ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: НАУКОВЕДЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ УЧЕНИЯ (2024)

Читать онлайн

Важная сфера современной общей и педагогической психологии - изучение и развитие когнитивных процессов. Одним из конструктивных направлений этого является созданная выдающимся ученым мирового уровня Н. Ф. Талызиной деятельностная теория учения, творчески реализующая традицию Л. С. Выготского - А. Н. Леонтьева - П. Я. Гальперина. В связи с вековым юбилеем выпускницы ЯГПУ и почетного профессора МГУ Н. Ф. Талызиной актуально изучение становления ее научного творчества и педагогического опыта преподавания в высшей школе как эффективного прецедента оригинального развития современного человекознания в методологическом единстве его фундаментального и прикладного направлений. В статье показано взаимодействие познавательных поисков Н. Ф. Талызиной с ассимиляцией и развитием ею достижений научных школ ее учителей в науке: П. А. Шеварева, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина. Новизна данной статьи заключается в изучении - с позиций институционально-персонологического и субъектно-деятельностного подходов к научному творчеству - взаимодействия теоретико-методологических основ обучения и их психолого-педагогической реализации в деятельностной концепции учения Н. Ф. Талызиной. Становление этой концепции было детерминировано как новациями изучения когнитивных процессов методом их планомерного формирования в контексте кибернетики и программированного обучения, так и опытом подготовки специалистов и руководства кафедрами и образовательными центрами педагогического профиля на факультетах психологии и философии МГУ. В статье впервые дифференцирована полная периодизация семидесятилетней эволюции научного творчества и показано развитие ее достижений в построении когнитивно-деятельностных средств психолого-педагогического обеспечения эффективности учения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования в современных социокультурных условиях.

An important area of modern general and pedagogical psychology is the study and development of cognitive processes. One of the constructive directions of this is the activity theory of teaching created by outstanding world-class scientist N.F. Talyzina, which creatively implements the tradition of L. S. Vygotsky - A. N. Leontyev - P. Ya. Galperin. According to the centenary of the graduate of YSPU and Honorary Professor of Moscow State University N. F. Talyzina, the study of the formation of her scientific work and pedagogical experience of teaching at higher education as an effective precedent for the original development of modern human science in the methodological unity of its fundamental and applied directions is relevant. The article shows the interaction of the cognitive searches of N. F. Talyzina with assimilating and developing her achievements of the scientific schools of her teachers in science: P. A. Shevarev, A. N. Leontyev, P. Ya. Galperin. The novelty of this article lies in the study - from the standpoint of institutional-personological and subject-activity approaches to scientific work - of the interaction of the theoretical and methodological foundations in learning and their psychological and pedagogical implementation in the activity concept of N. F. Talyzina’s teachings. The formation of this concept was determined both by innovations in the study of cognitive processes by the method of their systematic formation in the context of cybernetics and programmed learning, and by the experience of training specialists and leading departments and educational centers of the pedagogical profile at the departments of psychology and philosophy of Moscow State University. For the first time, the article differentiates the complete periodization of the seventy-year evolution of scientific creativity and shows the development of its achievements in the construction of cognitive-activity means of psychological and pedagogical support for the effectiveness of teaching in the context of modernization of continuing professional education in modern socio-cultural conditions.

Ключевые фразы: педагогическая психология, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ, системогенез, РЕФЛЕКСИЯ, развивающее обучение, н ф талызина, п я гальперин, а н леонтьев, п а шеварев
Автор (ы): Семенов Игорь Никитович
Соавтор (ы): Калашников Илья Геннадьевич
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.923.3. Структура личности. Черты характера. Психограмма
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_185
eLIBRARY ID
62217316
Для цитирования:
СЕМЕНОВ И. Н., КАЛАШНИКОВ И. Г. НАУКОВЕДЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ УЧЕНИЯ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи