ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ТИПОЛОГИЯ И ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-УЧЕБНЫХ ШКОЛ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЧЕЛОВЕКОЗНАНИИ (2024)

Читать онлайн

В статье по истории отечественного человекознания дифференцируются основные научные школы социальной психологии, среди которых характеризуется становление трех старейших, созданных в вузах Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьминым, А. А. Бодалевым. В статье подробно прослеживается генезис основных научных школ, условия их возникновения, вклад в формирование отечественного человекознания. Детально проанализировано возникновение и развитие научной школы, возглавлявшейся известным ученым профессором МГУ им. М. В. Ломоносова - Г. М. Андреевой, прослежено взаимодействие крупнейшей в стране научно-учебной школы этого профиля с учеными Ленинграда, Ярославля, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Краснодара и др. В статье также впервые показано взаимодействие трех старейших научных школ, созданных в вузах Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьминым, А. А. Бодалевым, с другими школами и подходами, которое привело к формированию социально-педагогической психологии как инновационной области современного человекознания. Проведен сравнительный анализ изучения социальной психологии познания в школах Г. М. Андреевой и А. А. Бодалева и показан их вклад в интегративную когнитологию и современную педагогику высшего профессионального образования. Научная новизна статьи состоит в том, что в работе впервые логика развития отечественной вузовской социальной психологии изучается науковедческими методами (культуролого-хронологического, институционально-персонологического и предметно-тематического анализа). По результатам сравнительного анализа типологии рассмотренных социально-психологических подходов делается общий вывод. Если в творчестве Е. С. Кузьмина доминировал социально-производственный профиль, то А. А. Бодалев и его школа изучали с экзистенциально-антропологических позиций личностно-коммуникативные аспекты восприятия и понимания человека человеком в общении. Параллельно с этим Г. М. Андреева выстроила систему когнитивно-личностной и коммуникативно-деятельностной социальной психологии экзистенциально-гносеологического познания. Тем самым Г. М. Андреева и А. А. Бодалев внесли существенный вклад в изучение социально-психологических аспектов современной бурно развивающейся интегративной когнитологии. Отмечается, что развитие и анализ достижений научных школ требует дальнейшего специального историко-научного изучения. Показаны значение и роль рефлексивно-персонологического подхода к науковедческому изучению жизнетворчества известных ученых.

The article on the history of domestic human science differentiates the main scientific schools of social psychology, among which the formation of the three oldest, created in universities in G. M. Andreeva, E. S. Kuzmin, A. A. Bodalev. The article traces in detail the genesis of the main scientific schools, traces conditions for their foundation, contribution to the formation of domestic human science. The emergence and development of a scientific school headed by the famous scientist of Lomonosov Moscow State University G. M. Andreeva was analyzed in detail also was traced the interaction of the country’s largest scientific and educational school of this profile, developing in cooperation with scientists from Leningrad, Yaroslavl, Novosibirsk, Rostov-on-Don, Nizhny Novgorod, Krasnodar, etc. The article for the first time presents the interaction of the three oldest scientific schools created in universities by G. M. Andreeva, E. S. Kuzmin, A. A. Bodalev, with other schools and approaches, which caused formation of socio-educational psychology as an innovative field of modern human science. A comparative analysis of the study of the social psychology of cognition in schools by G. M. Andreeva and A. A. Bodalev was carried out and their contribution to integrative cognitive science and modern pedagogy of higher professional education was shown. The scientific novelty of the article is that in the work, for the first time, the logic of the development of domestic university social psychology is studied by means of scientific methods (cultural-chronological, institutional-personological and subject-thematic analysis). Based on the results of the comparative analysis of the typology of the considered socio-psychological approaches, a general conclusion is drawn that schools differ. If the work of E. S. Kuzmin was dominated by a socio-production profile, then A. A. Bodalev and his school studied the personal and communicative aspects of human perception and understanding of a person in communication from the existential-anthropological perspective. And G. M. Andreeva built a system of cognitive-personal and communicative-activity social psychology of existential-epistemological cognition. Thus, G. M. Andreeva and A. A. Bodalev made a significant contribution to the study of the socio-psychological aspects of modern rapidly developing integrative cognitive science. It is noted that the development and analysis of the achievements of scientific schools requires further special historical and scientific study. The significance and role of the reflexive-personological approach to the scientific study of life development of famous scientists are shown.

Ключевые фразы: ПЕРЦЕПЦИЯ, ПОНИМАНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ, деятельность, личность, КОММУНИКАЦИЯ, социальное познание, когнитивизм, когнитология, социальная психология, СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД, социально-педагогический подход
Автор (ы): Семенов Игорь Никитович
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.923.3. Структура личности. Черты характера. Психограмма
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-3-138-127
eLIBRARY ID
67980353
Для цитирования:
СЕМЕНОВ И. Н. ТИПОЛОГИЯ И ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-УЧЕБНЫХ ШКОЛ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЧЕЛОВЕКОЗНАНИИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи