В статье анализируются ранее неизвестные и малоизвестные источники, посвящённые истории рождения творческого содружества И. А. Ильфа и Е. П. Петрова. Автор сопоставляет свидетельства, оставленные братьями Катаевыми, В. Б. Шкловским, А. И. Эрлихом, Л. В. Никулиным и др. Выявляются и характеризуются принципы сотворчества Ильфа и Петрова, а также факторы коммерческого успеха этого дуэта.
Идентификаторы и классификаторы
Рождение творческого содружества И. А. Ильфа и Е. П. Петрова – один из ярких сюжетов истории советской литературы. Его слагаемые стали известны со слов братьев Катаевых: Евгения, писавшего под псевдонимом Петров, и Валентина. Первый в 1939 году в предисловии к «Записным книжкам» Ильфа рассказал о том, как его старший брат, тогда фельетонист газеты «Гудок», предложил ему и Ильфу, также журналистам этой газеты, совместно писать авантюрный роман о поисках клада, спрятанного в одном из стульев мебельного гарнитура. Однако в силу занятости Катаев-старший всю работу перепоручил им двоим, а потом, прочитав написанное, благородно устранился. Поэтому у «Двенадцати стульев» (1927) оказалось не три, а два автора. Так родился писатель «Ильф и Петров» [12, с. 1320].
Список литературы
1. Ардов, В. Чудодеи / В.Ардов // Сборник воспоминаний об И. Ильфе и Е. Петрове. М.: Советский писатель, 1963. С. 187-219.
2. Беляев, В. Самое главное… / В. Беляев // Слово писателя: Сборник высказываний советских писателей. Восемнадцатому съезду всесоюзной коммунистической партии (большевиков). М.: Художественная литература, 1939. С. 42 - 51.
3. Вулис А.З. Двенадцать стульев [Примечания] / А.З. Вулис, Б.Е. Галанов // И. Ильф, Евг. Петров. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. С. 549 - 562.
4. ВХУТЕМАС, Олеша, Ильф и Петров. Беседа В. Д. Дувакина с М. Д. Вольпиным // Архив мемуарных бесед “Устная история”. URL: https://oralhistory.ru/talks/orh-527-528?ysclid=lr3pjp6gmn939217665 (дата обращения: 25.12.2023).
5. Гладков, А. Из дневников / А. Гладков // Интернет-журнал “Наше наследие”. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10708.php (дата обращения: 20.12.2023).
6. Заславский, Д. И. Ильф и Петров [Предисловие] / Д.И. Заславский // И. Ильф, Евг. Петров. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. С. 5 - 22.
7. Ильф, И., Петров, Евг. Золотой теленок / И. Ильф, Евг. Петров // Электронная библиотека Lib.ru “Классика”. URL: http://az.lib.ru/i/ ilfpetrov/text_0130.shtml?ysclid=lr3phc01zk818118265 (дата обращения: 15.12.2023).
8. Ильф, М. Н. Последнее / М.Н. Ильф / Е. Петров. Мой друг Ильф. М.: Текст, 2001. С. 304 - 305.
9. Катаев, В. П. Алмазный мой венец / В.П. Катаев // Электронная библиотека Lib.ru “Классика”. URL: http://lib.ru/PROZA/KATAEW/almazn.txt (дата обращения: 15.12.2023).
10. Катаев, В. П. Замысел и время / В.П. Катаев // Электронный архив журнала “Вопросы литературы”. URL: https://voplit.ru/article/zamysel-i-vremya/?ysclid=lr52xz4egf493876757 (дата обращения: 15.12.2023).
11. Никулин, Л. Гармония ума и чувств / Л. Никулин // Литературная газета. 1938. 15 апреля.
12. Петров, Евг. Из воспоминаний об Ильфе / Евг. Петров // Илья Ильф. Записные книжки. М: Советский писатель, 1939. С. 3 - 24.
13. Петров, Е. Мой друг Ильф / Е. Петров. М.: Текст, 2001.
14. Шкловский, В. “Юго-Запад” / В. Шкловский // Литературная газета. 1933. 5 января.
15. Эрлих, А. Илья Ильф / А. Эрлих // Литературная газета. 1937. 26 апреля.
16. Эрлих, А. И. Нас учила жизнь. Литературные воспоминания / А.И. Эрлих. М.: Советский писатель, 1960.
17. Эрлих, А. Умер Ильф / А. Эрлих // Литературная газета. 1937. 15 апреля.
18. L’Humour au des Pays Soviets // Regards. 1935. 10 octobre.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Лингвострановедческие словари могут выступать эффективным средством повышения эрудированности старшеклассников. В статье представлены результаты лексикографического анализа Лингвострановедческого словаря США Г. Д. Томахина, определён его потенциала в области повышения социокультурной компетенции школьников. Также представлена общая стратегия использования лингвострановедческих словарей при обучении иностранным языкам.
В данной статье рассматривается наиболее распространенная форма работы в вузе - семинар. Авторы не только представляют различные виды семинара, но и показывают, какие технологии (приемы, методы) могут быть использованы сегодня для «наполнения» этой классической формы взаимодействия студента и преподавателя. В основе статьи - опыт изучения предметов филологического цикла со студентами-юристами в Российском государственном университете правосудия (РГУП).
В статье рассматривается проблема формирования методической компетенции магистров языкового вуза, освещаются трактовки понятия «кейс технология», обосновывается необходимость применения кейс технологии в ходе формирования методической компетенции магистров языкового вуза.
В статье выполнен обзор дистанционного курса по изучению РКИ, созданного с целью предоставления дополнительных возможностей отработки лексико-грамматического материала. Языковые единицы, в соответствии с запросами современности, включаются в адаптированные тексты культурологического характера и способствуют развитию у иностранных студентов межкультурной компетенции. В статье демонстрируются возможности включения интерактивных заданий из сетевых ресурсов в структуру дистанционного курса. В качестве примера взято одно из занятий курса.
Настоящая статья посвящена описанию разработанных на основе британской топонимии предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, нацеленных на развитие навыков чтения и правильного произнесения британских топонимов, а также на формирование лингвокультурной компетенции у учащихся старшей школы. Также в статье рассматривается соотношение понятий «топонимика», «топонимия» и «топоним».
ГЕЙМИФИКАЦИЯ, ИГРА, ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ВУЗ
В представленной работе рассматривается прецедентный текст как материал для отработки грамматических навыков студентов-иностранцев в речи. Анализ прецедентных текстов позволил выделить критерии прецедентности, руководствуясь которыми мы разрабатывали практические упражнения, а также трудности при изучении деепричастий, с которыми сталкиваются студенты-иностранцы на занятиях.
Статья посвящена изучению феминитивов в новогреческом языке. Рассмотрено понятие «феминитив» и проанализированы способы их образования.
Рассматривается феномен языковой личности билингва в процессе коммуникативно-прагматической ситуации с различной векторной заданностью установок и в рамках антропоцентрической парадигмы последних десятилетий, которое отводит центральное место сознанию личности.
Работа посвящена проблеме лингвистической экспертизы товарных знаков и поиску путей оптимизации этой процедуры. В статье обсуждаются некоторые нетипичные вопросы, возникающие в процессе экспертизы. На конкретном примере обсуждается методика выявления полного синонима в лингвистической экспертизе товарного знака.
Статья посвящена истории развития русской смеховой литературы на протяжении X-ХХ вв. Рассматривается влияние исторических, социальных и политических факторов на формирование русского юмора, а также его роль в жизни общества. Анализируются типичные черты русского юмора, его специфика и отличия от западной смеховой традиции. Статья представляет собой обзорную работу о смеховой культуре в России и ее значимости для формирования национальной идентичности.
В статье исследуются особенности фразеологизмов со значением интеллектуальных способностей человека в аспекте заложенных в них смысловых оценочных коннотаций. Смысловые значения фразеологических единиц определяются по ключевым словам, позволяющим увидеть отношение народа к таким понятиям как глупость и ум/сообразительность. Системные связи изучаемых групп фразеологизмов были установлены через отношения синонимии-антонимии, гипонимии-гиперонимии.
Статья содержит обзор литературы по вопросу о перенесении модальности музыки в произведение литературы с учётом композиции музыкальных форм: сонатной, симфонии, классической и атональной, полифонии, крещендо, лейттембров, контрапункта, алеаторики, свободной рефренной формы, вариаций на заданную тему, джазовой композиции. История вопроса прослежена от работ О. Вальцеля до наших дней. Данный обзор может быть полезен при анализе художественных произведений с опорой на музыковедческие методы, когда литературоведческий анализ оказывается недостаточен для понимания замысла и поэтики писателя.
Поднимаемые феминистским сообществом вопросы на протяжении второй половины XIX - начала XXI веков позволили определить, какие социальные темы наиболее значимы для постидустриального общества. Рефлексия данного социально-политического кризиса, изложенная в «женской антиутопии», требует пристального филологического внимания. В данной статье рассматривается проблематика одного из ярких образцов этого жанра: дилогии М. Этвуд «Рассказ Служанки» и «Заветы». Анализ проблематики данной жанровой разновидности позволил выделить как общие черты, свойственные женскому роману-антиутопии, так и отличия, позволяющие говорить о внутрижанровой дифференциации.
Статья посвящена рассмотрению образа тигра в корейских и китайских сказках, определению средств его репрезентации. Автор выявляет черты сходства и различия в образе тигра в разных культурах, осуществляет их историко-культурный комментарий.
Статья посвящена исследованию путей формирования мифологического пространства романов Б. Вербера «Мы, боги», «Дыхание богов», «Тайна богов». В работе уделяется внимание роли архетипов, античной мифологии, социально-исторических мифов в создании социально-исторического и философского подтекстов в «божественном» цикле Б.Вербера, изучаются авторские подходы к передаче понимания истории человечества и закономерностей развития современного мира.
Научная статья посвящена анализу притчевых элеметов в новелле Фредерика Бакмана “Сделка всей жизни”. Внимание уделялось аллегории как способу формирования притчевого пространства произведения. Среди подходов, создающих философский текст-аллегорию и выстраивающих ассоциативные ряды, были отмечены: синтезирование жанров, особый хронотоп, символы, приём рефлексии. С помощью них автору удалось поднять традиционные для притчи вопросы о жизни и смерти, духовности и нравственного падения, добра и зла.
В статье рассматриваются общие особенности комедий А. Ф. Писемского «Финансовый гений» и Н. В. Гоголя «Ревизор»: обман и самообман как «пружина» действия, «хлестаковское начало» в персонажах, сходство монологов в финалах, появление полицейского вершителя развязки. Выявление общих особенностей свидетельствует о продолжении Писемским комедийной традиции Гоголя.
Статья посвящена специфике читательского восприятия романа В. Пелевина «Generation “П”». В работе анализируются рецептивные стратегии читателей в России и зарубежье. Отмечается, что роман «Generation “П”» принадлежит не только эпохе постмодернизма, но и современности, сохраняя актуальность для читателя, не «уставшего» от феномена В. Пелевина.
Издательство
- Издательство
- СевГУ
- Регион
- Россия, Севастополь
- Почтовый адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- Юр. адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- ФИО
- Нечаев Владимир Дмитриевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@sevsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (786) 9243501