ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ИДЕНТИФИКАЦИЯ И МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ (2024)

Читать онлайн

В статье обсуждается барьерный эффект, возникающий при идентификации и минимизации рисков образовательных проектов. Темпы и масштабы разработки и реализации образовательных проектов в РФ увеличиваются. Реализация образовательных проектов на национальном уровне является важнейшим инструментом государственной политики в сфере образования. Учитывая состоявшийся переход с концепции «нулевого риска» на концепцию «допустимого риска» и в системе образования, проблематика управления рисками образовательных проектов возрастает. Автором предпринята попытка описания и объяснения барьерного эффекта, возникающего при идентификации и минимизации рисков образовательного проекта. Исследование проводилось методами анализа, синтеза, рефлексивной проблематизации и моделирования. Как показало исследование в теории и практике управления рисками образовательных проектов барьерному эффекту уделяется недостаточное внимание. Результаты исследования позволили выделить основные параметры барьерного эффекта - энтропия риска, время, эффективность управленческих решений по минимизации рисков, а также последствия реализовавшихся рисков. Исследование показало, что основными факторами, влияющими на образование барьерного эффекта, являются - возможность итерации к сущности риска в процессе управления образовательным проектом (структурный фактор), нестационарные условия внешней и внутренней среды образовательного проекта, наличие противоречий при принятии управленческих решений и возможность управляющей системы эффективно использовать эвристики, ценностный и ресурсный факторы, фактор когнитивных искажений, а также фактор необходимости устранения последствий уже реализовавшихся рисков. Совокупность выявленных факторов выражается в создании барьерного эффекта, мешающего снижению энтропии рисков образовательного проекта и выработке эффективных решений по их минимизации. Как показало исследование, дальнейшее изучение барьерного эффекта может снизить объем и масштаб последствий реализовавшихся рисков образовательных проектов.

The article discusses the barrier effect that occurs when identifying and minimizing the risks of educational projects. The pace and scale of development and implementation of educational projects in the Russian Federation is increasing. Implementation of educational projects at the national level is the most important tool of state policy in the field of education. Taking into account the transition from the concept of «zero risk» to the concept of «permissible risk» in the education system, the problems of risk management of educational projects are increasing. The author attempted to describe and explain the barrier effect that arises when identifying and minimizing the risks of an educational project. The study was conducted by methods of analysis, synthesis, reflexive problemization and modeling. As the study showed in the theory and practice of risk management of educational projects, insufficient attention is paid to the barrier effect. The results of the study made it possible to identify the main parameters of the barrier effect - risk entropy, time, the effectiveness of management decisions to minimize risks, as well as the consequences of realized risks. The study showed that the main factors influencing the formation of a barrier effect are - the possibility of iteration to the essence of risk in the process of managing an educational project (structural factor), non-stationary conditions of the external and internal environment of the educational project, the presence of contradictions in the adoption of management decisions and the possibility of the management system to effectively use heuristics, value and resource factors, the factor of cognitive distortion, as well as the factor of the need to eliminate the consequences of already realized risks. The combination of identified factors is expressed in the creation of a barrier effect that prevents the reduction of the entropy of the risks of the educational project and the development of effective solutions to minimize them. As the study showed, further study of the barrier effect can reduce the volume and scale of the consequences of the realized risks of educational projects.

Ключевые фразы: барьерный эффект, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, идентификация и минимизация рисков образовательных проектов, энтропия риска, эффективность минимизации риска, факторы барьерного эффекта, последствия рисков, итерационность в управлении рисками
Автор (ы): Причинин Алексей Евгеньевич
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.013. Общая теория воспитания и обучения. Отдельные направления педагогики
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_36
eLIBRARY ID
62217287
Для цитирования:
ПРИЧИНИН А. Е. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи