СПОСОБЫ ПОРОЖДЕНИЯ КОГЕРЕНТНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МИРОВ В МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ1 (2018)

Исследуются проблемы построения модели мира человека и согласования смыслов у членов малой социальной группы в процессе их коммуникации и совместной деятельности с эволюционной, системно-теоретической, нейрофизиологической, социально-психологической и коммуникативно-деятельностной точек зрения. Ключевой момент состоит в том, как соотносится когерентность смыслов в моделях мира участников группы с когерентностью текстов, представляющих их предметные области. Модель мира, также, как и модель предметной области, состоит из трех компонентов: языкового и двух многомодальных (индивидуального и социализированного). Модель мира каждого человека является уникальной конструкцией и, несмотря на некоторое ее подобие моделям, которые формируют члены соответствующей социальной группы, требует постоянной синхронизации, что реализуется в процессе коммуникации. Помимо информационного механизма синхронизации по ключевым понятиям предметных областей в процессе коммуникации участвует интенциональный механизм, который реализуется через личностные особенности субъектов общения. Способ действия указанных механизмов раскрывается на примере коллективной деятельности и качества коммуникационной грамотности. Коммуникационная грамотность людей, как показано в статье, существенно зависит от лингвистического компонента, т.е. от умения работать с текстами на естественном языке. Это означает, что каждый человек сам должен уметь качественно писать тексты и работать со смыслами, а также понимать смыслы, заключенные в текстах, написанных другими. Это особенно важно в условиях широкого распространения различных сетевых структур на платформах интеллектуальных технологий и телекома, от социальных и экспертных сетей «коллективного разума» до сетей мгновенных сообщений.

The problems of constructing a world model of a human and of the reconciliation of meanings among members of a small social group in the process of their communication and joint activity are considered in the article from the system-theoretical, neurophysiological, social-psychological and communicative-activity points of view. The key point is how the coherence of meanings in the world models of group members correlates with the coherence of texts representing their subject areas. The world model, as well as the model of a subject area, consists of three components: linguistic and two multimodal (individual and socialized). The world model of each person is a unique construction and, despite some of its similarity to the models that the members of the corresponding social group are building, it requires constant synchronization, which is realized in the process of communication. In addition to the informational mechanism of synchronization according to key concepts of subject areas, there exists an intentional mechanism in the communication process, which is implemented through the personal characteristics of the subjects of communication. The mode of operation of these mechanisms is revealed by using the example of collective activity and the quality of communication literacy. Communication literacy of people, as shown in the article, depends significantly on the linguistic component, i.e. on the ability to work with texts in natural language. This means that each person should be able to write texts of high quality and to work with meanings as well as to understand the meanings contained in texts written by others. This is especially important in the context of widespread distribution of various network structures on IT and telecom platforms, from social and expert networks of “collective intelligence” to instant
messaging networks.

Тип: Статья
Автор (ы): Князева Е. Н.
Соавтор (ы): Рыжов В. А., Харламов А. А.

Идентификаторы и классификаторы

УДК
141.155. Эволюционизм
316.35.023.4. Малые группы
Текстовый фрагмент статьи