Архив статей журнала

Влияние ИИ на учебный процесс: Pro et contra? (2025)
Выпуск: № 3 (27) (2025)
Авторы: Лобок Иван Дмитриевич

Проблема двойственного влияния искусственного интеллекта (далее — ИИ) на образовательный процесс требует глубокого анализа. С одной стороны, ИИ предлагает революционные возможности: персонализацию обучения, оптимизацию времени преподавателей, повышение доступности образования и поддержку в формате «интеллектуального репетитора» для студентов. С другой стороны, стремительное внедрение технологии опережает ее понимание, порождая этические дилеммы, угрозы приватности, цифровое неравенство, риски академической недобросовестности и дегуманизации обучения. Эмпирические данные выявляют разрыв в использовании ИИ среди преподавателей (генерация идей, упрощение материалов, дифференциация) и студентов (выполнение заданий, самопроверка), а также атмосферу неопределенности из-за отсутствия четких институциональных политик. Критической проблемой признается низкая ИИ-грамотность на всех уровнях при дефиците стратегий интеграции и квалифицированных кадров. В статье подчеркивается, что ИИ кардинально меняет набор ключевых компетенций: на первый план выходят аналитическое суждение, критическое мышление, коммуникация, эмоциональный интеллект и управление ИИ-инструментами. Также приведены примеры использовании ИИ в образовании на сегодняшний день. Особый акцент делается на необходимости сбалансированного подхода, при котором ИИ усиливает образовательный процесс, сохраняя гуманистическую основу.

Сохранить в закладках