МЕТОД И БЕЗУМИЕ В ДАТИРОВКЕ PASSIO PERPETUAE (2024)
В статье рассматриваются новые варианты датировки “Passio Perpetuae et Felicitatis”, которые предлагают Эрик Ребийар и Эллен Мюльбергер. Ребийар считает временем составления памятника период после гонения при императорах Валериане и Галлиене. По мнению автора статьи, эту гипотезу нельзя принять, так как она построена без какой-либо поддержки со стороны самого источника (например, игнорируется сходство языка Перпетуи и редактора памятника со стилем Тертуллиана). Попытку же Мюльбергер отнести время создания мученичества к V в. и доказать, что памятник не является аутентичным, автор считает бездоказательной и указывает, что рассуждения исследовательницы основаны на чрезмерном скептицизме по отношению к тексту источника. По мнению Мюльбергер, живший в конце IV - начале V в. автор-мужчина написал текст в первом лице от имени Перпетуи, потом он или другой автор сочинил Видение Сатура, а затем некий редактор соединил все части вместе, сопроводив их Прологом и Эпилогом, так что получился известный нам памятник. Как показано в статье, Мюльбергер совершенно отвергает результаты предшествующих исследований о времени появления “Passio”, проблеме авторства и влиянии памятника на последующие христианские тексты и не стремится подкрепить свою собственную позицию какой-либо основательной аргументацией. Автор статьи приходит к выводу, что дискуссию о датировке памятника следует вести с опорой на тщательный анализ текста самого источника и с учетом внимательного отношения к достижениям существующей историографии по теме.
Идентификаторы и классификаторы
Научное исследование античных текстов о мучениках началось с гуманистов и Реформации. В эту эпоху появился целый ряд исследований, возникло своего рода соревнование между католиками и протестантами – одни хотели доказать, а другие опровергнуть аутентичность текстов, имеющих отношение к культу святых. Другими словами, с самого начала исследования этих текстов на нем сказывались скрытые и вполне явные богословские мотивы исследователей1. Вопреки таким полемическим истокам исследования древних мученичеств, уже долгое время существует определенный консенсус относительно того, какие из этих текстов могут пройти проверку историческим анализом. Стандартное английское собрание “Acta martyrum” Г. Музурилло содержит только 29 текстов, начиная с «Мученичества Поликарпа» до «Завещания сорока мучеников Севастийских», которые он считал «самыми достоверными, а если в некоторых присутствуют элементы вымысла… тем не менее чрезвычайно важными и поучительными» [Musurillo 1972, p. XII]2. Изданные позднее сборники А. Бастиансена и Зеелигера/Вишмайера еще больше сократили число текстов [Bastiaensen 1987; Märtyrerliteratur 2015], относимых к исторически достоверным. Самое свежее издание Э. Ребийара содержит всего 10 повествований.
Список литературы
1. Adams 2016 - Adams J.N. An anthology of informal Latin, 200 BC - AD 900: Fifty texts with translations and linguistic commentary. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 719 p.
2. Ameling 2012 - Ameling W. Femina Liberaliter Instituta - some thoughts on a martyr’s liberal education // Perpetua’s Passions: multidisciplinary approaches to the Passio Perpetuae et Felicitatis / ed. by J.N. Bremmer, M. Formisano. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 78-102.
3. Aronen 1984 - Aronen J. Indebtedness to Passio Perpetuae in Pontius’ Vita Cypriani // Vigiliae Christianae. 1984. Vol. 38. P. 67-76.
4. Barnes 2016 - Barnes T.D. Early Christian hagiography and Roman history. 2nd rev. ed. Tübingen: Mohr Siebeck, 2016. 437 p.
5. Bastiaensen 1987 - Atti e passioni dei martiri: Testo critico e commento / A cura di A.A.R. Bastiaensen et al. Milano: Mondadori, 1987. 615 p.
6. Bastiaensen 1988 - Bastiaensen A.A.R. Heeft Perpetua haar dagboek in het Latijn of in het Grieks geschreven? // De heiligenverering in de eerste twee eeuwen van het Christendom / ed. by A. Hilhorst. Nijmegen: Dekker & Van de Vegt, 1988. P. 130-135.
7. Birley 1993 - Birley A.R. Persecutors and martyrs in Tertullian’s Africa // The Later Roman Empire today: papers given in honour of professor John Mann / ed. by D.F. Clark et al. L.: Institute of Archaeology, 1993. P. 37-68.
8. Braun 1992 - Braun R. Approches de Tertullien. P.: Institut d’Études Augustiniennes, 1992. 345 p.
9. Bremmer 2017 - Bremmer J. Maidens, magic and martyrs in Early Christianity: collected essays I. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. 501 p.
10. Bremmer 2019 - Bremmer J.N. Review: Éric Rebillard, Greek and Latin narratives about the Ancient martyrs. Oxford Early Christian texts. Oxford; N,Y.: Oxford University Press, 2017. viii, 403 p. // Bryn Mawr Classical Review. URL: https://bmcr.brynmawr.edu/2019/2019.02.37 (дата обращения 10.12.2023).
11. Bremmer 2021 - Bremmer J.N. The place, time and author of the Ignatian letters: an onomastic approach // Die Datierung neutestamentlicher Pseudepigraphen. Herausforderungen und neuere Lösungsansätze / Hrsg. von W. Grünstäudl, M. Schmidt. Tübingen: Mohr Siebeck, 2021. S. 405- 433.
12. Bremmer 2022 - Bremmer J.N. Review: L. Stephanie Cobb, Andrew S. Jacobs, The Passion of Perpetua and Felicitas in Late Antiquity. Oakland: University of California Press, 2021. xiv, 362 p. // Bryn Mawr Classical Review. URL: https://bmcr.brynmawr.edu/2022/2022.03.31 (дата обращения 10.12.2023).
13. Bremmer 2023 - Bremmer J.N. Slaves of God/Christ: narrated total devotion in the apocryphal Acts of Peter // Religion. 2023. Vol. 53. P. 87-115. EDN: USBAHE
14. Caldelli 1998 - Caldelli M.L. Varia agonistica Osteinsia // Epigrafia Romana in area Adriatica / ed. by G. Paci. Pisa; Rome: Istituti Editoriali e Poligrafici Internazionali, 1998. P. 225-247.
15. Cameron 1995 - Cameron A. Callimachus and his critics. Princeton: Princeton University Press, 1995. 534 p.
16. Clackson 2015 - Clackson J. Originality and pastiche in the Passion of Perpetua // Rationes Rerum. 2015. Vol. 5. P. 79-99.
17. Cobb 2019 - Cobb L.S. Suicide by gladiator? The Acts of Perpetua and Felicitas in its North African context // Church History. 2019. Vol. 88. No. 3. P. 597-628.
18. Cobb 2021 - The Passion of Perpetua and Felicitas in Late Antiquity / ed. by L.S. Cobb. Oakland: University of California Press, 2021. 362 p.
19. Cobb 2022 - Cobb L.S. The other woman: Felicitas in Late Antiquity // Journal of Late Antiquity. 2022. Vol. 15. P. 1-27. EDN: RURCEU
20. Cook 2020 - Cook J.G. Chrestiani, Christiani, Χριστιανοί: a second century anachronism? // Vigiliae Christianae. 2020. Vol. 74. P. 237-264.
21. Davenport 2018 - Davenport C. A History of the Roman Equestrian Order. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 717 p.
22. den Boeft 2012 - Boeft J., den. The editor’s prime objective: Haec in Aedificationem Ecclesiae Legere // Perpetua’s Passions: multidisciplinary approaches to the Passio Perpetuae et Felicitatis / ed. by J.N. Bremmer, M. Formisano. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 168-179.
23. den Boeft 1995 - Boeft J., den et al. Philological and historical commentary on Ammianus Marcellinus XXII. Groningen: Egbert Forsten, 1995. 392 p.
24. den Boeft, Bremmer 1982 - Boeft J., den, Bremmer J.N. Notiunculae Martyrologicae II // Vigiliae Christianae. 1982. Vol. 36. P. 383-402.
25. DeVore 2015 - DeVore M. Narrative traditioning and allusive gesturing: Perpetua reconsidered. PhD Thesis. The University of Wales, 2015. URL: https://repository.uwtsd.ac.uk/id/eprint/650/1/DeVore%20Thesis%20Resubmission.pdf (дата обращения 06.03.2023).
26. Divjak, Wischmeyer 2001 - Divjak J., Wischmeyer W. Perpetua Felicitate oder Perpetua und Felicitas? Zu ICKarth 2, 1 // Wiener Studien. 2001. Bd. 114. S. 613-627.
27. Dolbeau 1983 - Dolbeau F. La Passion des saints Lucius et Montanus: histoire et édition du texte // Revue d’études augustiniennes et patristiques. 1983. Vol. 29. P. 39-81.
28. Dolbeau 1995 - Dolbeau F. Un sermon inédit d’origine africaine pour la fête des Saintes Perpétue et Félicité // Analecta Bollandiana. 1995. Vol. 113. P. 89-106.
29. Dupuis 2003 - Dupuis X. Hagiographie antique et histoire: l’exemple de la Passion de Lucius et de Montanus // Revue d’études augustiniennes et patristiques. 2003. Vol. 49. P. 253-265.
30. Duval 2001- Duval Y. Celerinus et les siens d’après la correspondance de Cyprien // Revue d’études augustiniennes et patristiques. 2001. Vol. 47. P. 33-62.
31. Farrell, Williams 2012 - Farrell J., Williams C. Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis // Perpetua’s Passions: multidisciplinary approaches to the Passio Perpetuae et Felicitatis / ed. by J.N. Bremmer, M. Formisano. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 24-32.
32. Franchi de’ Cavalieri 1900 - Franchi de’ Cavalieri P. La Passio SS. Mariani et Iacobi. Roma: Tipografia Vaticana, 1900. 71 p.
33. Fullmer 2007 - Fullmer P. Resurrection in Mark’s literary-historical perspective. L.: T&T Clark, 2007. 256 p.
34. Guazzelli 2009 - Guazzelli G.A. Gli ‘Acta brevia sanctarum Perpetuae et Felicitatis’: Una proposta dirilettura // Cristianesimo nella storia. 2009. Vol. 30. P. 1-38.
35. Heffernan 1995 - Heffernan T. Philology and authorship in the Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis // Traditio. 1995. Vol. 50. P. 315-325.
36. Heffernan 2012 - Heffernan T.J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2012. 592 p.
37. Henrichs 2011 - Henrichs A. Missing pages: papyrology, genre, and the Greek novel // Culture in pieces: essays on ancient texts in honour of Peter Parsons / ed. by D. Obbink, R. Rutherford. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 302-322.
38. Hilhorst 1996 - Hilhorst A. Tertullian on the Acts of Paul // The Apocryphal Acts of Paul / ed. by J.N. Bremmer. Kampen: Kok Pharos Publishing House, 1996. P. 150-163.
39. Hoppenbrouwers 1961 - Hoppenbrouwers H. Recherches sur la terminologie du martyre de Tertullien à Lactance. Nijmegen: Dekker & Van de Vegt, 1961. 224 p.
40. Hunink 2022 - Hunink V. Female bodies: Perpetua and Felicitas // Early Christian mystagogy and the body / ed. by N. Vos, P. van Geest. Leuven: Peeters, 2022. P. 77-96.
41. Jacob 2007 - Jacob P.A. Le Noir, l’Éthiopien, l’Égyptien dans la littérature chrétienne des premières siècles // Studia Monastica. 2007. Vol. 49. P. 7-28.
42. Jurissevich 2007 - Jurissevich E. Le prologue de la Vita Cypriani versus le prologue de la Passio Perpetuae: de la prééminence du récit de la vie et du martyre d’un évêque sur le récit de la passion de simples catéchumènes et laics // Cristianesimi nell’antichità: fonti, istituzioni, ideologie a confronto / ed. by A. D’Anna, C. Zamagni. Hildesheim; Zürich; N.Y.: Georg Olms Verlag, 2007. P. 131-148.
43. Kinzig 2019 - Kinzig W. Christenverfolgung in der Alten Kirche. Munich: C.H. Beck, 2019. 128 S.
44. Kinzig 2021 - Kinzig W. The persecution of Christians in Antiquity. Waco: Baylor University Press, 2021. 142 p.
45. Kitzler 2012 - Kitzler P. Viri mirantur facilius quam imitantur: Passio Perpetuae in the Literature of Ancient Church (Tertullian, Acta Martyrum, and Augustine) // The Ancient novel and Early Christian and Jewish narrative: fictional intersections / ed. by M.P. Futre Pinheiro et al. Groningen: Barkhuis Publishing; Groningen University Library, 2012. P. 189-201.
46. Kraus 2009 - Kraus T.J. Fürbitte für die Toten im frühen Christentum: “Ich werde... den gewähren, den sie aus der Strafe erbitten” // Das Gebet im Neuen Testament / Hrsg. von H. Klein et al. Tübingen: Mohr Siebeck, 2009. S. 355-396.
47. Krüpe 2011 - Krüpe F. Die damnatio memoriae: über die Vernichtung von Erinnerung; eine Fallstudie zu Publius Septimius Geta (198-211 n. Chr.). Gutenberg: Computus, 2011. 336 S.
48. Lambot 1949 - Lambot C. Les sermons de saint Augustin pour les fêtes des martyrs // Analecta Bollandiana. 1949. Vol. 67. P. 249-266.
49. Lane Fox 1986 - Lane Fox R. Pagans and Christians. L.: Viking, 1986. 799 p.
50. Maraval 2010 - Maraval P. Actes et passions des martyrs chrétiens des premiers siècles. P.: Les Éditions du Cerf, 2010. 392 p.
51. Markschies 2012 - Markschies Ch. The Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis and Montanism? // Perpetua’s Passions: multidisciplinary approaches to the Passio Perpetuae et Felicitatis / ed. by J.N. Bremmer, M. Formisano. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 276-290.
52. Märtyrerliteratur 2015 - Märtyrerliteratur / Hrsg. von H.R. Seeliger, W. Wischmeyer. Berlin; München; Boston: W. de Gruyter, 2015. 572 S.
53. Mazzucco 2018 - Mazzucco C. Il rapporto tra la versione greca e la versione latina della Passio Perpetuae // Bilinguismo e scritture agiografiche. Raccolta di studi / ed. by V. Milazzo, F. Scorza Barcellona. Rome: Viella, 2018. P. 17-75.
54. Muehlberger 2022 - Muehlberger E. Perpetual adjustment: The Passion of Perpetua and Felicity and the entailments of authenticity // Journal of Early Christian Studies. 2022. Vol. 30. No. 3. P. 313-342. EDN: SZVLLW
55. Musurillo 1972- Musurillo H. The Acts of the Christian martyrs. Oxford: Clarendon Press, 1972. 379 p.
56. Praet 2020 - Praet D. Legenda aut non legenda? The quest for the literary genre of the Acts of the Martyrs // Wiley Blackwell companion to Christian martyrdom / ed. by P. Middleton. Chichester: Wiley, 2020. P. 151-183.
57. Rebillard 2017 - Rebillard É. Greek and Latin narratives about the Ancient martyrs. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2017. 403 p.
58. Rebillard 2020 - Rebillard É. The early martyr narratives: neither authentic accounts nor forgeries. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2020. 192 p.
59. Reitzenstein 1913 - Reitzenstein R. Die Nachrichten über den Tod Cyprians. Heidelberg: Carl Winter, 1913. 69 S.
60. Remijsen 2015 - Remijsen S. The end of Greek athletics in Late Antiquity. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 389 p.
61. Rives 1996 - Rives J. The Piety of a persecutor // Journal of Early Christian Studies. 1996. Vol. 4. P. 1-25.
62. Robert 1982 - Robert L. Une vision de Perpétue martyre à Carthage en 203 // Comptes rendus de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1982. Vol. 126. No. 2. P. 228-276.
63. Rochette 2019 - Rochette B. La traduction du latin en grec à Byzance: un aperçu general // Latin in Byzantium I: Late Antiquity and Beyond / ed. A. Garcea et al. Turnhout: Brepols, 2019. P. 297-312.
64. Rordorf 1993 - Rordorf W. Lex Orandi Lex Credendi: Gesammelte Aufsätze zum 60. Geburtstag. Neuchâtel; Fribourg: Universitatsverlag Freiburg Schweiz, 1993. 515 p.
65. Saxer 1995 - Saxer V. La Vita Cypriani de Pontius, “première biographie chrétienne” // Orbis romanus christianusque ab Diocletiani aetate usque ad Heraclium / ed. by J.-P. Caillet, F. Baratte, C. Metzger. P.: De Boccard, 1995. P. 237-251.
66. Schiller 2008 - Schiller I., Weber D., Weidmann C. Sechs neue Augustinuspredigten. Teil 1 mit Edition dreier Sermones // Wiener Studien. 2008. Bd. 121. S. 227-284.
67. Shaw 1993 - Shaw B. The passion of Perpetua // Past & Present. 1993. Vol. 139. No. 1. P. 3-45. EDN: IVPJQP
68. Shaw 2020 - Shaw B. Doing it in Greek: translating Perpetua // Studies in Late Antiquity. 2020. Vol. 4. No. 3. P. 309-345.
69. Shewring 1929 - Shewring W. Prose rhythm in the Passio S. Perpetuae // The Journal of Theological Studies. 1929. Vol. 30. P. 56-57.
70. Shewring 1931 - Shewring W. En marge de la Passion des Saintes Perpétue et Félicité // Revue Bénédictine. 1931. Vol. 43. P. 15-22.
71. Steinhauser 1997 - Steinhauser K.B. Augustine’s reading of the Passio sanctarum Perpetuae et Felicitatis // Studia Patristica. 1997. Vol. 32. P. 244-249.
72. Tabbernee 1997 - Tabbernee W. Montanist inscriptions and testimonia: epigraphic sources illustrating the history of montanism. Macon: Mercer University Press, 1997. 762 p.
73. Tilg 2010 - Tilg S. Chariton of Aphrodisias and the invention of the Greek love novel. Oxford: Oxford University Press, 2010. 343 p.
74. Tilley 1996 - Tilley M.A. Donatist martyr stories: The Church in conflict in Roman North Africa. Liverpool: Liverpool University Press, 1996. 101 p.
75. Topalilov 2017 - Topalilov I. A new governor of Moesia Superior // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 2017. Bd. 201. S. 292-296.
76. Tremblay-Roy 2021 - Tremblay-Roy A. Monachisme et altérité. La représentation des “autres” dans la littérature monastique égyptienne (IVe - Ve siècles). MA Thesis. Montréal, 2021. URL: https://papyrus.bib.umontreal.ca/xmlui/handle/1866/26489 (дата обращения 04.03.2023).
77. Trumbower 2001 - Trumbower J. Rescue for the dead. The posthumous salvation of Non-Christians in Early Christianity. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2001. 206 p.
78. van Beek 1936 - Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis. Vol. 1 / ed. C.I.M.I. van Beek. Nijmegen: Dekker & Van de Vegt, 1936. 159 p.
79. van der Lans, Bremmer 2017 - Lans B., van der, Bremmer J.N. Tacitus and the persecution of the Christians: an invention of tradition? // Eirene. 2017. Vol. 53. P. 299-331.
80. Vinzent 2019 - Vinzent M. Writing the history of Early Christianity: from reception to retrospection. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 2019. 485 p.
81. Vinzent 2023 - Vinzent M. Resetting the origins of Christianity: a new theory of sources and beginnings. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 2023. 350 p.
82. Walker, Bierbrier 1997 - Walker S., Bierbrier M. Ancient faces: mummy portraits from Roman Egypt. L.: British Museum Press, 1997. 224 p.
83. Weisser 2012 - Weisser B. Erasionen des Porträts von Geta auf Münzen Kleinasiens // Bürgerrecht und Krise: Die Constitutio Antoniniana 212 n.Chr. und ihre innenpolitischen Folgen / Hrsg. von B. Pferdehirt, M. Scholz. Mainz: Schnell & Steiner, 2012. S. 28-29.
84. Wimmer 2020 - Wimmer L.F.M. The evolution of Early Christian theology of martyrdom in the Pre-Decian period: collective memory and martyrological interpretation of the New Testament in Polycarp, Lyon, and Perpetua. PhD Thesis. Newcastle University, 2020. URL: https://theses.ncl.ac.uk/jspui/bitstream/10443/5517/1/Wimmer%20Linda%20Fanny%20Madeleine%20073216470%20e-copy%20submission.pdf (дата обращения 06.03.2023).
85. Zwierlein 2010 - Zwierlein O. Petrus in Rom: die literarischen Zeugnisse. Berlin; New York: W. de Gruyter, 2010. 486 S.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется четвертое видение Перпетуи из раннехристианского памятника «Страсти Перпетуи и Фелицитаты» (“Passio Perpetuae et Felicitatis”), посвященное ее сражению с Египтянином. Мы выявляем литургические аллюзии в отрывке, где помощники помазывают Перпетую елеем, устанавливая связь с псалмами, особенно с псалмом 88 (89). Мы особенно выделяем термин ἀντιλήμπτωρ, который подчеркивает роль Бога как помощника в псалмах, и его появление в видении. Помазание елеем в видении Перпетуи сравнивается с новозаветными контекстами, где оно служит целям экзорцизма и исцеления. В статье рассматривается литургическое значение помазания елеем, которое служит защитой от поражения и способствует изгнанию дьявола. Высказывается предположение, что термин ἀντιλήμπτωρ мог появиться в видении Перпетуи из литургической практики или Псалтыри. Анализируя связи с Псалмом 88 (89), мы обнаруживаем параллели в победной песне Перпетуи, образе Ланисты, держащего жезл, и победе над Египтянином, который отсылает к Рааву в псалме. Превращение Перпетуи в мужчину связано с образом Давида в 88 (89) псалме, что подчеркивает ее роль как царя-военачальника. Образ Египтянина связан с образами Голиафа и Фараона из пророчества Иезекиля. В статье делается вывод, что эти пересечения между видением и Псалмом 88 (89), такие как использование специфических терминов, помазание и победная тематика, скорее всего, не случайны и могут свидетельствовать о неосознанном влиянии. Предполагается, что греческая версия видения содержит более узнаваемые литургические аллюзии, чем латинская. В выводах содержатся ключевые моменты подробного анализа связей между видением Перпетуи и 88 (89) Псалмом, подчеркивается значимость этих пересечений для понимания богословского и литургического контекста видения.
Раннехристианский памятник «Страсти Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» (Passio Perpetuae et Felicitatis, начало III в.) имеет сложный состав. Одна из частей содержит уникальный текст - «Записки» Перпетуи, написанные ею в заключении перед казнью. В тюремных записях содержится рассказ о четырех снах или видениях героини. В статье рассматриваются второе и третье видения Перпетуи (VII, 1 - VIII, 4), где она видит своего брата Динократа, умершего еще мальчиком после тяжелой болезни. Эти два сна показывают сначала печальную картину его загробного пребывания, но после горячих молитв сестры вид мальчика преображается, и Перпетуя уверяется в его спасении. В настоящей статье этот сюжет рассматривается с точки зрения влияния христианской молитвы на посмертную участь и выделяется особая роль воды в облегчении этой участи. Автор затрагивает также вопрос об устойчивости языческих представлений о загробном мире в новом христианском контексте. В завершение предлагается несколько иная трактовка заключительных слов третьего видения, чем традиционно принято их понимать комментаторами, переводчиками и издателями текста.
В статье рассматривается сон Перпетуи, который она видит в темнице и в котором находит ответ на вопрос, ждет ли впереди мученичество или освобождение. Во сне героиня видит лестницу, восходящую к небесам, а у подножия лестницы поджидает и угрожает сновидице змей. Мы видим героиню на перепутье, в момент выбора, когда для нее есть путь вверх и путь вниз. В статье отмечается традиционность данного образа лестницы как символа вознесения к небесам и духовного преображения.Змей препятствует восхождению Перпетуи и символически представляет дьявола. Однако образ змея сложен и многозначен. Во сне Перпетуи он появляется как олицетворение телесного, языческого, как образ искусителя и как воплощение страха перед грядущим мученичеством. Однако уникальность данного текста заключается в том, что, как признается большинством исследователей, описанные сны являются не сконструированными литературными сочинениями, а реальными снами героини, отражающими состояние ее психики в период тяжелейшего выбора и духовной трансформации. Отмечается также, что соседство образов лестницы и змея, то есть символических противоположностей, находит аналог в традиционной восточной трансформационной игре «Лила», имеющей многовековую историю и символически представляющей духовный путь «играющего» как совершение выборов, некоторые из которых ведут к вознесению, а некоторые - к падению.Цель этой работы - обратить внимание на то, как в истории Перпетуи образы лестницы и змея сходятся вместе. Описанное видение, будучи, с одной стороны, личным сном, с другой стороны, вписалось в иную существующую уже традицию, описывающую сложный путь души, испытания и искушения, а также духовный взлет к небесам и высшим силам.
В статье представлен анализ взаимоотношений в семье христианской мученицы III в. Перпетуи. Автор рассматривает, каким образом типичный для житий христианских мучеников конфликт христианина и его родных-язычников отражен в тексте «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников». Уникальность этого памятника состоит в том, что семейный конфликт в нем описан от лица самой мученицы в тюремных записях Перпетуи. При этом проблема отношений с домочадцами и, в частности, конфликт с отцом, толкающим ее к отступничеству, занимает в записях героини центральное место. На примере сравнения «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и их сомучеников» с более поздними «Актами Перпетуи и Фелицитаты» можно проследить, как реалистичное описание отношений в семье новообращенной христианки во всем их многообразии, от единомыслия с братом-катехуменом до острого конфликта с отцом, сменяется подгонкой под уже сложившуюся схему. В рамках более поздней схемы домочадцы-нехристиане становятся неразличимой толпой «просто язычников», которых новообращенный христианин отождествляет со своим греховным прошлым и часто воспринимает как врагов.
Раннехристианские жанры, которые в древности именовали «страстями» и «мартириями», иногда «актами», не имели четких жанровых границ. Литературные рамки и верность жанровым дефинициям не были важны христианам, писавшим о мученичестве. Они часто писали Послания, потому что хотели рассказать собратьям по вере о подвигах мучеников, часто опирались на подлинные протоколы судов и рассказы очевидцев, нередко восхваляли страстотерпцев, использовали мартирии как богослужебные тексты. Мартирология постепенно перетекала в агиографию с ее поджанрами. Но и на этом фоне «Страсти Свв. Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» имеют особенно ускользающую жанровую природу. Традиционное название “Passio” подходит к его основной теме, однако произведение состоит из множества частей, написанных разными авторами. В подготовке этого свода документов принимали участие по меньшей мере пять лиц (общее мнение, что три). Причем не одновременно. Эти пятеро имели разный статус и разные задачи. Богослов и автор Пролога и Эпилога говорил проповедь и прославлял мучеников, Перпетуя создавала для своей общины внежанровые записки о событиях в тюрьме, главным образом о своих посылаемых ей Святым Духом сновидениях: небесное путешествие, два путешествия в загробный мир, символическое сновидение о грядущем мученичестве как победе над дьяволом. Сновидение о собственном и Перпетуи посмертии, несколько напоминающем апокалиптику, но как события уже за гранью земной жизни, записал Сатур; анонимный Очевидец создал рассказ о том, что происходило в тюрьме и на арене, очень яркий, но не выполняющий минимальных условий актов и мартириев: допрос, приговор, казнь, погребение, культ. Пятый автор свел все тексты воедино и снабдил поясняющими вставками, превращая тем самым целое функционально в Послание, которое может быть отправлено из Карфагена в большой мир и читаться в церкви.В результате возникла такая книга, для которой нет никаких аналогий в античной литературе, и попытки определить ее через жанры античной литературы как в целом, так и по частям оказываются безуспешны. Однако жанр документальной книги, написанной разными авторами не одновременно, в разных жанрах, включающих апокалиптику, деяния и страсти, проповеди, послания, видения, сложился ко времени написания нашего Пассио как целое Нового Завета, причем все разнородные тексты, хотя и самостоятельны, посвящены одному большому событию: жизни, смерти, воскресению Христа и созданию его Церкви. Новый Завет как целое и послужил жанровой моделью для «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших».
Публикуемый перевод латинской версии «Страстей свв. Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» (Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis) был выполнен участниками исследовательского семинара «Дневники христианских мучеников» под руководством Н.В. Брагинской и А.И. Шмаиной-Великановой на базе проекта «Лаборатория ненужных вещей» в Независимом московском университете, в котором принимали участие † А.Н. Грешных, С.Н. Давидоглу, М.С. Касьян, П.Н. Лебедев, Т.А. Михайлова, В.В. Степанов, С.В. Федорова, О.И. Ярошевская. Латинский текст памятника сохранился в девяти латинских рукописях. В переводе мы основываемся на критическом издании, которое опубликовал в 2012 г. Т. Хеффернан1 . Вслед за упомянутым издателем мы следуем лучшей латинской рукописи, происходящей из монастыря в Монте-Кассино (посл. треть XI в.), а свои отступления оговариваем в сносках.
Предисловие о содержании выпуска журнала и перспективе развития тематики.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/