ISSN 2309-7078
Язык: ru

ИЗВЕСТИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 1 (302) (2024)
Авторы: Эйлазова Севиндж Эйваз гызы

В современный период развитие ИКТ является одним из важных показателей интеллектуального и научного потенциала каждой страны. Необходимость этого процесса еще больше ощущается в нынешнюю эпоху глобализации. Динамичное развитие и распространение технологий создает большие возможности для развития человечества. На сегодняшний день создание информационного общества и высокотехнологичной национальной экономики, способной конкурировать со странами мира, стало основным направлением государственной политики многих стран. В этих странах сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) выступает ведущим фактором развития. Данная сфера активно влияет на политическую, экономическую и социальную деятельность государств и обеспечивает формирование общественных отношений. Как построить систему образования в информационном обществе, какие технологии и как их использовать для развития образования - в настоящее время один из главных вопросов. Государственная стратегия по применению информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе направлена на обеспечение свободного доступа обучающихся к информационным технологиям в образовательных учреждениях (школах и вузах) и дома, а также достижение других целей, связанных с образованием. Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с реформированием системы образования, является совершенствование управления образованием с применением ИКТ. Вместе с тем, улучшение нормативной правовой базы, регулирующей деятельность органов местного самоуправления и государственных органов в сфере применения ИКТ в образовании, разработка и доработка системы электронных баз данных, необходимой для эффективного управления в сфере образования, и характеристика состояния этой области требуют особого внимания. Также одной из приоритетных задач на перспективу является обеспечение системы образования страны педагогическими и административными кадрами, обладающими высокими знаниями и умениями в сфере ИКТ.

Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)
Выпуск: № 1 (302) (2024)
Авторы: Востроилова Елена Владимировна, Лаптиева Галина Григорьевна

В статье обоснована актуальность применения проектной деятельности в процессе профессионально-личностного становления будущего учителя, её влияние на проявление творческого потенциала личности. Представлены результаты опроса студентов второго курса психолого-педагогического факультета профиля «Начальное образование» о понимании сущности и предпочтениях применения проектной деятельности в ходе преподавания дисциплин педагогического цикла. Предлагается примерное содержание заданий, необходимых для обучения студентов основам проектной деятельности.

Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ (2024)
Выпуск: № 1 (302) (2024)
Авторы: Гревцева Валентина Фридриховна, Позднякова Татьяна Николаевна, Шевцова Мария Александровна

Статья посвящена проблеме профессионального воспитания будущего педагога. Представлены подходы к рассмотрению понятия «профессиональное воспитание». Содержание профессионального воспитания представлено в виде четырех компонентов: деятельностно-практического, рефлексивно-творческого, эмоционально-ценностного и регулирующего. Выявлены инструменты профессионального воспитания будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МУЗЫКОЙ (2024)
Выпуск: № 1 (302) (2024)
Авторы: Худякова Татьяна Леонидовна, Кочура Мария Максимовна

В статье рассматриваются особенности коммуникативной сферы школьников, занимающихся музыкой. Коммуникация раскрывается как источник вхождения личности в социум, проявляющаяся в индивидуальном творчестве и в процессе взаимодействия с другими людьми. Поскольку музыка предоставляет уникальную возможность для пополнения литературных, культурных и исторических знаний детей и определяет способы социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков в музыкальной деятельности, помогает учащимся освоить умения общаться со сверстниками и взрослыми. При этом создаются условия для развития эмоциональной сферы личности, что позволяет активно включаться в творческий процесс; школьники учатся понимать друг друга, высказывать своё мнение и поддерживать друг друга, анализируя информацию и выслушивая всех. В процессе исследования была использована методика Т.Ю. Андрущенко «Мой круг общения» и результаты показали, что школьники, занимающиеся музыкой, владеют коммуникативными навыками и успешно адаптируются в разных социальных группах.

Сохранить в закладках
КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО И НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 1 (302) (2024)
Авторы: Шакурова Марина Викторовна, Неценко Ольга Викторовна, Алехина Екатерина Валентиновна

В статье поднимается проблема гражданского самоопределения будущих и начинающих педагогов, являющегося необходимым условием развития отечественных воспитательных практик, воспитания гражданственности. Сложность решения данной проблемы в современных социокультурных условиях обусловила необходимость определения концептуальных основ социально-педагогического сопровождения молодых людей, в числе которых: а) социально-гражданский контекст в понимании гражданского самоопределения; б) реализация идеи подчиненности гражданского становления личности целостному личностному развитию; в) выращивание гражданственности личности через преемственность реализации гражданской позиции в сменяющихся референтных группах; г) обеспечение полноценной гражданской вовлеченности и включенности будущих и начинающих педагогов в социально-значимые практики; д) направленность социально-педагогического сопровождения на решение задач содействия беспроблемному гражданскому самоопределению и поддержки в ситуациях затруднений в гражданском самоопределении.

Сохранить в закладках
СТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕЕ КОМПОНЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 2 (303) (2024)
Авторы: Спиридонова Юлия Сергеевна

В настоящее время актуальными являются вопросы, связанные с цифровизацией образования и профессиональной подготовкой будущих педагогов, в соответствии с требованиями данного процесса. Одним из требований, предъявляемых к педагогу, является моделирование и внедрение им электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс. Автор указывает на необходимость формирования цифровой культуры будущего педагога для успешного моделирования и внедрения им электронных образовательных ресурсов. Структура цифровой культуры может быть представлена совокупностью следующих компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного. Для определения сформированности каждого, автор выделяет их уровни. Устанавливание ступени сформированности цифровой культуры педагога позволяет понять, какие пробелы имеются в его знаниях, на каких аспектах стоит сделать акцент в ходе его профессиональной подготовки.

Сохранить в закладках
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: СОСТОЯНИЕ, УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ (2024)
Выпуск: № 2 (303) (2024)
Авторы: Данилова Галина Владимировна, Ропотина Елена Ивановна

В статье обоснована актуальность становления готовности учителей к формированию финансовой грамотности школьников как элемента функциональной грамотности. Представлены результаты опроса практикующих педагогов общеобразовательных учреждений города Петрозаводска Республики Карелия и регионов Российской Федерации о состоянии готовности педагогов к формированию финансовой грамотности и финансовой культуры обучающихся. Показан опыт, предложены условия, способствующие повышению уровня готовности практикующих и будущих учителей к проведению занятий по формированию финансовой грамотности и финансовой культуры школьников.

Сохранить в закладках