Размышления у парадного подъезда: из истории музыкального дела в России (2024)
ВВЕДЕНИЕ. Исследование представляет собой краткий очерк начального этапа становления региональной системы профессионального музыкального образования. Рассмотрены различные аспекты данного процесса, приведены факты и примеры, характеризующие эту систему на материале деятельности Тамбовского отделения Императорского Русского музыкального общества. Цель – обосновать тезис о том, что региональная традиция народного просвещения наследует лучшие черты отечественной системы профессионального музыкального образования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Изложен материал, полученный посредством анализа, обобщения и систематизации результатов исследований начального этапа становления региональной системы музыкального образования на Тамбовщине.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Прослежена связь региональной системы музыкального образования и народного просвещения с общероссийскими и общеевропейскими культурными веяниями и традициями. Освещены основные стороны работы Тамбовского отделения Императорского Русского музыкального общества, соответствующие общему либеральному направлению общественной мысли середины XIX – начала XX века. Реконструирован социокультурный контекст начала ХХ века, аргументирующий установку бюстов М.И. Глинки и А.Г. Рубинштейна в ниши мемориального корпуса Тамбовского музыкального училища, ныне – Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изложенный материал предназначен для широкого использования в практике продвижения регионального культурного наследия, прежде всего – экскурсионно-туристического сопровождения культурно-досуговых программ.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- Соболева Е.А. Музыкальная культура Астрахани к началу ХХ века // Музыка и время. 2020. № 8. С. 10-17. https://elibrary.ru/byslvn
- Рябова Г.Н. Музыкальная культура Пензенского края: традиции и современность // Культура, искусство, образование: проблемы теории, истории, практики: сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.практ. конф. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2023. С. 28-35. https://elibrary.ru/aurkjh
- Ефимова Н.И., Крапива А.И. Русское музыкальное общество в Дальневосточной республике: скрепы истории // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 1. С. 36-45. https://doi.org/10.33779/25876341.2021.1.036-045, https://elibrary.ru/wukyty
- Дылькова С.В. Культурная политика в России и её роль в реализации музыкальных школ - школ искусств // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5-1. С. 544-556. https://doi.org/10.34670/AR.2022.67.55.030, https://elibrary.ru/czalzl
- Глушкова О.Р. Из истории происхождения звания «свободный художник» для выпускников консерваторий Русского музыкального общества. Навстречу 155-летию Московской консерватории // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 51. С. 191-199. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2020-51-191-199, https://elibrary.ru/odqbea
- Багаутдинов Р.О. Музыкальное профессиональное образование в России во второй половине XIX века: тенденции развития // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. № 11 (80). С. 2950-2957. https://doi.org/10.35775/PSI.2021.80.11.002, https://elibrary.ru/siqxgp
- Гущина Е.А. Из истории Царицынского музыкального училища 10-х годов ХХ века (по документам Государственного архива Волгоградской области) // Волгоградская консерватория им. П.А. Серебрякова: от истоков до наших дней (к 65-летию Сталинградского музыкального училища) / ред.-сост. О.Ю. Осадчая и др. Волгоград: ООО «Сфера», 2023. С. 14-35. https://elibrary.ru/lklumu
- Скорбященская О.А. Династия Герке и её роль в русской музыкальной культуре // Художественное образование и наука. 2023. № 4 (37). С. 81-93. https://doi.org/10.36871/hon.202304081, https://elibrary.ru/gdxalh
- Титова О.А., Сараева Л.П. Историческая ценность деятельности князя Н.П. Трубецкого для развития музыкального образования в России // Наука. Искусство. Культура. 2022. № 4 (36). С. 184-193. https://elibrary.ru/iyxpqq
- Аникиенко С.В., Эрцэнгель Г.Ю. Размышляющий музыкант: музыкально-критические статьи М.Ф. Гнесина в провинциальной периодической печати 1910-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 45. С. 96-113. https://doi.org/10.17223/22220836/45/10, https://elibrary.ru/ukcupa
- Ефимова Н.И., Матвеева А.И. Конструкт РМО/ИРМО в истории развития академической музыки в постоктябрьской России (на примере работы Владивостокского отделения в эпоху Дальневосточной республики) // Музыка в системе культуры: научный вестник Уральской консерватории. 2023. № 32. С. 42-52. https://elibrary.ru/njrifj
- Старикова А.Г. Проекты А.Г. Рубинштейна под эгидой Императорского музыкального общества в 1887-1890 гг. // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы XIV Всерос. науч. конф. СПб.: Изд-во Лен. гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2023. С. 183-186. https://elibrary.ru/ysapeu
- Шабшаевич Е.М. Василий Сапельников vs Императорское русское музыкальное общество (1903): новые материалы // Музыкальная академия. 2020. № 4 (772). С. 172-183. https://doi.org/10.34690/120, https://elibrary.ru/rblzze
- Смирнова А.И., Купец Л.А. Русский европеизм: версия Антона Рубинштейна // Проблемы межрегиональных связей. 2021. № 16. С. 75-80. https://doi.org/10.54792/24145734_2021_16_75_80, https://elibrary.ru/buldqf
- Лян Люй. Исторический обзор становления музыкального образования в России: системный подход // Человеческий капитал. 2023. № 11-1 (179). С. 149-155. https://doi.org/10.25629/HC.2023.11.15, https://elibrary.ru/xwridw
- Немтинов В.А., Горелов А.А., Острожков П.А., Горелов И.А. Первые памятники и памятные знаки, открытые в городе Тамбове // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 4 (42). С. 44-49. https://elibrary.ru/pjvryn
- Зима Т.Ю. Антон Григорьевич Рубинштейн - социокультурный феномен и организатор музыкального дела в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 230-235. https://elibrary.ru/pcpvxn
- Valkova V.B. Provincial conflicts: concerning the issue of “the center vs the periphery” in the activities of the Imperial Russian Musical Society // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. С. 140-147. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.140-147, https://elibrary.ru/pwezwn
Выпуск
Другие статьи выпуска
ВВЕДЕНИЕ. Перифраза, относящаяся к лингвистической универсалии, которая изначально интересовала риторов, отмечается во многих языках, в том числе в русском и узбекском. Внимание учёных к изучению перифрастических единиц, как правило, сосредоточено на понимании их в тексте художественного произведения как стилистического явления. Между тем лингвокультурная ситуация образования перифрастических единиц во многом обусловлена антропоцентричной направленностью. Важная роль перифразы как единицы речемыслительной деятельности, которая находит отражение во вторичной перифрастической номинации как одного из средств передачи знаний об объектах окружающей действительности, всегда связана с процессом повторения мысли при восприятии того или иного объекта, процесса или явления, что подчёркивает актуальность проведённого исследования. Перифразы обладают внутренним синтаксисом, что позволяет их рассматривать в аспекте грамматикализации, участвующей в процессе познания человеком мира. Цель исследования – рассмотреть структурно-семантическую организацию и грамматико-синтаксическую структуру предложений, в составе которых содержатся перифрастические единицы. Новизна исследования заключается в попытке описания структуры перифразы в узбекском языке в аспекте грамматикализации перифрастических единиц.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использован метод семантической дифференциации с целью анализа примеров из современной узбекской литературы и переводов произведений русских писателей на узбекский язык.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что структурная организация перифразы происходит не спонтанно, а на основе чётко опредёленных правил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные данные имеют теоретическую и прикладную ценность, так как фиксируют перифразы в текстах произведений писателей как особого типа языковую организацию художественного знания, а также объединение двух научных направлений – теории грамматикализации и теории перифразеологизации.
ВВЕДЕНИЕ. Значительную актуальность в настоящее время обретает проблема изучения соотношения самобытности русской культуры и степени иностранного влияния на её развитие. При этом культурологический подход, описывающий развитие отечественной общественной мысли в парадигме «прогрессивное – реакционное», «наше – не наше», уступает место анализу специфики российской действительности культуры как объекта трансферта, адаптации и рецепции идей и понятий, проходящих на разных этапах общественного развития. Целью исследования является комплексная характеристика издательского дела и продажи литературы на русском и иностранных языках в первой четверти XVIII века.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. На наш взгляд, для комплексного изучения проблемы модернизации России XVIII века требуется учёт скрытых факторов, раскрывающих опыт трансляции западных идей. К важнейшим из них можно отнести практику распространения европейской литературы, обеспечивающей формирование определённой культурной среды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Чрезвычайно распространённой практикой становилась покупка иностранных изданий у живших в России иностранцев. Именно таким путём в библиотеку Петра I поступил «Лексикон универсальный и исторический» на немецком языке. Самодержец лично приказал приобрести данное издание у зарубежных гостей Санкт-Петербурга и сделать русскоязычный перевод данного произведения. Те книги, которые не удавалось приобрести лично, предприимчивые читатели приобретали в Прибалтике или выписывали из-за границы через иностранных купцов и русских путешественников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изучение вопросов книгопечати и книгопродажи петровского времени показывает огромное значение издаваемой литературы для распространения прогрессивных идей и научных знаний во всех слоях читающего общества. За короткий срок Пётр I смог наладить выпуск огромного количества печатных произведений, создать условия для их распространения на территории всей страны.
ВВЕДЕНИЕ. В условиях постоянных, беспрерывно сменяющих друг друга войнах, боевых действий и вооружённых конфликтов возрастает роль военных журналистов, или военных корреспондентов, которые вещают на весь мир с поля боя, передают оперативную и качественную информацию с мест боевых действий. Это профессионалы, к которым предъявляется множество требований в плане психологических качеств, жизнестойкости и толерантности к неопределённости. Человек, которые не обладает подобными качествами, не может выполнять данную крайне опасную и травмирующую работу. Помимо этого военные журналисты находятся под давлением в современных информационно-коммуникационных условиях, что усложняет и без того тяжёлую работу. При этом на данный момент представлено крайне мало исследований на тему того, какими конкретно качествами и способностями должны обладать военные корреспонденты для успешного осуществления своей профессиональной деятельности. Цель исследования – изучить факторы жизнестойкости и толерантности к неопределённости у военных журналистов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проведено эмпирическое исследование жизнестойкости и толерантности к неопределённости 54 военных корреспондентов и 50 журналистов, которые не имеют отношения к освещению военных событий. Использованы методики «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой и «Шкала толерантности к неопределённости» Т.В. Корниловой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлены статистически значимые различия в показателях жизнестойкости и толерантности к неопределённости между группами военных корреспондентов и журналистов, а также выявлены и описаны значимые взаимосвязи между показателями жизнестойкостью и толерантностью к неопределённости в группах военных корреспондентов и журналистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведённое исследование даёт возможность сформировать картину того, какими личностными характеристиками обладают военные корреспонденты и выделить те черты, которые помогают им справляться с опасными и стрессовыми условиями труда.
ВВЕДЕНИЕ. В современном мире глобализация ведёт к формированию единого информационного пространства и стиранию границ между локальными и глобальными медиа. Цель исследования – выяснить, как международные стандарты журналистики соотносятся с национальными и религиозными этическими нормами в условиях глобализации и какие перспективы существуют для формирования глобальной этики. Исследование направлено на выявление проблем и перспектив в области международных стандартов журналистской этики в условиях глобализации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве объекта исследования выбраны международные и национальные документы, регулирующие деятельность СМИ, а также специфические кодексы, принятые в различных культурных и религиозных традициях. Применён критический анализ существующих подходов и норм в области журналистики и прав человека, а также возможных противоречий и проблем, связанных с унификацией стандартов. Для анализа сложных вопросов, связанных с глобализацией и журналистикой, используется междисциплинарный подход.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показано, что, несмотря на глобализацию и усиление международного взаимодействия, существует значительное разнообразие в понимании и применении этических норм в журналистике. Однако проявляется тенденция к формированию глобальной этики, несмотря на существующие культурные и религиозные различия. Примером служит постепенное приближение мусульманских стран к международным стандартам прав человека, а также усилия по учёту специфики разных культур в международных документах, регулирующих деятельность СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование подтверждает возможность и необходимость разработки универсальных этических принципов журналистики, учитывающих многообразие культурных и религиозных традиций. При этом подчёркивается роль международных документов в содействии диалогу и взаимопониманию между журналистами разных стран. В дальнейшем требуют дополнительного исследования вопросы практического применения международных рекомендаций в национальных медиасистемах.
ВВЕДЕНИЕ. Взаимосвязь политики и спорта – актуальная проблема, поскольку политические противоречия между государствами находят отражение в спорте. Крупнейшие спортивные события являются не просто соревнованиями спортсменов, но и ожесточённой политической борьбой. Через профессиональный спорт с помощью различных медиатехнологий возможно воздействовать на мировое общество и добиваться геополитических результатов. Рассмотрена взаимосвязь спорта высших достижений и политики на примере исключения российского спорта от международных соревнований и материалов об этом в СМИ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследованы материалы зарубежных СМИ по теме отстранения России от большого спорта, лишения её государственной символики, отстранения российских спортсменов от международных соревнований в связи с несогласием политического курса властей Российской Федерации, введения так называемых санкций в области спорта. В основу исследования был положен сравнительно-исторический метод, помогающий рассмотреть динамику развития отношений российского спорта и политического курса западных стран. Теоретической базой послужили работы отечественных и иностранных исследователей истории и теории спорта. Также использовался контент-анализ для исследования материалов российских и иностранных СМИ с целью определить отношение иностранных государств к российскому спорту и его притеснению на международной спортивной арене с 2014 до 2024 г.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ материалов иностранных СМИ подтверждает, что давление на российский спорт оказывается западными странами в связи с их несогласием с политическим курсом РФ. Анализ источников показал, что западные СМИ сходятся в одном мнении в вопросе санкций в отношении российского спорта: поддерживают введение ограничений против спорта РФ, однако при этом называют такие меры инструментом геополитики, инструментом «сдерживания России». Это подтверждает политизацию спорта посредством СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализируя содержание публикаций как зарубежных, так и российских СМИ, можно сделать вывод, что давление на российский спорт и членов национальной команды России начало усиливаться после победы сборной России в общекомандном зачёте на Олимпийских играх в Сочи-2014 и после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. После начала ВС РФ специальной военной операции на Украине в отношении российского спорта было введено ещё больше санкций и ограничений, Россию фактически исключили из международного спорта. Автор считает, что давление на российский спорт будет только усиливаться.
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрены история, развитие, особенности лицензирования, финансовые проблемы южнокорейской телерадиовещательной корпорации KBS. Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью влияния корейской волны и медиакомпаний Южной Кореи на глобальный медиарынок. Цель – показать особенности стратегии развития KBS.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Изучены аспекты корейской волны, история формирования KBS, тенденции её развития в 2023 и 2024 гг., направления вещания в 2024 г. Рассмотрены медиапродукты южнокорейской международной радиостанции KBS World Radio, вещающей на русском языке. Проанализированы причины возникновения и пути решения финансовых трудностей KBS. Выводы о тенденциях развития KBS сделаны на основе опубликованных на сайтах компании медиаматериалов, а также новостей южнокорейских медиа, освещающих изменения в особенностях оплаты телевизионной лицензии KBS. Рассмотрены труды исследователей об особенностях корейской волны и стратегии борьбы KBS с зависимостью от рекламы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Деятельность KBS направлена на создание здоровой культуры вещания и объективных новостных программ, продвижение корейской культуры. Представители KBS объявили о политике вещания на 2024 г., уделяя особое внимание обеспечению беспристрастности и продвижению инновационного контента на различных медиаплатформах для расширения охвата аудитории. Предполагается, что в 2024 г. медиакомпания KBS столкнётся со значительными трудностями. Внутренняя и международная конкуренция за контент, изменения в медиапространстве и сборе оплаты за лицензию KBS вызвали финансовые проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. KBS влияет на глобальный медиарынок, способствуя продвижению корейской волны. Радиостанция KBS World Radio создаёт контент для российской аудитории. Опыт южнокорейских развлекательных медиа можно использовать для деятельности ведущих российских телерадиовещательных корпораций. Результаты исследования можно применить для увеличения качественных российских аналогов корейских медиапродуктов. Выводы вносят дополнения в рассмотрение методов продвижения национальной культуры среди молодёжи по всему миру.
ВВЕДЕНИЕ. В исследовании были рассмотрены процессы становления и развития национального телеканала «Саха» (территория вещания – Республика Саха (Якутия)). Опираясь на материалы нормативно-правовых документов, публикаций в периодических изданиях, систематизировано создание и функционирование национального регионального телеканала. Хронологические рамки исследования (с 2002 по 2012 г.) обусловлены следующими факторами: 2002 г. – открытие республиканского канала телевизионного вещания в регионе, 2012 г. – начало формирования новой инфраструктуры российского телевидения в связи с переходом на цифровое вещание. Цель исследования: проанализировать и зафиксировать этапы становления национального телеканала в Якутии в период от создания до перехода на цифровое вещание.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Эмпирическая база исследования состоит из периодических изданий, хранящихся в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия) им. А.С. Пушкина, в которых отражены события изучаемого периода, а также материалов нормативно-правовых документов. В исследовании применялись сравнительноисторический анализ, системный метод.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведённый анализ позволил выявить, что государственная политика региона активно способствовала развитию регионального телевидения изучаемого периода путём обновления и расширения её материально-технической базы, что привело к улучшению показателей разного уровня – увеличению объёмов вещания, росту количества телепрограмм на якутском языке, а также созданию принципиально отличающейся от постсоветского образца концепции телеканала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения истории телевидения Республики Саха (Якутия) в контексте общего развития современной медиасистемы региона и страны в целом.
ВВЕДЕНИЕ. Исследование особенностей текстовых генеративных нейронных сетей является важным шагом в развитии искусственного интеллекта. Несмотря на то, что модели показали высокую эффективность в решении различных задач в сфере журналистики и медиакоммуникаций, они имеют ряд недостатков. В процессе работы с нейросетями можно встретить как грубые грамматические, так и смысловые ошибки. Для выявления лидера по максимально продуктивной генерации текстов необходимо проведение сравнительного анализа выдаваемых различными сервисами данных.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В российском сегменте наиболее развитыми нейросетевыми сервисами являются GigaChat и YandexGPT. Для проведения сравнительного анализа выбран наиболее обсуждаемый и общепризнанный сервис – GhatGPT. Исследование проводилось на протяжении нескольких месяцев: сентябрь–декабрь 2023 г. В основе методики – филологический анализ сгенерированных текстов и сравнение точности выдачи запросов выбранных моделей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Филологический и грамматический анализ трёх моделей позволяет определить актуальность сервисов для работы в сфере журналистики и медиакоммуникаций, а также программные и технические ограничения нейросетей. Анализ показал наличие определённых паттернов у всех моделей нейросетей. Генерация осуществляется по заранее запрограммированному сценарию. Результат складывается из ряда факторов: наличие имён, аббревиатур и пожеланий, указанных в запросе. Отсутствие какой-либо цензуры показал лишь ChatGPT, остальные же модели отказывались генерировать, если в запросе были указаны запрещённые разработчиком слова или имена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные выводы могут быть применены на практике в СМИ, блогинге и медиасфере. У всех трёх сервисов есть свои положительные и отрицательные стороны. Согласно результатам проведённого исследования, на данный момент лидером по генерации и обработке текстов является ChatGPT. Лидерство сервису обеспечивается за счёт широкого спектра возможностей и стабильности выдачи ответов на запросы. Однако в связи с наличием в сети Интернет большого количества информации, необходимой для быстрого обучения российских сетей, ситуация может измениться в ближайшее время.
ВВЕДЕНИЕ. Журналистика включает в себя наряду с творческим и репродуктивное начало, потому что представляет собой массовое медиапроизводство. Надо сказать, что в любой сфере деятельности человека эти начала взаимодействуют между собой. Но в журналистике этот процесс осложнён тем, что автор, создавая новый продукт, работает зачастую по определённой технологии, решая, как правило, типовые задачи. С развитием нейросетей, которые наравне с журналистами создают медиатексты, предметом научного обсуждения становятся категории «творчества» и «авторства», которые в современных реалиях получают новое осмысление. Предметом исследования выступают творчество и журналистское творчество, функционирующее в эпоху развития нейросетей. Цель – раскрыть сущность творчества, которое может существовать как продукт деятельности человека, а не компьютерной системы, только имитирующей процессы, которые происходят в мозгу человека.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы общенаучные методы: теоретический и концептуальный синтез философских, культурологических, психологических источников, а также была изучена литература, посвящённая вопросам журналистского творчества и использования нейросетей в духовном производстве.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Была обоснована социальная сущность журналистского творчества, результатом которого является духовная и мыслительная деятельности человека, в то время как нейросеть не обладает ни сознанием, ни интуицией, которые генерируют творческий процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Взаимодействие человека с нейросетью в создании оригинального произведения невозможно на условиях паритетности, так как творческая деятельность всегда личностно мотивирована и управляемая самим субъектом. Областью применения результатов исследования может быть психология журналистского творчества. В перспективе научных исследований вопросы обоснования критериев оценивания художественных, публицистических, журналистских произведений, созданных машиной.
ВВЕДЕНИЕ. Целью исследования является изучение городского текста в отражении художественной картины мира исторического романа Адыла Якубова «Сокровища Улугбека», позволяющее рассмотреть произведение на основе анализа места и действия событий.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужил исторический роман А. Якубова «Сокровища Улугбека». Использованы описательный метод, хронотопический, мотивный и геопоэтический подходы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что историческое бытие города Самарканда в художественном произведении определило поведение героев: образ города выступает второстепенным действующим лицом, становится непосредственным участником культурно-исторических событий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ художественной картины мира исторического романа А. Якубова «Сокровища Улугбека» показал, что атмосфера жизни и быта жителей Самарканда XV века включает в себя культурно-исторический, хронологический, эстетический аспекты, с помощью которых воссоздаётся непосредственная связь в изображении человека и его чувств и окружающей его действительности. Доказано, что топоним Самарканд – это своеобразный художественный хронотип, позволяющий представить единство национальной региональной культуры, осуществить через прошлое понимание исторической городской реальности и утвердить положение о том, что образ города Самарканда являет собой базис художественного мышления автора романа А. Якубова.
ВВЕДЕНИЕ. Исследование посвящено творческой биографии поэта и переводчика Н.И. Глазкова (1919–1979), неразрывно связанной с его путешествиями по Советскому Союзу, которые вдохновляли его на новые стихи и переводы. Своими стихами и впечатлениями он делился в письмах многочисленным корреспондентам, значительная часть которых жила в Тамбове. Н.И. Глазков неоднократно посещал Тамбов и жил в нём иногда по нескольку недель. Целью исследования является дополнение биографических сведений о поэте Н.И. Глазкове.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования послужили письма, написанные поэтом его тамбовским знакомым, его дружеские послания и дневниковые записи. В ходе анализа этих материалов использовались историко-литературный и литературно-биографический методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. С момента первого знакомства поэта с Тамбовом у него завязались прочные дружеские и творческие отношения с тамбовской творческой средой. Соответствие, выявленное при сопоставлении содержания писем Н.И. Глазкова тамбовским адресатам с дневниковыми записями поэта, позволяет сделать вывод об автобиографическом характере этих писем, а также уточнить некоторые факты биографии поэта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Связь Н.И. Глазкова с Тамбовским краем – одна из наиболее значительных страниц в его творческой биографии. Практическая значимость этого вывода заключается в возможности использования эпистолярного наследия для дальнейших исследований творческой биографии поэта и установления его влияния на литературный процесс в Тамбове 1950–1970-х гг.
ВВЕДЕНИЕ. Исследование посвящено осмыслению и выявлению значения восточного стиля философии и эстетики даосизма в творчестве яркого представителя русского символизма Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева), определившего развитие литературного процесса (модернистских и постмодернистских течений) и искусства первой трети XX века и оказавшего влияние на дальнейшее развитие российской литературы. Цель исследования – показать понятийное содержание эстетической мысли русского философа и поэтасимволиста сквозь призму даосизма и уточнить присутствие восточной традиционной мудрости («Дао-Дэ-Цзин») в построении теории символизма А. Белого.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужило собрание сочинений А. Белого. Использовался впервые представленный для русскоязычного читателя перевод книги «Дао-Дэ-Цзин», написанной великим китайским мыслителем Лао-Цзы. При решении исследовательских задач использовался метод описания с интерпретирующей функцией языка, то есть метод изучения интерпретации знаний о мире. В нашем случае интерпретация даосизма ориентирована на интерпретационную деятельность отдельной творческой личности человека, что всегда предполагает субъективную избирательность слова.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ творчества А. Белого показал, что в отражении проблематики символа, философских принципов символизма участвуют, помимо двух источников: с одной стороны, идеи славянофилов, вытекающие из философии В. Соловьёва, с другой стороны, система западной философии (идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше), отражение творческого заимствования восточной мудрости, идеи и функции китайской словесности. Своеобразие образного мышления русского поэта-символиста, который в соответствии со своей духовной природой прошёл свой яркий творческий путь, находит отражение в разработке художественного метода – символизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В основе идеи символизма А. Белого лежит сочетаемость концепций различных мыслителей, включая философствование в даосском стиле. А. Белый создавал всеединую символическую картину мира – объединение художественных, эстетических, религиозных, мистических и житейских представлений и знаний о мире в одно целое. Связующим знаком этого объединения является Символ, который имеет ярко выраженный авторский характер, обладает бесконечностью границ ценностной, а не семантической индивидуальной интерпретацией слова и транслирует проявление системного плюрализма, открывающего сущность мира и бытия.
ВВЕДЕНИЕ. Проанализирован особый вид газетной литературы начала XX века – провинциальные сатирические журналы времени Первой русской революции. Цель исследования – проанализировать редакционную деятельность екатеринбургских сатирических журналов 1906–1907 гг.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. На основе сравнительно-исторического метода сделана попытка выявить специфику провинциальных сатирических журналов по сравнению с журналами столиц, понять специфику работы редактора такого журнала, издательское поведение авторов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Провинциальные журналы с большей смелостью обозначали основные темы сатирической журнальной поэзии и прозы этого времени. Вместе с тем им удавалось просуществовать более долгое время. Такие журналы представляют собой качественно новый полиграфический, издательский, поэтический продукт. Они оказались востребованы провинциальным читателем этого времени (1906– 1907 гг.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование жанрово-тематического единства сатирического журнала может быть применено к исследованию других сатирических журналов Урала.
ВВЕДЕНИЕ. Живописный дискурс составляет существенно-важный элемент художественного творчества Ф.М. Достоевского, выполняющий особую символическую функцию и обеспечивающий дополнительную смысловую нагрузку. Цель исследования – проанализировать символическое содержание полотна испанского художника Д. Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X» (1650) в контексте авторского замысла повести Ф.М. Достоевского «Кроткая».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Объектом исследования служит повесть Ф.М. Достоевского «Кроткая», опубликованная в ноябрьском выпуске «Дневника писателя» за 1876 г., а также рукописные редакции и черновые наброски к повести. В методологическую базу исследования входит метод сравнительно-исторического и герменевтико-интерпретационного анализа. Междисциплинарный характер исследования обусловлен обращением к теологической, философской, исторической и искусствоведческой проблематике.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе исследования выявлено наличие символической корреляции между портретом понтифика и образом Закладчика. Мотивы обмана, деспотического господства, страха и потаённого сладострастия взаимно пересекаются и дополняют друг друга, образуя двойной портрет – папы и героя повести. Для самого Достоевского образ понтифика Иннокентия X мог являться своеобразным олицетворением католического института Папства и сокрытых в нём тенденций к духовному деспотизму и абсолютному господству над человеком. Яркий художественный приём, так и не реализованный в окончательной редакции повести, приобретает особое значение и звучание в контексте антикатолической полемики Достоевского.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Символическая функция папского портрета имеет важное концептуальное значение как внутри авторского замысла повести «Кроткая», так и за его пределами в контексте антикатолического дискурса Достоевского. Полученные выводы вносят важные коррективы к дальнейшему изучению повести Ф.М. Достоевского, углубляя её смысловое значение.
ВВЕДЕНИЕ. Выдающийся русский поэт Гавриил Романович Державин является одним из немногочисленных авторов, который в художественном творчестве богословски осмысливал человеческое бытие, место человека в мире и его отношение к Творцу и Зиждителю мира. Объектом исследования является духовная поэзия Г.Р. Державина; предметом исследования – религиозные представления поэта о человеке и его взаимоотношении с Богом и окружающим миром, нашедшие отражение в жанре духовной оды. Цель исследования заключается в выявлении особенностей выражения православного мировоззрения Г.Р. Державина в эпизодах его биографии и поэтическом творчестве на примере духовной оды.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В соответствии с междисциплинарным характером исследования использовалась комбинация филологических, исторических и теологических научных методов, важнейшими из которых стали историко-биографический, интертекстуальный и герменевтический.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ фактов биографии Г.Р. Державина и воспоминаний его современников позволил охарактеризовать поэта как человека, глубоко укоренённого в православной вере и стремящегося познать Божественные истины, а также донести посредством словесного творчества высший нравственный закон до широкого круга своих читателей. Обзор произведений жанра духовной оды, написанных по мотивам ряда псалмов, а также богословско-филологический анализ оды «Бог» позволили выявить смысловые и идейные связи мировоззрения автора с догматическим и антропологическим учением Православной Церкви. При помощи раскрытия богословского содержания лексем «раб» – «царь», «червь» – «Бог» разрешена кажущаяся антиномия и дана трактовка этих слов с точки зрения православной антропологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В результате проведённого исследования сделан вывод, что вершиной поэтического творчества Г.Р. Державина является ода «Бог», в которой в полной мере раскрываются черты православного мировоззрения поэта, в частности, антропологические и сотериологические его аспекты. Основной темой оды является величие Бога, в Которого человек призван верить, Которого должен непрестанно благодарить, смиренно с любовью возвеличивать и славословить, подражая ветхозаветному псалмопевцу – царю Давиду.
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрена вторичная оценочная категоризация воспитательной деятельности на материале английского языка. Вторичная оценочная категоризация опирается на уже сформированное знание, полученное опытным путём, которое является основой для процессов когнитивного моделирования, представленного метафорическими, метонимическими, метафтонимическими моделями и концептуальным сравнением. На основе выявленных типов моделирования, активизируемых в процессах вторичной оценочной категоризации воспитательной деятельности, формируется выводное знание оценочного типа в виде частных оценок различных аспектов воспитательной деятельности. Образный характер такого знания способствует усилению экспрессивного потенциала высказывания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Методологической базой данного исследования выступает метод когнитивного моделирования, который позволяет осмыслить скрытые процессы формирования вторичного оценочного знания. В качестве материала для теоретического анализа были использованы труды отечественных и зарубежных учёных. Материалом для практического анализа послужили примеры, полученные методом сплошной выборки из корпусов (BNC, COCA). В качестве иллюстративного материала также использовались публицистические тексты, данные англоязычных словарей и информационные ресурсы сети Интернет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что значимыми для наблюдателя оценками в процессах вторичной оценочной категоризации воспитательной деятельности являются этическая, нормативная, психологическая, утилитарная и телеологическая оценки. В качестве объектов оценки выступают характеристики концепта UPBRINGING. Определено, что метафорическое моделирование характеризуется наибольшим потенциалом в формировании вторичного оценочного знания, так как в процессе такого моделирования внимание наблюдателя фокусируется на большем количестве аспектов воспитательной деятельности, и реализуется наибольшее количество типов оценки по сравнению с другими когнитивными моделями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Перспектива исследования заключается в возможности использования полученных результатов при исследовании вторичной оценочной категоризации других объектов и при изучении процессов когнитивного моделирования в формировании оценки.
Работа посвящена актуальной проблеме специфики частеречного состава терминов английского и русского языков в области международного воздушного права. В исследовании представлен анализ частей речи, входящих в структуру терминов международного воздушного права по критерию принадлежности к определённому терминологическому полю. Цель исследования заключается в определении наиболее характерного частеречного состава для терминов нескольких групп, выделенных на основе общего поля в терминосистемах русского и английского языков. Такой принцип анализа позволяет проводить сопоставления терминологических групп в разных языковых системах. Задачи исследования заключались в выявлении частотности определённой частеречной структуры для терминов русского и английского языков. Представлены результаты эмпирического исследования, которые доказывают, что предложенный вариант анализа позволяет сопоставить каждую лексикосемантическую группу английского языка с русским языком в отношении частотности определённой частеречной структуры; выявить основную динамику употребления определённых частеречных структур в английской и русской терминосистемах международного воздушного права. По итогу исследования сделаны следующие выводы: сопоставительный анализ частеречной структуры на основе критерия единого семантического ядра в рамках отрасли международного воздушного права является наиболее объективным критерием, допускающим сопоставление терминов из двух разных языковых систем в рамках кросслингвистического исследования; частеречные структуры терминов напрямую связаны со структурными особенностями русского и английского языков.
ВВЕДЕНИЕ. Представлен когнитивно-дискурсивный анализ метафоры банковского кризиса 2023 г. (БК). Необходимость осмысления происходящих событий через многоуровневный анализ экономического дискурса и его составляющих, задачи моделирования когнитивной метафоры в экономических медиатекстах, несущих информацию о БК, с целью выявления доминирующих метафорических моделей, характерных для экономического дискурса, целесообразность определения общих тенденций в развитии экономического дискурса через сравнительный анализ метафоры БК и ЭК (экономического кризиса) обусловливают актуальность темы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование источников англоязычной деловой экономической информации (март–декабрь 2023 г.) проведено на основе следующих методов: сплошной выборки, описательного и сравнительного, метода когнитивного моделирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлены наиболее частотные метафорические модели: «БК – это человек», «БК – это болезнь», «БК – это природные катаклизмы», «БК – это дорога» и новая модель «БК – это процесс приготовления пищи». Установленные метафоры характеризуются процессуальностью, а сложность концептов, выступающих сферами-источниками, обеспечивает семантическую иррадиацию основного понятия за счёт трансформации коллективно отражаемых в нём значений и оценок и приводит к закреплению метафор в экономическом дискурсе. Доминирующие метафорические модели также преобладают в представлении ЭК 2008–2012 гг. Сравнение метафор двух кризисов в экономике позволяет определить некоторые общие тенденции в развитии экономического дискурса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сочетание разных метафорических моделей усиливает их воздействие на адресата. Метафорическое смыслопорождение – непрекращающийся процесс, создающий когнитивную рамку восприятия экономического дискурса. Перспективы дальнейшего исследования состоят в рассмотрении взаимодействия метафорических моделей между собой и с другими средствами воздействия – прецедентными феноменами, эмотивной и эвфемистической лексикой, фразеологией.
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрена проблема исследования и сохранения исчезнувших наименований географических объектов посредством топонимических коммеморативных практик. Дан анализ деятельности средств массовых коммуникаций, благодаря которым память об ушедших топонимах передаётся будущим поколениям жителей страны в целом и отдельных регионов, а местный топонимический мартиролог регулярно пополняется новыми названиями. Цель исследования – выявление роли топонимических коммеморативных практик в исследовании и сохранении исчезнувших наименований географических объектов, располагавшихся на территории Российской Федерации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. На конкретных примерах из опыта Воронежской области по успешной реализации топонимических коммеморативных практик рассмотрены их основные виды, даны рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по работе в этом направлении. Эмпирическая база исследования состоит из алфавитных списков географических названий ранее существовавших населённых пунктов, зарегистрированных в автоматизированном государственном каталоге географических названий, публикаций в СМИ и в научных изданиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показано, что основными видами топонимических коммеморативных практик могут стать установка на месте исчезнувших населённых пунктов памятных знаков, информационных табличек, часовен, памятников, публикация соответствующих краеведческих материалов, художественных произведений и мемуаров бывших жителей данных населённых пунктов в региональных и районных СМИ, проведение массовых культурно-исторических мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Коммеморативные практики являются надёжным каналом сохранения памяти об исчезнувших населённых пунктах и их названиях и передачи соответствующей историко-топонимической информации последующим поколениям россиян. С этой целью органам государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации рекомендуется в своей деятельности применять топонимические коммеморативные практики.
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью когнитивносемантического анализа механизма эпитетации в текстах М. Цветаевой. Это определяется центральным положением признаковой лексики и категории эпитета в идиостиле поэта. Цель исследования связана с изучением идиостилевой специфики признаковой вербализации концепта «любовь» в текстах М. Цветаевой; выявлены роль эпитетации в идиостилевой системе, смысловое наполнение данного концепта в текстах М. Цветаевой, а также типы эпитетных слов, вербализующих данный смысл.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. На основании когнитивно-семантического, лексикографического, лексико-семантического, статистического методов проанализирована признаковая вербализация концепта «любовь» в текстах М. Цветаевой. Анализ признаковой номинации осуществлялся на основе «Словаря эпитетов русского литературного языка». При исследовании закономерностей признаковой вербализации любви в текстах поэта выявлены основные типы качественных значений, актуализируемых поэтом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показано, что основной тенденцией в рамках образного осмысления свойств концепта «любовь» выступила его антропоморфизация, частотное употребление метафорических и метонимических эпитетных слов при определяемом «любовь». Окказиональные признаки выражаются как адъективными эпитетами, так и нетипичными для эпитетных слов лексемами, частотным из которых выступает субстантив. Эпитетная парадигма, вербализующая признаки рассматриваемого концепта, представлена простыми, а также составными эпитетными комплексами в различных позиционных вариациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование адресовано специалистам в области изучения художественной речи, стилистики, лингвистической поэтики, когнитивной лингвистики, лингвистического цветаеведения. Постулирован вывод о том, что творческий почерк М. Цветаевой отличает рефлексия над признаковыми словами, намёки на интерпретацию их семантики или прямой комментарий. Разнообразные способы вербализации признаковой составляющей концепта «любовь» подчёркивают значимость данного концепта для творчества поэта. Результаты исследования могут найти применение в дальнейших разработках по проблеме эпитетации в русском языке и лингвистическом цветаеведении.
ВВЕДЕНИЕ. Целью исследования является лингвостилистический анализ средств создания разговорности в лирике таких известных поэтов-шестидесятников, как А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский. В настоящее время специфика индивидуальноавторского использования показателей разговорности в русской поэзии второй половины XX века изучена недостаточно.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Для достижения поставленной цели были использованы методы лингвостилистического и контекстуального анализа. Материалом для лингвостилистического анализа послужили разноуровневые средства создания разговорности в поэтических текстах А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественского.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Описаны следующие средства создания категории разговорности в лирике А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественского: слова с разговорной или разговорно-сниженной окраской, просторечная лексика, словазаместители, опустошённые слова; эллипсис; неполные, незавершённые и бессоюзные предложения; релятивы-коммуникативы; местоименные корреляты в форме именительного падежа и др. Выявлена характерологическая функция лексических показателей разговорности в языке поэзии (создают речевые портреты лирического героя и других участников коммуникации).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты исследования дополняют имеющиеся в научной литературе сведения о средствах создания разговорности в монологической речи и могут быть использованы в рамках филологического анализа текста.
ВВЕДЕНИЕ. Работа посвящена исследованию употребления причастий в художественных произведениях М.Ю. Лермонтова. Актуальность и научная новизна заключаются в исследовании причастия в функционально-речевом аспекте. Цель – проанализировать разные литературные жанры одного автора в рамках системного описания функционального плана причастий и формирования обобщающей теории функционального причастиеведения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Объект – художественные (лирические и прозаические) контексты употребления разных типов причастий. Предмет – функционально-речевые особенности причастий. На материале романа «Герой нашего времени» и поэмы «Печальный Демон, дух изгнанья…» посредством метода избирательной выборки из национального корпуса русского языка извлечены контексты, содержащие разные типы причастий. Методы работы с отобранным материалом: наблюдение, описание, анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Представлена классификация причастий, функционирующих в художественных текстах М.Ю. Лермонтова разных жанров, имеющая три основания: 1) по типу единиц: причастия-фразеологизмы, причастия-метафоры; 2) по типу функций: предикативные (с глагольной связкой, с глагольной связкой в инверсионном порядке), атрибутивные причастия; 3) по семантической природе: неадъективированные, адъективированные, субстантивированные причастия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование употребления М.Ю. Лермонтовым причастий разных типов в романе и в поэме содействует определению истоков особенностей, ставших сегодня традиционными для отечественной поэзии и прозы различных жанров, семантических и синтаксических типов. Перспектива работы заключается в проведении целенаправленных сопоставительных исследований функциональных разновидностей разных стилей, а внутри них и разных родов, жанров, художественных направлений и идиостилей.
ВВЕДЕНИЕ. Исследование будет полезно не только лингвистам и литературоведам, но и учителям литературы, поскольку произведения Л. Андреева входят в школьную программу. Целью является выявление семантического потенциала рассказа Л. Андреева «Кусака». Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения для современной филологической науки художественных текстов Л. Андреева с точки зрения выявления способности единиц разного уровня, находящихся во взаимосвязи, выступать маркерами мифопоэтического кода.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Текст рассказа Л. Андреева «Кусака» представляет собой систему разноуровневых единиц, анализ которых способствует более глубокому проникновению в художественный замысел автора. Использованы как общенаучные, так и специальные лингвистические методы: метод лингвистического наблюдения и описания, этимологический, словообразовательный, ономастический, контекстуальный, стилистический и лингвокультурный виды анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показано, что для художественного текста Л. Андреева характерна взаимосвязь единиц разного уровня, выявляющих мифопоэтическую основу рассказа, представленную оппозициями свой– чужой, свет–тьма, звук–тишина. Доминантами рассказа являются лексемы дом, двор, сад, солнце, мрак. Диминутивы, используемые автором при описании девушки и собаки, создают образ игрушки, которая интересна и желанна в настоящем, но может быть вследствие потери к ней интереса оставлена в будущем. Особую смысловую нагрузку имеют имена собственные (зоонимы Жучка, Кусака, Кусачка и антропонимы Лёля, Илюша, Догаевы) и их отсутствие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как и в большинстве произведений Л. Андреева, в рассказе «Кусака», демонстрирующем борьбу света с мраком, представлен путь обретения (Кусака) и потери души (Лёля и другие люди, которых почему-то называют добрыми). Всё это происходит на фоне природной цикличности – зима–весна–лето–осень–… коррелируют с природными процессами рождения–развития–старости–смерти. Наступившая после отъезда людей, бросивших Кусаку, превратившуюся снова просто в безымянную собаку, беспросветно-тёмная ночь становится символом потерянной надежды, потерянного счастья.
ВВЕДЕНИЕ. Понятия «национализм» и «патриотизм», «нацификация» и «денацификация» употребляются в современном контексте без учёта истории их формирования, что усиливает возможную эскалацию социальных конфликтов.
Цель исследования – выявить причины и последствия языковых манипуляций с понятием «патриотизм» и критерии его разграничения с «национализмом».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследуемых фактах истории рассмотрены этапы развития национализма и патриотизма в странах Европы, Российской империи, СССР и на постсоветском пространстве. Для изучения их взаимодействия используется сравнительно-исторический метод познания действительности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проанализированы типы государств, строящихся на разных принципах в зависимости от отношения властных элит к патриотизму и национализму: 1) протонационализм Древней Греции, сформированный на основе рабовладения; 2) национализм в Европе с поправкой на неприкосновенность собственности и свободы личности в буржуазных государствах, оправдывающих колонизацию «непросвещённых» народов; 3) патриотизм в Российской империи, сложившийся на основе православия и гражданственности с учётом национальной и территориальной открытости; 4) советский патриотизм, построенный на идеологии интернационализма, равенства и единства национальных республик; 5) неопатриотизм, который исключает национализм как идеологию превосходства «титульной» нации или государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Определены признаки национализма, раскрывающие его разрушительную природу и позволяющие закрепить социальную сущность патриотизма в структуре личностных, государственных и межнациональных отношений. Обоснована значимость модели открытости культур, экономик, религий и языков, создающих условия для формирования многополярных цивилизаций.
Издательство
- Издательство
- ТГУ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
- Регион
- Россия, Рассказово
- Почтовый адрес
- 392000, Тамбовская обл, г Тамбов, ул Интернациональная, д 33
- Юр. адрес
- 392000, Тамбовская обл, г Тамбов, ул Интернациональная, д 33
- ФИО
- Моисеев Павел Сергеевич (РЕКТОР)