Специфика проявлений эмоционального выгорания личности с разной направленностью в условиях мобильности (2024)
Актуальность материалов исследования заключается в конкретизации кластеров внутренних факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания субъекта жизнедеятельности в условиях повышенной мобильности. В условиях многозадачности и неопределённости возникают специфические перегрузки индивидуальной системы контроля и саморегуляции человека, особые требования к способности личности к своевременным конструктивным трансформациям, умению адекватно определять их направление и формат. Новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей выраженности фаз и показателей эмоционального выгорания как общепсихологического феномена в условиях неопределённости. В содержании статьи включён сравнительный анализ профиля эмоционального выгорания у психологов, педагогов и специалистов технического профиля в контексте рисков неопределенности.
Цель. Изучение субъективных факторов эмоционального выгорания личности разной направленности в условиях мобильности.
Идентификаторы и классификаторы
В последнее десятилетие повысились требования к адаптивности, стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности личности, что актуализирует проблему поиска субъектив-ных факторов, детерминирующих ее психологическое благополучие. Сегодня в процессе жизненного пути человека, в контексте рисков неопределённости и роста сопутствующих стрессогенных факторов возникают препятствия в достижении устойчивого ощущения субъективного благополучия, что в ситуации недостаточного уровня само-эффективности субъекта может провоцировать развитие синдрома эмоционального выгорания. Провоцирующими факторами здесь выступают следующие: длительность негативных переживаний, проблематичность достижения субъективно значимой цели, утрата привычных опор, многозадачность, фоновое состояние утомления, дезориентированность в новой реальности и рост эмоционального напряжения. Для поддержания психоло-
гического благополучия личности в условиях мобильности большое значение имеет уровень развития эмоционального интеллекта и способность личности использовать его на практике (Абакумова и др., 2022).
Список литературы
- Абакумова, И. В., Аверкиева, Т. З., и Кинцурашвили, Д. З. (2022). Современные направления исследования эмоционального интеллекта. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(3), 14–24.
- Богдан, Н. Н., и Масилова, М. Г. (2022). Методологические основы изучения эмоционального выгорания как основа профилактической работы. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 11(3(40)), 43–47.
- Веряскина, А. Н. (2019). Самореализация человека в контексте устойчивого развития. Евразийское научное объединение, 5‒6(51), 377–380.
- Дементий, Л. И. (2020). Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 26(2), 68–78.
- Карабанова, О. А., Захарова, Е. И., и Старостина, Ю. А. (2021). Личностная идентичность как основа построения профессиональной и семейной карьер в условиях неопределен-ности. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, 3, 6–23.
- Карапетян, Л. В., и Глотова, Г. А. (2018). Исследование взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия с профессиональным выгоранием. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 1, 40–52.
- Карпова, Е. А., и Дрынкина, Т. И. (2022). Стрессоустойчивость, копинг-стратегии и управление изменениями в ситуациях неопределенности. Ученые записки CПбУТУиЭ, 3, 245–254.
- Кузовкин, В. В., и Жигулина, М. А. (2020). Человекоцентрированный подход в предотвращении профессионального выгорания специалистов социальной сферы. Человеческий капитал, S4(136), 304–313.
- Лэнгле, А. (2008). Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа. Вопросы психологии, 2, 3–16.
- Поджио, В. А., и Зверева, М. В. (2020). Риски профессионального выгорания у практикующих специалистов-психологов. Медицинская психология в России, 12(3), 1–12. https://www.doi.org/10.24412/2219-8245-2020-3-2
- Проненко, Е. А., и Вашумирская, Д. В. (2023). Характеристики достижения целей в профессиональной деятельности молодых людей: связь с уровнем самоэффективности и локусом контроля. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(5), 18–26. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-18-26
- Родина, О. Н. (2019). Личностные деформации при развитии состояния хронического утомления. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1, 123–140.
- Соловьев, М. Н. (2019). Психологическая устойчивость личности как фактор эффективного преодоления профессиональных стрессов. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 3, 41–55.
- Соловьева, С. Л. (2020). Выживание в условиях неопределенности. Медицинская психология в России, 12(2(61)).
- Украинцева, Т. И. (2021). Психологическая устойчивость как механизм адаптации в жизненных кризисах. Молодой ученый, 1(343), 150–154.
- Шеховцова, Е. А. (2020). Актуальные вопросы изучения синдрома профессионального выгорания на современном этапе. Ученые записки CПбУТУиЭ, 1, 52–57.
- Alessandri, G., Perinelli, E., De Longis, E., Schaufeli, W. B., Theodorou, A., Borgogni, L., Caprara, G. V., & Cinque, L. (2018). Job burnout: The contribution of emotional stability and emotional self-efficacy beliefs. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 91(4), 823–851. http://dx.doi.org/10.1111/joop.12225
- Pacheco, N. (2020). Nature or Nurture: The Relationship between Self-Care, Personality Traits, and Burnout in Critical Care Healthcare Professionals. Journal of Nursing & Care, 9(4), 7. https://doi.org/10.37421/jnc.2020.9.505
- Scherbakova, Т., Misirov, D. N., Guseva, T., Alexandrova, N. & Shostak, Y. (2020). The personality of the future teacher in the context of the challenges of the innovation space. E3S Web of Conferences, 210, 18049.https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018049
Выпуск
Другие статьи выпуска
На сегодняшний день наблюдается рост числа обучающихся старших классов с различными проблемами речевого развития, при этом практически отсутствуют методические работы в данном направлении, адресованные педагогам среднего и старшего школьного звеньев. В связи с этим, автор поднимает проблему организации работы с такими детьми в средней общеобразовательной школе.
Гармонизация семейной коммуникации между матерью и ребенком младшего дошкольного возраста является важным звеном в эффективной коррекции речевого развития детей. Часто, ввиду удаленности проживания (село, зарубежье), родители обращаются к частным логопедическим центрам онлайн. Исследования по вопросу эффективности дистанционной работы частных центров с семьями в психологическом и логопедическом направлении не получило распространения, так как такие услуги, как правило, не предполагают предоставление комплексных программ, включающих психологическое просвещение и детско-родительские тренинги. Данное упущение делает значимым разработку и апробацию дистанционной комплексной программы психологической поддержки матерей и психоречевой коррекции детей младшего дошкольного возраста при проведении логопедических онлайн занятий в частном психолого-логопедическом центре.
Данная статья представляет результаты сравнительного исследования по изучению показателей поиска и распознавания базовых эмоций по фотографиям юношами и девушками с ограниченными возможностями здоровья, среди которых представлены группы с соматическими заболеваниями, болезнями нервной системы, психическими расстройствами и расстройствами поведения, и болезнями уха.
Современный темп жизни все чаще становится источником стрессового воздействия на психику человека. В целом, изучение поведения человека в условиях стресса можно условно разделить на три направления: первое – изучение клинических последствий стрессового воздействия на психику человека; второе – изучение базовых типов поведенческого реагирования и адаптации в условиях стрессового воздействия; третье – изучение психофизиологических механизмов, обеспечивающих поведение человека в условиях стресса. В рамках третьего направления в настоящее время проводится большое количество преимущественно зарубежных исследований, значительная часть которых посвящена изучению различных аспектов когнитивной устойчивости человека в условиях стресса. Однако вопрос о влиянии различных индивидуально-типологических особенностей человека на его когнитивную устойчивость остается мало изученным, но достаточно перспективным.
Сегодня исследования привязанности сфокусированы на пренатальном периоде, поскольку именно на этом этапе формируется отношение к будущему ребенку, которое сохраняется и после рождения. Появление ребенка может стать большим ударом для матери, что сказывается на дальнейшей его жизни. Именно опыт взаимодействия с родительскими фигурами лежит в основе развития внутренней картины окружающего мира и самого себя. Теоретической основой исследования послужили концепции мечтания матери о ребенке, которые проверяются эмпирически.
Цель. Проанализировать связь между репрезентацией собственного рождения, детским неблагоприятным опытом, психологическими и социальными факторами.
В современном мире остро встает вопрос финансирования семьи, актуализируется проблема изучения монетарных отношений в семье. Это связано с проявлением тенденции снижения у молодежи потребности в создании семьи и экономическими вызовами настоящего времени. Сегодня уже выявлены различные типы семьи: патриархальный, матриархальный, эгалитарный и много других смешанных типов. Исследователи акцентируют различные характеристики семейных структур (семейные роли, удовлетворенность браком) и лишь немного работ посвящено вопросам монетарных отношений в семье. В отечественной психологии указанные характеристики редко привязываются к типу семьи.
Издательство
- Издательство
- ДГТУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344003, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
- Юр. адрес
- 344003, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, пл Гагарина, зд 1
- ФИО
- Месхи Бесарион Чохоевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- reception@donstu.ru
- Контактный телефон
- +8 (800) 1001930
- Сайт
- https://donstu.ru