В статье рассматриваются общие особенности комедий А. Ф. Писемского «Финансовый гений» и Н. В. Гоголя «Ревизор»: обман и самообман как «пружина» действия, «хлестаковское начало» в персонажах, сходство монологов в финалах, появление полицейского вершителя развязки. Выявление общих особенностей свидетельствует о продолжении Писемским комедийной традиции Гоголя.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
1. Вишневская, И.Л. Гоголь и его комедии: монография / И.Л. Вишневская. - М.: Наука, 1976. - 256 с.
2. Гоголь, Н.В. Полн. собр. соч.: в 14 т. / Н.В. Гоголь. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1952. - Т. 4. Ревизор / [ред. Н.И. Мордовченко]. - 551 с.
3. Гоголь, Н.В. Полн. собр. соч.: в 14 т. / Н.В. Гоголь; АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1952. - Т. 5. Женитьба. Драм. отрывки и отдельные сцены / [ред. А.Л. Слонимский]. - 512 с.
4. Григорьев, А.А. Реализм и идеализм в нашей литературе. (По поводу нового издания сочинений Писемского и Тургенева) // Аполлон Григорьев. Литературная критика. - М.: Художественная литература, 1967. - С. 422-441.
5. Еремин, М.П. Писемский-драматург // Писемский А.Ф. Пьесы. - М.: Искусство, 1958. - С. 5-35.
6. Журавлева, А.И. А.Н. Островский-комедиограф: монография / А.И. Журавлева. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 216 с.
7. Зайцева, Е.Л. Поэтика психологизма в романах А.Ф. Писемского: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Зайцева Елена Леонидовна - М., 2008. - 18 с. EDN: NKIQKR
8. Захаров, К.М. “Хлестаковствующий герой” на страницах русской комедии / К.М. Захаров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. - 2016. - Т. 16, вып. 3. - С. 272-274. EDN: WTIWMB
9. Захаров, К.М. Мотивы игры в русских сатирических комедиях XIX века: автореф. дис. … докт. филол. наук: 10.01.01 / Захаров Кирилл Михайлович. - Саратов, 2017. - 41 с. EDN: HQGEYX
10. Купреянова, Е.Н. Авторская “идея” и художественная структура “общественной комедии” Н.В. Гоголя “Ревизор” / Е.Н. Купреянова // Русская литература. - 1979. - № 4. - С. 3-16.
11. Купреянова, Е.Н. Гоголь-комедиограф / Е.Н. Купреянова // Русская литература. - 1990. - № 1. - С. 6-33.
12. Лебедева, О.Б. Поэтика русской высокой комедии XVIII - первой трети XIX веков: монография / О.Б. Лебедева. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 472 с. EDN: VRRZTP
13. Маркович, В.М. О соотношении комического и трагического в пьесе Гоголя “Ревизор” // Избранные работы. - СПб.: Ломоносовъ, 2008. - С. 235-246.
14. Миллер, О.Ф. Русские писатели после Гоголя. Чтения, речи и статьи Ореста Миллера: в 2 ч. - Ч. 2. - СПб.: [б.и.], 1890. - 516 с.
15. Мысляков, В.А. Писемский о Гоголе / В.А. Мысляков // Русская литература. - 1992. - № 4. - С. 81-91.
16. Писемский, А.Ф. Полное собрание сочинений: в 24-х т. Т. 22. / А.Ф. Писемский. - СПб., М.: Издание товарищества М.О. Вольф, 1896. - 356 с.
17. Святополк-Мирский, Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. - Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2007. - 870 с.
18. Скрынник, Н.А. Проблема положения женщины в обществе в пьесе А.Ф. Писемского “Самоуправцы” / Н.А. Скрынник // Вопросы русской литературы. - 2012. - № 24 (81). - С. 152-156.
19. Скрынник, Н.А. Своеобразие проблематики в исторической пьесе А.Ф. Писемского “Поручик Гладков” / Н.А. Скрынник // Система ценностей современного общества. - 2013. - № 32. - С. 27-34. EDN: RSQKUX
20. Слонимский, А.Л. Техника комического у Гоголя / А.Л. Слонимский. - Петроград: Academia, 1923. - 65 с.
21. Степанов, Н.Л. Искусство Гоголя-драматурга / Н.Л. Степанов. - М.: Искусство, 1964. - 248 с.
22. Тимашова, О.В. Комедия “Раздел” (1853) в драматургической системе раннего А. Ф. Писемского и в контексте журнала “Современник” / О.В. Тимашова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Филология. - 2014. - № 4 (32). - С. 140-149. EDN: TNVREF
23. Тимашова, О.В. П.А. Катенин и А.Ф. Писемский. Преемственные связи и полемика / О.В. Тимашова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. - 2018. - Вып. 1. - С. 56-59. EDN: EWSEYW
Выпуск
Другие статьи выпуска
Лингвострановедческие словари могут выступать эффективным средством повышения эрудированности старшеклассников. В статье представлены результаты лексикографического анализа Лингвострановедческого словаря США Г. Д. Томахина, определён его потенциала в области повышения социокультурной компетенции школьников. Также представлена общая стратегия использования лингвострановедческих словарей при обучении иностранным языкам.
В данной статье рассматривается наиболее распространенная форма работы в вузе - семинар. Авторы не только представляют различные виды семинара, но и показывают, какие технологии (приемы, методы) могут быть использованы сегодня для «наполнения» этой классической формы взаимодействия студента и преподавателя. В основе статьи - опыт изучения предметов филологического цикла со студентами-юристами в Российском государственном университете правосудия (РГУП).
В статье рассматривается проблема формирования методической компетенции магистров языкового вуза, освещаются трактовки понятия «кейс технология», обосновывается необходимость применения кейс технологии в ходе формирования методической компетенции магистров языкового вуза.
В статье выполнен обзор дистанционного курса по изучению РКИ, созданного с целью предоставления дополнительных возможностей отработки лексико-грамматического материала. Языковые единицы, в соответствии с запросами современности, включаются в адаптированные тексты культурологического характера и способствуют развитию у иностранных студентов межкультурной компетенции. В статье демонстрируются возможности включения интерактивных заданий из сетевых ресурсов в структуру дистанционного курса. В качестве примера взято одно из занятий курса.
Настоящая статья посвящена описанию разработанных на основе британской топонимии предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, нацеленных на развитие навыков чтения и правильного произнесения британских топонимов, а также на формирование лингвокультурной компетенции у учащихся старшей школы. Также в статье рассматривается соотношение понятий «топонимика», «топонимия» и «топоним».
ГЕЙМИФИКАЦИЯ, ИГРА, ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ВУЗ
В представленной работе рассматривается прецедентный текст как материал для отработки грамматических навыков студентов-иностранцев в речи. Анализ прецедентных текстов позволил выделить критерии прецедентности, руководствуясь которыми мы разрабатывали практические упражнения, а также трудности при изучении деепричастий, с которыми сталкиваются студенты-иностранцы на занятиях.
Статья посвящена изучению феминитивов в новогреческом языке. Рассмотрено понятие «феминитив» и проанализированы способы их образования.
Рассматривается феномен языковой личности билингва в процессе коммуникативно-прагматической ситуации с различной векторной заданностью установок и в рамках антропоцентрической парадигмы последних десятилетий, которое отводит центральное место сознанию личности.
Работа посвящена проблеме лингвистической экспертизы товарных знаков и поиску путей оптимизации этой процедуры. В статье обсуждаются некоторые нетипичные вопросы, возникающие в процессе экспертизы. На конкретном примере обсуждается методика выявления полного синонима в лингвистической экспертизе товарного знака.
Статья посвящена истории развития русской смеховой литературы на протяжении X-ХХ вв. Рассматривается влияние исторических, социальных и политических факторов на формирование русского юмора, а также его роль в жизни общества. Анализируются типичные черты русского юмора, его специфика и отличия от западной смеховой традиции. Статья представляет собой обзорную работу о смеховой культуре в России и ее значимости для формирования национальной идентичности.
В статье исследуются особенности фразеологизмов со значением интеллектуальных способностей человека в аспекте заложенных в них смысловых оценочных коннотаций. Смысловые значения фразеологических единиц определяются по ключевым словам, позволяющим увидеть отношение народа к таким понятиям как глупость и ум/сообразительность. Системные связи изучаемых групп фразеологизмов были установлены через отношения синонимии-антонимии, гипонимии-гиперонимии.
Статья содержит обзор литературы по вопросу о перенесении модальности музыки в произведение литературы с учётом композиции музыкальных форм: сонатной, симфонии, классической и атональной, полифонии, крещендо, лейттембров, контрапункта, алеаторики, свободной рефренной формы, вариаций на заданную тему, джазовой композиции. История вопроса прослежена от работ О. Вальцеля до наших дней. Данный обзор может быть полезен при анализе художественных произведений с опорой на музыковедческие методы, когда литературоведческий анализ оказывается недостаточен для понимания замысла и поэтики писателя.
Поднимаемые феминистским сообществом вопросы на протяжении второй половины XIX - начала XXI веков позволили определить, какие социальные темы наиболее значимы для постидустриального общества. Рефлексия данного социально-политического кризиса, изложенная в «женской антиутопии», требует пристального филологического внимания. В данной статье рассматривается проблематика одного из ярких образцов этого жанра: дилогии М. Этвуд «Рассказ Служанки» и «Заветы». Анализ проблематики данной жанровой разновидности позволил выделить как общие черты, свойственные женскому роману-антиутопии, так и отличия, позволяющие говорить о внутрижанровой дифференциации.
Статья посвящена рассмотрению образа тигра в корейских и китайских сказках, определению средств его репрезентации. Автор выявляет черты сходства и различия в образе тигра в разных культурах, осуществляет их историко-культурный комментарий.
Статья посвящена исследованию путей формирования мифологического пространства романов Б. Вербера «Мы, боги», «Дыхание богов», «Тайна богов». В работе уделяется внимание роли архетипов, античной мифологии, социально-исторических мифов в создании социально-исторического и философского подтекстов в «божественном» цикле Б.Вербера, изучаются авторские подходы к передаче понимания истории человечества и закономерностей развития современного мира.
В статье анализируются ранее неизвестные и малоизвестные источники, посвящённые истории рождения творческого содружества И. А. Ильфа и Е. П. Петрова. Автор сопоставляет свидетельства, оставленные братьями Катаевыми, В. Б. Шкловским, А. И. Эрлихом, Л. В. Никулиным и др. Выявляются и характеризуются принципы сотворчества Ильфа и Петрова, а также факторы коммерческого успеха этого дуэта.
Научная статья посвящена анализу притчевых элеметов в новелле Фредерика Бакмана “Сделка всей жизни”. Внимание уделялось аллегории как способу формирования притчевого пространства произведения. Среди подходов, создающих философский текст-аллегорию и выстраивающих ассоциативные ряды, были отмечены: синтезирование жанров, особый хронотоп, символы, приём рефлексии. С помощью них автору удалось поднять традиционные для притчи вопросы о жизни и смерти, духовности и нравственного падения, добра и зла.
Статья посвящена специфике читательского восприятия романа В. Пелевина «Generation “П”». В работе анализируются рецептивные стратегии читателей в России и зарубежье. Отмечается, что роман «Generation “П”» принадлежит не только эпохе постмодернизма, но и современности, сохраняя актуальность для читателя, не «уставшего» от феномена В. Пелевина.
Издательство
- Издательство
- СевГУ
- Регион
- Россия, Севастополь
- Почтовый адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- Юр. адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- ФИО
- Нечаев Владимир Дмитриевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@sevsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (786) 9243501