№ 1 (26) (2018)
Статьи в выпуске: 4
Дано обобщение ранее использованных понятий и определений систем с
точки зрения физики и системологии. Исследована сущность понятия связи между элементами
системы и сделаны выводы о характере взаимодействия внутри системы, минимальном уровне
иерархичности системы. На основе проведенного исследования представлены уточненные
определения основных понятий системологии.
На основании определения обратной связи доказывается, что она действует во всех процессах без исключения. При этом классификация обратных связей дополнена нейтральными обратными связями, которые поддерживают безразличное равновесие и аддитивность во времени контролируемых ими параметров.
На основе топобатиметрических съёмок береговой полосы Имеретинской
низменности, выполненных за период с 1975 по 2016 годы, а также опубликованных данных приводится анализ изменения контура берега и ширины галечного пляжа в пределах междуречья Мзымта - Псоу.
Показано влияние антропогенного фактора, проявившегося как в выборке наносов с
пляжей и русла р. Мзымта, являющейся главным поставщиком на берег пляжеобразующего материала, так и в строительстве в пределах береговой зоны различных сооружений.
Основное негативное влияние на состояние пляжей оказало возведение вблизи устья р.
Мзымта порта Сочи – Имеретинский, оградительные молы которого полностью прервали
вдольбереговой поток пляжеобразующих наносов, направленный на юго-восток к устью
р.Псоу. Существенное влияние на уменьшение ширины пляжа на участке берега восточнее
порта, оказало строительство в 2009 – 2013 годах набережной и волногасящих сооружений с упорным поясом, расположенным почти на середине ранее существовавшего галечного пляжа.
Отсыпки галечного материала как на пляж, оставшийся перед упорным поясом, так и на
подводный склон, оказались не эффективными, в связи с уходом наносов под воздействием волн вдоль берега и в подводные каньоны.
Размыв пляжей перед возведёнными берегозащитными сооружениями, обусловленный
прерванным оградительными молами порта вдольбереговым потоком наносов, привёл к
переливу воды во время штормов через парапет набережной и частичному подтоплению
территории олимпийских объектов, а также к разрушению самой берегозащитной конструкции.
Эти последствия потребовали проведения дополнительных мер по защите не только берега, но и самих берегозащитных сооружений, которые реализовались в строительстве волногасящих каменных берм.
К началу 2017 г. на участке берега протяжённостью 810 м вдоль возведённой у упорного пояса каменной бермы пляжа нет, а граница его размыва распространилась на 1260 м
от порта и достигла вершины Константиновского мыса.
Исследуются проблемы построения модели мира человека и согласования смыслов у членов малой социальной группы в процессе их коммуникации и совместной деятельности с эволюционной, системно-теоретической, нейрофизиологической, социально-психологической и коммуникативно-деятельностной точек зрения. Ключевой момент состоит в том, как соотносится когерентность смыслов в моделях мира участников группы с когерентностью текстов, представляющих их предметные области. Модель мира, также, как и модель предметной области, состоит из трех компонентов: языкового и двух многомодальных (индивидуального и социализированного). Модель мира каждого человека является уникальной конструкцией и, несмотря на некоторое ее подобие моделям, которые формируют члены соответствующей социальной группы, требует постоянной синхронизации, что реализуется в процессе коммуникации. Помимо информационного механизма синхронизации по ключевым понятиям предметных областей в процессе коммуникации участвует интенциональный механизм, который реализуется через личностные особенности субъектов общения. Способ действия указанных механизмов раскрывается на примере коллективной деятельности и качества коммуникационной грамотности. Коммуникационная грамотность людей, как показано в статье, существенно зависит от лингвистического компонента, т.е. от умения работать с текстами на естественном языке. Это означает, что каждый человек сам должен уметь качественно писать тексты и работать со смыслами, а также понимать смыслы, заключенные в текстах, написанных другими. Это особенно важно в условиях широкого распространения различных сетевых структур на платформах интеллектуальных технологий и телекома, от социальных и экспертных сетей «коллективного разума» до сетей мгновенных сообщений.