Перспективные направления исследований психологических и психофизиологических механизмов когнитивной устойчивости в условиях стресса (2024)
Современный темп жизни все чаще становится источником стрессового воздействия на психику человека. В целом, изучение поведения человека в условиях стресса можно условно разделить на три направления: первое – изучение клинических последствий стрессового воздействия на психику человека; второе – изучение базовых типов поведенческого реагирования и адаптации в условиях стрессового воздействия; третье – изучение психофизиологических механизмов, обеспечивающих поведение человека в условиях стресса. В рамках третьего направления в настоящее время проводится большое количество преимущественно зарубежных исследований, значительная часть которых посвящена изучению различных аспектов когнитивной устойчивости человека в условиях стресса. Однако вопрос о влиянии различных индивидуально-типологических особенностей человека на его когнитивную устойчивость остается мало изученным, но достаточно перспективным.
Идентификаторы и классификаторы
В современных реалиях изучение особенностей поведения человека в условиях стресса приобретает все большее значение. Эпидемии, войны и кризисы – это те явления, к которым все чаще приходится адаптироваться современному человеку. Подобного рода явления создают общую стрессогенную обстановку, на фоне которой люди вынуждены решать собственные задачи, ежедневно подвергаясь стрессу как при принятии решений, так и попадая в условия неопределенности.
Список литературы
-
Боякова, А. А. (2016). Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость. Научно-практический журнал “Акмеология”. Развитие профессионализма, 1, 189-190.
-
Бовенко, А. А. (2021). Теоретические основы соревновательной мотивации. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(6), 37-46. DOI: 10.23947/2658-7165-2021-4-6-37-46
-
Водопьянова, Н. Е. (2013). Психодиагностика стресса. Издательский дом “Питер”.
-
Жуков, Д. А. (2004). Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы. Юридический Центр Пресс. EDN: QKMXGR
-
Жуков, Д. А. (2015). Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. Альпина-нон-фикшн.
-
Китаев-Смык, Л. А. (2009). Психология стресса. Психологическая антропология стресса. Академический Проект.
-
Козлов, А. И., и Козлова, М. А. (2014). Кортизол как маркер стресса. Физиология человека, 40(2), 123-136.
-
Кухтинская, Л. В., Зураев, А. В., Будевич, В. А., и Моссэ И. Б. (2016). Современные представления о генетических детерминантах психоэмоциональной устойчивости человека. Молекулярная и прикладная генетика. Институт генетики и цитологии НАН Беларуси, 20, 96-109.
-
Леонова, А. Б. (1989). Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека дисс…. докт. психол. наук.). АН СССР. Институт психологии.
-
Леонова, А. Б., Блинникова, И. В., и Капица, М. С. (2019). Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности. Вестник Московского университета. Серия 14: психология, 1, 69-90.
-
Леонова, А. Б., Капица, М. С., и Блинникова, И. В. (2010). Изменение когнитивных стратегий в условиях возрастания эмоциональной напряженности у людей с разной индивидуальной устойчивостью к стрессу. 4-я Международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов, 2, 385-387.
-
Макарова, Е. А., и Мищенко, В. И. (2023). Предэкзаменационный период как стрессовая ситуация, детерминирующая поведение личности обучающихся в образовательном процессе. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(5), 10-17. DOI: 10.23947/2658-7165-2023-6-5-10-17
-
Мачинская, Р. И. (2015). Управляющие системы мозга. Журнал высшей нервной деятельности, 65(1), 33-60.
-
Мачинская, Р. И. (2022). Роль регуляторных систем мозга в формировании когнитивных функций и контроля поведения. Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании. Сборник трудов конференции (С. 298-302). РАО. EDN: GWJJPC
-
Немец, В. В., и Виноградова, Е. П. (2017). Стресс и стратегии поведения. Национальный психологический журнал, 2(26), 59-72.
-
Пирадов, М. А., Супонева, Н. А., и Селиверстов, Ю. А. (2016). Возможности современных методов нейровизуализации в изучении спонтанной активности головного мозга в состоянии покоя. Неврологический журнал, 1, 4-12.
-
Сапольски, Р. (2023). Биология добра и зла: как наука объясняет наши поступки. Альпина нон-фикшн.
-
Станкова, Е. П. (2018). Роль фоновой активности в обеспечении когнитивной деятельности. Вестник ЯрГУ, серия: гуманитарные науки, 2(44), 116-120.
-
Усатов, И. А. (2016). Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса. Научно-методический электронный журнал "Концепт", 2, 21-25.
-
Шатайло, С. В. (2023). Взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и мотивации достижения. Тенденции развития науки и образования, 102-1, 166-171.
-
Яцык, Г. Г., и Воробьева, Е. В. (2021). Электрофизиологические маркеры интеллектуальной эффективности мужчин в условиях стрессового воздействия. Мир науки. Педагогика и психология, 9(1).
-
Яцык, Г. Г., и Воробьева, Е. В. (2019). Индивидуально-психологические особенности мужчин при выполнении интеллектуальных заданий в условиях стресса. Мир науки. Педагогика и психология, 7(4).
-
Яцык, Г. Г., Воробьева, Е. В., и Ермаков, П. Н. (2016). Индивидуальные особенности стрессорного реагирования во время психофизиологического исследования с применением полиграфа. Российский психологический журнал, 13(2), 156-168.
-
Яцык, Г. Г. (2021). О моделировании в лабораторных условиях воздействия стресса на эффективность решения интеллектуальных задач. Мир университетской науки: культура, образование, 10, 101-108.
-
Al-shargie, F. M., Tang, T. B., Badruddin, N., & Kiguchi, M. (2016). Mental Stress Quantification Using EEG Signals. In: Ibrahim, F., Usman, J., Mohktar, M., Ahmad, M. (eds) International Conference for Innovation in Biomedical Engineering and Life Sciences. ICIBEL 2015. IFMBE Proceedings, 56. Springer, Singapore. DOI: 10.1007/978-981-10-0266-3_4
-
Ali, N., Cooperman, C., & Pruessner, J. (2015). Sex and gender differences in the suppression of the stress systems: A potential link to anxiety and mood disorders? Psycho neuro endocrinology, 61, 61-63. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2015.07.562
-
Arnsten, A. F. Т. (2015). Stress weakens prefrontal networks: molecular insults to higher cognition. Nature Neuroscience, 18(10), 1376-1385. DOI: 10.1038/nn.4087
-
von Dawans, B., Strojny, J., & Domes, G. (2021). The effects of acute stress and stress hormones on social cognition and behavior: Current state of research and future directions. Neuroscience and Biobehavioral Revue, 121, 75-88. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2020.11.026
-
Bindl, U., & Parker, S. (2010). Feeling good and performing well? Psychological engagement and positive behaviors at work. In: S. L. Albrecht (ed.) Handbook of Employee Engagement: Perspectives, Issues, Research and Practice (pp. 385-398). Elgar. DOI: 10.4337/9781849806374.00043
-
Buchanan, T. W., & Preston, S. D., (2014). Stress leads to prosocial action in immediate need situations. Frontiers behavioral neuroscience, 8(5). DOI: 10.3389/fnbeh.2014.00005
-
Cabip, S., & Puglisi-Allegra, S. (2012) The mesoaccumbens dopamine in coping with stress. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 36(1), 79-89. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2011.04.012
-
Chalmers, T., Maharaj, Sh., Lees, T., Lin, C. T., Newton, Ph., Clifton-Bligh, R., McLachlan, C. S., Gustin, S. M., & Lal, S. (2020). Impact of acute stress on cortical electrical activity and cardiac autonomic coupling. Journal of Integrative Neuroscience, 19(2), 239-248. DOI: 10.31083/j.jin.2020.02.74
-
Datta, D., & Arnsten, A., (2019). Loss of prefrontal cortical higher cognition with uncontrollable stress: molecular mechanisms, changes with age, and relevance to treatment. Brain Science, 9(113). DOI: 10.3390/brainsci9050113
-
De Kloet, R., (2014). From receptor balance to rational glucocorticoid therapy. Endocrinology, 155, 2754-2769. DOI: 10.1210/en.2014-1048
-
Ethridge, P., Ali, N., Racine, S. E., Pruessner, J. C., & Weinberg, A. (2020). Risk and resilience in an acute stress paradigm: evidence from salivary cortisol and time-frequency analysis of the reward positivity. Clinical Psychological Science, 8(5), 872-889. DOI: 10.1177/2167702620917463
-
Flood, A., & Keegan, R. J. (2022). Cognitive Resilience to Psychological Stress in Military Personnel. Frontiers in Psychology, 13, 809003. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.809003
-
Griffin, S. M., & Howard, S. (2019). Effects of Trait Emotion Regulation on Stress Responsivity. In P. Buchwald, K. Krzysztof, K. A. Moore, & P. Arenas-Landgrave (eds.) Stress and Anxiety: Contributions of the STAR award winners, (pp. 137-150). Logos Verlag.
-
Holmes, A., & Wellman, C. L. (2009). Stress-induced prefrontal reorganization and executive dysfunction in rodents. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 33(6), 773-783. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2008.11.005
-
Kupper, N., Jankovic, M., & Kop, W. J. (2021). Individual differences in cross-system physiological activity at rest and in response to acute social stress. Psychosomatic Medicine, 83(2), 138-148. DOI: 10.1097/PSY.0000000000000901
-
Langer, K., Jentsch, V. L., & Wolf O. T. (2022). Acute stress influences strategy preference when dealing with high intensity emotions in men. Biological Psychology, 169, 108264. DOI: 10.1016/j.biopsycho.2022.108264
-
Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. Springer publishing company.
-
Nickels, N., Kubicki, K., & Maestripieri, D., (2017). Sex differences in the effects of psychosocial stress on cooperative and prosocial behavior: evidence for ‘flight or fight' in males and ‘tend and befriend' in females. Adaptive Human Behavior and Physiology, 3, 171-183. DOI: 10.1007/s40750-017-0062-3
-
Park, J., & Moghaddam, B. (2017). Impact of anxiety on prefrontal cortex encoding of cognitive exibility. Neuroscience, 345, 193-202. DOI: 10.1016/j.neuroscience.2016.06.013
-
Plieger, T., & Reuter, M. (2020). Stress & executive functioning: A review considering moderating factors. Neurobiology of Learning and Memory, 173, 107254. DOI: 10.1016/j.nlm.2020.107254
-
Potts, S. R., McCuddy, W. T., Jayan, D., & Porcelli, A. J. (2019). To trust, or not to trust? Individual differences in physiological reactivity predict trust under acute stress. Psychoneuroendocrinology, 100, 75-84. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2018.09.019
-
Raffaelli, Q., Wilcox, R., & Andrews-Hanna, J. R. (2020). The neuroscience of imaginative thought: an integrative framework. In A. Abraham (ed.) The Cambridge handbook of the imagination (pp. 332-353). Cambridge University Press.
-
Rothermund, K., & Koole, S. L. (2018). Three decades of Cognition & Emotion: A brief review of past highlights and future prospects. Cognition and Emotion, 32(1), 1-12. DOI: 10.1080/02699931.2018.1418197
-
Sadaghiani, S., Scheeringa, R., & Lehongre, K. (2012). α-band phase synchrony is related to activity in the fronto-parietal adaptive control network. Journal of Neuroscience, 32(41), 14305-14310.
-
Staal, M. A., Bolton, A., Yaroush, R., & Bourne, L. (2008). Cognitive performance and resilience to stress. In B. J. Lukey and V. Tepe (eds.) Biobehavioral Resilience to Stress (pp. 259-299). CRC Press.
-
Vartanian, O., Saint, S. A., Herz, N., & Suedfeld, P. (2020). The Creative Brain Under Stress: Considerations for Performance in Extreme Environments. Frontiers in Psychology, 11, 585969. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.585969
-
Vasilyev, I. A. (2013). Intellectual emotions. Psychology in Russia: State of the Art, 4, 134-142. DOI: 10.11621/pir.2013.0411
-
Vogel, S., Fernández, G., Joels, M., & Schwabe, L. (2016). Cognitive Adaptation under Stress: A Case for the Mineralocorticoid Receptor. Trends in Cognitive Sciences, 20(3), 192-203. DOI: 10.1016/j.tics.2015.12.003
-
Vidal-Ribas, P., Benson, B., Vitale, A. D., Keren, H., Harrewijn, A., Fox, N. A., & Stringaris, A. (2019). Bidirectional associations between stress and reward processing in children and adolescents: A longitudinal neuroimaging study. Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging, 4, 893-901. DOI: 10.1016/j.bpsc.2019.05.012
Выпуск
Другие статьи выпуска
На сегодняшний день наблюдается рост числа обучающихся старших классов с различными проблемами речевого развития, при этом практически отсутствуют методические работы в данном направлении, адресованные педагогам среднего и старшего школьного звеньев. В связи с этим, автор поднимает проблему организации работы с такими детьми в средней общеобразовательной школе.
Гармонизация семейной коммуникации между матерью и ребенком младшего дошкольного возраста является важным звеном в эффективной коррекции речевого развития детей. Часто, ввиду удаленности проживания (село, зарубежье), родители обращаются к частным логопедическим центрам онлайн. Исследования по вопросу эффективности дистанционной работы частных центров с семьями в психологическом и логопедическом направлении не получило распространения, так как такие услуги, как правило, не предполагают предоставление комплексных программ, включающих психологическое просвещение и детско-родительские тренинги. Данное упущение делает значимым разработку и апробацию дистанционной комплексной программы психологической поддержки матерей и психоречевой коррекции детей младшего дошкольного возраста при проведении логопедических онлайн занятий в частном психолого-логопедическом центре.
Данная статья представляет результаты сравнительного исследования по изучению показателей поиска и распознавания базовых эмоций по фотографиям юношами и девушками с ограниченными возможностями здоровья, среди которых представлены группы с соматическими заболеваниями, болезнями нервной системы, психическими расстройствами и расстройствами поведения, и болезнями уха.
Сегодня исследования привязанности сфокусированы на пренатальном периоде, поскольку именно на этом этапе формируется отношение к будущему ребенку, которое сохраняется и после рождения. Появление ребенка может стать большим ударом для матери, что сказывается на дальнейшей его жизни. Именно опыт взаимодействия с родительскими фигурами лежит в основе развития внутренней картины окружающего мира и самого себя. Теоретической основой исследования послужили концепции мечтания матери о ребенке, которые проверяются эмпирически.
Цель. Проанализировать связь между репрезентацией собственного рождения, детским неблагоприятным опытом, психологическими и социальными факторами.
Актуальность материалов исследования заключается в конкретизации кластеров внутренних факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания субъекта жизнедеятельности в условиях повышенной мобильности. В условиях многозадачности и неопределённости возникают специфические перегрузки индивидуальной системы контроля и саморегуляции человека, особые требования к способности личности к своевременным конструктивным трансформациям, умению адекватно определять их направление и формат. Новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей выраженности фаз и показателей эмоционального выгорания как общепсихологического феномена в условиях неопределённости. В содержании статьи включён сравнительный анализ профиля эмоционального выгорания у психологов, педагогов и специалистов технического профиля в контексте рисков неопределенности.
Цель. Изучение субъективных факторов эмоционального выгорания личности разной направленности в условиях мобильности.
В современном мире остро встает вопрос финансирования семьи, актуализируется проблема изучения монетарных отношений в семье. Это связано с проявлением тенденции снижения у молодежи потребности в создании семьи и экономическими вызовами настоящего времени. Сегодня уже выявлены различные типы семьи: патриархальный, матриархальный, эгалитарный и много других смешанных типов. Исследователи акцентируют различные характеристики семейных структур (семейные роли, удовлетворенность браком) и лишь немного работ посвящено вопросам монетарных отношений в семье. В отечественной психологии указанные характеристики редко привязываются к типу семьи.
Издательство
- Издательство
- ДГТУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344003, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
- Юр. адрес
- 344003, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, пл Гагарина, зд 1
- ФИО
- Месхи Бесарион Чохоевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- reception@donstu.ru
- Контактный телефон
- +8 (800) 1001930
- Сайт
- https://donstu.ru