Сложные системы
Архив статей журнала
В статье предлагаются количественные характеристики системы управления и его качества, что позволяет использовать и развивать методы математического моделирования при учёте влияния организации структуры управления на характер развития общества. Рассуждения начинаются с определения статусной переменной индивида индекса доминирования. Для характеристики управления можно использовать функцию плотности вероятности введенной статусной переменной, а также определить характеристические величины: мощность доминирования и индекс отчужденности управления. В заключение обсуждается расширенная система уравнений общественной эволюции и источники развития.
Исследования в области эволюционной эпистемологии, проводимые последователями Конрада Лоренца в Институте по исследованию эволюции и познания в Альтенберге под Веной, продолжаются ныне в плане поиска интеграции подхода к пониманию эволюции биологических видов, подхода к изучению индивидуального развития живых организмов и экологического подхода, который начинает применяться широко, не только в естественнонаучном, но и гуманитарном и социальном аспектах. Все это получает новое название eco-evo-devo-perspective. На базе этологии Лоренца и его последователей ныне развивается когнитивная биология, которая олицетворяет сближение когнитивных наук (cognitive sciences), наук о жизни (life sciences) и исследований сложности (complexity studies). В качестве основы принимаются установки, предложенные австрийским биологом Паулем Альфредом Вайссом (1898-1989) и австрийским теоретиком систем Людвигом фон Берталанфи (1901-1972), которые ввели термин «теоретическая биология». Теоретическая биология в ее современном научном контексте представляет собой всеобъемлющую, кросс-дисциплинарную интеграцию понятий. Она включает в себя исследование генетических компонентов изменений, эволюции и развития, т.е. исследование взаимосвязи между эволюцией и развитием, между филогенезом и онтогенезом. Теоретическая биология включает в себя все современные теоретические подходы – вычислительную биологию (computational biology), биосемиотику, когнитивные исследования, натуралистические сдвиги в философии науки и эпистемологии.
В статье рассмотрена эволюция общества с точки зрения формирования и развития различных типов структурных отношений: иерархических, рыночных и сетевых. Описать все многообразие структурных отношений просто не мыслимо, но весьма полезно изучить их, применяя такие понятия, как равенство или неравенство, свобода или принуждение, партнерство или подчинение, независимость или сотрудничество, устойчивость или неустойчивость, мобильность, адаптивность и др. Такой концептуальный анализ позволяет более глубоко понять ход эволюции общества и тот исторический момент, который мы переживаем сейчас.
Исследуются проблемы построения модели мира человека и согласования смыслов у членов малой социальной группы в процессе их коммуникации и совместной деятельности с эволюционной, системно-теоретической, нейрофизиологической, социально-психологической и коммуникативно-деятельностной точек зрения. Ключевой момент состоит в том, как соотносится когерентность смыслов в моделях мира участников группы с когерентностью текстов, представляющих их предметные области. Модель мира, также, как и модель предметной области, состоит из трех компонентов: языкового и двух многомодальных (индивидуального и социализированного). Модель мира каждого человека является уникальной конструкцией и, несмотря на некоторое ее подобие моделям, которые формируют члены соответствующей социальной группы, требует постоянной синхронизации, что реализуется в процессе коммуникации. Помимо информационного механизма синхронизации по ключевым понятиям предметных областей в процессе коммуникации участвует интенциональный механизм, который реализуется через личностные особенности субъектов общения. Способ действия указанных механизмов раскрывается на примере коллективной деятельности и качества коммуникационной грамотности. Коммуникационная грамотность людей, как показано в статье, существенно зависит от лингвистического компонента, т.е. от умения работать с текстами на естественном языке. Это означает, что каждый человек сам должен уметь качественно писать тексты и работать со смыслами, а также понимать смыслы, заключенные в текстах, написанных другими. Это особенно важно в условиях широкого распространения различных сетевых структур на платформах интеллектуальных технологий и телекома, от социальных и экспертных сетей «коллективного разума» до сетей мгновенных сообщений.