ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ С ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА (2024)

Читать онлайн

В статье представлены результаты методологического и эмпирического исследования, направленного на определение целостного, интегрального и фундаментального предмета психологии как самостоятельной отрасли научного познания. В качестве методологических оснований использованы субъектно-информационный подход к психологическим исследованиям (С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова) и современная концепция внутреннего мира человека (В. А. Мазилов, В. Д. Шадриков). Эмпирическую базу исследования составили действующие паспорта психологических научных специальностей, размещенные на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Показано, что объекты научных психологических исследований могут относиться к трем типам (материальные, материально-идеальные - информационные системы, идеальные), объединяющим пять классов объектов: материальные (не информационные), человек и социальные группы, биосфера (помимо человека), технические информационные системы, идеальные объекты информационных взаимодействий. Обоснован новый вариант определения общего предмета научной психологии, согласно которому психология изучает внутренний (информационный) мир разнородных биорелевантных акторов (то есть акторов, имеющих отношение к жизнедеятельности и функционированию человека и биосферы в целом). Компонентами предмета психологии являются внутренние миры: 1) человека (как индивидуального субъекта), 2) социума (как системы индивидуальных и групповых субъектов), 3) биосферы (как системы разнородных биоакторов), 4) акторов (технических информационных систем) биосоразмерного киберпространства (то есть той части киберпространства, содержание которой обусловлено активностью биорелевантных акторов). Показано, что новое понимание предмета психологии, обобщающее результаты исследования, расширяет и дополняет понимание внутреннего мира человека, опираясь на фундаментальные категории информации, субъекта и актора.

The results of methodological and empirical research aimed at defining the holistic, integral and fundamental subject matter of psychology as an independent branch of scientific knowledge are presented. The subject-information approach to psychological research (S. L. Lenkov, N. E. Rubtsova) and the modern concept of the inner world of human (V. A. Mazilov, V. D. Shadrikov) were used as methodological foundations. The empirical basis of the study was made up of current passports of psychological scientific specialties, posted on the official website of the Higher Attestation Commission under the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. It is shown that objects of scientific psychological research can belong to three types (material, material-ideal - information systems, ideal), combining five classes of objects: material (non-information), humans and social groups, biosphere (besides humans), technical information systems, ideal objects of information interactions. A new version of the definition of the general subject matter of scientific psychology is substantiated, according to which psychology studies the internal (informational) world of heterogeneous biorelevant actors (i.e., actors related to the life and functioning of humans and the biosphere as a whole). The components of the subject matter of psychology are the internal worlds of: 1) human (as an individual subject), 2) society (as a system of individual and group subjects), 3) the biosphere (as a system of heterogeneous bioactors), 4) actors (technical information systems) of biocommensurate cyberspace (i.e., that part of cyberspace, the content of which is determined by the activity of biorelevant actors). It is shown that a new understanding of the subject matter of psychology, summarizing the results of the study, expands and complements the understanding of the inner world of a human, based on the fundamental categories of information, subject and actor.

Ключевые фразы: предмет психологии, объект психологии, субъектно-информационный подход, внутренний мир, субъект, АКТОР, информация, сигнал, ЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ
Автор (ы): Леньков Сергей Леонидович
Соавтор (ы): Рубцова Надежда Евгеньевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_138
eLIBRARY ID
62217307
Для цитирования:
ЛЕНЬКОВ С. Л., РУБЦОВА Н. Е. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ С ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи