ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: МОНИТОРИНГ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена анализу результатов мониторинга рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной деятельности в вузах РФ. На основе мониторинга авторы приходят к ряду выводов, характеризующих общие тенденции в содержании программ воспитания и особенности синхронизации программ воспитания и основных профессиональных образовательных программ высшего образования, а также позволяющих описать содержание массовых практик воспитательной деятельности вузов посредством построения профилей календарных планов: содержательного, субъектного, хронологического, дифференциального, инновационного, технологического и динамического. Проанализированы программы воспитания и планы воспитательной деятельности 300 вузов различной ведомственной принадлежности. Массив данных содержал более 56-и тысяч компонентов календарных планов воспитательной деятельности. Авторами выявлены следующие значимые характеристики содержания и структуры рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной деятельности вузов РФ: представленность в практике всего спектра направлений воспитания; высокая степень готовности ООВО к решению поставленных на государственному уровне задач; недостаточный учет в практиках вузов динамических характеристик запроса студента в процессе обучения в вузе, а также особенностей разных групп студентов (в основном события ориентированы на всех студентов и повторяются ежегодно); доминирование профессионалов в статусе авторов и организаторов основных событий, мероприятий, программ; значительно большая представленность в пространстве внеаудиторной деятельности событий культурно-творческой направленности при очень незначительной представленности профессионально-ориентированных событий трудового воспитания; некоторая замкнутость воспитательной системы вуза на себе, недостаточность внешних связей и событий, имеющих целью включение студентов во внешние сообщества; доминирование мероприятивного подхода в практиках воспитания, что создает неравномерный хронологический профиль воспитательной деятельности с активными и пассивными фазами.

The article is devoted to presenting the results of monitoring work programs of education and calendar plans of educational activities in universities of the Russian Federation. Based on the monitoring, the authors come to a number of conclusions that characterize general trends in the content of educational programs and the features of synchronization of educational programs and basic professional educational programs of higher education, as well as allowing them to describe the content of mass practices of educational activities in universities by constructing profiles of calendar plans: content, subject, chronological , differential, innovative, technological and dynamic. Educational programs and plans for educational activities of 300 universities with various departmental affiliations were analyzed. The data array contained more than 56,000 components of calendar plans for educational activities. The authors identified the following significant characteristics of the content and structure of educational work programs and calendar plans for educational activities of universities in the Russian Federation: representation in practice of the entire spectrum of education areas; a high degree of readiness of the body of educational organization of higher education to solve the tasks set at the state level; insufficient consideration in the practices of universities of the dynamic characteristics of a student’s request during the learning process at university, as well as the characteristics of different groups of students (mainly events are aimed at all students and are repeated annually); the dominance of professionals in the status of authors and organizers of major events, activities, and programs; a significantly greater representation of cultural and creative events in the space of extracurricular activities, with a very insignificant representation of professionally oriented events and labor education; some isolation of the educational system of the university on itself, insufficient external relations and events aimed at including students in external communities; the dominance of the action-based approach in educational practices, which creates an uneven chronological profile of educational activities with active and passive phases.

Ключевые фразы: программы воспитания в вузе, мониторинг воспитания, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной деятельности, профили календарных планов воспитательной деятельности
Автор (ы): Воронцова Анна Валерьевна
Соавтор (ы): Скрябина Ольга Борисовна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378.4. Университеты
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_78
eLIBRARY ID
62217299
Для цитирования:
ВОРОНЦОВА А. В., СКРЯБИНА О. Б. МОНИТОРИНГ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи