ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ (2024)

Читать онлайн

В статье показаны инструменты и результаты исследования профессиональных компетенций руководителя образовательной организации, проведенного научным коллективом ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в рамках изучения проблемы совершенствования региональных систем научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в условиях интеграции в единое образовательное пространство Российской Федерации. Сделан обзор нормативно-правовой базы Российской Федерации, регламентирующей деятельность руководителя образовательной организации, включающей Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ; Национальный проект «Образование»; Представлена концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, а также анализ компетентностного подхода как нового направления в научно-педагогической методологии. Приведены понятия «компетенция» и «компетентность», описаны требования профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» к реализации трудовых функций руководителя. Авторами актуализирована проблема исследования профессиональных компетенций руководителя в аспекте тенденций развития российской системы образования; обозначена проблема разработки комплекса инструментов оценивания профессиональных управленческих компетенций и незначительности опыта разработки и реализации процедур оценки данных компетенций в науке и практике. В статье описан диагностический инструментарий в виде теста, составленного в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» и включающего в себя 4 кейса: управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации; администрирование деятельности общеобразовательной организации; управление развитием общеобразовательной организации; управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами; приведена структура кейсов, описаны подходы к их составлению и применению в процессе диагностики. Выборку исследования составили 292 руководителя образовательных организаций новых регионов РФ (ЛНР и ДНР). Описаны результаты, полученные в процессе тестирования по каждому из кейсов инструментария; сделаны выводы по использованию полученных данных в программах профессионального развития руководителей образовательных организаций.

The article shows the tools and results of a study of the professional competencies of the head of an educational organization, conducted by the scientific team of YSPU named after. K. D. Ushinsky, within the framework of studying the problem of improving regional systems of scientific and methodological support for the professional development of teaching staff and management personnel in the context of integration into a single educational space of the Russian Federation. The review of the regulatory framework of the Russian Federation is made, regulating the activities of the head of an educational organization, including the Federal Law «On Education in the Russian Federation» № 273-FZ; National Project «Education»; the concept of creating a unified federal system of scientific and methodological support for teaching staff and management personnel, as well as the analysis of the competency-based approach as a new direction in scientific and pedagogical methodology. The concepts of «competence» and «competency» are given, and the requirements of the professional standard «Head of an educational organization» forimplementing labor functions of a manager are described. The authors have updated the problem of studying the professional competencies of a leader in terms of development trends in the Russian education system; the problem of developing a set of tools for assessing professional management competencies and insignificance of experience in developing and implementing procedures for assessing these competencies in science and practice are outlined. The article describes diagnostic tools in the form of a test compiled in accordance with the requirements of the professional standard «Head of an educational organization» and including 4 cases: Management of educational activities of a general education organization; Administration of the activities of a general education organization; Management of the development of a general education organization; Managing the interaction of a general education organization with participants in relations in the field of education and social partners; the structure of cases is given, approaches to their compilation and application in the diagnostic process are described. The study sample included 292 heads of educational organizations in new regions of the Russian Federation (LPR and DPR). The results obtained during testing for each of the toolkit cases are described; conclusions were drawn on the use of the obtained data in professional development programs for heads of educational organizations.

Ключевые фразы: компетентностный подход, компетенция, компетентность, образовательная организация, руководитель образовательной организации, профессиональные управленческие компетенции, инструменты диагностики профессиональных компетенций, программа профессионального развития руководителя образовательной организации
Автор (ы): Золотарева Ангелина Викторовна
Соавтор (ы): Шляхтина Наталья Владимировна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
371.113. Руководство школы
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_8
eLIBRARY ID
62217283
Для цитирования:
ЗОЛОТАРЕВА А. В., ШЛЯХТИНА Н. В. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи