Дисграфия в речи старшеклассников: опыт анализа и систематизации ошибок (2024)
На сегодняшний день наблюдается рост числа обучающихся старших классов с различными проблемами речевого развития, при этом практически отсутствуют методические работы в данном направлении, адресованные педагогам среднего и старшего школьного звеньев. В связи с этим, автор поднимает проблему организации работы с такими детьми в средней общеобразовательной школе.
Идентификаторы и классификаторы
В рамках современной лингводидактики все чаще поднимаются вопросы обучения русскому языку детей, которые имеют отклонения в речевом развитии. Проблемы школьников с различными отклонениями от нормы речевого развития (в т. ч. с общим недоразвитием речи (далее – ОНР)) являются предметом обсуждения продолжительное время. Внимание к данной проблеме в наши дни подтверждается тем, что в последнее время в школах растёт число классов для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Искажение речевой функциональной системы возможно на фоне относительно сохранных темпов формирования высших психических функций (Веренич, 2020), а значит, такие дети способны обучаться по обычной школьной программе. Однако она, безусловно, не рассчитана на тех, кто имеет сложности в речевом развитии.
Список литературы
-
Абрамова, Н. А., и Дедюкина, М. И. (2020). Развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проблемы современного педагогического образования, 67-4, 4-7.
-
Бигеева, О. А. (2014). Особенности грамматического строя речи детей с ОНР. В Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции и новации: сб. научно-методических трудов (С. 7-11). РИО АГПУ. EDN: WPIZDL
-
Веренич, С. В. (2020). Микроаномальное развитие детей с общим недоразвитием речи. Forcipe, 3(2), 27-30.
-
Грибова, О. Е. (2012). О методах исследования и методах обследования речи. Непрерывное педагогическое образование, 1, 99.
-
Елецкая, О. В. (2018). Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у учащихся основной школы. В Нарушение письма и чтения у детей: изучение и коррекция (С. 348-369). Логомаг. EDN: YPZTCP
-
Елецкая, О. В., и Китикова, А. В. (2018). Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников. Редкая птица.
-
Елецкая, О. В., и Литвинцева, А. В. (2021). Состояние учебной деятельности у школьников Нахимовского военно-морского училища с нарушение формирования орфографической компетенции. В Особый ребенок: Обучение, воспитание, развитие (С. 362-369). Изд-во Ярославского государственного педагогического университета. EDN: CWIWKW
-
Каракозян, Ю. М. (2021). Коррекция письменной речи у младших школьников с дисграфией. Энигма, 34-2, 9-15.
-
Лалаева, Р. И., и Бенедиктова, Л. В. (2004). Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Феникс, Союз. EDN: QTWOYT
-
Нейман, В. В. (2019). Оценка умений дошкольников с патологией речи использовать лексику с количественным значением. Научно-методический электронный журнал "Концепт", 7. DOI: 10.24411/2304-120X-2019-12029
-
Никитина, И. А., и Фисенко, А. А. (2022). Обзор современных методов коррекции дисграфии в отечественных исследованиях. Вопросы педагогики, 1-2, 247-250.
-
Парамонова, Л. Г. (2006). Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Детство-Пресс. EDN: QVERDD
-
Прищепова, И. В. (2011). Особенности лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 142, 144-153.
-
Тарасенко, Е. В., и Макарова, Н. В. (2020). Словообразовательные ошибки у детей с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2(145), 49-54.
-
Туманова, Т. В. (2005). Экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста). Логопедия, 1, 34-39.
-
Цейтлин, С. Н. (1982). Речевые ошибки и их предупреждение. На материале ошибок школьника. Просвещение. EDN: RYWDDF
-
Четверикова, Т. Ю. (2017). О психологической готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в условиях инклюзии. The Newman in Foreign Policy, 37(81), 18-20.
-
Щукина, Д. А. (2019). Коррекция диспракчисекой дисграфии: формирование и коррекция навыков каллиграфии на логопедических занятиях. Редкая птица.
-
Jou, Y.-T., & Mariñas, K. A. A. (2023). Developing inclusive lateral layouts for students with dyslexia - Chinese reading materials as an example. Research in Developmental Disabilities, 132, 2-12.
-
Kambouri, M., Simon, H., & Brooks, G. (2023). Using speech-to-text technology to empower young writers with special educational needs. Research in Developmental Disabilities, 135, 67-79.
-
Yao, P.-Y., Iao, L.-S., & Wu, C.-C. (2023). Language development trajectories in young children with developmental disabilities in Taiwan. Research in Developmental Disabilities, 136, 26-31.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Гармонизация семейной коммуникации между матерью и ребенком младшего дошкольного возраста является важным звеном в эффективной коррекции речевого развития детей. Часто, ввиду удаленности проживания (село, зарубежье), родители обращаются к частным логопедическим центрам онлайн. Исследования по вопросу эффективности дистанционной работы частных центров с семьями в психологическом и логопедическом направлении не получило распространения, так как такие услуги, как правило, не предполагают предоставление комплексных программ, включающих психологическое просвещение и детско-родительские тренинги. Данное упущение делает значимым разработку и апробацию дистанционной комплексной программы психологической поддержки матерей и психоречевой коррекции детей младшего дошкольного возраста при проведении логопедических онлайн занятий в частном психолого-логопедическом центре.
Данная статья представляет результаты сравнительного исследования по изучению показателей поиска и распознавания базовых эмоций по фотографиям юношами и девушками с ограниченными возможностями здоровья, среди которых представлены группы с соматическими заболеваниями, болезнями нервной системы, психическими расстройствами и расстройствами поведения, и болезнями уха.
Современный темп жизни все чаще становится источником стрессового воздействия на психику человека. В целом, изучение поведения человека в условиях стресса можно условно разделить на три направления: первое – изучение клинических последствий стрессового воздействия на психику человека; второе – изучение базовых типов поведенческого реагирования и адаптации в условиях стрессового воздействия; третье – изучение психофизиологических механизмов, обеспечивающих поведение человека в условиях стресса. В рамках третьего направления в настоящее время проводится большое количество преимущественно зарубежных исследований, значительная часть которых посвящена изучению различных аспектов когнитивной устойчивости человека в условиях стресса. Однако вопрос о влиянии различных индивидуально-типологических особенностей человека на его когнитивную устойчивость остается мало изученным, но достаточно перспективным.
Сегодня исследования привязанности сфокусированы на пренатальном периоде, поскольку именно на этом этапе формируется отношение к будущему ребенку, которое сохраняется и после рождения. Появление ребенка может стать большим ударом для матери, что сказывается на дальнейшей его жизни. Именно опыт взаимодействия с родительскими фигурами лежит в основе развития внутренней картины окружающего мира и самого себя. Теоретической основой исследования послужили концепции мечтания матери о ребенке, которые проверяются эмпирически.
Цель. Проанализировать связь между репрезентацией собственного рождения, детским неблагоприятным опытом, психологическими и социальными факторами.
Актуальность материалов исследования заключается в конкретизации кластеров внутренних факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания субъекта жизнедеятельности в условиях повышенной мобильности. В условиях многозадачности и неопределённости возникают специфические перегрузки индивидуальной системы контроля и саморегуляции человека, особые требования к способности личности к своевременным конструктивным трансформациям, умению адекватно определять их направление и формат. Новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей выраженности фаз и показателей эмоционального выгорания как общепсихологического феномена в условиях неопределённости. В содержании статьи включён сравнительный анализ профиля эмоционального выгорания у психологов, педагогов и специалистов технического профиля в контексте рисков неопределенности.
Цель. Изучение субъективных факторов эмоционального выгорания личности разной направленности в условиях мобильности.
В современном мире остро встает вопрос финансирования семьи, актуализируется проблема изучения монетарных отношений в семье. Это связано с проявлением тенденции снижения у молодежи потребности в создании семьи и экономическими вызовами настоящего времени. Сегодня уже выявлены различные типы семьи: патриархальный, матриархальный, эгалитарный и много других смешанных типов. Исследователи акцентируют различные характеристики семейных структур (семейные роли, удовлетворенность браком) и лишь немного работ посвящено вопросам монетарных отношений в семье. В отечественной психологии указанные характеристики редко привязываются к типу семьи.
Издательство
- Издательство
- ДГТУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344003, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
- Юр. адрес
- 344003, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, пл Гагарина, зд 1
- ФИО
- Месхи Бесарион Чохоевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- reception@donstu.ru
- Контактный телефон
- +8 (800) 1001930
- Сайт
- https://donstu.ru