Воспроизводство педагогических кадров в системе общего образования: тенденции и противоречия (2024)
В статье рассматриваются основные тенденции воспроизводства педагогических кадров в системе общего образования России.
На основании анализа теоретико-методологических подходов и ряда эмпирических работ
авторами делается вывод о значимости стабильного восполнения профессиональной структуры, в т. ч. на уровне общего образования, а также наличии ряда факторов, влияющих на его успешность.
К подобным факторам относят территориальные условия, в т. ч. социально-экономические и демографические, динамику уровня образования населения и специфику работы системы образования (например, наличие предпрофильного образования как механизма
рекрутинга потенциальных работников), а также влияние иных групп факторов.
В работе анализируются статистические данные Министерства просвещения Российской Федерации о численности, структуре и динамике движения кадров в организациях, реализующих программы общего образования.
Авторы показывают ряд негативных тенденций, связанных с ростом численности учителей, уволившихся со своего рабочего места, увеличением количества ставок, приходящегося на одного штатного работника образования, а также роста числа ставок, вакантных на начало учебного года.
Описанные тенденции имеют специфику проявления в городских и сельских общеобразовательных организациях, а также с разной степенью интенсивности проявляются в различных предметных областях, усиливая проблемы с подготовкой, в первую очередь, по естественнонаучным предметам.
Идентификаторы и классификаторы
В целях повышения престижа педагогических работников Указом Президента России 2023 год был объявлен «Годом педагога и наставника» [Указ, 2022].
Указанная инициатива является логичным продолжением и развитием существующих мер, направленных на воспроизводство кадров в системе образования, прежде всего на дошкольном и общем его уровнях.
Список литературы
Александрова Н. Н. 2021. Дефицит педагогических кадров и недостаточная компетентность
педагогов как риски низких образовательных результатов обучающихся // Вопросы
педагогики. № 12-1. С. 21–26.
Банк документов / Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.
edu.gov.ru (дата обращения: 08.07.2023).
Блинов В. И. 2009.Дефицит педагогических кадров: прошлое, настоящее и будущее проблемы // Образование и наука. № 11 (68). С. 13–23.
Бородулин С. С. 2021. Проблема дефицита молодых специалистов в сфере образования //
Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе:
материалы VIII Всероссийской (с междун. уч.) научно-практической конференции
(7–8 декабря 2021 г.) / Пермский государственный национальный исследовательский
университет. Пермь. С. 276–280.
Вебер М. 1990. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Да-
выдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
Волегов В. С. 2023.Численность молодых учителей и показатели социально-экономическо-
го развития регионов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология.
Социология. Вып. 4. С. 579–591.
Дюркгейм Э. 1996а. О разделении общественного труда / пер. с фр. А. Б. Гофмана, прим.
В. В. Сапова. М.: Канон, 1996. 432 с.
Дюргейм Э. 1996б. Социология образования / пер. с франц. Т. Астаховой; под ред. В. Собкина, В. Нечаева. М.: ИНТОР, 1996. 80 c.
Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. 2020. Кадры школьного образования:
возможности и дефициты // Информационно-аналитические материалы Мониторинга
экономики образования по результатам статистических и социологических обследований. М.: Высшая школа экономики. Вып. № 18. 17 с.
Индикаторы образования: 2023: статистический сборник. 2023 / Н. В. Бондаренко,
Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».
М.: НИУ ВШЭ. 432 с.
Капелюк С. Д., Лищук Е. Н., Капелюк З. А. 2022. Дефицит педагогических кадров в россий-
ских школах // Эффективность сферы товарного обращения и труда: сборник научных
статей VIII Писаренковских чтений. Гомель. С. 37–41.
Осипова О. П., Горохов С. А. 2021. Педагогические кадры на локальном рынке труда:
проблемы и дефициты (на примере Дальневосточного федерального округа) // Наука
и школа. № 2. С. 136–146.
Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам
преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey). 2019.
М. Том 1. 41 с.
Парсонс Т. 2015. Профессии и социальная структура / пер. В. Г. Николаева // Социальные
и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология.
№ 4. С. 153–170.
Ревякина В. И., Костюкова Т. А. 2022. Кадровые дефициты российской системы образования
в ХХI веке // Информация и образование: границы коммуникаций. № 14 (22). С. 13–15.
Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской
Федерации Года педагога и наставника» // Официальный интернет-портал правовой
информации. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003?
ysclid=lr1vodpd5x466366407 (дата обращения: 15.12.2023).
Ценюга С. Н., Ценюга И. Н., Яроцкая Н. В. 2023. Социальный статус сельского учителя
в Красноярском крае: реальность и перспективы // Педагогика. № 7. С. 87–96.
Bryant J., Ram S., Scott D., Williams C. 2023. K–12 teachers are quitting. What would make them
stay? URL: https://www.mckinsey.com/industries/education/our-insights/k-12-teachers-arequitting-
what-would-make-them-stay#/ (дата обращения 14.10.2023).
Davis К., Mооre W. 1945. Some Principles of Stratification. // American Sociological Review.
Vol. 10. № 4. Pp. 242–249.
McKenna B. 2018. U. S. Teacher Shortages — Causes and Impacts. Learning Policy Institute.
URL: https://learningpolicyinstitute.org/sites/default/files/body/Teacher_Shortages_
Causes_Impacts_2018_MEMO.pdf
Mutluer, Ö., Yüksel, S. 2019. The Social Status of the Teaching Profession: A Phenomenological
Study // Journal of Teacher Education and Educators. Vol. 8. Pp. 183–203.
Pišova M. 2013. Teacher Professional Socialisation: Objective Determinants // Orbis Scholae.
№ 7 (2). Pp. 67−80.
Sutcher L., Darling-Hammond L., Carver-Thomas D. 2016. A coming crisis in teaching? Teacher
supply, demand, and shortages in the U. S. Palo Alto, CA: Learning Policy Institute.
Vera C. P. 2013. Career Mobility Patterns of Public School Teachers. University Library of Munich,
Germany. 45 pp.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В этой книге, рассуждая с афроцентрических позиций и теоретических подходов, авторы задают универсальные и наиболее важные вопросы нашего времени о мире, социальной безопасности, защите людей и окружающей среды от физического ущерба и необходимых для этого институциональных гарантиях.
Эти вопросы обязательно связаны с гарантиями правосудия. Африканская перспектива важна для того, чтобы преобразовать нашу позицию, основанную на евроцентричном мышлении и концепции »богатого Севера«, в универсальную.
Согласно авторы, для Африки характерны единые континентальные вызовы. До сих пор ни одна из западных держав не смогла предложить долгосрочного решения этих проблем.
Западу не хватает первоначального опыта антиколониальной борьбы и стремления
к независимому развитию Африки.
В статье рассматривается Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей многонационального народа России»
В статье описывается ценностное и прогнозно-стратегическое значение научной юриспруденции
В статье рассматривается использование в маркетинге интеллект-карт как инструмента, применяемого для поиска решений и систематизации информации.
Для решения маркетинговых задач и разработки эффективных маркетинговых стратегий большое значение имеет обработка и анализ получаемой информации.
Для более эффективного использования таких инструментов, как интеллект-карты,
и минимизации ручной обработки данных появляются различные запросы, например объединение карт в одну от нескольких экспертов или разные итерации карты от одного эксперта.
Из-за увеличения объема и потока информации повышается трудоемкость анализа текстов на естественных языках.
Предложен алгоритм, состоящий из пяти этапов, и методика для решения проблемы объединения информации интеллект-карт в одну методами семантического анализа.
Для апробации методики проведен эксперимент, в ходе которого проанализировано более 30 интеллект-карт.
По результатам анализа представлена объединенная интеллект-карта на основе предлагаемой методики и решена задача объединения ряда разнородных карт в одну с помощью семантического анализа.
В статье использованы такие методы, как анализ литературы, эксперимент, семантический анализ текста.
Статья посвящена характеристике динамики налогового бремени российских компаний сферы информационных технологий как ключевого фактора их экономической устойчивости.
Целью исследования является определение региональных особенностей уровня налогового бремени в сфере информационных технологий для выявления лучшей практики с возможностью дальнейшего тиражирования удачного опыта.
Для достижения цели проводится анализ изменения налогового бремени в постковидный период по сравнению с 2019 г.
Особое внимание уделяется динамике налогового бремени в зависимости от масштабов
предприятий.
Результаты исследования показывают, что тенденция снижения налогового бремени в постковидный период не является стабильной для всех регионов.
Было подтверждено, что низкий уровень налогового бремени связан не столько с отраслью ведения деятельности (в частности, со сферой информационных технологий), сколько с региональными особенностями (созданием налоговых преференций на отдельных территориях).
В настоящее время господдержка бизнеса налоговыми способами и методами направлена в большей степени на поддержку тех или иных субъектов федерации, а не отрасли информации и связи.
Наиболее типичный масштаб предприятий сферы информационных технологий, демонстрирующих минимальное налоговое бремя, предполагает выручку от 30 до 120 млн руб. в год.
Подобное масштабирование бизнеса в данной сфере позволяет не только использовать налоговые преференции, установленные действующим российским налоговым законодательством, но и изыскивать ресурсы для организации эффективного налогового планирования.
В данной статье освещены исторические аспекты присоединения Луганской Народной Республики к Российской Федерации.
Авторами рассмотрены особенности применения судами Луганской Народной Республики
уголовного закона Российской Федерации в период интеграции нового субъекта в правовую систему Российской Федерации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в нем раскрывается механизм индивидуализации наказания подсудимых, являющихся участниками специальной
военной операции по защите гражданского населения Донецкой и Луганской Народных
Республик, в том числе реализованный путем назначения условного осуждения.
В статье раскрываются особенности применения судами в качестве смягчающего наказание обстоятельства участие в специальной военной операции.
Исследована складывающаяся практика назначения наказания лицам за совершение криминальных деяний до дня вхождения ЛНР в состав Российской Федерации.
Также изучены вопросы формирования судебной практики применения норм уголовного и международного права при рассмотрении дел о преступлениях, совершенных в отношении мирного населения ЛНР.
Сделано заключение о том, что судами обоснованно и справедливо применяются нормы уголовного кодекса ЛНР, которые улучшают положение осужденных.
Автор полагает, что в условиях проводимой муниципальной реформы в России совершенствование механизмов общественного участия в муниципальном управлении должно стать одним из приоритетных направлений.
Данное обстоятельство актуализирует вопрос о комплексном исследовании релевантного
зарубежного опыта.
В работе впервые в рамках отечественной науки муниципального права исследуется региональное (провинциальное) законодательство Аргентины в части регулирования форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Научная новизна работы обусловлена комплексным системным исследованием правовых основ обеспечения участия населения в осуществлении местного самоуправления в Аргентине.
В указанной части исследуются нормативные источники, которые ранее в отечественной науке муниципального права исследованы не были.
Актуальность исследования связана с потребностью и своевременностью анализа зарубежного опыта муниципального строительства в контексте реализованной в России конституционной и продолжающейся муниципальной реформы.
Акцент в работе сделан на таких формах участия, как выборы, референдум, отзыв выборных должностных лиц, участие населения в обсуждении различных вопросов посредством использования различных механизмов, создание децентрализованных территориальных образований.
На основе сочетания сравнительно-правового и комплексного методов исследования автор приходит к выводу, что отдельные механизмы вовлечения населения в принятие решений на местном уровне могут быть приняты во внимание в рамках отечественного правопорядка.
В частности, обращается внимание на совершенствование процедуры отзыва выборных должностных лиц, повышение степени участия населения при реформировании территориальных основ организации муниципальной власти, обеспечение участия жите-
лей отдельных населенных пунктах в осуществлении местного самоуправления
при укрупнении муниципальных образований, институционализацию локальных сообществ.
Анализ аргентинского опыта в указанной части может служить
подспорье
Интернет становится всё более значимым для эффективного функционирования экономики и общества.
Однако исследования показали наличие цифрового разрыва, заключающегося в том, что пожилые люди являются неравноправными участниками онлайн-торговли.
Поэтому наше исследование направлено на изучение социальных факторов, которые способствуют или ограничивают поведение пожилых людей при совершении покупок в Интернете, а также предлагается авторская стратификация пожилых пользователей / не пользователей онлайн-сервисов на основе этих социальных факторов. Эмпирическая часть исследования включала опрос с выборкой из 320 пожилых людей, по результатам
которого был проведен корреляционный и кластерный анализ.
Полученные результаты показывают, что наиболее сильным фактором, определяющим адаптивность пожилых людей к онлайн-торговле, является место их жительства (сельская
либо городская местность).
Статья посвящена анализу роли и места соседского взаимодействия в мессенджерах в части конструирования социального статуса.
Цифровизация повседневности и расширение строительства многоквартирных жилых объектов в российских городах ставят перед исследователями множество вопросов об особенностях протекания социальных процессов и складывания социальной структуры в данных условиях.
Цель статьи — на основании опыта двухлетнего наблюдения и собранного эмпирического материала (более 60 000 сообщений пользователей) показать, как в дискурсе соседских обсуждений современных жилых комплексов Иркутска артикулируется нарратив социального благополучия.
Основным методом исследования является дискурс-анализ, социальный статус жильцов представляется нам «пустым знаком», за наполнение которого «борется» дискурс соседских обсуждений.
Для предобработки текстового массива применялся софт MAXQDA 2020, предобработка производилась с помощью тематического кодирования.
Был выделен ряд кодов, так или иначе связанных с исследуемой проблематикой.
Закодированная совокупность текстов была обобщена в три основных тропа, вокруг которых вращаются обсуждения интересующей нас тематики — финансовая состоятельность членов сообщества, материальные маркеры достатка и образ жителей сопредельных локальностей.
Основным теоретическим ресурсом, используемым в исследовании, послужили идеи П. Бурдьё и «социального конструирования реальности» П. Бергера и Т. Лукмана.
Соседский чат представляется нам механизмом, позволяющим инструментализировать атрибуты социального статуса в текстовых практиках, тем самым кристаллизуя сообщество изнутри.
Основными факторами, детерминирующими самоописание и самовоображение сообществ в качестве носителей высокого социального статуса, выделены благополучие, предзаданное на этапе реализации застройщиками новой недвижимости, и расположение в городском пространстве.
Издательство
- Издательство
- ТЮМГУ
- Регион
- Россия, Тюмень
- Почтовый адрес
- 625003, Уральский федеральный округ, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6
- Юр. адрес
- 625003, Уральский федеральный округ, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6
- ФИО
- Романчук Иван Сергеевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- ceo@utmn.ru
- Контактный телефон
- +7 (345) 2597429