом московском университете, в котором принимали участие † А.Н. Грешных, С.Н. Давидоглу, М.С. Касьян, П.Н. Лебедев, Т.А. Михайлова, В.В. Степанов, С.В. Федорова, О.И. Ярошевская. Латинский текст памятника сохранился в девяти латинских рукописях. В переводе мы основываемся на критическом издании, которое опубликовал в 2012 г. Т. Хеффернан1 . Вслед за упомянутым издателем мы следуем лучшей латинской рукописи, происходящей из монастыря в Монте-Кассино (посл. треть XI в.), а свои отступления оговариваем в сносках.
Предисловие о содержании выпуска журнала и перспективе развития тематики.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/