ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ФОТОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ (2024)

Читать онлайн

В статье рассмотрены инструменты и результаты исследования формирования визуальной проектной культуры у студентов гуманитарных направлений подготовки («Дизайн» (Дизайн), «Профессиональное обучение (Дизайн интерьера)», «Реклама и связи с общественностью» (Копирайтинг и бренд-коммуникации)) Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. Был осуществлен обзор сущностно-содержательных характеристик проектной и визуальной культур, разработано авторское определение визуальной проектной культуры студента бакалавриата гуманитарного направления, выявлены компоненты визуальной проектной культуры: эстетическое отношение к действительности; мотивация к творчеству; креативное мышление; творческое воображение; навык проектирования в области фотографики; самооценка субъекта образовательного процесса. Автором актуализирована проблема исследования проектной культуры с точки зрения ее визуального языка и воплощения в контексте визуальной культуры; разработан модуль «Фотографика», основанный на поэтапном выполнении творческих заданий в рамках индивидуальных проектов. В работе описан диагностический инструментарий в виде теста «Ценностные ориентации» (М. Рокич); опросника креативности (Д. Джонсон); опросника личностных креативных способностей (Е. Е. Туник); авторского экспертного листа, разработанного на основе требований профессиональной компетенции «Графический дизайн», входящей в конкурсную номинацию «Творчество и дизайн» чемпионата WorldSkills Russia; теста «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» (В. И. Андреев). Выборку исследования составили 110 студентов Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ. Описаны результаты, полученные в процессе диагностики по каждому компоненту визуальной проектной культуры; сделаны выводы по эффективности использования инструментов фотографики при формировании визуальной проектной культуры у студентов бакалавриата гуманитарных направлений подготовки.

The article discusses the tools and results of the research on the formation of visual project culture among students of humanitarian areas of training («Design» (Design), «Vocational Training (Interior Design)», «Advertising and Public Relations» (Copywriting and Brand Communications)) Institute of Philology and Intercultural Communication Kazan (Volga Region) Federal University. The review of the essential characteristics of project and visual cultures was carried out, the author’s definition of the visual project culture of a undergraduate student in the Humanities was developed, the components of the visual project culture were identified: aesthetic attitude to reality; motivation for creativity; creative thinking; creative imagination; photographic design skill; self-assessment of the educational process subject. The author actualized the problem of project culture research in terms of its visual language and embodiment in the context of visual culture; the “Photographic” module was developed, based on the phased implementation of creative tasks within the framework of individual projects. The work describes diagnostic tools in the form of the test «Value orientations» (M. Rokich); creativity questionnaire (D. Johnson); questionnaire of personal creative abilities (E. E. Tunik); the author’s expert sheet developed on the basis of the requirements of the professional competence «Graphic Design», which is included in the competition nomination «Creativity and Design» of the WorldSkills Russia Championship; test «Assessment of the ability to self-development, self-education» (V. I. Andreev). The study sample consisted of 110 students from the Institute of Philology and Intercultural Communication, KSU. The results obtained during diagnostics for each component of the visual design culture are described; conclusions are drawn on the effectiveness of using photographic tools in the formation of a visual project culture among undergraduate students of humanitarian areas of study.

Ключевые фразы: фотографика, визуальность, проектная культура, визуальная культура, визуальная проектная культура, студенты вуза, ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Автор (ы): Шамсутдинов Рустем Наилевич
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.018.2. Воспитание в школе. Школьное воспитание
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-3-138-40
eLIBRARY ID
67980345
Для цитирования:
ШАМСУТДИНОВ Р. Н. ФОТОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи