Распознавание эмоций молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья (2024)
Данная статья представляет результаты сравнительного исследования по изучению показателей поиска и распознавания базовых эмоций по фотографиям юношами и девушками с ограниченными возможностями здоровья, среди которых представлены группы с соматическими заболеваниями, болезнями нервной системы, психическими расстройствами и расстройствами поведения, и болезнями уха.
Идентификаторы и классификаторы
Лицо человека является важным источником информации, которая определяет ход социального взаимодействия. Оно играет одну из важнейших ролей в распознавании эмоций и эмоциональных состояний других людей и в выражении собственных, может демонстрировать чувства людей, их потребности и намерения. Улыбка на лице может указывать на расположенность и доброжелательность, а угрожающий вид – на враждебность. Распознавание намерений и эмоциональных состояний других людей необходимо для предвидения благоприятных или опасных ситуаций. Для этого полезно смещение внимания на распознавания выражений лица. Поэтому идентификация выражения лица очень адаптивна и указывает, на кого нужно обратить особое внимание и какие действия следует инициировать. В условиях группы или толпы выявление эмоциональных лиц особенно полезно, учитывая множество стимулов. В таких условиях необходимы когнитивные механизмы для обнаружения соответствующих лиц на фоне конкурирующих отвлекающих факторов. Зрительный поиск участвует в этом избира-тельном поиске стимулов.
Список литературы
- Горелов, В. Ю. (2023). Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных характеристик с функциональной асимметрией мозга у лиц с нарушением слуха. Мир науки. Педагогика и психология, 11(2), 22. DOI: 10.15862/22PSMN223
- Горелов, В. Ю., и Круподёрова, И. А. (2022). Особенности эмоционального интеллекта и личностных особенностей у лиц с болезнями нервной системы. Мир науки. Педагогика и психология, 10(3), 12.
- Горелов, В. Ю., Арапова, Е. А., Ермаков, П. Н. (2023). Программа для оценки уровня распознавания эмоций (тестирование эмоционального интеллекта) (RU Свидетельство №2023663675).
- Ермаков, П. Н., и Горелов, В. Ю. (2022). Модель психического у лиц со стойкими нарушениями слуха. Российский психологический журнал, 19(4), 137-147. DOI: 10.21702/rpj.2022.4.9
- Звягина, Н. В., Старцева, И. В., Гурьева, М. Н., и Мохамад-Сохиб, К. (2016). Эффекты воздействия изображений лиц с разными эмоциями на функциональное состояние организма. Естественные и математические науки в современном мире, 7, 7-13.
- Коновалов, В. Ф., и Сериков, И. С. (1985). Изучение межполушарных взаимоотношений у детей в процессе мнестической деятельности. Вопросы психологии, 6, 137-145.
- Коробова, С. Ю., Грязева-Добшинская, В. Г., и Чипеева, Н. А. (2021). Особенности взаимосвязи двусторонней электродермальной активности с показателями спектральной мощности ЭЭГ. Психология. Психофизиология, 14(3), 108-118. DOI: 10.14529/jpps210311
- Костычев, Н. А., Баторова, Е. Ю., Макушкин, А. В., и Перепелов, А. В. (2019). Зависимость кожно-гальванической реакции от эмоционального состояния у юношей и девушек. Тенденции развития науки и образования, 51-6, 34-36. DOI: 10.18411/lj-06-2019-130
- Кудашова, А. А., Аполлонова, И. А., Николаев, А. П., Калюкина, А. Ю., и Кудашов, И. А. (2018). Участие вегетативной нервной системы в организации эмоциональных состояний. Биологические науки. Молодежный научный вестник, 2(27), 7-15.
-
Нестерова, Н. А. (1978). Интеллектуальная активность и электродермальные показатели. Исследования по проблемам социальной и общественной психологии и дифференциальной психофизиологии (С. 110-113). Научно-исследовательский институт общей педагогики АПН СССР.
-
Русалова, М. Н. (1988). Влияние эмоций на активацию левого и правого полушарий головного мозга. Физиология человека, 14(5), 754-761.
-
Русалова, М. Н., и Русалов, В. М. (2020). Функциональная асимметрия мозга и эмоции. Руководство по функциональной асимметрии (С. 521-551). Научный мир.
-
Симонов, П. В. (1996). Адаптивные функции эмоций. Физиология человека, 22(2), 5-9.
-
Abbott, J. D., Cumming, G., Fidler, F., & Lindell, A. K. (2013). The perception of positive and negative facial expressions in unilateral brain-damaged patients: A meta-analysis. Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition, 18(4), 437-459. DOI: 10.1080/1357650X.2012.703206
-
Bourne, V. J. (2010). How are emotions lateralised in the brain? Contrasting existing hypotheses using the chimeric faces test. Cognition and Emotion, 24(5), 903-911. DOI: 10.1080/02699930903007714
-
Cheng, Y., Lee, S. Y., Chen, H. Y., Wang, P. Y., & Decety, J. (2012). Voice and emotion processing in the human neonatal brain. Journal of cognitive neuroscience, 24(6), 1411-1419. DOI: 10.1162/jocn_a_00214
-
Critchley, H. D., & Nagai, Y. (2016). Comment: What does left-right autonomic asymmetry signify? Emotion Review, 8(1), 76-77. DOI: 10.1177/1754073914565520
-
Goshvarpour, A., Abbasi, A., Goshvarpour, A., & Daneshvar, S. (2017). Discrimination between different emotional states based on the chaotic behavior of galvanic skin responses. Signal, Image and Video Processing, 11, 1347-1355. DOI: 10.1007/S11760-017-1092-9
-
Irish, M., Kumfor, F., Hodges, J. R., & Piguet, O. (2013). A tale of two hemispheres: contrasting socioemotional dysfunction in right-versus left-lateralised semantic dementia. Dementia & neuropsychologia, 7, 88-95. DOI: 10.1590/S1980-57642013DN70100014
-
Kumar, D., & Srinivasan, N. (2011). Emotion perception is mediated by spatial frequency content. Emotion, 11(5), 1144. DOI: 10.1037/a0025453
-
Lacroix, J. M., & Comper, P. (1979). Lateralization in the electrodermal system as a function of cognitive/hemispheric manipulations. Psychophysiology, 16(2), 116-129. DOI: 10.1111/j.1469-8986.1979.tb01454.x
-
Najt, P., Bayer, U., & Hausmann, M. (2013). Models of hemispheric specialization in facial emotion perception - a reevaluation. Emotion, 13(1), 159. DOI: 10.1037/a0029723
-
Önal-Hartmann, C., Pauli, P., Ocklenburg, S., & Güntürkün, O. (2012). The motor side of emotions: investigating the relationship between hemispheres, motor reactions and emotional stimuli. Psychological research, 76, 311-316. DOI: 10.1007/s00426-011-0337-4
-
Picard, R. W., Fedor, S., & Ayzenberg, Y. (2016). Multiple arousal theory and daily-life electrodermal activity asymmetry. Emotion review, 8(1), 62-75. DOI: 10.1177/1754073914565517
-
Sedda, A., Rivolta, D., Scarpa, P., Burt, M., Frigerio, E., Zanardi, G., Piazzini, A., Turner, K., Canevini, M. P., Francione, S., Lo Russo, G., & Bottini, G. (2013). Ambiguous emotion recognition in temporal lobe epilepsy: the role of expression intensity. Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, 13, 452-463. DOI: 10.3758/s13415-013-0153-y
-
Shobe, E. R. (2014). Independent and collaborative contributions of the cerebral hemispheres to emotional processing. Frontiers in human neuroscience, 8, 230. DOI: 10.3389/fnhum.2014.00230
-
Smith, S. D., & Bulman-Fleming, M. B. (2005). An examination of the right-hemisphere hypothesis of the lateralization of emotion. Brain and cognition, 57(2), 210-213. DOI: 10.1016/j.bandc.2004.08.046
-
Varni, J. G. (1975). Learned asymmetry of localized electrodermal responses. Psychophysiology, 12(1), 41-45. DOI: 10.1111/j.1469-8986.1975.tb03057.x
-
Wang, C. A., Baird, T., Huang, J., Coutinho, J. D., Brien, D. C., & Munoz, D. P. (2018). Arousal effects on pupil size, heart rate, and skin conductance in an emotional face task. Frontiers in neurology, 9, 1029. DOI: 10.3389/fneur.2018.01029
-
Yuvaraj, R., Murugappan, M., Norlinah, M. I., Sundaraj, K., & Khairiyah, M. (2013). Review of emotion recognition in stroke patients. Dementia and geriatric cognitive disorders, 36(3-4), 179-196. DOI: 10.1159/000353440
-
Zhang, J., Zhou, R., & Oei, T. P. (2011). The effects of valence and arousal on hemispheric asymmetry of emotion. Journal of Psychophysiology, 25(2), 95-103. DOI: 10.1027/0269-8803/a000045
Выпуск
Другие статьи выпуска
На сегодняшний день наблюдается рост числа обучающихся старших классов с различными проблемами речевого развития, при этом практически отсутствуют методические работы в данном направлении, адресованные педагогам среднего и старшего школьного звеньев. В связи с этим, автор поднимает проблему организации работы с такими детьми в средней общеобразовательной школе.
Гармонизация семейной коммуникации между матерью и ребенком младшего дошкольного возраста является важным звеном в эффективной коррекции речевого развития детей. Часто, ввиду удаленности проживания (село, зарубежье), родители обращаются к частным логопедическим центрам онлайн. Исследования по вопросу эффективности дистанционной работы частных центров с семьями в психологическом и логопедическом направлении не получило распространения, так как такие услуги, как правило, не предполагают предоставление комплексных программ, включающих психологическое просвещение и детско-родительские тренинги. Данное упущение делает значимым разработку и апробацию дистанционной комплексной программы психологической поддержки матерей и психоречевой коррекции детей младшего дошкольного возраста при проведении логопедических онлайн занятий в частном психолого-логопедическом центре.
Современный темп жизни все чаще становится источником стрессового воздействия на психику человека. В целом, изучение поведения человека в условиях стресса можно условно разделить на три направления: первое – изучение клинических последствий стрессового воздействия на психику человека; второе – изучение базовых типов поведенческого реагирования и адаптации в условиях стрессового воздействия; третье – изучение психофизиологических механизмов, обеспечивающих поведение человека в условиях стресса. В рамках третьего направления в настоящее время проводится большое количество преимущественно зарубежных исследований, значительная часть которых посвящена изучению различных аспектов когнитивной устойчивости человека в условиях стресса. Однако вопрос о влиянии различных индивидуально-типологических особенностей человека на его когнитивную устойчивость остается мало изученным, но достаточно перспективным.
Сегодня исследования привязанности сфокусированы на пренатальном периоде, поскольку именно на этом этапе формируется отношение к будущему ребенку, которое сохраняется и после рождения. Появление ребенка может стать большим ударом для матери, что сказывается на дальнейшей его жизни. Именно опыт взаимодействия с родительскими фигурами лежит в основе развития внутренней картины окружающего мира и самого себя. Теоретической основой исследования послужили концепции мечтания матери о ребенке, которые проверяются эмпирически.
Цель. Проанализировать связь между репрезентацией собственного рождения, детским неблагоприятным опытом, психологическими и социальными факторами.
Актуальность материалов исследования заключается в конкретизации кластеров внутренних факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания субъекта жизнедеятельности в условиях повышенной мобильности. В условиях многозадачности и неопределённости возникают специфические перегрузки индивидуальной системы контроля и саморегуляции человека, особые требования к способности личности к своевременным конструктивным трансформациям, умению адекватно определять их направление и формат. Новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей выраженности фаз и показателей эмоционального выгорания как общепсихологического феномена в условиях неопределённости. В содержании статьи включён сравнительный анализ профиля эмоционального выгорания у психологов, педагогов и специалистов технического профиля в контексте рисков неопределенности.
Цель. Изучение субъективных факторов эмоционального выгорания личности разной направленности в условиях мобильности.
В современном мире остро встает вопрос финансирования семьи, актуализируется проблема изучения монетарных отношений в семье. Это связано с проявлением тенденции снижения у молодежи потребности в создании семьи и экономическими вызовами настоящего времени. Сегодня уже выявлены различные типы семьи: патриархальный, матриархальный, эгалитарный и много других смешанных типов. Исследователи акцентируют различные характеристики семейных структур (семейные роли, удовлетворенность браком) и лишь немного работ посвящено вопросам монетарных отношений в семье. В отечественной психологии указанные характеристики редко привязываются к типу семьи.
Издательство
- Издательство
- ДГТУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344003, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
- Юр. адрес
- 344003, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, пл Гагарина, зд 1
- ФИО
- Месхи Бесарион Чохоевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- reception@donstu.ru
- Контактный телефон
- +8 (800) 1001930
- Сайт
- https://donstu.ru