Архив статей журнала

ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Афанасьевская Наталья Владимировна

В силу широкого распространения визуальных образов, а также их возрастающей роли в культуре и силы влияния на общество, изучение визуальной культуры становится актуальным и необходимым для научного осмысления многих социокультурных процессов. Учитывая особенности актуальных форм самопрезентации и самоопределения, визуальная культура обладает значительным эвристическим потенциалом и может рассматриваться как исследовательская оптика, что открывает дополнительные возможности в исследовании этнокультурной идентичности. Изучив роль визуального в контексте идентичности, можно заключить, что визуальные образы играют большую роль в формировании и выражении этнокультурной идентичности в современной культуре. Сложность и многогранность ключевого концепта визуальных исследований - образа - в полной мере раскрывается при его рассмотрении в контексте идентичности. Визуальные образы могут включать в себя знаки, символы и смыслы, которые вместе создают уникальное визуальное впечатление, отражающее и формирующие ценности, историю и традиции определенной этнокультурной группы, являются богатым источником информации о культуре, а также способствуют формированию чувства социальной принадлежности и культурной самобытности. В рамках данной статьи автор, в частности, вводит и обосновывает понятие «образ идентичности», широко используемое в научном и публицистическом дискурсе, но до сих пор не имеющее четкого определения. Образ идентичности - это концепт, объединяющий в себе визуальный образ и ментальный конструкт, содержащий знаки, указывающие на культурные основания идентичности определенного этнонационального сообщества или его отдельного представителя; являющийся носителем символов, транслятором смыслов.

Сохранить в закладках
ФОТОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Шамсутдинов Рустем Наилевич

В статье рассмотрены инструменты и результаты исследования формирования визуальной проектной культуры у студентов гуманитарных направлений подготовки («Дизайн» (Дизайн), «Профессиональное обучение (Дизайн интерьера)», «Реклама и связи с общественностью» (Копирайтинг и бренд-коммуникации)) Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. Был осуществлен обзор сущностно-содержательных характеристик проектной и визуальной культур, разработано авторское определение визуальной проектной культуры студента бакалавриата гуманитарного направления, выявлены компоненты визуальной проектной культуры: эстетическое отношение к действительности; мотивация к творчеству; креативное мышление; творческое воображение; навык проектирования в области фотографики; самооценка субъекта образовательного процесса. Автором актуализирована проблема исследования проектной культуры с точки зрения ее визуального языка и воплощения в контексте визуальной культуры; разработан модуль «Фотографика», основанный на поэтапном выполнении творческих заданий в рамках индивидуальных проектов. В работе описан диагностический инструментарий в виде теста «Ценностные ориентации» (М. Рокич); опросника креативности (Д. Джонсон); опросника личностных креативных способностей (Е. Е. Туник); авторского экспертного листа, разработанного на основе требований профессиональной компетенции «Графический дизайн», входящей в конкурсную номинацию «Творчество и дизайн» чемпионата WorldSkills Russia; теста «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» (В. И. Андреев). Выборку исследования составили 110 студентов Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ. Описаны результаты, полученные в процессе диагностики по каждому компоненту визуальной проектной культуры; сделаны выводы по эффективности использования инструментов фотографики при формировании визуальной проектной культуры у студентов бакалавриата гуманитарных направлений подготовки.

Сохранить в закладках