Рассмотрены проблемы подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Актуальность исследования состоит в том, что в условиях развития цифровой среды, активного использования информационных технологий при работе с документами, а также с принятием нового ФГОС СПО по данному направлению требуется анализ и пересмотр профессиональной подготовки специалистов в области документационного обеспечения управления и архивоведения. Выявлены проблемные участки, которые позволят скорректировать содержание учебно-методических комплексов по данному направлению подготовки.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время основу любой управленческой деятельности составляют документы, поэтому потребность в квалифицированных специалистах в области документационного обеспечения управления (ДОУ) на современном рынке труда не вызывает сомнений.
Список литературы
1. Методы разработки сценариев развития среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации / В. И. Блинов [и др.] // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 2. С. 11-38. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-2-11-38 EDN: BDLCGD
2. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Векторы обновления содержания профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2 (49). С. 47-56. DOI: 10.52944/PORT.2022.49.2.005 EDN: BHIPVC
3. Мазур Л. Н. Профессиональная подготовка документоведов и архивистов в России: от специализации к системе непрерывного образования // Архивы России и Польши: история, проблемы и перспективы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. С. 287-308. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/19638. EDN: VLTYRR
4. Свирин К. М. Проблемы формирования компетенций документоведов и архивистов по работе в цифровой среде у студентов вузов // Документация в информационном обществе: задачи архивоведения и документоведения в условиях цифровой экономики: доклады и сообщения 25-й Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 07-08 нояб. 2018 г. / Всерос. науч.-исслед. ин-т документоведения и архивного дела. М., 2019. С. 274-279. URL: /item.asp?edn=&ysclid=llwvtjokwv719750285. EDN: EACWSD
5. Шмелев А. Н., Беззубенко Н. С., Радионова О. В. Развитие ИКТ-компетентности бакалавров по направлению подготовки “Документоведение и архивоведение” // Современные проблемы науки и образования. 2015 № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view? id=19758. EDN: TYSMLP
6. Розум М. Ю. Особенности дистанционного обучения документоведов и архивоведов в профессиональном обучении // Человек. Наука. Социум. 2021. № 3 (7). С. 198-213. URL: item.asp?id=47200450&ysclid=llwwnr8jju198286230. EDN: LGCPZQ
7. Лобачева Г. В., Костяев Э. В. Подготовка специалистов-документоведов в условиях цифровизации // Приоритеты развития экономики в условиях цифровизации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 30 нояб. 2021 г. Саратов: КУБиК, 2021. С. 295-299. URL: item.asp?edn=&ysclid=llwwwjzbpp303778905. EDN: KOJLBW
8. Суровцева Н. Г. Развитие документоведения в условиях трансформации управления документами в Российской Федерации: дис. … д-ра ист. наук. М., 2023. 529 с. EDN: GOUFVG
9. Ларин М. В. Развитие понятия “документ” // Делопроизводство. 2000. № 1. С. 5-9. EDN: SMBGXT
10. Ларин М. В. Управление документацией в организациях. М.: Науч. кн., 2002. 288 с. EDN: XOWAZA
11. Мазур Л. Н. Документ как элемент информационной среды общества // Вестник архивиста. 2015. № 2. С. 119-137. URL: https://www.vestarchive.ru/2014-1/3154-dokyment-kak-element-informacionnoi-?ysclid=lrqr6xktxq107619655. EDN: UAFLCL
12. Pearce-Moses R. A Glossary of Archival and Records Terminology. Chicago: Society of American Archivists, 2005. 433 р.
13. DOMEA - Konzept Organisations konzept 2.1. Dokumentenmanagement und elektronische Archivierungim IT-gestützten Geschäftsgang. URL: domea_konzept_organisationskonzept_2_1.pdf.
14. Скупенски К. Документ как предмет исследования культуры // Вестник РГГУ. 2015. № 2. С. 57-63. Сер.: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность.
15. Скупенски К. Документы в круге дипломатики, архивоведения и управления записями: проблемы дефиниции, классификации и функций // Документ. Архив. История. Современность: материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2-3 дек. 2016 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 27-31. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/44189. EDN: XHMLCT
16. Ткач С. В., Маркевич В. М. Посещение государственных органов власти и учреждений как способ профессионального самоопределения обучающихся по специальности “Документационное обеспечение управления и архивоведение” // Профессиональное самоопределение в современных условиях: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Сызрань, 10 февр. - 17 марта 2021 г. / Губернский колледж Сызрани. Сызрань, 2021. C. 247-254. URL: https://gksyzran.ru/images/09.03.2021./SBORNIKCYR.pdf.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Интеграция интересов образовательного и профессионального сообществ может быть реализована на уровне создания экосистем образовательно-профессионального пространства вуза. Цель статьи - выявить ключевые факторы и движущие силы, объясняющие преимущество организации образовательно-профессионального пространства по типу цифровых образовательных экосистем и обеспечивающие трансформацию основных элементов педагогической системы подготовки будущего специалиста. Представлена модель цифровой экосистемы образовательно-профессионального пространства и частный случай ее реализации на примере единой информационной образовательной среды для экологической подготовки военнослужащих.
Перемены в экономике, социально-культурной сфере, геополитике и обществе в целом требуют изменений в подходах к подготовке педагогических кадров. Выпускники вузов должны быть готовы к современным условиям образовательного пространства. Традиционные подходы к организации педагогических практик не решают поставленной задачи, необходимо внедрять новые продуктивные методы обучения. В статье определены современные дидактические подходы к организации практики студентов-лингвистов: компетентностный, личностно-деятельностный, системно-деятельностный и экосистемный. Рассмотрены основные характеристики экосистемы. Анализ научной литературы, эксперимент с организацией практик студентов Уральского федерального университета, анкетирование участников и полученные результаты позволяют убедиться в эффективности экосистемного подхода. Описана методика практической подготовки лингвистов к профессиональной педагогической деятельности. Приведены примеры различных мероприятий, проведенных в рамках учебной научно-исследовательской и педагогической практик студентов в разных учебных заведениях. Представлены статистические данные об оценке эксперимента всеми участниками. Полученные результаты демонстрируют эффективность экосистемного подхода к организации педагогической практики студентов.
Представлен анализ практического опыта проектирования модели методической работы учителя по ликвидации дефицитов профессиональных компетенций, реализуемой на основе информального образования в цифровой образовательной среде. Предложена и обоснована организационная структура многоуровневой модели методической работы учителя средствами информального образования, охарактеризованы управленческие функции каждого из уровней. Сформулированы требования к организации основных мероприятий модели, даны рекомендации по реализации познавательной активности учителя в цифровой образовательной среде средствами информального образования.
Рассмотрен образовательный кластер с позиции экосистемы в период его перехода к решению социально-экономических задач. Определены системообразующие элементы образовательного кластера, представлен рефлексивный анализ их функциональных связей и взаимозависимости, сформулированы методологические подходы исследования перехода образовательного кластера в социально-экономическую экосистему (системно-средовой, интегративный, синергетический). Эмпирической базой исследования послужила система «Северного образовательного кластера» г. Краснотурьинска Северного управленческого округа Свердловской области.
С возможностями персонализированного обучения связывают сегодня перспективы развития личностного потенциала обучающегося. В рамках исследования выделены ключевые методологические подходы в понимании процесса персонализации обучения. На основе анализа отечественных и зарубежных источников определены основные последствия широкого распространения и все возрастающего влияния на человека инструментов цифровой персонализации. В образовании они могут стать непреодолимым препятствием в развитии личноcтного потенциала обучающихся. Рассмотрены понятия «стена фильтров» и «информационные пузыри» с целью определения причин дефицита творческих ресурсов человека в условиях конкурентной цифровой среды. При разработке модели персонализированного обучения необходимо учитывать потенциальные опасности интернет-технологий. В центре внимания автора - формирующиеся в цифровой среде антропологические угрозы развитию креативного потенциала личности. Подтверждением сделанных выводов стали результаты проведенных социологических исследований. Подчеркнута важность поиска решений по минимизации и преодолению рисков цифровых оснований персонализации.
В настоящее время особую актуальность приобретает исследование проблем персонализированного образования. Современной психолого-педагогической практике требуется научное обоснование, эмпирическая проверка и разработка содержания такой категории, как персонификация. В рамках нашего исследования рассматривается направленность личности как компонент персонифицированного субъекта деятельности. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» г. Екатеринбурга.
С помощью психодиагностических методик были изучены такие составляющие направленности, как мотивация, самоопределение, ценностные ориентации. Определение компонентов направленности личности позволит более точно и глубоко выявить предпочтения и интересы студентов, создать индивидуальные образовательные траектории с учетом конкретных потребностей каждого обучающегося. Полученные результаты подтверждают, что существуют значимые взаимосвязи между составляющими направленности личности как части персонификации, их необходимо учитывать в процессе самоактуализации и самореализации студентов.
Основными идеями запущенного в 2022 г. федерального проекта«Профессионалитет» являются стратегические векторы развития профессионального образования в условиях современных вызовов, новый отраслевой подход в адресной подготовке востребованных профессионалов для приоритетных отраслей экономики. Решение стратегически важной задачи развития профессионального образования возможно только на основании тесного реального взаимодействия профессиональных образовательных организаций СПО с работодателями, индустриальными партнерами, чей заказ на подготовку кадров выполняют колледжи и техникумы. Проблема исследования заключается в необходимости ответить на вопрос: как добиться успешного профессионального становления специалистов среднего звена, чтобы обеспечить потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий региона? Целью статьи является обобщение опыта реализации федерального проекта «Профессионалитет» по подготовке нового специалиста в одном из самых крупных кластеров Свердловской области - металлургическом кластере на базе Первоуральского металлургического колледжа.
В ходе исследования применен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблематике, контент-анализ, обобщение и систематизация полученных данных; изучен и обобщен педагогический опыт, осмыслено достигнутое и определены перспективы дальнейшей реализации федерального проекта «Профессионалитет».
Результаты проведенного исследования могут быть использованы руководителями профессиональных образовательных организаций с целью совершенствования процесса подготовки высококвалифицированных специалистов для конкретных производственных отраслей.
Проведен анализ Концепции преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки, выявлены перспективы ее реализации в образовательных организациях системы МЧС России. Особо отмечены своевременность и актуальность появления данного документа. Выделены факторы, обусловливающие в настоящее время повышенное внимание к вопросам изучения истории России, описан ряд обстоятельств, которые следует учитывать в процессе преподавания дисциплины. Рассмотрены особенности применения различных методических средств и приемов обучения в рамках курса «История России» в Уральском институте ГПС МЧС России (с учетом приоритетных задач будущей профессиональной деятельности обучающихся). Определена роль педагога как подлинного наставника-воспитателя, формирующего патриотическое историческое сознание студентов в процессе личностно-ориентированного преподавания исторической дисциплины.
В условиях изменяющейся геополитической и социально-экономической ситуации возникает необходимость в формировании новой когорты специалистов публичного управления РФ. С помощью метода моделирования педагогической системы дается обоснование методологии подготовки специалистов государственного и муниципального управления к инновационной деятельности с позиций традиционных для системы высшего образования системного, аксиологического, акмеологического и модульного подходов. Кроме того, применены культурно-исторический и предложенный авторами инновационно-деятельностный подходы. Представленный комплекс методологических подходов ориентирован на формирование и развитие основных компонентов профессиональной готовности будущих специалистов публичного управления к инновационной деятельности: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/