ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2024)

Читать онлайн

В статье исследуется теоретико-методологический аспект взаимосвязи феноменов идентичности и идентификации с позиций философов, психологов и социологов с точки зрения исторического развития. Обращается внимание на различие отечественных и зарубежных подходов к пониманию данной проблематики. Освещается значимая разница в рассмотрении идентичности социальной и личностной. На основе анализа концепций и теорий ученых зарубежных стран отметим, что в большинстве случаев авторы рассматривают феномен идентичности как центральное личностное образование. Некоторые исследователи подчеркивают особую роль процесса идентификации с Другим и последующей самоидентификации. Ряд ученых данный феномен определяют как качество, психическое образование, которое может иметь разную степень развитости и проявляется в разных формах. В ходе рассмотрения идентичности как психологического конструкта с разных теоретико-методологических позиций мы обращаем внимание на их родство, а также на наличие родовидовой связи с концепцией самосознания В. С. Мухиной в рамках научной школы «Феноменология бытия и развития личности». В работе освещается проблема способа исследования, неразрывно связанного с феноменом идентичности и механизмом идентификации, а также предпринимается попытка решить её при помощи использования в теоретико-методологической основе пятизвенчатой структуры самосознания в рамках методологии В. С. Мухиной. Эта идея позволяет системно и структурированно подходить к исследованию данных феноменов. Наиболее подходящим возрастом, в рамках данного подхода, для исследования процесса идентификации как механизма, наполняющего идентичность человека, представляется юношеский, в связи со своей возрастно-психологической спецификой.

The article explores the theoretical and methodological aspect of the relationship between identity and identification phenomena from the perspective of philosophers, psychologists and sociologists from the point of view of historical development. Attention is drawn to the difference between Russian and foreign approaches to understanding this problem. A significant difference in the consideration of social and personal identity is highlighted. Based on the analysis of concepts and theories of scientists from foreign countries, we note that in most cases the authors consider the phenomenon of identity as a central personal education. Some researchers emphasize the special role of the process of identification with the Other and subsequent self-identification. A number of scientists define this phenomenon as quality, mental education, which can have different degrees of development and manifests itself in different forms. In the course of considering identity as a psychological construct from different theoretical and methodological positions, we pay attention to their proximity, as well as to the presence of a generic connection with the concept of self-awareness of V. S. Mukhina in the framework of the scientific school «Phenomenology of Being and Personality Development». The work highlights the problem of the research method, inextricably linked with the phenomenon of identity and the identification mechanism, and also attempts to solve it by using a five-fold structure of self-awareness in the theoretical and methodological basis within the framework of the methodology of V. S. Mukhina. This idea allows a systematic and structured approach to study these phenomena. The most suitable age, within the framework of this approach, to study the identification process as a mechanism that fills a person’s identity, seems to be youthful, due to its age-psychological specificity.

Ключевые фразы: методология, личность, идентификация, идентичность, самосознание, механизм идентификации
Автор (ы): Басюк Виктор Стефанович
Соавтор (ы): Николаев Александр Алексеевич
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-3-138-161
eLIBRARY ID
67980356
Для цитирования:
БАСЮК В. С., НИКОЛАЕВ А. А. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи