В статье исследуется проблема приватности в интернет-коммуникации в контексте парадокса конфиденциальности. Цель статьи - показать видение проблемы не только в рамках социально-теоретического подхода, но и с позиции философской антропологии и теории коммуникации. Осуществлен анализ актуальных исследований по проблеме парадокса конфиденциальности и выявлены основные проблемы, привлекающие внимание специалистов. Отмечается, что трансформации границы приватного происходят в эпоху телевидения, когда складываются практики избыточной откровенности в обсуждении исключительно личных тем. Вместе с тем открытость в сфере приватного не исключает тревоги по поводу возможных последствий такой свободы. Показано, каким образом феномен самораскрытия, как неотъемлемый элемент общения, приобретает в сетевой коммуникации новые формы. Если в устном общении откровенно высказанная личная информация, как правило, ненадолго запоминается, то в Интернете приватное всегда в памяти Сети.
Идентификаторы и классификаторы
Интернет и рождаемые им новые виды взаимодействия заставляют переосмыслить множество человеческих функций и возникающих в связи с этим проблем. Так, функция человеческой памяти активно дополняется в связи с открытым и практически круглосуточным доступом к бесконечному количеству информации. Память же остается важнейшим элементом культуры, выделяя атомарные события социального взаимодействия в целую сеть культурных кодов, необходимых для ее сохранения и развития. При этом постоянный поток социального взаимодействия актуализирует проблему приватного, которая в контексте обсуждения трансформации современных форм коммуникации традиционно рассматривается в связи с изменениями публичной сферы. Отмечается также неразрывная связь публичного и приватного, выявляются признаки существенного кризиса публичного или же вовсе доказывается исчезновение публичной сферы в той ее форме, в какой она сложилась до Второй мировой войны. Работы Х. Арендт, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, М. Маклюэна, М. Кастельса, З. Баумана и других исследователей в разных методологических оптиках раскрывают целый комплекс проблем, вызванных указанной трансформацией публичного.
Список литературы
1. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005.
2. Безопасность персональных данных // Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. 2017. URL: https://www.levada.ru/2017/05/25/bezopasnost-personalnyh-dannyh (дата обращения: 21.09.2023).
3. Дискурсивные границы территории родительства: анализ кейса “плохой матери” в социальных медиа / О. Е. Дорофеева, А. Д. Кавеева, А. А. Андреева, О. Е. Вербилович // Журнал исследований социальной политики. 2021. № 19(3). С. 451-464. EDN: MCTTWP
4. Лайкнул - в тюрьму. Что стоит за уголовными делами по статье 282 // Риа Новости. URL: https://ria.ru/20180820/1526668130.html (дата обращения: 21.09.2023).
5. Лекторский В. А. Трансформация индивидуальной и коллективной памяти в контексте глобальной цифровизации // История. 2020. Т. 11, вып. 9. URL: https://history.jes.su/S207987840012305-4-1 (дата обращения: 03.03.2024).
6. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / пер. с фр. В. В. Кузнецова. СПб.: Владимир Даль, 2001.
7. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-центр, 2004.
8. Масликова О. С. Языковые особенности общения в интернет- пространстве // Инновационная наука. 2019. № 9. С. 71-72. EDN: CPJSIF
9. Полякова В. В., Фурсов К. C. Готовы ли пользователи Рунета делиться персональными данными? // Цифровая экономика: экспресс-информация. НИУ ВШЭ. 2021. URL: https://issek.hse.ru/news/450602433.html (дата обращения: 25.11.2023).
10. Пронкина Е. С. Парадокс приватности: почему пользователи социальных медиа раскрывают персональную информацию в публичном пространстве // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 8 (41). С. 155-165. EDN: YPWXPV
11. Сапон И. В. Причины раскрытия личной информации в профиле социальной сети “ВКонтакте” // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 2(65). С. 97-105. EDN: FKLSXD
12. Сапон И. В. Публичное и приватное в профиле социальной сети (в свете теории С. Петронио) // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13, № 2, ч. 1. С. 126-142. EDN: YSKZEJ
13. Сапон И. В., Леденев Д. Е. Возраст пользователя и самораскрытие в профиле социальной сети “ВКонтакте” // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2021. № 1. С. 80-97. EDN: UNERKP
14. Сапон И. В., Леденев Д. Е. Самораскрытие пользователей в социальных сетях: теоретический обзор // Вестник НГУЭУ. Социология. 2018. № 3. С. 287-288.
15. Сапон И. В., Леденев Д. Е. Виртуальная личность: сетевой эффект самораскрытия // Научный результат. Социология и управление. 2020a. Т. 6, № 2. С. 36-50. EDN: RXKACA
16. Сапон И. В., Леденев Д. Е. Управление приватностью в профиле социальной сети: анализ теории Сандры Петронио // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2020б. Т. 13, № 2. С. 21-33. EDN: FYNFHP
17. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002.
18. Cолдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 431-450. EDN: RSSHPN
19. Труфанова Е. О. Приватное и публичное в цифровом пространстве: размывание границ // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021а. № 1. С. 15-38. EDN: XFLCBR
20. Труфанова Е. О. Человек и его память в цифровизирующемся мире // Вестн. ЧелГУ. 2021б. № 8. С. 30-38. EDN: DIMCAQ
21. Чеснокова Л. В. Размывание границы между публичностью и приватностью в социальных сетях и парадокс приватности // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2021. № 2(20). С. 22-38. EDN: UBMDYN
22. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии. М.: Институт Фонда “Общественное мнение”, 2003. EDN: QOBZSZ
23. Arpetti J., Delmastro M. The privacy paradox: a challenge to decision theory? // Journal of Industrial and Business Economics. 2021. Vol. 48. P. 505-525. EDN: JQQJVZ
24. Barnes S. B. (2006). A privacy paradox: Social networking in the United States // First Monday. 2006. 9. URL: https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/download/1394/1312 (accessed: 21.09.2023).
25. Flender C., Müller G. Type Indeterminacy in Privacy Decisions: The Privacy Paradox Revisited // Quantum Interaction. 2012. P. 148-159.
26. Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love and Eroticism in Modern Societies. Cambridge: Polity Press, 1992.
27. Gonçalves R., de Figueiredo J. Effects of perceived risks and benefits in the formation of the consumption privacy paradox: a study of the use of wearables in people practicing physical activities // Electron Markets. 2022. № 32. Р. 1485-1499. EDN: NNVZYS
28. Grosz P., Greenberg G., De Leon C. A semantics of face emoji in discourse // Linguist and Philosophy. 2023. № 46. Р. 905-957. 10.1007/s10988-022-09369-8 (accessed: 21.09.2023). DOI: 10.1007/s10988-022-09369-8(accessed
29. Petronio S. Boundaries of privacy: Dialectics of disclosure. N. Y.: State University of New York Press, 2002.
30. Taddicken M. The ‘Privacy Paradox’ in the Social Web: The Impact of Privacy Concerns, Individual Characteristics, and the Perceived Social Relevance on Different Forms of Self-Disclosure // Journal of Computer-Mediated Communication. 2014. Vol. 19, iss. 2. P. 248-273.
31. Wetsman N. Mental health apps have terrible privacy protections, report finds / Prayer apps were also worse than other categories // The Verge. 2022. URL: https://www.theverge.com/2022/5/2/23045250/mozilla-mental-health-app-privacyanalysis (accessed: 21.09.2023).
32. What is ‘the Streisand effect’? Barbra Streisand addresses infamous invasion of privacy lawsuit in new memoir // Yahoo Celebrity. URL: https://www.yahoo.com/entertainment/streisand-effect-barbra-streisand-invasion-of-privacy-lawsuit-newmemoir-130024264.html? (accessed: 21.09.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Ставится проблема сравнительного изучения социализации в коммеморативном поле семьи и государства на примере поколений иммигрантов и внутренних мигрантов. Констатируется параллельное существование дискурсов семейной и официальной исторической памяти. На основании широкого круга источников выявляются общие элементы в семейной социализации молодых поколений и в интеграции государством «пришлых». Объединяющим механизмом выступает известный антропологам и философам дарообмен. Доказывается, что он является важной составляющей мировоззрения иммигрантов и внутренних мигрантов разных поколений, а также официальных государственных нарративов о прошлом. Предлагается гипотеза о том, что полная интеграция заключается в формировании готовности включиться в многовековой обмен между данной семьей и государством. Символический обмен, как в случае социализации посредством семейной памяти, должен быть выгоден семье, а не государству с идеей жертвенности во имя него. Таким образом, по мнению авторов, возможно преодолеть символические границы, которые являются препятствием для интеграции разных поколений иммигрантов и внутренних мигрантов в общероссийское коммеморативное пространство.
Их называют «поколением X», их детство и юность пришлись на 1980-е гг., они имели свой доступ к советской реальности, находясь, как правило, в лоне семьи. Вчитываясь в тексты газет, анализируя содержание телепроектов постсоветского времени, автор пытается ответить на вопрос, соответствуют ли эти интерпретации и трансляции образов Советского Союза собственным впечатлениям представителей «поколения X», для чего привлекаются идеи А. Ассман, М. Хирш, Г. Хармана, А. Юрчака, а также интервью акторов разных поколений. Делается вывод о том, что сегодня под влиянием медиа у в свое время юных свидетелей СССР формируется особое - раздвоенное - восприятие советского прошлого.
В статье рассматривается политика Русской православной церкви (РПЦ), направленная на включение элементов конфессиональной истории в светские учебно-методические нарративы. По мере стандартизации содержания курса истории России в школе, а затем и установления нормативных требований к результатам освоения общеобязательного курса истории России в вузах значимость этих каналов формирования коллективной памяти серьезно возросла. Проведенный анализ выявил три основные стратегии РПЦ по оказанию влияния на содержание данных курсов: акцентирование внимания на эпизодах участия церковных иерархов в переломных событиях, изменивших ход истории российской государственности, поэтапное расширение круга упоминаемых персоналий, связанных с историей Церкви, и, наконец, апелляция к цивилизационному подходу, акцентирующему внимание на ценностных основаниях политической истории, что дает РПЦ символическое преимущество как «государствообразующей» конфессии.
В статье рассматривается проблема репрезентации образов И. В. Сталина и сталинской эпохи в официальном государственном и православном дискурсах, проводится их сравнение, оценка степени взаимовлияния друг на друга, выявляются основные точки «напряженности» в этих нарративах. В условиях общей актуализации мемориальной повестки и по-прежнему высокого символического капитала событий, связанных с этим периодом, для большей части российского общества, включения их в формируемую гражданскую религию важно обратить внимание на возможные риски сосуществования этих двух нарративов. Делается вывод, что потенциальная конфликтность этих политик памяти связана прежде всего с противоречиями «постсоветских» и «несоветских» дискурсов. В заключение предлагаются концептуальные установки для государственной политики памяти, которые могли бы нивелировать выявленные риски.
Автором предпринята попытка эксплицировать изменения исторического контекста управленческой деятельности. Философия истории служит основанием, формирующим смыслополагание и целеполагание управленчества. Прогрессистские схемы отчетливо проявлялись в управлении в XIX-XX вв., однако в XXI в. прогресс перестал быть господствующей философией исторического времени. На смену ей приходят иные версии темпоральности, образуя тем самым новые проблемы для управленческих теорий и практик. Автор нацелен на выявление условий изменений исторических форм темпоральности как оснований целеполагания управления, на проблематизацию смысла и форм управлений в контексте контингетности. В тексте прослеживается трансформация управленческих форм, вызванная изменением контекстов исторической темпоральности. Отмечено, что потеря стратегического видения будущего в управленческой деятельности изменяет как практики управления, так и задачи, которые предъявляются управлению. Вместе с тем управленческие формы знания (модернистские науки), ранее господствовавшие в рамках прогрессистских схем истории, в контексте контингентной темпоральности показывают свою непригодность. Распространение контингетности как исторической схемы восприятия исторического времени образует проблематику смысла управления; горизонт будущего, служивший ранее ориентиром в управленчестве и мотивирующий на качественные изменения социального порядка через управленческие воздействия (планирование), исчезает. Основная задача философии управления, таким образом, состоит в том, чтобы сформировать ответы на те вызовы, которые бросает ей новая версия философии истории.
Статья описывает изменения в городском пространстве столицы Чеченской Республики в 2000-2022 гг. Рассматриваемый период включает активную фазу вооруженных действий второй чеченской войны, или контртеррористической операции на Северном Кавказе (завершилась 16 апреля 2009 г.), ставшей продолжением первой чеченской войны 1994-1996 гг. Однако политика переименования и десоветизации городского пространства Грозного началась задолго до 2009 г. Эти процессы привели к поэтапной национализации городской памяти, в которой стали заметны две параллельные линии памятования. Выявлено, что происходит подмена трагического и «неудобного» прошлого, связанного с периодом Великой Отечественной войны, - депортация чеченцев и ингушей в форме операции «Чечевица» в феврале 1944 г. Руководство Чеченской Республики стремится сконструировать и сохранить в мемориальном ландшафте Грозного только те объекты, которые указывают на исключительно положительную роль чеченцев в достижении Победы в 1945 г. Память о вооруженных действиях 1994-1996 и 1999-2009 гг. практически полностью нивелирована изменениями в городской топонимике. В том числе это подтверждает протестированная гипотеза авторов о существовании памяти «для своих» и памяти «для приезжих» во время экскурсии по Грозному.
В статье рассматриваются конфликты между мнемоническими акторами вокруг коммеморативного проекта Ковалевского леса как места увековечения памяти жертв красного террора 1920-х гг. Опираясь на идеи О. Двейера и Д. Альдермана об изучении мемориальных объектов, анализируются столкновения между акторами по поводу степени их вовлеченности в формирование проекта и включаемых в него фигур. Автор приходит к выводам о том, что мнемонические акторы, заинтересованные в преодолении забвения красного террора, стремились создать в Ковалевском лесу мифологизированную версию прошлого для посетителей, для которых память о репрессиях, терроре и его жертвах вынесена за черту города. В процессе развития проекта Ковалевский лес становится гибким пространством, в котором выделяется место для многих мифов. Для успешной реализации проекта акторы были готовы выстраивать свои отношения как взаимно принимающие и соглашались с включением в него многих нарративов.
В статье рассмотрены основные исторические нарративы и практики, складывающиеся вокруг инфраструктуры памяти г. Петрозаводска. Отталкиваясь от акторно-ориентированного подхода к исследованию политики памяти, мы показываем разнообразие мнемонических акторов и выбираемых ими стратегий коммеморации исторических деятелей и событий. Исследование показало, что в мемориальном облике Петрозаводска наблюдается расширение актуального прошлого, связанного как с процессами формирования общенациональной идентичности, так и с коммодизацией прошлого, то есть с использованием истории как привлекательного для туристов товара. Отсутствие единой стратегии мемориальной политики не позволяет в полной мере выстроить единый исторический нарратив, связывающий если не все, то большинство мемориалов. В то же время все акторы политики памяти стремятся формировать представление о городе как о важной части российской истории, а формируемые ими нарративы направлены на преодоление провинциального положения города.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru