В представленной работе рассматривается прецедентный текст как материал для отработки грамматических навыков студентов-иностранцев в речи. Анализ прецедентных текстов позволил выделить критерии прецедентности, руководствуясь которыми мы разрабатывали практические упражнения, а также трудности при изучении деепричастий, с которыми сталкиваются студенты-иностранцы на занятиях.
Идентификаторы и классификаторы
В процессе обучения русскому языку как иностранному (далее – РКИ) важно использовать все возможные средства для погружения обучающихся не только в языковую среду, но и среду культурную. Познание культурного пространства носителей изучаемого языка позволит сформировать коммуникативные навыки, а также навыки межкультурного общения. Одним из средств, способным раскрыть ментальный мир русского народа, может стать прецедентный текст.
Проблема прецедентного текста в отечественной науке связывается с работами Ю.Н. Караулова. В своей работе «Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности», представленной на VI Международном конгрессе преподавателей русского языка и литературы в 1986 году, он дает следующее определение прецедентного текста: «Назовем прецедентными – тексты, (1) значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, (2) имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие, (3) обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности» [6].
Список литературы
1. Бакирова, Л. Р. Изучение деепричастия как особой формы глагола при обучении русскому языку иностранных учащихся [электронный ресурс] / Л.Р. Бакирова, О.С. Тарасенко // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество. - 2018. - С. 134-137. - URL: https://phsreda.com/e-articles/14/Action14-21498.pdf (дата обращения: 25.11.2023). EDN: YLEHLV
2. Гриценко, Л.М. Прецедентные тексты на уроках русского языка как иностранного [электронный ресурс] / Л.М. Гриценко, Т.А. Демидова, М.Е. Бохонная // Научный журнал КубГАУ. - № 126 (02). - С. 343-355. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnye-teksty-na-urokah-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo/viewer (дата обращения: 27.11.2023).
3. Дружченко, Т.П. Прецедентные тексты в межкультурной коммуникации и в учебном процессе [электронный ресурс] / Т.П. Дружченко // UNIVERSUM: ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ. Электронный научный журнал. 2014. №3(4). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnye-teksty-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii-i-v-uchebnom-protsesse/viewer (дата обращения: 27.11.2023). EDN: RWMHKL
4. Зайцева, И. А. К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ [электронный ресурс] / И. А. Зайцева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 13 (147). - С. 558-560. - URL: https://moluch.ru/archive/147/41296/ (дата обращения: 27.11.2023). EDN: YISKSL
5. Зорина, В.В. Особенности изучения деепричастия в иностранной аудитории [электронный ресурс] / В.В. Зорина // ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. - СПБ.: НАЦРАЗВИТИЕ, 2021. - С. 37-39. - URL: download/ elibrary_45689617_71457192.pdf (дата обращения: 26.11.2023). EDN: BPDOJT
6. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. [электронный ресурс] / Ю.Н. Караулов - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с. - URL: https://rusexpert.ru/public/knigi/8.KaraulovJazLichn2010.pdf (дата обращения: 26.11.2023). EDN: RTDQLX
7. Ласкарева, Е.Р. Чистая грамматика (2-е изд., исправ. и доп.) [электронный ресурс] / Е.Р. Ласкарева. - СПб.: Златоуст. - 2008. - 336 с. - URL: https://www.fichier-pdf.fr/2014/11/13/fichier-pdf-sans-nom-1/preview/page/1/ (дата обращения: 26.11.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Лингвострановедческие словари могут выступать эффективным средством повышения эрудированности старшеклассников. В статье представлены результаты лексикографического анализа Лингвострановедческого словаря США Г. Д. Томахина, определён его потенциала в области повышения социокультурной компетенции школьников. Также представлена общая стратегия использования лингвострановедческих словарей при обучении иностранным языкам.
В данной статье рассматривается наиболее распространенная форма работы в вузе - семинар. Авторы не только представляют различные виды семинара, но и показывают, какие технологии (приемы, методы) могут быть использованы сегодня для «наполнения» этой классической формы взаимодействия студента и преподавателя. В основе статьи - опыт изучения предметов филологического цикла со студентами-юристами в Российском государственном университете правосудия (РГУП).
В статье рассматривается проблема формирования методической компетенции магистров языкового вуза, освещаются трактовки понятия «кейс технология», обосновывается необходимость применения кейс технологии в ходе формирования методической компетенции магистров языкового вуза.
В статье выполнен обзор дистанционного курса по изучению РКИ, созданного с целью предоставления дополнительных возможностей отработки лексико-грамматического материала. Языковые единицы, в соответствии с запросами современности, включаются в адаптированные тексты культурологического характера и способствуют развитию у иностранных студентов межкультурной компетенции. В статье демонстрируются возможности включения интерактивных заданий из сетевых ресурсов в структуру дистанционного курса. В качестве примера взято одно из занятий курса.
Настоящая статья посвящена описанию разработанных на основе британской топонимии предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, нацеленных на развитие навыков чтения и правильного произнесения британских топонимов, а также на формирование лингвокультурной компетенции у учащихся старшей школы. Также в статье рассматривается соотношение понятий «топонимика», «топонимия» и «топоним».
ГЕЙМИФИКАЦИЯ, ИГРА, ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ВУЗ
Статья посвящена изучению феминитивов в новогреческом языке. Рассмотрено понятие «феминитив» и проанализированы способы их образования.
Рассматривается феномен языковой личности билингва в процессе коммуникативно-прагматической ситуации с различной векторной заданностью установок и в рамках антропоцентрической парадигмы последних десятилетий, которое отводит центральное место сознанию личности.
Работа посвящена проблеме лингвистической экспертизы товарных знаков и поиску путей оптимизации этой процедуры. В статье обсуждаются некоторые нетипичные вопросы, возникающие в процессе экспертизы. На конкретном примере обсуждается методика выявления полного синонима в лингвистической экспертизе товарного знака.
Статья посвящена истории развития русской смеховой литературы на протяжении X-ХХ вв. Рассматривается влияние исторических, социальных и политических факторов на формирование русского юмора, а также его роль в жизни общества. Анализируются типичные черты русского юмора, его специфика и отличия от западной смеховой традиции. Статья представляет собой обзорную работу о смеховой культуре в России и ее значимости для формирования национальной идентичности.
В статье исследуются особенности фразеологизмов со значением интеллектуальных способностей человека в аспекте заложенных в них смысловых оценочных коннотаций. Смысловые значения фразеологических единиц определяются по ключевым словам, позволяющим увидеть отношение народа к таким понятиям как глупость и ум/сообразительность. Системные связи изучаемых групп фразеологизмов были установлены через отношения синонимии-антонимии, гипонимии-гиперонимии.
Статья содержит обзор литературы по вопросу о перенесении модальности музыки в произведение литературы с учётом композиции музыкальных форм: сонатной, симфонии, классической и атональной, полифонии, крещендо, лейттембров, контрапункта, алеаторики, свободной рефренной формы, вариаций на заданную тему, джазовой композиции. История вопроса прослежена от работ О. Вальцеля до наших дней. Данный обзор может быть полезен при анализе художественных произведений с опорой на музыковедческие методы, когда литературоведческий анализ оказывается недостаточен для понимания замысла и поэтики писателя.
Поднимаемые феминистским сообществом вопросы на протяжении второй половины XIX - начала XXI веков позволили определить, какие социальные темы наиболее значимы для постидустриального общества. Рефлексия данного социально-политического кризиса, изложенная в «женской антиутопии», требует пристального филологического внимания. В данной статье рассматривается проблематика одного из ярких образцов этого жанра: дилогии М. Этвуд «Рассказ Служанки» и «Заветы». Анализ проблематики данной жанровой разновидности позволил выделить как общие черты, свойственные женскому роману-антиутопии, так и отличия, позволяющие говорить о внутрижанровой дифференциации.
Статья посвящена рассмотрению образа тигра в корейских и китайских сказках, определению средств его репрезентации. Автор выявляет черты сходства и различия в образе тигра в разных культурах, осуществляет их историко-культурный комментарий.
Статья посвящена исследованию путей формирования мифологического пространства романов Б. Вербера «Мы, боги», «Дыхание богов», «Тайна богов». В работе уделяется внимание роли архетипов, античной мифологии, социально-исторических мифов в создании социально-исторического и философского подтекстов в «божественном» цикле Б.Вербера, изучаются авторские подходы к передаче понимания истории человечества и закономерностей развития современного мира.
В статье анализируются ранее неизвестные и малоизвестные источники, посвящённые истории рождения творческого содружества И. А. Ильфа и Е. П. Петрова. Автор сопоставляет свидетельства, оставленные братьями Катаевыми, В. Б. Шкловским, А. И. Эрлихом, Л. В. Никулиным и др. Выявляются и характеризуются принципы сотворчества Ильфа и Петрова, а также факторы коммерческого успеха этого дуэта.
Научная статья посвящена анализу притчевых элеметов в новелле Фредерика Бакмана “Сделка всей жизни”. Внимание уделялось аллегории как способу формирования притчевого пространства произведения. Среди подходов, создающих философский текст-аллегорию и выстраивающих ассоциативные ряды, были отмечены: синтезирование жанров, особый хронотоп, символы, приём рефлексии. С помощью них автору удалось поднять традиционные для притчи вопросы о жизни и смерти, духовности и нравственного падения, добра и зла.
В статье рассматриваются общие особенности комедий А. Ф. Писемского «Финансовый гений» и Н. В. Гоголя «Ревизор»: обман и самообман как «пружина» действия, «хлестаковское начало» в персонажах, сходство монологов в финалах, появление полицейского вершителя развязки. Выявление общих особенностей свидетельствует о продолжении Писемским комедийной традиции Гоголя.
Статья посвящена специфике читательского восприятия романа В. Пелевина «Generation “П”». В работе анализируются рецептивные стратегии читателей в России и зарубежье. Отмечается, что роман «Generation “П”» принадлежит не только эпохе постмодернизма, но и современности, сохраняя актуальность для читателя, не «уставшего» от феномена В. Пелевина.
Издательство
- Издательство
- СевГУ
- Регион
- Россия, Севастополь
- Почтовый адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- Юр. адрес
- 299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
- ФИО
- Нечаев Владимир Дмитриевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@sevsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (786) 9243501