ISSN 2411-7897 · EISSN 2500-3534
Языки: ru · en · fr

ВЕСТНИК ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Воспроизводство педагогических кадров в системе общего образования: тенденции и противоречия (2024)

В статье рассматриваются основные тенденции воспроизводства педагогических кадров в системе общего образования России.

На основании анализа теоретико-методологических подходов и ряда эмпирических работ
авторами делается вывод о значимости стабильного восполнения профессиональной структуры, в т. ч. на уровне общего образования, а также наличии ряда факторов, влияющих на его успешность.

К подобным факторам относят территориальные условия, в т. ч. социально-экономические и демографические, динамику уровня образования населения и специфику работы системы образования (например, наличие предпрофильного образования как механизма
рекрутинга потенциальных работников), а также влияние иных групп факторов.

В работе анализируются статистические данные Министерства просвещения Российской Федерации о численности, структуре и динамике движения кадров в организациях, реализующих программы общего образования.

Авторы показывают ряд негативных тенденций, связанных с ростом численности учителей, уволившихся со своего рабочего места, увеличением количества ставок, приходящегося на одного штатного работника образования, а также роста числа ставок, вакантных на начало учебного года.

Описанные тенденции имеют специфику проявления в городских и сельских общеобразовательных организациях, а также с разной степенью интенсивности проявляются в различных предметных областях, усиливая проблемы с подготовкой, в первую очередь, по естественнонаучным предметам.

Тип: Статья
Автор (ы): ВОЛЕГОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
Ключевые фразы: общее образование, социально-профессиональная структура, воспроизводство кадров, педагоги, старение кадров, кадровый дефицит, терри- ториальная специфика

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.344.24. Согласно профессиям или занятиям
Текстовый фрагмент статьи