Статьи в выпуске: 22

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ ТЕКСТИЛЬНЫХ РЕМЕСЕЛ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2024)
Авторы: Погадаева Олеся Сергеевна

В статье рассматривается проблема преемственности знаний и навыков владения текстильными ремеслами в Свердловской области, описываются современные формы передачи ремесленного мастерства. Показана важность культурной трансмиссии, непрерывности в передаче традиций, формирования интереса к ремесленному опыту предшествующих поколений, в том числе через сопричастность к духовным истокам национальной культуры, ценностям семьи и рода, через создание условий для самореализации и самовыражения человека, через вовлечение в процесс ручного изготовления текстильных изделий. В поле научного рассмотрения - поколенческая преемственность традиций промысла на основе семейных отношений. Представлены результаты изучения последовательной (из поколения в поколение) передачи ремесленного опыта в рамках прямых родственных отношений. Передача опыта была проанализирована на примере четырех поколений семьи: от прабабушки как хранителя ремесла до правнучки. В рамках поставленной проблемы были опрошены мастера, педагоги и их ученики, занимающиеся текстильными ремеслами в регионе, проведены интервьюирование и анкетирование участников профильных фестивалей, мастер-классов и семинаров. На основе проведенного анализа данных, полученных в результате опросов и изучения механизмов работы с обучающимися были сформулированы предложения по новым формам взаимодействия с целевой аудиторией для популяризации традиционных текстильных ремесел Урала. Они могут быть использованы образовательными учреждениями и центрами дополнительного образования. Опираясь на матрицу обучения «осознанная компетентность» и метод «обучение через погружение», автор исследования выделяет пять уровней в освоении традиционных промыслов и ремесел. Статья будет полезна исследователям, интересующимся традиционными ремеслами, преподавателям для работы над методическими пособиями, а также научным сотрудникам музеев, студентам и широкому кругу читателей.

Сохранить в закладках
ДВИНСКОЙ ДОМ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (2024)
Авторы: Усов Алексей Александрович

В статье представлено исследование комплекса крестьянского дома-двора конца XIX - начала XXI вв. в культурном ландшафте исторических поселений Русского Севера в территориальных рамках Нижнего Подвинья. Дом - один из ключевых объектов этнокультурологического исследования. Именно с домом соотносятся важнейшие элементы картины мира человека. Конструктивные особенности дома, тип крестьянской усадьбы и поселения в целом демонстрируют в предметно-пространственном воплощении особый образ жизни русского человека в суровой лесной зоне. Автор опирается, прежде всего, на материалы эмпирических экспедиционных исследований 2023 г., проведенных в с. Чухчерема Холмогорского района Архангельской области. А также на анализ памятников в экспозиции музея под открытым небом Архангельской области «Малые Корелы». В работе была использована авторская методика доктора культурологии А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию памятников деревянного зодчества -исторических поселений как объектов культурного наследия с созданием историко-культурного опорного плана, апробированная в экспедициях и опубликованная в монографиях. Были произведены обмеры и фотофиксация жилищ, проведены этнографические интервью. Новые полученные данные по памятникам гражданской архитектуры отражают традиционное жилище как способ сохранения локальной и севернорусской идентичности. В статье утверждается, что традиционное жилище формирует культурный ландшафт репрезентативного с. Чухчерема, его меняющийся во времени облик фиксирует изменения в социокультурном пространстве поселений. Традиционный дом служит потенциальным залогом организации туристической инфраструктуры и выступает одним из факторов поддержания и актуализации как локальной, так и севернорусской идентичности населения Нижнего Подвинья.

Сохранить в закладках
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (2024)
Авторы: Афанасьевская Наталья Владимировна

В силу широкого распространения визуальных образов, а также их возрастающей роли в культуре и силы влияния на общество, изучение визуальной культуры становится актуальным и необходимым для научного осмысления многих социокультурных процессов. Учитывая особенности актуальных форм самопрезентации и самоопределения, визуальная культура обладает значительным эвристическим потенциалом и может рассматриваться как исследовательская оптика, что открывает дополнительные возможности в исследовании этнокультурной идентичности. Изучив роль визуального в контексте идентичности, можно заключить, что визуальные образы играют большую роль в формировании и выражении этнокультурной идентичности в современной культуре. Сложность и многогранность ключевого концепта визуальных исследований - образа - в полной мере раскрывается при его рассмотрении в контексте идентичности. Визуальные образы могут включать в себя знаки, символы и смыслы, которые вместе создают уникальное визуальное впечатление, отражающее и формирующие ценности, историю и традиции определенной этнокультурной группы, являются богатым источником информации о культуре, а также способствуют формированию чувства социальной принадлежности и культурной самобытности. В рамках данной статьи автор, в частности, вводит и обосновывает понятие «образ идентичности», широко используемое в научном и публицистическом дискурсе, но до сих пор не имеющее четкого определения. Образ идентичности - это концепт, объединяющий в себе визуальный образ и ментальный конструкт, содержащий знаки, указывающие на культурные основания идентичности определенного этнонационального сообщества или его отдельного представителя; являющийся носителем символов, транслятором смыслов.

Сохранить в закладках
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТА "АЛЛЕЯ РОССИЙСКОЙ СЛАВЫ" (2024)
Авторы: Аполлонов Иван Александрович

Целью статьи является рассмотрение меморативных и художественных особенностей памятников-бюстов проекта «Аллея российской славы», установленных в большинстве регионов России, странах ближнего и дальнего зарубежья; выявление культурно-просветительского и воспитательного значения данного проекта. Методология исследования базируется на семиотико-герменевтическом подходе, рассматривающем произведения искусства в качестве символов, воплощающих культурные смыслы и идеи. Анализ увековеченных соотечественников показал, что проект направлен на олицетворение в скульптурных портретах идей державности и «российскости», которые рассматриваются в качестве духовной основы единства России, определяющей преемственность различных этапов её истории. Идейным основанием «Аллеи российской славы» является имперский период отечественной истории, с которым авторы проекта связывают достижение нашей страной мощи, величия, духовного богатства, а также формирование многонациональной гражданской общности. Эстетической основой проекта является академический реализм, который в исполнении ведущих отечественных скульпторов определяет высокое художественное достоинство памятных бюстов. Искусствоведческий анализ выявил два основных стиля портретов: парадный и метафорический, каждый из которых позволяет скульптору выразить личностные особенности и историко-культурное значение героя изображения. Высокий уровень академической пластики бюстов способствует сопряжению в сознании человека величия прошлого с чувством возвышенного и прекрасного, что обуславливает значительный культурно-просветительский и воспитательный эффект проекта.

Сохранить в закладках
ДИСКУРСИВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА "УЛИЧНОЙ ВОЛНЫ" В РОССИИ (2024)
Авторы: Кузовенкова Юлия Александровна

В ХХ в. понимание искусства в экспертном сообществе меняется. Это приводит к тому, что содержательно оно обогащается новыми, ранее немыслимыми для классического искусства объектами. Изменение перечня объектов связано с тем, что искусство, как и иные категории культуры, согласно М. Фуко, является рефлексивной категорией. Рефлексивные категории делают видимыми те изменения, которые долгое время копились в культурной среде. В данной статье прослеживается процесс вхождения российского уличного искусства в пространство арт-мира, что в итоге порождает феномен искусства уличной волны. Термин «искусство уличной волны» был введен в теоретическое поле несколько лет назад и на сегодняшний день не является общепринятым. Формирование нового дискурса об искусстве ХХI в. описывается через выявление режима существования искусства уличной волны и модальностей высказывания о нем. При описании режима существования выделяются поверхности возникновения (западный арт-мир и городское пространство), инстанции разграничения (арт-мир), рассматриваются решетки спецификации. При описании модальностей высказывания выявляется, кто говорит (субъекты арт-мира: арт-критики, кураторы, галеристы, искусствоведы, коллекционеры, сами художники), выявляется их институциональное положение и определяются позиции, то есть те виды активностей, в процессе которых создается высказывание об искусстве уличной волны. Одним из главных приемов вовлечения уличного искусства в арт-мир можно назвать нахождение предтечи или прецедента в истории искусства для нового арт-объекта. С помощью методологии Фуко автор статьи показывает, как арт-мир входит в кооперацию с уличным искусством и субъекты арт-мира формируют феномен искусства уличной волны. Многочисленные субъекты арт-мира, значимые для искусства уличной волны, чаще всего связаны с частными галереями, центрами современного искусства и интернет-ресурсами (специализированными сайтами). Своей деятельностью они создают те формальные рамки, в которых возникает изучаемый нами феномен.

Сохранить в закладках
АРХИТЕКТОНИКА СОВЕТСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ (2024)
Авторы: Злотникова Татьяна Семеновна

В настоящей статье происходит диалог автора с коллегой, философом С. А. Никольским, по поводу понятия и структуры такого значимого философского, социально-нравственного и культурологического понятия, как советское . При обсуждении советского как идеологической системы, как совокупности политических и социально-нравственных акций, исследователи чаще всего сосредоточивают свое внимание на смыслополагании феномена советское . « Советское » - прилагательное, употребленное С. Никольским в среднем роде и данное без существительного, является широким и значимым, самостоятельным понятием. Книга 1 содержит постановку проблемы, и рядом с советским в заголовке фигурируют два теоретически значимых концепта: «идея» и «практика». Каждое из двух слов дано в единственном числе, и то, что рядом стоят понятие-философема (идея) и понятие-текст (практика), - придает простоту, убедительность и решительную определенность следующей за этим заголовком книге. Книга 2 содержит разворот конкретных примеров и анализа, развивая мысли, которые высказывались и доказывались по другим поводам этим автором: «философско-литературный анализ» - важное продолжение работ С. Никольского, который не раз настаивал на том, что русская литература - это философствующая литература, а русские писатели - это писатели-философы. В новых книгах они еще и пророки, провидцы и провозвестники. А советское предстает как сложная система, как структура, состоящая из нескольких уровней (социального, нравственного, художественно-эстетического) и множества ответвлений - философско-антропологических, межкультурных, групповых и массовых. Советское в версии С. Никольского многогранно и динамично. Именно в этом видится его архитектоника, проанализированная современным философом.

Сохранить в закладках
ОБЗОР ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (2024)
Авторы: Вакарина Елена Алексеевна

Цель исследования - выявить возможности и ограничения психодиагностических инструментов для исследования психологического и профессионального благополучия. Психологическое и профессиональное благополучие оказывают влияние на психическое и физическое здоровье, удовлетворенность качеством жизни, продуктивность человека, его работоспособность, которые являются неотъемлемыми составляющими комфортной жизни. Их поддержание становится возможным при создании определенных условий. Для этого уточняются существующие концепции и разрабатываются психодиагностические инструменты. В статье рассмотрены наиболее востребованные психодиагностические инструменты для измерения психологического и профессионального благополучия. Исследователи придерживаются как традиционных (гедонистического и эвдемонистического), так и эклектического подходов при диагностике психологического благополучия. Критериями для измерения психологического благополучия являются оценка общего уровня благополучия, счастья, а также субъективного уровня удовлетворенности и качества жизни. Профессиональное благополучие находится на начальной стадии изучения в отличие от психологического благополучия, поэтому наблюдается существенное расхождение в определении понятия и инструментов, с помощью которых осуществляется его измерение. Критериями для диагностики профессионального благополучия стали оценка уровня благополучия в профессиональной сфере, удовлетворенности трудовой жизнью и психосоциальной рабочей среды. Обзор исследований показывает, что имеющиеся методики являются относительно валидными и надежными. Однако не все психодиагностические инструменты адаптированы и апробированы на русскоязычной выборке. Ряд методик находится в закрытом доступе и не переведен на основные языки мира. Эти ограничения становятся препятствием в их применении и проведении эмпирической проверки. Слабые стороны методик позволяют учитывать их при подборе и дальнейшем использовании в качестве психодиагностических инструментов.

Сохранить в закладках
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2024)
Авторы: Басюк Виктор Стефанович, Николаев Александр Алексеевич

В статье исследуется теоретико-методологический аспект взаимосвязи феноменов идентичности и идентификации с позиций философов, психологов и социологов с точки зрения исторического развития. Обращается внимание на различие отечественных и зарубежных подходов к пониманию данной проблематики. Освещается значимая разница в рассмотрении идентичности социальной и личностной. На основе анализа концепций и теорий ученых зарубежных стран отметим, что в большинстве случаев авторы рассматривают феномен идентичности как центральное личностное образование. Некоторые исследователи подчеркивают особую роль процесса идентификации с Другим и последующей самоидентификации. Ряд ученых данный феномен определяют как качество, психическое образование, которое может иметь разную степень развитости и проявляется в разных формах. В ходе рассмотрения идентичности как психологического конструкта с разных теоретико-методологических позиций мы обращаем внимание на их родство, а также на наличие родовидовой связи с концепцией самосознания В. С. Мухиной в рамках научной школы «Феноменология бытия и развития личности». В работе освещается проблема способа исследования, неразрывно связанного с феноменом идентичности и механизмом идентификации, а также предпринимается попытка решить её при помощи использования в теоретико-методологической основе пятизвенчатой структуры самосознания в рамках методологии В. С. Мухиной. Эта идея позволяет системно и структурированно подходить к исследованию данных феноменов. Наиболее подходящим возрастом, в рамках данного подхода, для исследования процесса идентификации как механизма, наполняющего идентичность человека, представляется юношеский, в связи со своей возрастно-психологической спецификой.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПТ "МЫСЛЬ" В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (2024)
Авторы: Нелюбин Николай Иванович

В статье рассматривается проблема содержания концепта «мысль» в психологическом дискурсе. Описываются трудности, противоречия и ошибки, сопровождающие решение этой задачи. Мысль может претендовать на статус основной единицы анализа мышления, но вместе с тем, она остается трудноуловимой и для теоретического анализа, и для экспериментального изучения психической субстанцией. Актуализируется проблема соответствия и валидности предметных представлений о мысли по отношению к ее действительной феноменологии. Раскрывается вопрос полиморфности психического состава мысли в контексте целостной мыслединамики, анализируются ее феноменологические проекции, корреляты, актуализирующиеся в разных регистрах сознания мыслящего человека. Обосновывается идея феноменологической сопряженности предметно-действенной, чувственной, словесной, образной проекций мысли. Описываются экзистенциально-феноменологические условия и драма инициации продуктивного мыслительного акта. Показана недостаточность языка классической психологии, его семантическая ограниченность применительно к решению задачи описания многомерной феноменологии мысли. Автор разделяет позицию В. П. Зинченко в отношении описательного потенциала художественной литературы, которая располагает широким диапазоном сравнений, метафор как дополнительных средств решения таких задач. Предлагается оригинальное понимание концепта «мысль», в котором раскрываются три плана ее анализа: динамический, содержательный и функциональный. В динамическом плане мысль выступает как постоянно развивающийся интенциональный проект смыла, а в содержательном и функциональном плане представляет собой синтетическое, полиморфное соединение разнопорядковых психических образований (образных, смысловых, эйдетических, аффективных), являющееся средством выделения и осмысления существенных отношений и свойств в предмете мышления.

Сохранить в закладках
ИММАНУИЛ КАНТ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ (2024)
Авторы: Мазилов Владимир Александрович

Статья приурочена к юбилею Иммануила Канта и посвящена обсуждению его влияния на становление психологии. 22 апреля 2024 года исполнилось 300 лет со дня рождения великого философа, но идеи, высказанные мыслителем, сохраняют свою актуальность для психологической науки. В статье обсуждаются вопросы, имеющие дискуссионный характер, поскольку в научной литературе представлены разные точки зрения на характер и степень влияния философии Канта на психологию. В статье утверждается, что влияние Канта на развитие психологии было сильным и многообразным. Указаны основные причины, приведшие к недооценке кантовского влияния. В силу особенностей личности самого Канта и специфики задач, решаемых философом, основной вектор влияния кантовских идей был связан с критическими замечаниями в адрес психологии второй половины XVIII века. Главным стоит признать методологическое влияние на развитие психологии. Кант психологом не был, но положения, содержащиеся в его работах и состоящие в анализе возможностей психологии как эмпирической дисциплины, в значительной степени определили процесс формирования научной психологии. Показано, что физиологическая психология В. Вундта является прямым ответом на кантовскую критику современной ему психологии. Влияние было и разновременным, поскольку некоторые кантовские идеи были оценены и реализованы в психологии лишь спустя достаточно продолжительное время. В статье намечены и проанализированы основные положения кантовской системы, оказавшие влияние на психологическую науку. Канту принадлежит конкретная разработка идей, реализуемых в настоящее время в психологии. Отмечены перспективные направления реализации кантовских идей в психологии. Влияние идей Канта на развитие мировой психологии по-прежнему требует исследований и нуждается в дополнительном осмыслении. История психологии в долгу перед Иммануилом Кантом, требуется более полное, глубокое и доказательное освещение этого крайне важного для истории психологии вопроса.

Сохранить в закладках
ТИПОЛОГИЯ И ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-УЧЕБНЫХ ШКОЛ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЧЕЛОВЕКОЗНАНИИ (2024)
Авторы: Семенов Игорь Никитович

В статье по истории отечественного человекознания дифференцируются основные научные школы социальной психологии, среди которых характеризуется становление трех старейших, созданных в вузах Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьминым, А. А. Бодалевым. В статье подробно прослеживается генезис основных научных школ, условия их возникновения, вклад в формирование отечественного человекознания. Детально проанализировано возникновение и развитие научной школы, возглавлявшейся известным ученым профессором МГУ им. М. В. Ломоносова - Г. М. Андреевой, прослежено взаимодействие крупнейшей в стране научно-учебной школы этого профиля с учеными Ленинграда, Ярославля, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Краснодара и др. В статье также впервые показано взаимодействие трех старейших научных школ, созданных в вузах Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьминым, А. А. Бодалевым, с другими школами и подходами, которое привело к формированию социально-педагогической психологии как инновационной области современного человекознания. Проведен сравнительный анализ изучения социальной психологии познания в школах Г. М. Андреевой и А. А. Бодалева и показан их вклад в интегративную когнитологию и современную педагогику высшего профессионального образования. Научная новизна статьи состоит в том, что в работе впервые логика развития отечественной вузовской социальной психологии изучается науковедческими методами (культуролого-хронологического, институционально-персонологического и предметно-тематического анализа). По результатам сравнительного анализа типологии рассмотренных социально-психологических подходов делается общий вывод. Если в творчестве Е. С. Кузьмина доминировал социально-производственный профиль, то А. А. Бодалев и его школа изучали с экзистенциально-антропологических позиций личностно-коммуникативные аспекты восприятия и понимания человека человеком в общении. Параллельно с этим Г. М. Андреева выстроила систему когнитивно-личностной и коммуникативно-деятельностной социальной психологии экзистенциально-гносеологического познания. Тем самым Г. М. Андреева и А. А. Бодалев внесли существенный вклад в изучение социально-психологических аспектов современной бурно развивающейся интегративной когнитологии. Отмечается, что развитие и анализ достижений научных школ требует дальнейшего специального историко-научного изучения. Показаны значение и роль рефлексивно-персонологического подхода к науковедческому изучению жизнетворчества известных ученых.

Сохранить в закладках
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ "АКАДЕМИЧЕСКОГО МОШЕННИЧЕСТВА" СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ (2024)
Авторы: Митина Елена Гарисоновна, Макеенко Галина Анатольевна

В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в выявлении и анализе основных причин академического мошенничества в студенческой среде среднего и высшего образования, а также анализе известных и поиску современных путей предотвращения этого негативного явления со стороны преподавателей. Выбранный авторами метод анонимного дистанционного анкетирования позволил выделить наиболее распространенные из причин списывания на контрольных, зачетах и экзаменах, а также при подготовке докладов и публикаций. Проведенный анализ показал, что проблема академического мошенничества одинаково распространена на всех ступенях образования (СПО, бакалавриат, аспирантура и магистратура), в городах федерального значения и провинции и для всех направлений образования. По мнению авторов, причины повсеместного распространения связаны с низким уровнем осознания нечестности своего поведения самими студентами, недостаточным уровнем функциональной грамотности у школьников, продолжающих образование на следующих ступенях, а также общей низкой мотивацией к обучению. Предлагаемые в литературе способы противодействия академическому мошенничеству направлены, в основном, на контроль и наказание студентов, что только усугубляет причины нечестности и снижает мотивацию у них. Авторами предложены пути решения описанной проблемы через развитие практической направленности обучения, навыков функциональной грамотности и повышение осознанности самих обучающихся. Также отмечено, что такая работа должна вестись не только в отношении самих студентов, но и педагогов для коррекции их отношения к проблеме нечестности студентов и развития навыков совместной работы.

Сохранить в закладках
ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)
Авторы: Миронова Анна Николаевна

Во всех сферах жизнедеятельности общества происходит модернизация. Анализ подготовленности студентов и педагогов к профессиональной деятельности позволил выявить необходимость разработки комплексной и целенаправленной подготовки студентов к использованию субъектно-ориентированных технологий. Цель статьи - описание опыта изучения студентами магистратуры курса «Организация воспитательной работы в профессиональном образовании», в процессе прохождения которого студентами осваиваются субъектно-ориентированные технологии. Основные методы представленного исследования - анализ научно-методической литературы, изучение и анализ продуктов деятельности студентов (личное Портфолио студента, индивидуальный маршрутный лист и др.), а также диагностические методики, включающие педагогическое наблюдение, анкетирование, коллективное обсуждение. Основу исследования составила опытно-экспериментальная работа. В статье обоснована целесообразность подготовки магистрантов к использованию субъектно-ориентированных технологий в их профессиональной деятельности, описан опыт изучения курса «Организация воспитательной работы в профессиональном образовании», в рамках которого студенты магистратуры осваивают субъектно-ориентированные технологии. Эта работа проводилась в учебных группах магистратуры Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Представлена логика изучения дисциплины «Организация воспитательной работы в профессиональном образовании» в целом и отдельных занятий с использованием субъектно-ориентированных технологий. В результате проведенного исследования подтверждается динамика подготовленности студентов магистратуры к использованию субъектно-ориентированных технологий в профессиональной педагогической деятельности. Проведённое исследование затрагивает актуальные проблемы высшего и среднего профессионального образования, а также является практико-ориентированным.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (2024)
Авторы: Шан Лубин

В исследовании основное внимание уделяется обоснованию целесообразности использования технологии виртуальной реальности в обучении иностранному языку студентов вузов, а также особенностям программного решения «VARVARA» и его использования преподавателями вузов в учебных программах дисциплины «иностранный язык». Методической основой исследования послужили эмпирические методы научного исследования, опрос и дальнейший анализ его результатов, обобщение опыта преподавателей вузов в использовании иммерсивных технологий, а также анализ интернет-ресурсов и литературных источников. Цель работы заключается в исследовании использования цифровых приложений дополненной и виртуальной реальности для улучшения результатов изучения иностранных языков студентами вузов. Описываются элементы методики преподавания, возможные инструменты для организации и проведения занятия, а также результаты тестирования программы пользователями - преподавателями вузов. Исследуется программное решение российской компании «ЭДКОМ» - диалоговый тренажер «VARVARA» - для использования в практике изучения иностранного языка студентами вузов. Результаты исследования позволили выявить преимущества виртуальной реальности для достижения образовательных результатов, отличных от альтернативных инструментов и методов обучения. Кроме этого результаты апробации позволили сделать вывод о начальном этапе формирования рынка образовательных цифровых продуктов VR/AR. Технологии виртуальной и дополненной реальности открывают новые возможности для практического обучения, сенсорного восприятия материала в рамках занятий иностранным языком и повышения мотивации студентов вузов.

Сохранить в закладках
УЧЕТ ГЕНДЕРНО-ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2024)
Авторы: Щукина Ольга Павловна

Статья посвящена проведению опытно-педагогической деятельности в смешанной группе курсантов-девушек и курсантов-юношей, изучающих английский язык углубленно. Цель исследования: выявление характерных особенностей обучения иностранному языку в смешанных и раздельных группах, проверка результативности процесса обучения смешанной группы. База исследования: Военная академия радиационной, химической и биологической защиты. Данное исследование рассчитано на 5 лет, состоит из 4-х этапов. Материалы статьи содержат данные о проведении первого этапа: сбор, изучение, анализ и систематизация социально-психологических, психолого-педагогических, исторических и научных работ по поставленным целям и задачам. В статье описан опыт исследований гендерно-половых аспектов, психофизиологических особенностей, существенных отличий мозговой активности работы полушарий женщин и мужчин. Даны критерии объективной оценки и анализа успешной деятельности обучающихся. Указаны внешние и внутренние факторы, влияющие на результативность обучения личности. Описаны сложности и особенности жизни курсантов, отражающие обучение и несение службы в военной академии. Представлена методология, а также результаты эмпирического исследования с применением методики определения гендерных характеристик С. Бем, методики определения психологического климата Ф. Фидлера, методики выявления психологических установок на рост и на данность К. Дуэк. Даны результаты первичной диагностики курсантов. Указаны некоторые методы и технологии обучения, которые должны применяться на занятиях английского языка. Гипотеза опытно-экспериментальной деятельности об успешности обучения смешанной группы курсантов подтверждается высоким результатом выполнения единой контрольной работы, которая является зачетным мероприятием для всех обучающихся данного направления.

Сохранить в закладках
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОНТОЛОГИЙ (2024)
Авторы: Коляда Михаил Георгиевич, Бугаева Татьяна Ивановна, Шатохин Евгений Юрьевич

В статье речь идет об оценке эффективности развития прогностических способностей студентов физкультурно-спортивных направлений подготовки с использованием средств компьютерных онтологий. Авторы попытались применить онтологические ресурсы в компьютерном исполнении для решения сложной задачи нахождения эффективных путей развития прогностических способностей будущих тренеров, реализуемых по специфичным для этой области дидактически-спортивным знаниям и правилам. Были определены компоненты критериев, показатели и уровни развития прогностических способностей будущих тренеров в спорте, включающие мотивационно-ценностную, когнитивную, операционно-деятельностную и рефлексивно-оценочную составляющие. Основной экспериментальной площадки стал Донецкий государственный университет на базе Института физической культуры и спорта, были задействованы 184 студента по специальностям сферы физической культуры и спорта, 20 тренеров-преподавателей по этим направлениям подготовки, связанные с преподаванием информатических дисциплин и курсов, на которых использовались компьютерные онтологии, а также 18 независимых экспертов. Было доказано, что использование систем компьютерных онтологий в прогностической деятельности будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы деятельности, а также продуктивных методов и форм обучения в тренировочном процессе оказывают положительное воздействие при использовании организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий. Мотивационно-ценностное отношение студентов к своей будущей работе в качестве тренера-преподавателя улучшается благодаря повышению их готовности к использованию средств компьютерных онтологий в прогнозно-тренерской деятельности. Они осознают, что эти средства прогноза являются действенным инструментом в повышении спортивного мастерства не только их самих, но и их будущих воспитанников.

Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕСУРС ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК (2024)
Авторы: Илюшин Леонид Сергеевич, Торпашёва Надежда Александровна

Цифровая трансформация современного общества приводит к активному использованию новейших технологий во всех сферах жизни. Интеграция искусственного интеллекта в образовательную сферу может быть полезна для решения разнообразных задач, включая задачи системы образования. Целью исследования является обзор существующих технологий искусственного интеллекта в контексте их применимости в профессиональной деятельности школьного учителя, а также анализ влияния этих технологий на профессиональное развитие учителя. Для достижения цели был применен теоретический анализ, а также классификация и обобщение. В статье приведены различные классификации технологий искусственного интеллекта: по критерию способности решать разнообразные задачи и обучаться на их опыте (узкий, сильный и суперсильный), по методу анализа данных (машинное обучение, нейронные сети, глубокое обучение), по способу генерации данных и решения задач (традиционный и генеративный ИИ). Рассмотрены принципы работы и примеры использования трех основных моделей генеративного искусственного интеллекта: генеративно-состязательных сетей, вариационных автоэнкодеров и моделей на основе трансформера. Представлена авторская классификация технологий искусственного интеллекта, учитывающая типы и примеры задач, решаемых с помощью искусственного интеллекта в образовании. Научная новизна статьи заключается в разработке подхода, в котором технологии искусственного интеллекта создают возможности для самосовершенствования и самообразования учителя. Практическая значимость заключается в разработке списка программ и технологий искусственного интеллекта (как зарубежных, так и отечественных), которые учителя могут применять в своей профессиональной деятельности. Программы разделены по четырем направлениям: программы для создания текстов, изображений, аудио и видеозаписей.

Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УНИВЕРСИТЕТСКИХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ М. М. ХВОСТОВА (2024)
Авторы: Новиков Михаил Васильевич, Перфилова Татьяна Борисовна

Статья посвящена изучению методологического сознания М. М. Хвостова. На материалах созданных им университетских учебников по трем разделам истории Древнего мира исследуются теоретические построения, нормативные научные установки, базовые принципы, ставшие регуляторами исследовательской деятельности ученого. Выявлено, что он, проявляя интерес к неокантианству, продолжал следовать позитивистской философии и гносеологии: принципам историзма и объективности, эволюционному подходу, факторной теории исторического процесса, постулатам исторического детерминизма. Вместе с тем, при создании концепции социологической истории М. М. Хвостову пришлось совмещать традиционную позитивистскую познавательную парадигму с основополагающими идеями априорных экономических и социологических доктрин, историко-критический метод - с методами аналогии и ретроспекции, интеграция которых позволяла ему типизировать исторические явления и процессы во всемирно-историческом масштабе. Отмечается, что Хвостов осознавал методологическое своеобразие истории, поэтому включил в свой тезаурус новое для историографии рубежа XIX-XX веков понятие «методология». «История Рима» и «История Древнего Востока» свидетельствуют о разной смысловой наполняемости использованных им выражений «методологические приемы», «методологическая точка зрения», которые включали, наряду с научно-теоретическими подходами, еще и утвержденные научным сообществом инструменты создания строго научного исторического исследования. Однако, в «Истории Греции» влияние методологии на выбор концептуальных, аксиологических и эмпирических подходов к познанию прошлого только подразумевается: категория «методология» имплицирована в содержание отдельных глав, но не артикулирована и заменена понятием «методы». Таким образом, апория «методологии» и «методики» в сознании профессора не была преодолена. В статье также рассматривается отношение Хвостова к историческому факту, концепции феодализма, общеисторической точке зрения.

Сохранить в закладках
ФОТОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ (2024)
Авторы: Шамсутдинов Рустем Наилевич

В статье рассмотрены инструменты и результаты исследования формирования визуальной проектной культуры у студентов гуманитарных направлений подготовки («Дизайн» (Дизайн), «Профессиональное обучение (Дизайн интерьера)», «Реклама и связи с общественностью» (Копирайтинг и бренд-коммуникации)) Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. Был осуществлен обзор сущностно-содержательных характеристик проектной и визуальной культур, разработано авторское определение визуальной проектной культуры студента бакалавриата гуманитарного направления, выявлены компоненты визуальной проектной культуры: эстетическое отношение к действительности; мотивация к творчеству; креативное мышление; творческое воображение; навык проектирования в области фотографики; самооценка субъекта образовательного процесса. Автором актуализирована проблема исследования проектной культуры с точки зрения ее визуального языка и воплощения в контексте визуальной культуры; разработан модуль «Фотографика», основанный на поэтапном выполнении творческих заданий в рамках индивидуальных проектов. В работе описан диагностический инструментарий в виде теста «Ценностные ориентации» (М. Рокич); опросника креативности (Д. Джонсон); опросника личностных креативных способностей (Е. Е. Туник); авторского экспертного листа, разработанного на основе требований профессиональной компетенции «Графический дизайн», входящей в конкурсную номинацию «Творчество и дизайн» чемпионата WorldSkills Russia; теста «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» (В. И. Андреев). Выборку исследования составили 110 студентов Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ. Описаны результаты, полученные в процессе диагностики по каждому компоненту визуальной проектной культуры; сделаны выводы по эффективности использования инструментов фотографики при формировании визуальной проектной культуры у студентов бакалавриата гуманитарных направлений подготовки.

Сохранить в закладках
КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ "ОДНОГО ПОЯСА - ОДНОГО ПУТИ" (2024)
Авторы: Чжоу Сумен

В настоящем исследовании рассмотрено сотрудничество России и Китая в области высшего образования. Автором приводится краткая характеристика «Одного пояса - одного пути» и обосновывается его важность в продвижении международного сотрудничества во многих сферах, включая образовательную. В статье также анализируются студенческие обмены между вузами двух стран, приводится актуальная статистика количества студентов, обучающихся в России из Китая. Особое внимание уделяется провинции Ляонин, правительство которой в настоящее время осуществляет мероприятия относительно сотрудничества с российскими университетами с целью дальнейшей интернационализации высшего образования. Автором также были определены модели сотрудничества, которые присущи взаимодействию российских и китайских вузов: краткосрочный обмен, осуществление совместного образования, создание Институтов Конфуция. На основе определенных в исследовании проблем сотрудничества российских и китайских вузов были предложены следующие направления развития данной сферы деятельности: укрепление сотрудничества в рамках технических и естественных наук, изменение политики сотрудничества в области образования, проведение подготовительных курсов по русскому и китайскому языку. Среди перспективных направлений развития взаимодействия в области образования было обозначено создание научных центров и лабораторий на основе университетов России и Китая для наращивания совместных исследований и высокотехнологичной продукции. В результате были определены основные цели и направления сотрудничества России и Китая в сфере образования и в контексте развития инициативы «Один пояс - один путь».

Сохранить в закладках
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ (2024)
Авторы: Болдырева Елена Леонардовна, Валеева Наталия Ахатовна

В статье обосновываются эффективность и педагогическая целесообразность профориентационной работы со школьниками в условиях летнего оздоровительного лагеря, когда интеграция мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности к выбору профессии происходит посредством вовлечения подростков в коллективную творческую деятельность. Подробно рассматривается реализация в летнем оздоровительном лагере культурно-просветительского проекта «Педагогическое созвездие: каникулы» Ярославским государственным педагогическим университетом им. К. Д. Ушинского, представляющего собой концептуально-комплексное осмысление понятий «наставник» и «педагог», синтезирующего комплекс досуговых и образовательных мероприятий, реализующих различные аспекты интегрального системообразующего концепта программы «Педагогическое созвездие». В статье раскрываются основные направления деятельности по реализации программы: сюжетно-ролевая игра «Путешествие по педагогической вселенной», включающая культурно-массовые мероприятия, концептуально связанные с педагогическими идеями самых известных педагогов России и мира; занятия образовательного модуля «Великая мудрость великих педагогов», информационно-просветительский блок (занятия с лекторами общества «Знание»), информационный центр и газета «Педагоги, наставники, учителя. По страницам истории», комплекс творческих мастерских «Волшебный мир детского творчества», педагогический киноклуб, музыкальный калейдоскоп «Педагоги и наставники в песенном дискурсе»; комплекс коллективных творческих проектов и социальных роликов «Сердце отдаю детям». В статье делается вывод о достигнутых при реализации программы образовательных и воспитательных результатах в профессиональной ориентации детей и подростков, таких как сформированность знаний об основных персоналиях в истории педагогики и представления о содержании понятий педагог и наставник в различных аспектах их деятельности; профессиональная ориентация школьников Ярославской области и повышение значимости педагогических профессий, формирование потенциального резерва абитуриентов для ЯГПУ им. К. Д. Ушинского из представителей старших отрядов, формирование профессиональных компетенций вожатого детского лагеря и подготовка к волонтерской деятельности в качестве вожатого.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Авторы: Байбородова Людмила Васильевна, Тиунчик Ольга Валентиновна

В статье рассматриваются актуальные вопросы поддержки и развития способностей детей с учетом их потребностей, возможностей и образовательных целей. Обучающемуся нужны определенные способности для того, чтобы принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. Поддержка свободного развития личности побуждает к созданию индивидуализированной образовательной среды, обеспечивающей продвижение по индивидуальной образовательной траектории, и к формированию тьюторской позиции педагога. Такая гуманитарная позиция педагога основана на восприятии обучающегося как субъекта его образовательной деятельности, способного к саморазвитию и самоорганизации. Данная позиция реализуется в процессе индивидуализации образовательного процесса. Особенно благоприятной для реализации тьюторской позиции может быть область дополнительного образования, где складываются, как правило, неформальные и доверительные отношения между педагогами и детьми, которые добровольно приходят в организации дополнительного образования. В этой связи педагоги способны видеть наиболее перспективные направления сопровождения ребенка в его образовательной деятельности, совместно проектировать путь развития и образовательные перспективы. Процесс формирования тьюторской позиции педагогов обеспечивается созданием педагогических условий, направленных на поддержание мотивации педагогов в процессе профессионального роста, его непрерывность и диагностику. Целевым ориентиром формирования тьюторской позиции педагога дополнительного образования являются ценностно-смысловые установки, основанные на восприятии обучающегося как субъекта собственной образовательной деятельности, и готовность к сопровождению индивидуальной образовательной деятельности обучающихся. В качестве педагогических средств формирования тьюторской позиции педагогов предлагается ряд технологий, форм и методов тьюторского сопровождения.

Сохранить в закладках