Архив статей журнала
В связи со снижением интереса обучающихся к школьному предмету «География » появляется необходимость внедрения новых технологических средств обучения. Одно из перспективных направлений — применение инновационных методов и современных цифровых технологий, способных повысить мотивацию школьников. В настоящей статье автором рассматривается возможность использования виртуальных туров и онлайн-карт (Google Earth, Google Maps, Яндекс Карты) с целью развития картографической грамотности школьников. Уроки с привлечением современных технологий повышают познавательную активность и развивают исследовательские умения обучающихся. Автором доказана важность карты, включая ее цифровые формы, как ключевого инструмента изучения географии.
Рассмотрены главные преимущества применения интерактивных картографических сервисов: доступность, визуализация, актуальность данных, мультифункциональность и персонализация. Особое внимание уделено практической реализации данного подхода на примере изучения карстовых форм рельефа в Кировской области. В статье представлены методические рекомендации по организации виртуальных экскурсий, включая составление маршрутов, постановку задач, непосредственное путешествие, а также анализ полученных результатов. Автором разработан комплекс разнообразных заданий, направленных на развитие у обучающихся навыков самостоятельного исследования, анализа географической информации и представления результатов; при этом доказано, что внедрение электронных ресурсов в учебный процесс способствует более глубокому и осознанному усвоению материала, делает преподавание географии более наглядным, интерактивным и соответствующим цифровой среде современного школьника.
В статье акцентируется внимание на проблеме ориентации образовательного процесса современной школы на создание здоровьесберегающей образовательной среды с включением системы многокомпонентной воспитательной работы и здоровьесберегающих технологий. Подчеркивается значимость организации воспитательной деятельности, направленной на поддержание физического и психического здоровья обучающихся. Приводятся статистические данные, свидетельствующие о негативной динамике состояния здоровья российских школьников за последние годы. Теоретическая база публикации подкрепляется стратегическими приоритетами, обозначенными в указе Президента Российской Федерации, посвященном национальным целям развития страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, в том числе сохранении населения, укреплении здоровья и повышения благополучия людей, поддержке семей. Предметом исследования в статье является анализ результатов самодиагностики школ Пермского края и описание педагогического опыта работы одной из школ «Наставнической лиги» Пермского края в контексте создания здоровьесберегающей образовательной среды и формирования здорового образа жизни у обучающихся в модели проекта «Школа Минпросвещения России». Для этого обобщены результаты самодиагностики 463 школ Пермского края по магистральному направлению «Здоровье» в 2024 году. Приведен сравнительный анализ дефицитарных показателей по результатам самодиагностики. На примере деятельности МАОУ «Сылвенская средняя школа имени В. Каменского» по направлению «Здоровье» демонстрируется продуктивный педагогический опыт в качестве школы-лидера «Наставнической лиги» в образовательном пространстве Пермского края. Опровергается распространенный тезис о несовместимости процесса обучения в школе и сохранения здоровья обучающихся.
В статье рассматривается роль русского изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании школьников в контексте современных вызовов и задач, определенных государственной политикой в области сохранения традиционных ценностей. Автор анализирует потенциал живописи как инструмента формирования духовно-нравственного фундамента личности, способного противостоять негативным тенденциям современности. Предлагается интеграция произведений русского искусства в различные школьные дисциплины (например, в историю, обществознание, основы духовно-нравственной культуры народов России), смещая акцент с формального анализа к личностному восприятию и рефлексии. На примере конкретных картин русских художников (П. А. Федотова и современных художников О. Д. Савостьяновой, Ф. Иванова) для разных возрастных групп (начального общего, основного общего и среднего общего образования) демонстрируются методические подходы к использованию живописи для обсуждения нравственных понятий, исторической памяти и культурной идентичности. Особое внимание уделяется роли педагога как медиатора, осмысливающего и транслирующего ценностное содержание произведений искусства. Подчеркивается, что личная вовлеченность и искренность восприятия учителя является ключевым фактором эффективности воспитательного воздействия искусства. Обосновывается важность обращения к отечественной культуре как источнику национально-культурной идентичности и духовных идеалов.
В статье рассматриваются направления профессионального самоопределения подростков. Подчеркнута значимость системы дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении. Названы некоторые противоречия, которые обусловливают существование проблем в профессиональном самоопределении в период обучения детей в учреждении дополнительного образования. Обозначена роль студии технического моделирования «ТехУспех» МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» в профессиональном становлении учащихся. Отмечено, что развитие навыков защиты технических проектов и презентации собственных изобретений, а также целенаправленное и системное участие детей и подростков в конференциях, выставках, соревнованиях, олимпиадах и конкурсах в профильных вузах являются ориентиром для последующего обучения и выбора профессии. Учащиеся проходят путь от детской увлеченности до профессионального самоопределения. Практика деятельности показывает, что психологическая готовность к профессиональному выбору формируется через самопознание. Увлечения в детстве нередко связаны с тем, как человек впоследствии планирует свое профессиональное будущее. Чтобы осознанно определить профессиональный путь, необходимо понимать собственные желания, иметь возможность развивать природные способности. Практический опыт демонстрирует множество случаев, когда именно педагог системы дополнительного образования становится той фигурой, которая предопределяет профессиональный путь учащегося.
В статье представлена модель внутришкольной системы управления работой с одаренными детьми, разработанная в МБОУ «Серетинская ООШ» Белгородской области. Авторы рассматривают одаренность как динамическое качество, требующее комплексного сопровождения, и предлагают адаптивную управленческую стратегию, сочетающую индивидуальный подход, цифровые технологии и междисциплинарность. Ключевые элементы модели включают многоуровневую диагностику (наблюдение, экспертные оценки, проектные методики, цифровые инструменты); банк данных одаренных учащихся с регулярным обновлением и структурированием по видам одаренности; индивидуальные образовательные маршруты; сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и региональными центрами; использование ресурсов центра «Точка роста» для проектно-исследовательской деятельности.
Особое внимание уделено дополнительному образованию, которое способствует раскрытию творческого, интеллектуального и социального потенциала учащихся. Приведены результаты мониторинга: рост числа победителей олимпиад и конкурсов, увеличение проектной активности, снижение тревожности у детей.
Практическая значимость модели заключается в ее адаптивности для малокомплектных сельских школ и возможности тиражирования. Перспективы развития включают создание межшкольного ресурсного центра и систему раннего прогнозирования одаренности. Представленный управленческий опыт показал достаточную эффективность и может быть использован образовательными учреждениями сельской местности для повышения качества работы с талантливыми обучающимися.
Статья посвящена рассмотрению проблемы разработки интеграционной педагогической модели формирования социальной активности студентов в условиях цифровой трансформации высшего образования и её обоснованию. Актуальность исследования, как показывают данные исследования hh. ru за 2023 год, обусловлена кризисом традиционных методик преподавания, выражающимся в низком уровне развития soft skills у выпускников (23 % соответствия запросам рынка), и необходимостью интеграции профессиональной подготовки с формированием гражданской идентичности. Цель статьи — представить теоретико-методические основания и описание практической реализации интеграционной модели «Акселератор социальной активности студентов», синтезирующей педагогические подходы и digital-инструменты. Методологическую основу составляют принципы социально-конструктивистской дидактики Л. С. Выготского, деятельностный подход А. Н. Леонтьева, концепция «обучения через служение» Дж. Дьюи, принципы цифровой педагогики П. Г. Щедровицкого. Ключевая инновация модели — глубокая интеграция содержательных (социальное проектирование на реальных кейсах), организационных (синтез очных лабораторий — 50 %, онлайн-модулей — 30 %, выездных интенсивов — 20 % по методу В. В. Рубцова) и технологических компонентов (digital-инструменты). Подробно описаны применяемые педагогические технологии: геймификация мотивационной системы (прогрессивные уровни, бейджи, внутренняя валюта) на основе теории К. Каппа; цифровые инструменты оценивания (блокчейн-портфолио, AI-аналитика Big Data для адаптивного обучения, heat-карты вовлеченности); интерактивные дидактические материалы (гипертекстуальные ресурсы с инфографикой); методика организации занятий (контекстное обучение, инверсия среды); многоуровневая оценочная система (стартовое тестирование, оценка 360°, индекс СПАИ, портфолио). Результаты «пилотного» внедрения подтвердили рост вовлеченности студентов на 65 % и сокращение времени подготовки проектов на 35 %. Делается вывод об эффективности интеграционной модели, реконструирующей методику преподавания через синтез педагогических подходов и digital-технологий, трансформацию роли преподавателя в тьютора-фасилитатора и создание цифрового следа компетенций. Перспективы связаны с глокализацией модели через интеграцию с международными платформами.
Современный мир динамично развивается, и вместе с ним меняется человек и его качества. В настоящее время появляется потребность в формировании личности, которая обладает развитым креативным мышлением, умением нестандартно решать задачи, а также способностью к критическому мышлению. В данной статье рассматривается возможность внедрения методов STEAM в образовательный процесс на уроках геометрии в 7-м классе. Данный подход развивает перечисленные выше качества человека, которые необходимы в эпоху современности. Автор выделяет главные аспекты проблемы: повышение уровня учебной мотивации учеников; развитие креативного мышления; формирование геометрических знаний. В статье уделяется особое внимание возможности применения STEAM-подхода для актуализации учебного материала по геометрии. Демонстрируется описание разработанного задания и результаты апробации его на уроке в 7-м классе, которые говорят о положительном влиянии STEAM-подхода на учебную мотивацию детей, успеваемость учащихся и развитие творческих способностей. Результаты исследования подчеркивают необходимость интеграции естественных наук, технологий, инженерии, искусства и математики в образовательном процессе. В заключении статьи представлены выводы, рекомендации, отмечается важность изучения STEAM-подхода в образовании, т. к. подход появился относительно недавно, существует мало статей с исследованиями по данной теме.
Проблема двойственного влияния искусственного интеллекта (далее — ИИ) на образовательный процесс требует глубокого анализа. С одной стороны, ИИ предлагает революционные возможности: персонализацию обучения, оптимизацию времени преподавателей, повышение доступности образования и поддержку в формате «интеллектуального репетитора» для студентов. С другой стороны, стремительное внедрение технологии опережает ее понимание, порождая этические дилеммы, угрозы приватности, цифровое неравенство, риски академической недобросовестности и дегуманизации обучения. Эмпирические данные выявляют разрыв в использовании ИИ среди преподавателей (генерация идей, упрощение материалов, дифференциация) и студентов (выполнение заданий, самопроверка), а также атмосферу неопределенности из-за отсутствия четких институциональных политик. Критической проблемой признается низкая ИИ-грамотность на всех уровнях при дефиците стратегий интеграции и квалифицированных кадров. В статье подчеркивается, что ИИ кардинально меняет набор ключевых компетенций: на первый план выходят аналитическое суждение, критическое мышление, коммуникация, эмоциональный интеллект и управление ИИ-инструментами. Также приведены примеры использовании ИИ в образовании на сегодняшний день. Особый акцент делается на необходимости сбалансированного подхода, при котором ИИ усиливает образовательный процесс, сохраняя гуманистическую основу.
В статье представлена комплексная модель сопровождения педагогических работников на различных этапах всероссийских конкурсов профессионального мастерства (от подготовки до постконкурсной деятельности). Актуальность исследования обусловлена современной тенденцией к объединению данных конкурсов как на федеральном, так и на региональном уровне, что требует согласованного и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Модель имеет многоуровневую и многоэтапную структуру. Описанный многоуровневый подход обеспечивает координацию действий и поддержку педагогов с учетом специфики каждого уровня управления и образовательной среды, что способствует эффективному решению профессиональных задач и повышению качества образовательного процесса. Апробация модели в Республике Коми показала ее эффективность: отмечен рост числа участников, охваченных обучающими мероприятиями, удовлетворенности педагогов поддержкой, устранены проблемы, отмеченные при разрозненной подготовке. Модель трансформирует конкурс из разового события в значимый этап непрерывного профессионального развития педагога. Представленная в статье модель сопровождения педагогов может быть полезна методистам и тьюторам образовательных организаций, руководителям и специалистам органов управления образованием на региональном и муниципальных уровнях, педагогам, планирующим участие во всероссийских конкурсах, организациям дополнительного профессионального образования.
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания внедрения метода Dogme ELT в современную систему преподавания иностранного языка. Целью исследования является рассмотрение метода Dogme ELT как современного и актуального подхода к обучению, а также выявление его практических преимуществ при интеграции в учебный процесс вуза, в частности, в Югорском государственном университете. Особое внимание уделяется выявлению противоречий между школьной и вузовской языковой подготовкой, а также анализу несоответствия целей и методик преподавания на разных уровнях образования. Уточняется специфика грамматико-переводного метода, широко распространенного в системе общего образования, и обосновываются его ограничения в контексте формирования коммуникативной компетенции у студентов. Выявляются характерные признаки метода Dogme ELT, такие как гибкость, минимизация учебных материалов, ориентация на спонтанную речь и опора на речевой опыт обучающихся в качестве актуальной альтернативы традиционному подходу. Представлены результаты опроса студентов Югорского государственного университета, свидетельствующие о высокой мотивационной и практико-ориентированной эффективности Dogme ELT. В статье делается акцент на целесообразности включения элементов данного метода в образовательную программу вуза для интенсификации речевой активности, повышения учебной автономии студентов и формирования устойчивой заинтересованности в изучении иностранного языка как средства межкультурной коммуникации. Результаты, описанные в исследовании, могут представлять интерес для преподавателей, методистов, аспирантов, магистрантов, а также для руководителей образовательных программ, стремящихся повысить качество преподавания иностранных языков.
В условиях цифровой трансформации системы среднего профессионального образования все большее значение приобретают инновационные педагогические подходы, способствующие повышению качества подготовки будущих специалистов. В статье рассматриваются возможности использования цифрового образовательного контента как средства реализации реверсивной тактики преподавания, ориентированной на развитие самостоятельности, критического мышления и коммуникативных навыков студентов. Исследование проводилось в рамках опытно-экспериментальной работы на базе Кузбасского педагогического колледжа и его партнеров. Описаны организационно-методические аспекты внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, а также показано их влияние на развитие всех видов речевой деятельности. Реверсивная тактика деятельности преподавателей педагогического колледжа позволила перенести акцент с передачи знаний на формирование профессиональных компетенций через практико-ориентированный подход. Преподаватель выступил в роли тьютора и фасилитатора познавательной деятельности обучающихся. Статья демонстрирует, что реверсивная тактика в сочетании с цифровым образовательным контентом становится мощным ресурсом интенсификации обучения и позволяет эффективно решать задачи федерального проекта «Профессионалитет». Особое внимание уделено практической направленности внеаудиторной подготовки и активизации аудиторного взаимодействия. Предложены рекомендации по использованию цифровых платформ и разработке авторских материалов для преподавателей среднего профессионального образования.
В статье раскрываются теоретико-методологические основания формирования технической креативности студентов инженерно-технических направлений подготовки в условиях высшей школы. Актуальность темы обусловлена необходимостью обновления педагогических подходов в условиях цифровизации, креативной экономики, укрепления национального технологического лидерства и растущих требований к подготовке инженеров нового типа, способных к генерации инновационных технических решений в условиях неопределенности. Автором обоснована позиция, согласно которой формирование технической креативности невозможно в рамках исключительно контентной модели образования и требует создания образовательной среды с признаками самообучающейся организации. Ключевым элементом такой среды выступает саморазвивающаяся университетская лаборатория, представленная как структурно-функциональный модуль, обладающий способностью к выработке и воспроизводству «нового знания», инновационных решений, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности студентов. Представлена модель лаборатории как среды педагогически организованного самообучения, в центре которой находится алгоритм анализа результатов опытно-экспериментальной деятельности обучающихся. Данный алгоритм рассматривается как дидактический механизм формирования метакомпетенций: рефлексии, проектного мышления, субъектности, способности к переносу и преобразованию знаний. Особое внимание уделено раскрытию организационно-педагогических условий.