ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОНТОЛОГИЙ (2024)

Читать онлайн

В статье речь идет об оценке эффективности развития прогностических способностей студентов физкультурно-спортивных направлений подготовки с использованием средств компьютерных онтологий. Авторы попытались применить онтологические ресурсы в компьютерном исполнении для решения сложной задачи нахождения эффективных путей развития прогностических способностей будущих тренеров, реализуемых по специфичным для этой области дидактически-спортивным знаниям и правилам. Были определены компоненты критериев, показатели и уровни развития прогностических способностей будущих тренеров в спорте, включающие мотивационно-ценностную, когнитивную, операционно-деятельностную и рефлексивно-оценочную составляющие. Основной экспериментальной площадки стал Донецкий государственный университет на базе Института физической культуры и спорта, были задействованы 184 студента по специальностям сферы физической культуры и спорта, 20 тренеров-преподавателей по этим направлениям подготовки, связанные с преподаванием информатических дисциплин и курсов, на которых использовались компьютерные онтологии, а также 18 независимых экспертов. Было доказано, что использование систем компьютерных онтологий в прогностической деятельности будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы деятельности, а также продуктивных методов и форм обучения в тренировочном процессе оказывают положительное воздействие при использовании организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий. Мотивационно-ценностное отношение студентов к своей будущей работе в качестве тренера-преподавателя улучшается благодаря повышению их готовности к использованию средств компьютерных онтологий в прогнозно-тренерской деятельности. Они осознают, что эти средства прогноза являются действенным инструментом в повышении спортивного мастерства не только их самих, но и их будущих воспитанников.

The article deals with the assessment of effectiveness in development of predictive abilities of students of physical culture and sports training using computer ontologies. The authors tried to apply computer ontological resources to solve the difficult task of finding effective ways to develop predictive abilities of future coaches, implemented according to their didactic and sports knowledge and rules specific to this field. The components of criteria, indicators and levels in developing predictive abilities of future coaches in sports were determined, including motivational-value, cognitive, operational-activity and reflexive-evaluative components. The main experimental site was Donetsk State University on the basis of the Institute of Physical Culture and Sports, where 184 students in the field of physical culture and sports, 20 trainer-teachers in these areas of training related to the teaching of computer science disciplines and courses using computer ontologies, as well as 18 independent experts were involved. It has been proved that the use of computer ontology systems in the predictive activities of future specialists in the physical culture and sports field of activity, as well as productive methods and forms of training in the training process, really have a positive impact through the use of organizational, pedagogical, psychological, pedagogical and didactic conditions. The motivational and value attitude of students towards their future work as a teaching coach is improved by strengthening their readiness to use computer ontology tools in predictive coaching. They realize that these forecasting tools are an effective tool in improving sports skills not only for themselves, but also for their future students.

Ключевые фразы: прогностические способности, критерии развития, будущие спортивные тренеры, компьютерные онтологии, прогнозно-тренерская деятельность, СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Автор (ы): Коляда Михаил Георгиевич
Соавтор (ы): Бугаева Татьяна Ивановна, Шатохин Евгений Юрьевич
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.012. Методы изучения проблем воспитания, образования и обучения
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-3-138-72
eLIBRARY ID
67980348
Для цитирования:
КОЛЯДА М. Г., БУГАЕВА Т. И., ШАТОХИН Е. Ю. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОНТОЛОГИЙ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи