Интеграция интересов образовательного и профессионального сообществ может быть реализована на уровне создания экосистем образовательно-профессионального пространства вуза. Цель статьи - выявить ключевые факторы и движущие силы, объясняющие преимущество организации образовательно-профессионального пространства по типу цифровых образовательных экосистем и обеспечивающие трансформацию основных элементов педагогической системы подготовки будущего специалиста. Представлена модель цифровой экосистемы образовательно-профессионального пространства и частный случай ее реализации на примере единой информационной образовательной среды для экологической подготовки военнослужащих.
Идентификаторы и классификаторы
Подготовка профильных специалистов в условиях цифрового формата взаимодействия между всеми участниками образовательно-профессионального пространства отнюдь не формальная дань зарождающейся традиции сетевого сотрудничества или слепое следование популярным в обществе тенденциям с маркировкой «цифра», а единственный способ соответствовать «духу времени» в нарастающем темпе цифровизации всех сфер жизни человека и общества.
Список литературы
1. Селезнева О. В. Цифровизация общества и будущее образования в представлении курсанта военного вуза // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. ст. 4-й Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 16-17 нояб. 2023 г. М.: Моск. гос. психол.-пед. ун-т, 2023. С. 795-800. EDN: KRFVLU
2. Московцева Е. А. Развитие информационно-когнитивных технологий получения знаний средствами учебного предмета // Рефлексия. 2023. № 1. С. 90-92. EDN: CPJKKV
3. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Изменение исследовательского поля современной дидактики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 15, № 1. С. 68-76.
4. Жданко Т. А. Характеристика образовательно-профессионального пространства вуза // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2010. № 1. С. 42-48. EDN: MSTIYN
5. Иванов А. Л., Шустова И. С. Исследование цифровых экосистем как фундаментального элемента цифровой экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 5. С. 655-670. DOI: 10.18334/ce.4.5.110-151 EDN: UTNTVK
6. Володина Н. Л. Преимущества создания цифровой экосистемы // Организатор производства. 2021. Т. 29, № 4. С. 104-111. DOI: 10.36622/VSTU.2021.95.61.011 EDN: LVYUHN
7. Селезнева О. В., Пушкарева И. Н., Кузяев И. З. Единая информационно-образовательная среда для экологической подготовки военнослужащих // Педагогическое образование в России. 2023. № 3. С. 126-134. EDN: XRAVQO
8. Слепцова И. Ф. Ценностная основа и направления создания единого образовательного пространства // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2024. № 1 (93). С. 41-46. EDN: QHXILP
9. Итинсон К. С., Чиркова В. М. Обзор платформ электронного обучения: инструменты, преимущества, недостатки // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 200-203. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1003-0048 EDN: ABYOZQ
10. Селезнева О. В. Методические аспекты использования средств визуализации в контенте электронных учебников // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. Т. 16, № 1. С. 149-160. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.1.17 EDN: ATCJPF
11. Mayer R. Coursera Partners’ Conference. Keynote Plenary. New-port Beach, CA, 2015. URL: https://www.coursera.org/learn/coursera-part-ners-portal/lecture/anwb6/richard-mayer-keynote-plenary.
12. Johnson S.Interface Culture. Wie neue Technologien Kreativität und Kommunikation veränder. Stuttgart: Klett-Cotta, 1999. 296 s. URL: https://openlibrary.org/works/OL2668637W/Interface_Culture._Wie_neue_Technologien_Kreativität_und_Kommunikation_verändern.
13. Budde J. Didaktische Regime - Zettelwirtschaft zwischen Differenzstrukturen, Homogenisierung und Individualisierung // Unscharfe Einsätze: (Re-) Produktion von Heterogenität im schulischen Feld. Wiesbaden: Springer VS, 2013. S. 169-185.
14. Беспалько В. П. Киберпедагогика - вызов XXI века // Народное образование. 2016. № 7-8. С. 109-118. EDN: YLNYBV
15. Боэн У. Высшее образование в цифровую эпоху / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. 224 с.
16. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
17. Исакова Г. С. Формирование образовательной экосистемы вуза с использованием облачных сервисов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 100-107. EDN: NMSZXB
18. Косолапова Л. А., Богомолов А. Н. Принцип внутрисистемной ресурсности как условие повышения результативности преподавания педагогических дисциплин в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4, ч. 3 (106). С. 48-53. DOI: 10.23670/IRJ.2021.106.4.072 EDN: EKEOOO
19. Касторнова В. А., Дмитриев Д. А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2012. Т. 9, № 2 (18). С. 83-89. URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/51791. EDN: PLUEOF
20. Giesecke M. Auf der Suche nach posttypographischen Bildunsidealen // Zeitschrift für Pädagogik. 2005. № 51. S. 14-29. https://doi.org/10.25656/01:4737.
21. Мамаева Н. А., Симак Р. С., Симак Н. Ю. Цифровая информационно-образовательная среда в военной сфере // Евразийская интеграция: современные тренды и перспективные направления: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 14 марта 2023 г. / Ом. гос. техн. ун-т. Омск, 2023. С. 118-128. DOI: 10.24412/cl-37031-2023-2-118-128 EDN: FLRSDQ
22. Селезнева О. В. Оценка качества экологической подготовки военного специалиста в рамках образовательного процесса в вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 1 (35). С. 122-129. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2019.35.122 EDN: ZRZBCR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Перемены в экономике, социально-культурной сфере, геополитике и обществе в целом требуют изменений в подходах к подготовке педагогических кадров. Выпускники вузов должны быть готовы к современным условиям образовательного пространства. Традиционные подходы к организации педагогических практик не решают поставленной задачи, необходимо внедрять новые продуктивные методы обучения. В статье определены современные дидактические подходы к организации практики студентов-лингвистов: компетентностный, личностно-деятельностный, системно-деятельностный и экосистемный. Рассмотрены основные характеристики экосистемы. Анализ научной литературы, эксперимент с организацией практик студентов Уральского федерального университета, анкетирование участников и полученные результаты позволяют убедиться в эффективности экосистемного подхода. Описана методика практической подготовки лингвистов к профессиональной педагогической деятельности. Приведены примеры различных мероприятий, проведенных в рамках учебной научно-исследовательской и педагогической практик студентов в разных учебных заведениях. Представлены статистические данные об оценке эксперимента всеми участниками. Полученные результаты демонстрируют эффективность экосистемного подхода к организации педагогической практики студентов.
Представлен анализ практического опыта проектирования модели методической работы учителя по ликвидации дефицитов профессиональных компетенций, реализуемой на основе информального образования в цифровой образовательной среде. Предложена и обоснована организационная структура многоуровневой модели методической работы учителя средствами информального образования, охарактеризованы управленческие функции каждого из уровней. Сформулированы требования к организации основных мероприятий модели, даны рекомендации по реализации познавательной активности учителя в цифровой образовательной среде средствами информального образования.
Рассмотрен образовательный кластер с позиции экосистемы в период его перехода к решению социально-экономических задач. Определены системообразующие элементы образовательного кластера, представлен рефлексивный анализ их функциональных связей и взаимозависимости, сформулированы методологические подходы исследования перехода образовательного кластера в социально-экономическую экосистему (системно-средовой, интегративный, синергетический). Эмпирической базой исследования послужила система «Северного образовательного кластера» г. Краснотурьинска Северного управленческого округа Свердловской области.
С возможностями персонализированного обучения связывают сегодня перспективы развития личностного потенциала обучающегося. В рамках исследования выделены ключевые методологические подходы в понимании процесса персонализации обучения. На основе анализа отечественных и зарубежных источников определены основные последствия широкого распространения и все возрастающего влияния на человека инструментов цифровой персонализации. В образовании они могут стать непреодолимым препятствием в развитии личноcтного потенциала обучающихся. Рассмотрены понятия «стена фильтров» и «информационные пузыри» с целью определения причин дефицита творческих ресурсов человека в условиях конкурентной цифровой среды. При разработке модели персонализированного обучения необходимо учитывать потенциальные опасности интернет-технологий. В центре внимания автора - формирующиеся в цифровой среде антропологические угрозы развитию креативного потенциала личности. Подтверждением сделанных выводов стали результаты проведенных социологических исследований. Подчеркнута важность поиска решений по минимизации и преодолению рисков цифровых оснований персонализации.
В настоящее время особую актуальность приобретает исследование проблем персонализированного образования. Современной психолого-педагогической практике требуется научное обоснование, эмпирическая проверка и разработка содержания такой категории, как персонификация. В рамках нашего исследования рассматривается направленность личности как компонент персонифицированного субъекта деятельности. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» г. Екатеринбурга.
С помощью психодиагностических методик были изучены такие составляющие направленности, как мотивация, самоопределение, ценностные ориентации. Определение компонентов направленности личности позволит более точно и глубоко выявить предпочтения и интересы студентов, создать индивидуальные образовательные траектории с учетом конкретных потребностей каждого обучающегося. Полученные результаты подтверждают, что существуют значимые взаимосвязи между составляющими направленности личности как части персонификации, их необходимо учитывать в процессе самоактуализации и самореализации студентов.
Основными идеями запущенного в 2022 г. федерального проекта«Профессионалитет» являются стратегические векторы развития профессионального образования в условиях современных вызовов, новый отраслевой подход в адресной подготовке востребованных профессионалов для приоритетных отраслей экономики. Решение стратегически важной задачи развития профессионального образования возможно только на основании тесного реального взаимодействия профессиональных образовательных организаций СПО с работодателями, индустриальными партнерами, чей заказ на подготовку кадров выполняют колледжи и техникумы. Проблема исследования заключается в необходимости ответить на вопрос: как добиться успешного профессионального становления специалистов среднего звена, чтобы обеспечить потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий региона? Целью статьи является обобщение опыта реализации федерального проекта «Профессионалитет» по подготовке нового специалиста в одном из самых крупных кластеров Свердловской области - металлургическом кластере на базе Первоуральского металлургического колледжа.
В ходе исследования применен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблематике, контент-анализ, обобщение и систематизация полученных данных; изучен и обобщен педагогический опыт, осмыслено достигнутое и определены перспективы дальнейшей реализации федерального проекта «Профессионалитет».
Результаты проведенного исследования могут быть использованы руководителями профессиональных образовательных организаций с целью совершенствования процесса подготовки высококвалифицированных специалистов для конкретных производственных отраслей.
Проведен анализ Концепции преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки, выявлены перспективы ее реализации в образовательных организациях системы МЧС России. Особо отмечены своевременность и актуальность появления данного документа. Выделены факторы, обусловливающие в настоящее время повышенное внимание к вопросам изучения истории России, описан ряд обстоятельств, которые следует учитывать в процессе преподавания дисциплины. Рассмотрены особенности применения различных методических средств и приемов обучения в рамках курса «История России» в Уральском институте ГПС МЧС России (с учетом приоритетных задач будущей профессиональной деятельности обучающихся). Определена роль педагога как подлинного наставника-воспитателя, формирующего патриотическое историческое сознание студентов в процессе личностно-ориентированного преподавания исторической дисциплины.
В условиях изменяющейся геополитической и социально-экономической ситуации возникает необходимость в формировании новой когорты специалистов публичного управления РФ. С помощью метода моделирования педагогической системы дается обоснование методологии подготовки специалистов государственного и муниципального управления к инновационной деятельности с позиций традиционных для системы высшего образования системного, аксиологического, акмеологического и модульного подходов. Кроме того, применены культурно-исторический и предложенный авторами инновационно-деятельностный подходы. Представленный комплекс методологических подходов ориентирован на формирование и развитие основных компонентов профессиональной готовности будущих специалистов публичного управления к инновационной деятельности: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.
Рассмотрены проблемы подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Актуальность исследования состоит в том, что в условиях развития цифровой среды, активного использования информационных технологий при работе с документами, а также с принятием нового ФГОС СПО по данному направлению требуется анализ и пересмотр профессиональной подготовки специалистов в области документационного обеспечения управления и архивоведения. Выявлены проблемные участки, которые позволят скорректировать содержание учебно-методических комплексов по данному направлению подготовки.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/