Статья содержит обзор литературы по вопросу о перенесении модальности музыки в произведение литературы с учётом композиции музыкальных форм: сонатной, симфонии, классической и атональной, полифонии, крещендо, лейттембров, контрапункта, алеаторики, свободной рефренной формы, вариаций на заданную тему, джазовой композиции. История вопроса прослежена от работ О. Вальцеля до наших дней. Данный обзор может быть полезен при анализе художественных произведений с опорой на музыковедческие методы, когда литературоведческий анализ оказывается недостаточен для понимания замысла и поэтики писателя.
Идентификаторы и классификаторы
При широком понимании под синестезией имеют в виду взаимодействие в произведении нескольких форм искусства, их синтез (напр., живописи и музыки, литературы и музыки, литературы и архитектуры, литературы и живописи и т.д.) [7, 18; 31 и др.]. «Понятие синестезии, генетически восходящее к романтической идее синтеза искусств, предполагает перенесение модальности одного вида искусства в семиосферу другого» [31, с. 3]. Изучив синестезию, понимаемую таким образом, в творчестве Н.В. Гоголя, А.Г. Савинова делает вывод: «Эволюция стиля художника – от “Вечеров на хуторе близ Диканьки” до “Выбранных мест из переписки с друзьями” – обусловлена изменением парадигмы синестезии (от приоритета музыкальности к преобладанию семиотики пластификации)» [31, c. 7]. В работе проанализировано перенесение Н.В. Гоголем в литературу модальностей музыки, живописи, архитектуры. Широкое понимание синестезии как синтеза искусств в произведении литературы характерно не только для литературоведов, музыковедов, но и для философов: «Особенность синестезии заключается в том, что это явление проявляется в художественной культуре, прежде всего, как тенденция синтеза и интеграции разных видов искусства, появление в искусстве новых синтетических форм, что приводит к становлению принципиально нового типа культуры» [18, с. 3]. «Синестезией называют прежде всего межчувственные связи в психике, а также результаты их проявлений в конкретных областях – поэтические тропы межчувственного содержания; цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; и даже взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми) (курсив – И.Т.)» [7, с. 5].
Список литературы
1. Белянин, В. Из истории “чёрного юмора” [электронный ресурс] / В.Белянин, И.Бутенко. - М.: PAIMS, 1996. - С. 148-149. URL: https://www.psyling.com/dark-humor-history-butenko (дата обращения: 14.08.2023).
2. Бухов, А. Антология сатиры и Юмора России XX века. [электронный ресурс] / А. Бухов. - М.: Том 40. Эксмо, 2005. - С.45-123. URL: https://knigogid.ru/books/98810-antologiya-satiry-i-yumora-rossii-xx-veka-tom-40-arkadiy-buhov (дата обращения 14.08.2023).
3. Добролюбов, Н. А. Русская сатира екатерининского времени [электронный ресурс] / Н.А. Добролюбов. - М.: Художественная литература, 1987. - С. 536. URL: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0750.shtml (дата обращения: 14.08.2023).
4. Дубровская, С. А. “Гоголь и Рабле” как сюжет отечественного литературоведения 1940-1980-х гг. [электронный ресурс] //С.А. Дубровская. - М: Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка, 2014. - Т. 73. № 6. - С. 62 -71. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/816037643/?pag (дата обращения: 15.08.2023).
5. Евстигнеева, Л. Журнал “Сатирикон” и поэты-сатириконцы [электронный ресурс] / Л. Евстигнеевна. - М.: Наука, 1968. - С.54 - 58. URL: https://knigogid.ru/books/227694-zhurnal-satirikon-i-poety-satirikoncy (дата обращения: 14.08.2023).
6. Калашник, Н.В. Соотношение юмора, сатиры, комического [электронный ресурс] // Н.В. Калашник. - М: НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ. № 6-2, 2005 - 5с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-yumora-satiry-komicheskogo (дата обращения: 15.08.2023).
7. Ларкович, Д. В. История русской литературы XIX века: учебно-методическое пособие для студентов специальности “Русский язык и литература” / Д. В. Ларкович. - Сургут.: РИО СурГПИ, 2004. -109 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002499094 (дата обращения: 16.08.2023). EDN: QRCGEJ
8. Лихачёв, Д.С. Смеховой мир Древней Руси [электронный ресурс] / Д. С. Лихачёв, А. М. Панченко. - Л.: Наука, 1976. - 204 с. URL: https://djvu.online/file/PKLBfMcbAHrcm (дата обращения: 14.08.2023).
9. Панченко, A.M. Литература “переходного века” [электронный ресурс] // История русской литературы X - XVII веков. Под ред. Д.С. Лихачева. - М., 1980. - С. 358-362. URL: https://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-2912.htm (дата обращения: 15.08.2023).
10. Стенник, Ю.В. Русская сатира XVIII века [электронный ресурс] / Ю.В. Стенник. - М., 1985 - 364 с. URL: https://test.imwerden-net.de/publ-6512 (дата обращения: 16.08.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Лингвострановедческие словари могут выступать эффективным средством повышения эрудированности старшеклассников. В статье представлены результаты лексикографического анализа Лингвострановедческого словаря США Г. Д. Томахина, определён его потенциала в области повышения социокультурной компетенции школьников. Также представлена общая стратегия использования лингвострановедческих словарей при обучении иностранным языкам.
В данной статье рассматривается наиболее распространенная форма работы в вузе - семинар. Авторы не только представляют различные виды семинара, но и показывают, какие технологии (приемы, методы) могут быть использованы сегодня для «наполнения» этой классической формы взаимодействия студента и преподавателя. В основе статьи - опыт изучения предметов филологического цикла со студентами-юристами в Российском государственном университете правосудия (РГУП).
В статье рассматривается проблема формирования методической компетенции магистров языкового вуза, освещаются трактовки понятия «кейс технология», обосновывается необходимость применения кейс технологии в ходе формирования методической компетенции магистров языкового вуза.
В статье выполнен обзор дистанционного курса по изучению РКИ, созданного с целью предоставления дополнительных возможностей отработки лексико-грамматического материала. Языковые единицы, в соответствии с запросами современности, включаются в адаптированные тексты культурологического характера и способствуют развитию у иностранных студентов межкультурной компетенции. В статье демонстрируются возможности включения интерактивных заданий из сетевых ресурсов в структуру дистанционного курса. В качестве примера взято одно из занятий курса.
Настоящая статья посвящена описанию разработанных на основе британской топонимии предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, нацеленных на развитие навыков чтения и правильного произнесения британских топонимов, а также на формирование лингвокультурной компетенции у учащихся старшей школы. Также в статье рассматривается соотношение понятий «топонимика», «топонимия» и «топоним».
ГЕЙМИФИКАЦИЯ, ИГРА, ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ВУЗ
В представленной работе рассматривается прецедентный текст как материал для отработки грамматических навыков студентов-иностранцев в речи. Анализ прецедентных текстов позволил выделить критерии прецедентности, руководствуясь которыми мы разрабатывали практические упражнения, а также трудности при изучении деепричастий, с которыми сталкиваются студенты-иностранцы на занятиях.
Статья посвящена изучению феминитивов в новогреческом языке. Рассмотрено понятие «феминитив» и проанализированы способы их образования.
Рассматривается феномен языковой личности билингва в процессе коммуникативно-прагматической ситуации с различной векторной заданностью установок и в рамках антропоцентрической парадигмы последних десятилетий, которое отводит центральное место сознанию личности.
Работа посвящена проблеме лингвистической экспертизы товарных знаков и поиску путей оптимизации этой процедуры. В статье обсуждаются некоторые нетипичные вопросы, возникающие в процессе экспертизы. На конкретном примере обсуждается методика выявления полного синонима в лингвистической экспертизе товарного знака.
Статья посвящена истории развития русской смеховой литературы на протяжении X-ХХ вв. Рассматривается влияние исторических, социальных и политических факторов на формирование русского юмора, а также его роль в жизни общества. Анализируются типичные черты русского юмора, его специфика и отличия от западной смеховой традиции. Статья представляет собой обзорную работу о смеховой культуре в России и ее значимости для формирования национальной идентичности.
В статье исследуются особенности фразеологизмов со значением интеллектуальных способностей человека в аспекте заложенных в них смысловых оценочных коннотаций. Смысловые значения фразеологических единиц определяются по ключевым словам, позволяющим увидеть отношение народа к таким понятиям как глупость и ум/сообразительность. Системные связи изучаемых групп фразеологизмов были установлены через отношения синонимии-антонимии, гипонимии-гиперонимии.
Поднимаемые феминистским сообществом вопросы на протяжении второй половины XIX - начала XXI веков позволили определить, какие социальные темы наиболее значимы для постидустриального общества. Рефлексия данного социально-политического кризиса, изложенная в «женской антиутопии», требует пристального филологического внимания. В данной статье рассматривается проблематика одного из ярких образцов этого жанра: дилогии М. Этвуд «Рассказ Служанки» и «Заветы». Анализ проблематики данной жанровой разновидности позволил выделить как общие черты, свойственные женскому роману-антиутопии, так и отличия, позволяющие говорить о внутрижанровой дифференциации.
Статья посвящена рассмотрению образа тигра в корейских и китайских сказках, определению средств его репрезентации. Автор выявляет черты сходства и различия в образе тигра в разных культурах, осуществляет их историко-культурный комментарий.
Статья посвящена исследованию путей формирования мифологического пространства романов Б. Вербера «Мы, боги», «Дыхание богов», «Тайна богов». В работе уделяется внимание роли архетипов, античной мифологии, социально-исторических мифов в создании социально-исторического и философского подтекстов в «божественном» цикле Б.Вербера, изучаются авторские подходы к передаче понимания истории человечества и закономерностей развития современного мира.
В статье анализируются ранее неизвестные и малоизвестные источники, посвящённые истории рождения творческого содружества И. А. Ильфа и Е. П. Петрова. Автор сопоставляет свидетельства, оставленные братьями Катаевыми, В. Б. Шкловским, А. И. Эрлихом, Л. В. Никулиным и др. Выявляются и характеризуются принципы сотворчества Ильфа и Петрова, а также факторы коммерческого успеха этого дуэта.
Научная статья посвящена анализу притчевых элеметов в новелле Фредерика Бакмана “Сделка всей жизни”. Внимание уделялось аллегории как способу формирования притчевого пространства произведения. Среди подходов, создающих философский текст-аллегорию и выстраивающих ассоциативные ряды, были отмечены: синтезирование жанров, особый хронотоп, символы, приём рефлексии. С помощью них автору удалось поднять традиционные для притчи вопросы о жизни и смерти, духовности и нравственного падения, добра и зла.
В статье рассматриваются общие особенности комедий А. Ф. Писемского «Финансовый гений» и Н. В. Гоголя «Ревизор»: обман и самообман как «пружина» действия, «хлестаковское начало» в персонажах, сходство монологов в финалах, появление полицейского вершителя развязки. Выявление общих особенностей свидетельствует о продолжении Писемским комедийной традиции Гоголя.
Статья посвящена специфике читательского восприятия романа В. Пелевина «Generation “П”». В работе анализируются рецептивные стратегии читателей в России и зарубежье. Отмечается, что роман «Generation “П”» принадлежит не только эпохе постмодернизма, но и современности, сохраняя актуальность для читателя, не «уставшего» от феномена В. Пелевина.
Издательство
- Издательство
- СевГУ
- Регион
- Россия, Севастополь
- Почтовый адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- Юр. адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- ФИО
- Нечаев Владимир Дмитриевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@sevsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (786) 9243501