ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: К. Д. УШИНСКИЙ И СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ (2024)

Читать онлайн

Творчество К. Д. Ушинского рассматривается в контексте развития российской культуры середины XIX столетия. Область душевных явлений оставалась одной из немногих сфер, неподвластных науке того времени. Научной психологии еще не было, но вопросы, связанные с пониманием человека, взаимоотношением личности и общества, психической жизни индивида активно обсуждались и в обществе, и в научных изданиях, и на страницах литературных журналов. Психологические идеи оказывали огромное влияние на общественную жизнь, достаточно вспомнить, к примеру, какой общественный резонанс имела известная дискуссия между И. М. Сеченовым и К. Д. Кавелиным, которая стала значимым явлением в культурной жизни России. Публикация работ Ушинского оказала огромное влияние на теорию и практику образования. Идеи Ушинского о научной психологии и само обоснование психологии оказались восприняты обществом в значительно меньшей степени. Статья посвящена творчеству великого русского ученого К. Д. Ушинского. Анализируется его вклад в создание научной психологии. Утверждается, что Ушинский был создателем оригинальной версии научной психологии. Во второй половине 1860-х гг. научной психологии еще не существовало, более того, не были определены методологические основания и принципы, на которых должна основываться психология как отдельная самостоятельная дисциплина. Версия Вундта, разработанная как ответ на кантовскую критику эмпирической психологии, была обоснована уже после смерти Ушинского. Вундтовская версия была принята научным сообществом, несмотря на очевидные недостатки. Научная психология, по Ушинскому, должна основываться на антропологическом подходе и на фактах, а также быть применимой в практике, «в деле воспитания». Версия Ушинского имела очевидные преимущества перед вундтовской, но не была оценена по достоинству. В статье анализируются причины, по которым концепция Ушинского не получила признания и поддержки.

The work of K. D. Ushinsky is considered in the context of the Russian culture development in the mid-XIX century. The field of spiritual phenomena remained one of the few areas beyond the control of the science of that time. There was no scientific psychology yet, but issues related to the understanding of man, the relationship between personality and society, the mental life of an individual were actively discussed in society, in scientific publications, and on the pages of literary journals. Psychological ideas had a huge impact on public life, it is enough to recall, for example, what kind of public resonance the well-known discussion between I. M. Sechenov and K. D. Kavelin had, which became a significant phenomenon in the cultural life of Russia. The publication of Ushinsky’s works had a huge influence on the theory and practice of education. Ushinsky’s ideas about scientific psychology and the very justification of psychology were perceived by society to a much lesser extent. The article is devoted to the work of great Russian scientist K. D. Ushinsky. His contribution to the foundation of scientific psychology is analyzed. It is claimed that Ushinsky was the founder of the original version of scientific psychology. In the second half of the 1860s scientific psychology did not yet exist, moreover, the methodological grounds and principles on which psychology should be based on as a separate independent discipline were not determined. Wundt’s version, developed as a response to Kant’s criticism of empirical psychology, was substantiated after the death of Ushinsky. The Wundt’s version was accepted by the scientific community, despite obvious shortcomings. Scientific psychology, according to Ushinsky, should be based on the anthropological approach and on facts, as well as be applicable in practice, «in the field of education». Ushinsky’s version had obvious advantages over Wundt’s one, but was not appreciated. The article analyzes the reasons why Ushinsky’s concept did not receive recognition and support.

Ключевые фразы: к д ушинский, психология, наука, методологические основания, научная психология, психологические идеи, АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Автор (ы): Мазилов Владимир Александрович
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_100
eLIBRARY ID
62217302
Для цитирования:
МАЗИЛОВ В. А. К. Д. УШИНСКИЙ И СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи