Публикации автора

ВСЕМИРНЫЙ ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ КОНСОЛИДАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ (2025)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с возможностями и ограничениями, возникающими при использовании методики Всемирного обзора ценностей для анализа консолидационного потенциала территориальных общностей. Важность изменения ценностей связана с трансформационными процессами, характерными для современного общества и потенциально усиливающими разнородность культурно-ценностных моделей различных социальных общностей. Эмпирической базой статьи являются отечественные исследования, посвященные анализу результатов различных волн Всемирного обзора ценностей, а также инструментарий и базы данных по итогам проведения 5-ой, 6-ой и 7-ой волн данного исследования, позволившие оценить межпунктовую корреляцию и степень согласованности получаемых шкал. Проведенный анализ литературы позволил выделить ряд проблем с возможностью сопоставления данных, полученных в различных социокультурных условиях. Данные ограничения связанны с несовпадением интерпретации и содержательного наполнения ценностей в рамках различных культур, а также расхождениями в коннотациях, вызванными историческим и политическим контекстами. При сравнении результатов на уровне российского общества исследователями фиксируется наличие отдельных расхождений, вызванных неоднородностью социальной структуры. Однако в большей степени данные расхождения связаны с поколенческой структурой, при слабой выраженности или отсутствии влияния социально-классового деления. Одной из важных характеристик, зафиксированных как в обзоре литературы, так и в ходе анализа массива данных, является слабая выраженность институционального доверия и возможности его применения для анализа на уровне регионов и территориальных сообществ. Кроме того, в работе отмечаются сложности в применении методики изучения ценностей, связанные как с их сложной структурой и неоднородностью шкал, предлагаемых для их измерения, так и со слабой корреляцией между ценностями и доверием. На основании проведенного анализа делается вывод о целесообразности использования методики оценки ценностных ориентаций Шварца для повышения надежности исследования.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ВОЛЕГОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ, СОМХИШВИЛИ КРИСТИНА ОТАРИЕВНА
Сохранить в закладках
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: КЕЙС ПЕРМСКОГО КРАЯ (2025)

Статья посвящена анализу показателей воспроизводства кадровой структуры в системе общего образования. Авторы обращают внимание на формирование валидных и адекватных показателей, характеризующих процесс воспроизводства педагогических кадров на уровне образования. Важность подобных данных обосновывается нарастанием кадровой напряженности, характерной для отечественно рынка труда, а также фиксируемом росте среднего возраста педагогических работников и росте числа вакантных ставок. На основании анализа сложившихся в научной практике эмпирических подходов авторы делаю вывод о наличии серьезных различий в воспроизводстве учительских кадров в различных территориальных условиях, в первую очередь - разнице между городскими и сельскими школами, а также между школами, расположенными в районах с различными экономическими условиями. Для уточнения структуры педагогических кадров в статье используется несколько источников, включая данные официального статистического наблюдения Министерства просвещения РФ, а также данные контент-анализа сайтов образовательных организаций Пермского края, содержащие сведения о кадровом составе. Сопоставление данных, полученных из указанных источников, показало, что наиболее существенные различия в структуре педагогических кадров определяются не типом населенного пункта, в котором расположена школа, а расположением школы в региональной столице или вне ее. Так, школы, расположенные в г. Перми, существенно отличаются по средней величине педагогического стажа и большей доле педагогов со стажем до 5 лет. Более того, именно в этих школах чаще используется практика привлечения сотрудников без профильного педагогического образования. Еще один вывод, сделанный в статье, касается необходимости расширения диапазона педагогического стажа, используемого в статистических наблюдениях, т. к. установленная планка в 20 и более лет не отражает реального распределения и показатели центральной тенденции.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): РОДАЧЕВ ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ, ВОЛЕГОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
ВОСПРИЯТИЕ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (2024)

Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями восприятия педагогических профессий со стороны обучающихся основной школы. Описывается развитие представлений о профессиональном самоопределении в рамках социологических подходов, формах его осуществления от ранних идей профессионального отбора до современных теорий самоопределения в психологии, педагогике и социологии. В рамках описания обращается внимание на связь представлений о содержании и рисках профессионального самоопределения с трансформациями социально-экономических и культурных процессов в обществе. Анализируя особенности педагогических профессий, автор акцентирует внимание на их высоком потенциале в сфере профессионального самоопределения: они относятся к массовому сегменту рынка труда, наиболее хорошо известному обучающимся, наглядно представлены в их повседневном опыте, обладают высоким общественным престижем. Более того, на данном этапе реализуется комплекс мер государственной политики, направленных на повышение востребованности педагогических профессий среди абитуриентов, включая специализированную предпрофильную подготовку. На основании данных, полученных в ходе лонгитюдного исследования (2018-2022 гг.) готовности обучающихся основного уровня образования Пермского края к профессиональному самоопределению, рассматриваются такие элементы восприятия профессии педагога, как информированность о содержании трудовой деятельности, наличие и оценка опыта обучения других, интерес к данной профессиональной деятельности. Полученные результаты показывают неоднозначную ситуацию: с одной стороны, у обучающихся сформировано адекватное представление о содержании профессиональной деятельности педагога, а также они имеют первичный опыт выполнения отдельных видов деятельности, характерных или близких для преподавания. С другой стороны, оценка удовлетворенности и собственных способностей к подобной деятельности невысока.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ВОЛЕГОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (2024)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой уровня доступности условий образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основании анализа теоретико-методологических и эмпирических работ в области теории образования делается вывод о значимости образования как инструмента вовлечения новых поколений в общественную жизнь, что повышает значимость максимально полного включения обучающихся в образовательный процесс, независимо от имеющихся ограничений, в том числе обусловленных проблемами со здоровьем. Авторами, на основе анализа статистических данных о системе общего образования в Пермском крае, описываются основные характеристики, связанные с контингентом обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья: ориентация на обучение в общеобразовательных организациях (в инклюзивных классах или отдельных учебных группах), территориальная неоднородность, неоднородность групп по имеющимся проблемам. Наиболее масштабной группой из данной категории обучающихся являются обучающиеся с задержкой психического развития. Эмпирической базой для оценки доступности образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья являются материалы оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, проведенной в 2023 году. Авторами делается вывод о важности комплексного анализа результатов, связанных с условиями обучения лиц, имеющих проблемы со здоровьем. Полученные данные показывают высокие результаты субъективной удовлетворенности родителей и обучающихся имеющимися условиями, при относительно низких значениях объективных характеристик. Подобный разрыв в данных объясняется ориентацией формальных показателей на те группы проблем со здоровьем, которые менее всего представлены в образовательных организациях региона, а также объективными ограничениями.

Издание: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): ВОЛЕГОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ, Кокшаров Владимир Леонидович
Сохранить в закладках
Воспроизводство педагогических кадров в системе общего образования: тенденции и противоречия (2024)

В статье рассматриваются основные тенденции воспроизводства педагогических кадров в системе общего образования России.

На основании анализа теоретико-методологических подходов и ряда эмпирических работ
авторами делается вывод о значимости стабильного восполнения профессиональной структуры, в т. ч. на уровне общего образования, а также наличии ряда факторов, влияющих на его успешность.

К подобным факторам относят территориальные условия, в т. ч. социально-экономические и демографические, динамику уровня образования населения и специфику работы системы образования (например, наличие предпрофильного образования как механизма
рекрутинга потенциальных работников), а также влияние иных групп факторов.

В работе анализируются статистические данные Министерства просвещения Российской Федерации о численности, структуре и динамике движения кадров в организациях, реализующих программы общего образования.

Авторы показывают ряд негативных тенденций, связанных с ростом численности учителей, уволившихся со своего рабочего места, увеличением количества ставок, приходящегося на одного штатного работника образования, а также роста числа ставок, вакантных на начало учебного года.

Описанные тенденции имеют специфику проявления в городских и сельских общеобразовательных организациях, а также с разной степенью интенсивности проявляются в различных предметных областях, усиливая проблемы с подготовкой, в первую очередь, по естественнонаучным предметам.

Издание: ВЕСТНИК ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: №1 (37), Том 10 (2024)
Автор(ы): ВОЛЕГОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
Сохранить в закладках