ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ ТЕКСТИЛЬНЫХ РЕМЕСЕЛ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2024)

Читать онлайн

В статье рассматривается проблема преемственности знаний и навыков владения текстильными ремеслами в Свердловской области, описываются современные формы передачи ремесленного мастерства. Показана важность культурной трансмиссии, непрерывности в передаче традиций, формирования интереса к ремесленному опыту предшествующих поколений, в том числе через сопричастность к духовным истокам национальной культуры, ценностям семьи и рода, через создание условий для самореализации и самовыражения человека, через вовлечение в процесс ручного изготовления текстильных изделий. В поле научного рассмотрения - поколенческая преемственность традиций промысла на основе семейных отношений. Представлены результаты изучения последовательной (из поколения в поколение) передачи ремесленного опыта в рамках прямых родственных отношений. Передача опыта была проанализирована на примере четырех поколений семьи: от прабабушки как хранителя ремесла до правнучки. В рамках поставленной проблемы были опрошены мастера, педагоги и их ученики, занимающиеся текстильными ремеслами в регионе, проведены интервьюирование и анкетирование участников профильных фестивалей, мастер-классов и семинаров. На основе проведенного анализа данных, полученных в результате опросов и изучения механизмов работы с обучающимися были сформулированы предложения по новым формам взаимодействия с целевой аудиторией для популяризации традиционных текстильных ремесел Урала. Они могут быть использованы образовательными учреждениями и центрами дополнительного образования. Опираясь на матрицу обучения «осознанная компетентность» и метод «обучение через погружение», автор исследования выделяет пять уровней в освоении традиционных промыслов и ремесел. Статья будет полезна исследователям, интересующимся традиционными ремеслами, преподавателям для работы над методическими пособиями, а также научным сотрудникам музеев, студентам и широкому кругу читателей.

The article examines the problem of continuity of knowledge and skills in owning textile crafts in the Sverdlovsk region, describes modern forms of transfering handicraft skills. The importance of cultural transmission, continuity in the transmission of traditions, the formation of interest in the craft experience of previous generations, including through involvement in the spiritual origins of national culture, the values of family and gender, through the creation of conditions for self-realization and self-expression of a person, through involvement in the process of manual manufacture of textiles. In the field of scientific consideration there is the generational continuity of fishing traditions based on family relations. The results of the study of the consistent (from generation to generation) transfer of craft experience within the framework of direct family relations are presented. The transfer of experience was analyzed using the example of four generations of the family: from great-grandmother as the keeper of the craft to great-granddaughter. As part of the problem, craftsmen, teachers and their students involved in textile crafts in the region were interviewed, there were also interviewed participants in specialized festivals, master classes and seminars. Based on the analysis of the data obtained as the result of surveys and studying the mechanisms of working with students, proposals were formulated on new forms of interaction with the target audience to popularize the traditional textile crafts of the Urals. They can be used by educational institutions and centers of additional education. Based on the matrix of learning «conscious competence» and the method of «learning through immersion», the author of the study identifies five levels in development of traditional crafts. The article will be useful for researchers interested in traditional crafts, teachers to work on methodological manuals, as well as museum researchers, students and a wide range of readers.

Ключевые фразы: историко-художественное наследие, преемственность традиции, передача ремесленного опыта, сохранение и развитие текстильных ремесел, народные художественные промыслы среднего урала и свердловской области
Автор (ы): Погадаева Олеся Сергеевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
745.52. Художественное ткачество
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-3-138-220
eLIBRARY ID
67980363
Для цитирования:
ПОГАДАЕВА О. С. ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ ТЕКСТИЛЬНЫХ РЕМЕСЕЛ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи